Файл: Программа основного общего образования 2022.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 2433

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

1. Целевой раздел ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ программы основного общего образования

1.1. Пояснительная записка

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: общая характеристика

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы

2.2. Примерная Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся

2.3. Примерная программа воспитания

2.4. Программа коррекционной работы

3. Организационный раздел программы основного общего образования

3.1. Примерный учебный план программы основного общего образования

3.2. Примерный План внеурочной деятельности

3.3. ПРИМЕРНЫЙ календарный План воспитательной работы

3.4. Характеристика условий реализации программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС ООО


Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»1

блока, кол-во часов

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

А)

3—4 учебных часа

Россия — наш общий дом

Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны. Музыка наших соседей, музыка других регионов2

Знакомство со звучанием фольклорных образцов близких и далёких регионов в аудио- и видеозаписи. Определение на слух:

— принадлежности к народной или композиторской музыке;

— исполнительского состава (вокального, инструментального, смешанного);

— жанра, характера музыки.

Разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр разных народов России

Б)

3—4 учебных часа

Фольклорные жанры

Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец

Знакомство со звучанием фольклора разных регионов России в аудио- и видеозаписи. Аутентичная манера исполнения. Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки разных народов.

Выявление общего и особенного при сравнении танцевальных, лирических и эпических песенных образцов фольклора разных народов России.

Разучивание и исполнение народных песен, танцев, эпических сказаний. Двигательная, ритмическая, интонационная импровизация в характере изученных народных танцев и песен.

На выбор или факультативно

Исследовательские проекты, посвящённые музыке разных народов России. Музыкальный фестиваль «Народы России»

В)

3—4 учебных часа

Фольклор в творчестве профессиональных композиторов

Народные истоки композиторского творчества: обработки фольклора, цитаты; картины родной природы и отражение типичных образов, характеров, важных исторических событий.

Внутреннее родство композиторского и народного творчества на интонационном уровне

Сравнение аутентичного звучания фольклора и фольклорных мелодий в композиторской обработке. Разучивание, исполнение народной песни в композиторской обработке.

Знакомство с 2—3 фрагментами крупных сочинений (опера, симфония, концерт, квартет, вариации и т. п.), в которых использованы подлинные народные мелодии. Наблюдение за принципами композиторской обработки, развития фольклорного тематического материала.

На выбор или факультативно

Исследовательские, творческие проекты, раскрывающие тему отражения фольклора в творчестве профессиональных композиторов (на примере выбранной региональной традиции).

Посещение концерта, спектакля (просмотр фильма, телепередачи), посвящённого данной теме. Обсуждение в классе и/или письменная рецензия по результатам просмотра

Г)

3—4 учебных часа

На рубежах культур

Взаимное влияние фольклорных традиций друг на друга.

Этнографические экспедиции и фестивали.

Современная жизнь фольклора

Знакомство с примерами смешения культурных традиций в пограничных территориях1. Выявление причинно-следственных связей такого смешения.

Изучение творчества и вклада в развитие культуры современных этно-исполнителей, исследователей традиционного фольклора.

На выбор или факультативно

Участие в этнографической экспедиции, посещение/ участие в фестивале традиционной культуры



Модуль № 3 «Музыка народов мира»1

блока, кол-во часов

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

А)

3—4 учебных часа

Музыка — древнейший язык человечества

Археологические находки, легенды и сказания о музыке древних.

Древняя Греция — колыбель европейской культуры (театр, хор, оркестр, лады, учение о гармонии и др.)

Экскурсия в музей (реальный или виртуальный) с экспозицией музыкальных артефактов древности, последующий пересказ полученной информации.

Импровизация в духе древнего обряда (вызывание дождя, поклонение тотемному животному и т. п.).

Озвучивание, театрализация легенды/мифа о музыке.

На выбор или факультативно

Квесты, викторины, интеллектуальные игры. Исследовательские проекты в рамках тематики «Мифы Древней Греции в музыкальном искусстве XVII—XX веков»

Б)

3—4 учебных часа

Музыкальный фольклор народов Европы

Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора1

Отражение европейского фольклора в творчестве профессиональных композиторов

Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки народов Европы.

Выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов европейского фольклора и фольклора народов России.

Разучивание и исполнение народных песен, танцев. Двигательная, ритмическая, интонационная импровизация по мотивам изученных традиций народов Европы (в том числе в форме рондо)

В)

3—4 учебных часа

Музыкальный фольклор народов Азии и Африки

Африканская музыка — стихия ритма.

Интонационно-ладовая основа музыки стран Азии1, уникальные традиции, музыкальные инструменты. Представления о роли музыки в жизни людей

Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки народов Африки и Азии.

Выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов азиатского фольклора и фольклора народов России.

Разучивание и исполнение народных песен, танцев.

Коллективные ритмические импровизации на шумовых и ударных инструментах.

На выбор или факультативно

Исследовательские проекты по теме «Музыка стран Азии и Африки»

Г)

3—4 учебных часа

Народная музыка Американского континента

Стили и жанры американской музыки (кантри, блюз, спиричуэлс, самба, босса-нова и др.). Смешение интонаций и ритмов различного происхождения

Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании американского, латиноамериканского фольклора, прослеживание их национальных истоков.

