Файл: Профилактических мероприятий средних профессиональных образовательных учреждений, подведомственных министерству.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1072

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.
Портал акушерско-гинекологический (http//formedik/ru/akusherstvo-rus-2- html)
3.
Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения
(http//www.mednet.ru)
4.
Каталог медицинских сайтов (
http://www.medagent.ru
)
Требования к уровню усвоения учебного материала
В результате освоения темы: «Естественные роды XXI века. ФППП к
родам. Обучение женщины поведению во время родов и профилактике
патологии родового акта»
иметь практический опыт:
1. Проведения профилактических мероприятий при осуществлении сестринского ухода.
знать:
1. Современные представления о здоровье в разные возрастные периоды;
2. Возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринское деятельности по сохранению здоровья;
3. Принципы рационального и диетического питания;
4. Роль сестринского персонала при проведении диспансеризации населения и работе «школ здоровья».
уметь:
1. Обучать население принципам здорового образа жизни;
2. Проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические мероприятия;
3. Консультировать по вопросам рационального и диетического питания; организовывать мероприятия по проведению диспансеризации.
При
изучении
данной
темы
формируются
следующие
профессиональные компетенции (ПК) и общие компетенции (ОК):
Код
Наименование результата обучения
ПК 1.1
Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2.
Проводить санитарно-гигиеническое воспитание (просвещения) населения.
ПК 1.3.
Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество
ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
79

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Этапы занятия.
Время (мин.)
Описание деятельности
Цель
деятельности
Преподавателя
Студентов
1. Организационный
момент
(5 минут)
Проверка санитарного состояния аудитории и внешнего вида студентов; регистрация отсутствующих
Готовятся к занятию
Воспитание организованности и ответственности студентов
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9.
Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности
ОК 10.
Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11.
Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12.
Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности
ОК 13.
Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей
ОК 14
Сформировать мотивацию здорового образа жизни контингента
80


2. Актуализация
(5 минут)
.
Сообщает: тему, информирует цели занятия, задачи и пути их решения.
Знакомит с ходом занятия, сроками выполнения заданий, системой выставления оценок
Слушают тему и цели занятия
Мотивация необходимости получения знаний и умений, использования их в будущей практической деятельности
3. Изучение нового
материала
по методике
«круглого стола». В
процессе занятия
проходит
закрепление нового
материала и
контроль знаний
студентов (45 минут)
Использует презентацию к занятию по методике
«круглого стола»
Три подгруппы студентов аргументирую т свои точки зрения
Формирование профессиональных и общих компетенций
6. Подведение итогов
занятия
(5 минут)
Оценивается работа подгрупп в целом и каждого студента с обоснованием оценок.
Отмечаются активные студенты
Анализируют свою работу
Оценить достигнуты ли цели занятия
81

Информационный блок
Ход занятия по методике круглого стола
Вступительная часть
1. Демонстрация видеоролика «Оплодотворение» из слайд-видео постановки
«Золотой стандарт естественных родов нашего столетия»
2. Вступительное слово преподавателя
Здравствуйте уважаемые студенты и будущие коллеги.
82

Сегодня у нас необычное занятие, оно будет содержательным и интересным для
Вас, по причине своей неординарности.
Тема занятия:
«
Естественные роды XXI века. ФППП к родам. Обучение женщины
поведению во время родов и профилактике патологии родового акта»
Необходимо ли оно и что должно включать в себя?
(тема занятия демонстрируется на экране.)
3. Преподаватель разъясняет задачи и цели занятия. Представляет студентам точки зрения для обсуждения.
Сегодня на занятии по типу «Круглого стола» мы должны с Вами обсудить тему ФППП (физиопсихопрофилактической подготовки) к родам и ответить на вопрос о её целесообразности на современном этапе развития акушерской и перинатальной помощи. Определить и создать «Золотой стандарт» оптимальный, для благоприятного течения, естественных родов в нынешнее столетие.
Предлагаю рассмотреть позиции, как различные точки зрения к ФППП в родах.
(точки зрения демонстрируются на экране)
Роды - это естественный процесс в организме беременной женщины, который наступает по истечению положенного срока гестации. Исходя из того, что человек – саморегулирующая и самовосстанавливающая система, то подготовка к родам не принципиальна, т.е. родоразрешение произойдет и в его физиологии весомый вклад внесут медицинские работники, используя в своем арсенале манипуляции, отработанные столетиями.
83


