Файл: Профилактических мероприятий средних профессиональных образовательных учреждений, подведомственных министерству.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1053

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Е) Оздоровление лиц и групп населения, находящихся под воздействием неблагоприятных для здоровья факторов с применением мер медицинского и немедицинского характера.
Вторичная профилактика — комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях
(
стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидиву заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.
Примером организации работы по вторичной профилактике отдельных заболеваний, определяющих состояние заболеваемости, инвалидности и смертности населения, может быть опыт работы школ по профилактике гипертонической болезни сердца, сахарного диабет, бронхиальной астмы и хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ) и т.д.
Некоторые специалисты предлагают термин третичная профилактика как комплекс мероприятий, по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности) и медицинскую
(восстановление функций органов и систем организма) реабилитацию.
Профилактика третичная – реабилитация (син. восстановление
здоровья) (Rehabilitation) – комплекс медицинских, психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, утраченных функций с целью возможно более полного восстановления социального и профессионального статуса, предупреждения рецидивов и хронитизации заболевания.
Санитарное просвещениедеятельность по пропаганде научных медицинских знаний с целью обеспечения здорового образа жизни; гигиеническое воспитание и санитарное просвещение.
Сегодня для профилактики ХНИЗ используются три стратегии:
Популяционная стратегия - воздействие через средства массовой информации на те факторы образа жизни и окружающей среды, которые увеличивают риск развития ХНИЗ, среди всего населения.
Эта стратегия имеет ряд преимуществ:
- воздействие охватывает все население как лиц, имеющих разную степень риска развития ХНИЗ, так и уже страдающих ХНИЗ;
- стоимость ее внедрения относительно невысокая, нет необходимости экстенсивно усиливать систему здравоохранения, ее дорогостоящую материально-техническую базу.
Стратегия высокого риска - выявление лиц с повышенным уровнем факторов риска ХНИЗ и проведение мероприятий по их коррекции. Реализация
17

этой стратегии находится, в основном, в сфере здравоохранения и в первую очередь в ее первичном звене.
Стратегия вторичной профилактики - заключается в ранней диагностике и предупреждение прогрессирования заболевания как за счет факторной профилактики и коррекции поведенческих ФР, так и за счет своевременного проведения современного лечения, в том числе с использованием вы- сокотехнологических вмешательств.
В отличие от популяционной стратегии, реализация стратегии высокого риска и вторичной профилактики могут обеспечить сравнительно быстрое снижение уровня корригируемых ФР у значительной части населения, снизить заболеваемость и смертность.
Контрольные вопросы:
1.
Определите задачи первичной профилактики заболеваний человека.
2.
Определите задачи вторичной и третичной профилактики заболеваний человека.
3.
Охарактеризуйте мероприятия первичной, вторичной и третичной профилактики.
4.
Какие реализационные цели предусматривает санитарное просвещение.
5.
Какие три стратегии используются для профилактики ХНИЗ
Д.З.:
1. Ющук, Н.Д. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний: учебник /
Н.Д. Ющук, И.В. Маев, К.Г. Гуревич. – М.: Перо, 2012. – 659 с. (стр. 12-26).
2. Сделать презентацию по первичной, вторичной и третичной профилактике
(работают по 2 человека).
4.
ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК
1 этап. Обучающиеся учатся заполнять формы анкеты на выявление хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития и туберкулеза, талон амбулаторного пациента и работать с таблицей группировка факторов риска (по
Ю. П. Лисицыну), анкет из приложения 3(в ходе деловой игры).
2 этап. Выполнение тестового задания.
3этап – подведение итогов.
Развернутый план занятия
1.
Организационный этап.
Приветствие, проверка готовности аудитории к уроку. Отмечает присутствующих обучающихся.
2.
Мотивация занятия
Тема сегодняшнего занятия «Профилактика хронических неинфекционных заболеваний».Современные системы скрининга - раннего выявления заболеваний
(эквивалент российской диспансеризации) в настоящее время внедрены во многих развитых странах
18