Разучивание и исполнение народных песен, танцев.

Индивидуальные и коллективные ритмические и мелодические импровизации в стиле (жанре) изучаемой традиции


Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»1

блока, кол-во часов

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

А)

2—3 учебных часа

Национальные истоки классической музыки

Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена, Э. Грига и др.

Знакомство с образцами музыки разных жанров, типичных для рассматриваемых национальных стилей, творчества изучаемых композиторов.

Определение на слух характерных интонаций, ритмов, элементов музыкального языка, умение напеть наиболее яркие интонации, прохлопать ритмические примеры из числа изучаемых классических произведений.







Значение и роль композитора — основоположника национальной классической музыки.

Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка

Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинённого композитором-классиком (из числа изучаемых в данном разделе).

Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.

На выбор или факультативно

Исследовательские проекты о творчестве европейских композиторов-классиков, представителей национальных школ.

Просмотр художественных и документальных фильмов о творчестве выдающих европейских композиторов с последующим обсуждением в классе.

Посещение концерта классической музыки, балета, драматического спектакля

Б)

2—3 учебных часа

Музыкант и публика

Кумиры публики (на примере творчества В. А. Моцарта, Н. Паганини, Ф. Листа и др.). Виртуозность. Талант, труд, миссия композитора, исполнителя. Признание публики. Культура слушателя. Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня

Знакомство с образцами виртуозной музыки. Размышление над фактами биографий великих музыкантов — как любимцев публики, так и непóнятых современниками.

Определение на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов музыкального языка изучаемых классических произведений, умение напеть их наиболее яркие ритмо-интонации.

Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.

Знание и соблюдение общепринятых норм слушания музыки, правил поведения в концертном зале, театре оперы и балета.

На выбор или факультативно

Работа с интерактивной картой (география путешествий, гастролей), лентой времени (имена, факты, явления,
музыкальные произведения).


Посещение концерта классической музыки с последующим обсуждением в классе.

Создание тематической подборки музыкальных произведений для домашнего прослушивания

В)

4—6 учебных часов

Музыка — зеркало эпохи

Искусство как отражение, с одной стороны — образа жизни, с другой — главных ценностей, идеалов конкретной эпохи. Стили барокко и классицизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров).

Полифонический и гомофонно-гармонический склад на примере творчества И. С. Баха и Л. ван Бетховена

Знакомство с образцами полифонической и гомофонно-гармонической музыки.

Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинённого композитором-классиком (из числа изучаемых в данном разделе).

Исполнение вокальных, ритмических, речевых канонов.

Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.

На выбор или факультативно

Составление сравнительной таблицы стилей барокко и классицизм (на примере музыкального искусства, либо музыки и живописи, музыки и архитектуры).

Просмотр художественных фильмов и телепередач, посвящённых стилям барокко и классицизм, творческому пути изучаемых композиторов

Г)

4—6 учебных часов

Музыкальный образ

Героические образы в музыке. Лирический герой музыкального произведения. Судьба человека — судьба человечества (на примере творчества Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта и др.). Стили классицизм и романтизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров)

Знакомство с произведениями композиторов — венских классиков, композиторов-романтиков, сравнение образов их произведений. Сопереживание музыкальному образу, идентификация с лирическим героем произведения.

Узнавание на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов музыкального языка изучаемых классических произведений, умение напеть их наиболее яркие темы, ритмо-интонации.

Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинённого композитором-классиком, художественная интерпретация его музыкального образа.

Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.

На выбор или факультативно

Сочинение музыки, импровизация; литературное, художественное творчество, созвучное кругу образов изучаемого композитора. Составление сравнительной таблицы стилей классицизм и романтизм (только на примере музыки, либо в музыке и живописи, в музыке и литературе и т. д.)

Д)

3—4 учебных часа

Музыкальная драматургия

Развитие музыкальных образов. Музыкальная тема. Принципы музыкального развития: повтор, контраст, разработка.

Музыкальная форма — строение музыкального произведения

Наблюдение за развитием музыкальных тем, образов, восприятие логики музыкального развития. Умение слышать, запоминать основные изменения, последовательность настроений, чувств, характеров в развёртывании музыкальной драматургии. Узнавание на слух музыкальных тем, их вариантов, видоизменённых в процессе развития.

Составление наглядной (буквенной, цифровой) схемы строения музыкального произведения.

Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинённого композитором-классиком, художественная интерпретация музыкального образа в его развитии.

Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.

На выбор или факультативно

Посещение концерта классической музыки, в программе которого присутствуют крупные симфонические произведения.

Создание сюжета любительского фильма (в том числе в жанре теневого театра, мультфильма и др.), основанного на развитии образов, музыкальной драматургии одного из произведений композиторов-классиков

Е)

4—6 учебных часов

Музыкальный стиль

Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов, драматургических приёмов, музыкального языка. (На примере творчества В. А. Моцарта, К. Дебюсси, А. Шёнберга и др.)