24 столетия назад известный врач Гиппократ писал: « Медицина появилась потому, что в ней возникла необходимость». Сегодня стало проблемой – рождение человека. И все мировое акушерство направленно работает над этой проблемой. ФППП к родам занимает одно из лидирующих мест для решения вопроса о подготовке женского организма к физиологическому течению беременности и родам.
Очевидно, что роды являются физиологическим процессом, но если в подготовке к ним не формировать и не использовать психические перинатальные
84
матрицы плода и развитие родительской культуры, то исход родов может быть плачевным, не смотря на квалифицированную помощь медицинских работников и прекрасно проведенные занятия по ФППП.
Основная часть
1. Преподаватель распределяет студентов по группам для проведения занятия по методике круглого стола.
Для того чтобы, занятие превратилось в бурно обсуждаемую дискуссию выше перечисленных точек зрения, я прошу Вас разделиться на три равные группы и выбрать наиболее интересную на Ваш взгляд позицию для последующего доказательного аргументирования.
Студенты определяются с формированием групп и выбирают преемственные позиции круглого стола.
2. Преподаватель обучает студентов, как пользоваться схемой «Золотого стандарта естественных родов XXI века».
Уважаемые студенты, сейчас друг для друга вы являетесь оппонентами, чтобы легче Вам самостоятельно подготовиться к аргументированию выбранных
85
вами точек зрения, я ознакомлю Вас со схемой «Золотого стандарта естественных родов XXI века».
Стрелка, которая есть у каждой группы, символизирует Вашу точку зрения.
Ваша цель доказать свою позицию, что именно она является основой благополучных родов нашего столетия. После приведенных аргументов в свою пользу можете утвердительно направить стрелку на круг, который является символом «Золотого стандарта естественных родов».
(Далее преподаватель раздает карточки с ключевыми словами)
Убедительно подкрепить свои аргументы можно, воспользовавшись, раздаточным материалом в виде карточек с ключевыми словами. Группе, доказывающей актуальность первой точки зрения, достаются карточки:
Акушерка
КТГ, УЗИ
Меньше знаешь, крепче спишь
Второй группе:
«Сладостные» роды
50-
75 процентов девочек-подростков страдают системными заболеваниями
Судьба одаривает подготовленные умы
Третья группа воспользуется карточками:
Партнерские роды
Семья
Эмбрион - уже человек.
Преподаватель: Помимо этого я раздаю каждой группе теоретический материал, с вашими точками зрения, и Вам легче было сформулировать аргументы в пользу выбранной позиции.
3. Преподаватель регламентирует время.
На подготовку я определяю всем равное количество времени – 10 минут. Желаю удачи и успеха. Время пошло.
86