Основные неинфекционные заболевания являются ведущей причиной временной нетрудоспособности, инвалидности и смертности населения и оказывают выраженное негативное воздействие на социально-экономическое положение страны. В России смертность от основных неинфекционных заболеваний составляет 68,5 % от общей смертности населения, которая, несмотря на определенные успехи по ее снижению, остается на очень высоком уровне.
Основной причиной высокой частоты развития неинфекционных заболеваний является большая распространенность предотвратимых факторов риска, связанных с нездоровым образом жизни (употребление табака, нерациональный характер питания, недостаточная физическая активность, пагубное употребление алкоголя), воздействие факторов среды обитания, негативно влияющих на здоровье (загрязнение атмосферного воздуха, воды и почвы, нарушение технических условий, санитарных норм и правил жилищного строительства, градостроительства, производства и реализации продуктов питания и товаров народного потребления, наличие небезопасных условий труда, рост социально обездоленных и бедных слоев населения).
Вклад профилактических мероприятий, направленных на уменьшение распространенности факторов риска, обуславливает не менее 50% успеха значимого снижения смертности населения. В связи с этим обязательным условием обеспечения национальной безопасности в сфере охраны здоровья на долгосрочную перспективу является усиление профилактической направленности действий всех ветвей власти, секторов, слоев и структур общества с ориентацией на сохранение здоровья человека на протяжении всей его жизни во всех сферах его деятельности. Большая значимость, обязательность и приоритетность мер формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний являются основанием для разработки соответствующего стратегического документа – Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний (далее – Стратегии).
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Цели занятия:
1.
Приобретение умений по организации мероприятий по профилактике ХНИЗ умений, необходимых для «Проведение профилактических мероприятий»
2.
Выявить методы факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний;
3.
Получить практический опыт участия в проведении профилактики хронических неинфекционных заболеваний;
4.
Выяснить значение деятельности сестринского персонала в профилактике хронических неинфекционных заболеваний.
1.
Ход занятия.
Занятия будет проходить в форме деловой игры. Для этого нужно разделиться на группы по 3 человека (врач, медсестра и пациент из группы риска).
19

В начале урока мы проведем проверку, полученных на теоретическом занятии знаний по теме: «Профилактика хронических неинфекционных заболеваний».
Каждая команда должна ответить на вопросы по теме.
Следующий этап – практический. В ходе которого вы приобретете умения выявлять факторы риска развития ХНИЗ и консультировать пациента по коррекции выявленных факторов риска.
Заключительный этап - подготовка рекомендаций по коррекции выявленных факторов риска и подведение итогов.
В течение занятия вы должны будете заносить результаты работы в дневник практики, который есть у каждого из вас. В конце занятия мы подведем итоги.
Обучающиеся получают задания с описанием проблем мнимого пациента.
Необходимо в ходе диалога выяснить факторы риска и составить рекомендации по их устранению, составить план сестринского процесса и профилактических мер по устранению проблем пациента. Обучающимся раздается оснащение – бланки анкет, таблицы, бланки направлений на исследования, статистические талоны, анкеты пациентов
Критерии оценок
35-
28 балла – отлично
27-
20 баллов – хорошо
19-
14 баллов - удовлетворительно
Ниже 14 баллов – неудовлетворительно
Желаю Вам успешной работы.
Наименование задания
Баллы
Тестовый контроль
Макс 15 баллов
Выявление факторов риска ХНИЗ и заполнение анкетных данных.
Макс 10 баллов
Коррекции факторов риска
Макс 10 баллов
Всего баллов
35 балла
20

Приложение № 1
к порядку проведения диспансеризации взрослого населения, утвержденному приказом
Министерства здравоохранения
Российской Федерации от ______________ № ___
Форма анкеты на выявление хронических неинфекционных заболеваний,
факторов риска их развития и туберкулеза и правила вынесения заключения
по результатам опроса (анкетирования)
Форма 1
Дата обследования (день, месяц, год) ____________________________________
Ф.И.О.__________________________________________________________________
Пол_______
Дата рождения (день, месяц, год) ______________________________________ Полных лет
______
Поликлиника №______
Участковый врач/врач общей практики/семейный врач
_____________________________________________
1
Говорил ли Вам врач когда-либо, что у Вас повышенное артериальное давление? нет да
2
Говорил ли Вам врач когда-либо, что у Вас имеется ишемическая болезнь сердца
(стенокардия)? нет да
3
Говорил ли Вам врач когда-либо, что у Вас имеется ишемическая болезнь сердца (инфаркт миокарда)? нет да
4
Говорил ли Вам врач когда-либо, что у Вас имеется цереброваскулярное заболевание (в т.ч. перенесенный инсульт)? нет да
5
Говорил ли Вам врач когда-либо, что у Вас имеется сахарный диабет? нет да
6
Говорил ли Вам врач когда-либо, что у Вас имеются заболевания желудка и кишечника
(хронический гастрит, язвенная болезнь, полипы)?
Нет да
7
Говорил ли Вам врач когда-либо, что у Вас имеется заболевание почек?
Нет да
8
Говорил ли Вам врач когда-либо, что у Вас имеется онкологическое заболевание? нет да
21