Обобщение и систематизация знаний о различных проявлениях музыкального стиля (стиль композитора, национальный стиль, стиль эпохи и т. д.).

Исполнение 2—3 вокальных произведений — образцов барокко, классицизма, романтизма, импрессионизма (подлинных или стилизованных).

Определение на слух в звучании незнакомого произведения: 

— принадлежности к одному из изученных стилей; 

— исполнительского состава (количество и состав исполнителей, музыкальных инструментов); 

— жанра, круга образов;

— способа музыкального изложения и развития в простых и сложных музыкальных формах (гомофония, полифония, повтор, контраст, соотношение разделов и частей в произведении и др.).

Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.

На выбор или факультативно

Исследовательские проекты, посвящённые эстетике и особенностям музыкального искусства различных стилей XX века


Модуль № 5 «Русская классическая музыка»1

блока, кол-во часов

Темы

Содержание

Виды деятельности обучающихся

А)

3—4 учебных часа

Образы родной земли

Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения, посвящённые картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, В. А. Гаврилина и др.)

Повторение, обобщение опыта слушания, проживания, анализа музыки русских композиторов, полученного
в начальных классах. Выявление мелодичности, широты дыхания, интонационной близости русскому фольклору.

Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинённого русским композитором-классиком.

Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.

На выбор или факультативно

Рисование по мотивам прослушанных музыкальных произведений.

Посещение концерта классической музыки, в программу которого входят произведения русских композиторов

Б)

4—6 учебных часов

Золотой век русской культуры

Светская музыка российского дворянства XIX века: музыкальные салоны, домашнее музицирование, балы, театры. Увлечение западным искусством, появление своих гениев. Синтез западно-европейской культуры и русских интонаций, настроений, образов (на примере творчества М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и др.)

Знакомство с шедеврами русской музыки XIX века, анализ художественного содержания, выразительных средств.

Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения лирического характера, сочинённого русским композитором-классиком.

Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.

На выбор или факультативно

Просмотр художественных фильмов, телепередач, посвящённых русской культуре XIX века.

Создание любительского фильма, радиопередачи, театрализованной музыкально-литературной композиции на основе музыки и литературы XIX века.

Реконструкция костюмированного бала, музыкального салона

В)

4—6 учебных часов

История страны и народа в музыке русских композиторов

Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических
произведениях русских композиторов (на примере сочинений композиторов — членов «Могучей кучки», С. С. Прокофьева, Г. В. Свиридова и др.)

Знакомство с шедеврами русской музыки XIX—XX веков, анализ художественного содержания и способов выражения патриотической идеи, гражданского пафоса.

Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения патриотического содержания, сочинённого русским композитором-классиком.

Исполнение Гимна Российской Федерации.

Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.

На выбор или факультативно

Просмотр художественных фильмов, телепередач, посвящённых творчеству композиторов — членов кружка «Могучая кучка».

Просмотр видеозаписи оперы одного из русских композиторов (или посещение театра) или фильма, основанного на музыкальных сочинениях русских композиторов

Г)

3—4 учебных часа

Русский балет

Мировая слава русского балета. Творчество композиторов (П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, Р. К. Щедрин), балетмейстеров, артистов балета. Дягилевские сезоны

Знакомство с шедеврами русской балетной музыки.

Поиск информации о постановках балетных спектаклей, гастролях российских балетных трупп за рубежом.

Посещение балетного спектакля (просмотр в видеозаписи). Характеристика отдельных музыкальных номеров и спектакля в целом.

На выбор или факультативно

Исследовательские проекты, посвящённые истории создания знаменитых балетов, творческой биографии балерин, танцовщиков, балетмейстеров.

Съёмки любительского фильма (в технике теневого, кукольного театра, мультипликации и т. п.) на музыку какого-либо балета (фрагменты)

Д)

3—4 учебных часа

Русская исполнительская школа

Творчество выдающихся отечественных исполнителей (С. Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и др.). Консерватории в Москве и Санкт-Петербурге, родном городе. Конкурс имени П. И. Чайковского

Слушание одних и тех же произведений в исполнении разных музыкантов, оценка особенностей интерпретации.

Создание домашней фоно- и видеотеки из понравившихся произведений.

Дискуссия на тему «Исполнитель — соавтор композитора».

На выбор или факультативно

Исследовательские проекты, посвящённые биографиям известных отечественных исполнителей классической музыки

Е)

3—4 учебных часа

Русская музыка — взгляд в будущее

Идея светомузыки. Мистерии А. Н. Скрябина. Терменвокс, синтезатор Е. Мурзина, электронная музыка (на примере творчества А. Г. Шнитке, Э. Н. Артемьева и др.)

Знакомство с музыкой отечественных композиторов XX века, эстетическими и технологическими идеями по расширению возможностей и средств музыкального искусства.

Слушание образцов электронной музыки. Дискуссия о значении технических средств в создании современной музыки.

На выбор или факультативно

Исследовательские проекты, посвящённые развитию музыкальной электроники в России.

Импровизация, сочинение музыки с помощью цифровых устройств, программных продуктов и электронных гаджетов