4. По истечении указанного времени, группы начинают отстаивать свои точки зрения. Используя предложенный теоретический материал, аргументы будут носить следующий доказательный характер.
Заслушивается ответ студентов первой группы:
Аргументы в поддержку первой точки зрения
Все живое на свет появляется в процессе родов! Это исторически сложившийся факт нашего бытия. Роды являются физиологическим процессом. С незапамятных времен женщины переносят на своих плечах бремя этого уникального явления. Рожают ли они в родильном доме или в другом месте, в зависимости от ситуаций, рожают одни, без какой либо помощи или в этот сладостный момент их окружает бригада высококвалифицированных врачей, но они рожают! На свет появляется долгожданное дитя!
Происходит рождение человека по причине естественного процесса имя, которому - биомеханизм родов! Природа - мать позаботилась о благополучном появлении ребенка на свет и, чтобы факт его рождения не прошел незаметным, женщины в родах испытывают боль. Боль родовая по своей сути является
87
сигналом к рождению новой жизни на Земле. Еще в прошлом столетии Карл Марк
(известный философ, политик) писал: «Самую мучительную и сильную боль испытывает на себе только женщина во время родов». Все женщины во все времена испытывают муки родов, но с появлением на свет любимого дитя, сразу о них забывают.
В давние времена и сегодня многие женщины не готовятся к родам психологически. Причиной этого факта является не безграмотность или безответственность к будущему потомству, а глубокие природные инстинкты, которыми нас одарила природа, как и все живое на Земле. Наш организм – высочайший «разум», он способен к саморегуляции, самовосстановлению и психологически не требуется никаких затрат.
На занятиях по физиопсихопрофилактической подготовке к родам беременным рассказывают, а порой и показывают процесс родов с целью формирования доминанты родов без страха, но приходя домой, женщинами овладевает страх: «Неужели это произойдет со мной! Я не хочу! Я боюсь!» В связи с чем, у беременных появляется негативный настрой на процесс деторождения, и роды проходят очень тяжело.
Благодаря развитию медицины, в ответственный момент рядом с роженицей находятся компетентные специалисты, акушерка с золотыми руками, которая поможет благополучному рождению ребенка. Даже если в родах будут осложнения, медицинские работники с применением опыта работы и новейших технологий сделают все возможное, чтобы мама и ребенок не пострадали.
После изложенных аргументов в пользу первой точки зрения и направления стрелки под названием «первая позиция» на эмблему, преподаватель предлагает закрепить материал просмотром слайд-видео постановки «Золотой стандарт естественных родов нашего столетия» с комментариями.
(подчеркнутый текст появляется на экране)
Рассмотрим первую позицию и определимся, оптимальна ли она на сегодня, работает ли она и какие результаты возможны при ее использовании на практике.
Роды - это физиологический процесс, наступивший биомеханизм, а это
88

совокупность вращательных и поступательных движений плода, который он совершает по прохождению через родовой канал, остановить нельзя! Ребенок появится на свет!
Медицинские работники с применением знаний, накопленных столетиями и новейших методов технологий, несомненно, вносят весомый вклад в снижение патологий в акушерстве, эмбриологии и перинаталогии, но посмотрим на некоторые данные статистики:
Сегодня 50-75 процентов девочек - подростков имеют расстройства здоровья, способные оказать отрицательное влияние на реализацию детородной функции.
При анализе заболеваемости среди беременных за последние 10 лет выявлено- катастрофическое ухудшение их здоровья: увеличение частоты анемии в 2,5 раза, дисфункции щитовидной железы в 10 раз, патологии почек в 3,5 раза, системы
89
кровообращения в 2 раза, 24 процента всех родов заканчиваются оперативным родоразрешением, лишь каждые третьи роды являются нормальными.
Современные тенденции заболеваемости беременных порождают замкнутый цикл: больная женщина-больной ребенок - больной подросток - больные родители.
Вывод: роды - физиологический процесс, но при условии, что он происходит в здоровом организме, а сегодня индекс здоровья населения оставляет желать лучшего. Соответственно, первая представленная позиция не работает в настоящее время в тех положительных масштабах, как бы нам хотелось.
Заслушивается ответ студентов второй группы.
Аргументы в поддержку второй точки зрения
Каждая беременная женщина с нетерпением ждёт момент появления малыша на свет. Для того, чтобы роды прошли благополучно нужно выбрать заранее концепцию родов и подготовиться к этому процессу со всей серьёзностью, потому что от того как пройдут роды зависит здоровье мамы и здоровье малыша. Тем более на сегодня 50 – 75 процентов девочек – подростков страдают системными заболеваниями, которые отрицательно воздействуют на их фертильность. Этот факт доказывает, что подготовка к родам крайне необходима!
90

Роды не могут пройти физиологично, если большая часть женщин детородного возраста – больны! Порождается замкнутый цикл – больная женщина – больной ребенок!
Подготовка к родам – это ещё и физический процесс, беременная не должна забывать делать специальную гимнастику, много гулять, посещать бассейн. В общем, тренировать мышцы, необходимые для работы во время родов. В домашних условиях проблематично проводить гимнастические упражнения во время беременности. Во - первых, это специальный комплекс занятий, который должен проводится инструктором, а во-вторых подготовка должна быть под контролем медицинских специалистов, дабы не было осложнений.
Подготовка к родам – это ещё и приобретение специальных навыков, в этом помогут не только рассказы подруг, но и книги, занятия. Основы по уходу за ребёнком лучше постичь заранее, пройдя курс ФППП в условиях женской консультации, перинатального центра или клиники. Особенно в подготовке к
91