если «ДА», то какое __________________________________________________
9
Говорил ли Вам врач когда-либо, что у Вас имеется туберкулез легких? нет да
1
Был ли инфаркт миокарда у Ваших близких родственников ( матери или родных сестер в возрасте до 65 лет или у отца, родных братьев в возрасте до 55 лет) нет да не знаю
1
Был ли инсульт у Ваших близких родственников ( матери или родных сестер в возрасте до
65 лет или у отца, родных братьев в возрасте до 55 лет) нет да не знаю
1
Были ли у Ваших близких родственников в молодом или среднем возрасте или в нескольких поколениях злокачественные новообразования (рак желудка, кишечника, семейные полипозы)
Нет да не знаю
1
Возникает ли у Вас, когда Вы поднимаетесь по лестнице, идете в гору или спешите или выходите из теплого помещения на холодный воздух, боль, ощущение давления, жжения или тяжести за грудиной или в левой половине грудной клетки с распространением в левую руку или без него?
Нет да
1
Если Вы останавливаетесь, исчезает ли эта боль или эти ощущения в течение примерно 10 минут?
Нет да
Принимаю нитроглицерин
1
Возникала ли у Вас когда-либо внезапно кратковременная слабость или неловкость при движении в одной руке или ноге, или руке и ноге одновременно?
Нет да
1
Возникало ли у Вас когда-либо внезапно кратковременное онемение в одной руке, ноге или половине лица?
Нет да
1
Возникала ли у Вас когда-либо внезапно кратковременная потеря зрения на один глаз?
Нет да
1
Возникало ли у Вас когда-либо внезапно резкое головокружение или неустойчивость при ходьбе, в связи с чем Вы не могли идти, были вынуждены лечь в постель, обратиться за посторонней помощью (вызвать бригаду скорой помощи)?
Нет да
1
Бывают ли у Вас ежегодно периоды ежедневного кашля с отделением мокроты на протяжении примерно 3-х месяцев в году?
Нет да
2
Бывало ли у Вас кровохарканье?
Нет да
2
Беспокоят ли Вас следующие жалобы в любых сочетаниях: боли в области верхней части живота (в области желудка), отрыжка, тошнота, рвота, ухудшение или отсутствие аппетита?
Нет да
22

2
Похудели ли Вы за последнее время без видимых причин (т.е. без соблюдения диеты, или увеличения физической активности и пр.)?
Нет да
2
Бывает ли у Вас боль в области заднепроходного отверстия?
Нет да
2
Бывают ли у Вас кровяные выделения с калом?
Нет да
2
Бывает ли у Вас неоформленный (полужидкий) черный или дегтеобразный стул?
Нет да
2
Курите ли Вы? (курение - 1 и более сигарет в день)
Нет да
Курил в прошлом
2
Вам никогда не казалось, что следует уменьшить употребление алкоголя?
Нет да
2
Испытываете ли Вы раздражение из-за вопросов об употреблении алкоголя?
Нет да
2
Испытываете ли Вы чувство вины за то, как Вы пьете?
Нет да
3
Похмеляетесь ли Вы по утрам?
Нет да
3
Сколько минут в день Вы тратите на ходьбу в умеренном или быстром темпе (включая дорогу до места работы и обратно)? до 30 минут
30 минут и более
3
Употребляете ли Вы ежедневно около 400 граммов (или 4-5 порций) фруктов и овощей (не считая картофеля)
Нет да
3
Обращаете ли Вы внимание на содержание жира и/или холестерина в продуктах при покупке (на этикетках, упаковках) или при приготовлении?
Нет да
3
Имеете ли Вы привычку подсаливать приготовленную пищу, не пробуя ее?
Нет да
3
Потребляете ли Вы шесть и более кусков (чайных ложек) сахара, варенья, меда и других сладостей в день?
Нет да
3
Выпиваете ли Вы или употребляете наркотики для того, чтобы расслабиться, почувствовать себя лучше или вписаться в компанию?
23


Нет да
3
Вы когда-нибудь выпивали или употребляли наркотики, находясь в одиночестве?
Нет да
3
Употребляете ли Вы или кто-нибудь из Ваших близких друзей алкоголь или наркотики?
Нет да
3
Имеет ли кто-нибудь из Ваших близких родственников проблемы, связанные с употреблением наркотиков?
Нет да
4
Случались ли у Вас неприятности из-за употребления алкоголя или наркотиков?
Нет да
Министерство здравоохранения Медицинская документация социального развития Форма № 025/12/у
Российской Федерации утверждена приказом
________________________
Минздрав соцразвития России
(наименование учреждения) от 22 ноября 2004 г №225
ТАЛОН АМБУЛАТОРНОГО ПАЦИЕНТА
№ медицинской карты_______ дата
1. Код категрории________ 2. № страхового полиса___________________
3
.СНИЛС__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __
4.код пациента
ФИО
5. Пол 1-м; 2 - ж
6. Дата рождения
7. Документ, удостоверяющий личность (название, №, серия)
8. адрес регистрации и места жительства
9. житель 1- город; 2- село
10.соц. статус: 1- дошкольник; 2- учащийся; 3- работающий; 4- неработающий;
5- пенсионер; 6 – военнослужащий, 7- член семьи военнослужещего; 8 - БОМЖ
11. Инвалидность: 1- 1гр; 2- 2 гр; 3- 3гр; 4 – установлена впервые;5 – ребенок –инвалид; 6 – инвалид с детства; 7- инвалидность снята.
12. Вид оплаты: 1 – ОМС; 2- бюджет; 3- платные услуги; 4 -
ДМС
13. место обслуживания: 1- поликлиника; 2- на дому
14.цель посещения: 1- заболевание; 2 – профосмотр; 3- патронаж; 4 - другое
15. результат обращения: случай закончен: 1- выздоровление; 2- улучшение; 3 – динамическое
24
наблюдение;
Направлен на:4 –госпитализацию; 5- в дневной стационар;
6 – стационар на дому; 7 – на на консультацию к др. специалисту; 8 – на консультацию в др. ЛПУ; 9- санаторно- курортное лечение.
Приложение № 2
Памятка для медицинских сестер о составлении плана беседы
1.
Поздороваться.
2.
Представиться.
3.
Создать комфортную психологическую обстановку.
4.
Начать разговор с вопроса о самочувствии и позвольте пациенту выговориться о своей болезни, показывая ему при этом свою заинтересованность, понимание и сочувствие.
5.
Уточнить уровень знаний пациента о проблеме.
6.
Уточнить источник знаний пациента о проблеме.
7.
Рассказать о профилактике. Формулируйте точные и однозначные фразы
8.
В ходе разговора контролируйте себя, говорите просто и понятно. Избегайте использования медицинских терминов.
9.
Делать записи - Не полагайтесь на свою память. Лучше делать заметки во время беседы, чем потом заставлять пациента повторять несколько раз одну и ту же информацию.
10.
Спросите, усвоил ли пациент информацию.
11.
Ответьте на его вопросы.
12.
Попрощайтесь.
13.
Отведите на разговор не меньше 15 минут. Не спешите - для хороших
результатов беседа может продлиться и час. Предположим, что у Вас
нет времени для непрерывного разговора. Разделите его на несколько
частей и объясните больному, почему Вы это делаете.
14.
Не разглашайте информацию, полученную от больного!
Таблица 1
Группировка факторов риска (по Ю. П. Лисицыну)
Категории факторов риска
Примеры факторов риска
Доля,
%
Образ жизни
Курение
Употребление алкоголя
Несбалансированное питание
Стрессовые ситуации (дистрессы)
Вредные условия труда
Гиподинамия
Низкая физическая активность
Потребление наркотиков, злоупотребление лекарствами
Напряженные семейные отношения
50 25