Файл: Профилактических мероприятий средних профессиональных образовательных учреждений, подведомственных министерству.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1059

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
д) лучи солнечного спектра и излучения лазеров; е) электрический ток; ж) ионизирующие излучения; з) факторы космического полета (ускорения и вызываемые ими перегрузки, невесомость, гипокинезия).
2. Химические факторы.
а) алкоголь и курение; б) неадекватное применение лекарственных препаратов; в)тяжелые металлы и их соли; г) дефицит или избыточное поступление в организм витаминов, микроэлементов, белков, углеводов или жиров; д) пестициды (акарициды, инсектициды, гербициды) е) производственные пыли; ж) кислоты и щелочи; з) ароматические углеводороды.
3
. Биологические факторы:
а) микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, хламидии, микоплазмы, грибы) и продукты их жизнедеятельности; б) гельминты и паразитические простейшие; в) членистоногие (пауки, скорпионы, клещи) и насекомые; г) биологические препараты – антитоксические сыворотки, вакцины, кровь для переливания и ее компоненты.
4
. Социальные факторы.
Обычно они играют роль условий, способствующих или тормозящих действие разных причин. К их числу относятся: а) общественный строй, так как от него зависит характер заботы о населении, медицинское обеспечение, санитарно-гигиенические мероприятия; б) содержание информации; в) ятрогения – психосоматические нарушения, вызванные действиями, словами врача неумышленно, по неосторожности или небрежности.
Однако иногда установить причину болезни трудно (некоторые опухоли, психические болезни). Доказано, например, что язва желудка развивается на фоне как нерациональной диеты, так и нарушений функций вегетативной нервной системы, эндокринных расстройств.
Группы риска здоровью (по Ю.П. Лисиц/ну)
Группами риска называют группы населения в большей степени, чем другие, предрасположенные к различным заболеваниям.
1.
Группы по демографических признакам:
• дети
• старики
• одинокие
• вдовы, вдовцы
• мигранты, беженцы, перемещенные лица
2.
Группы производственного, профессионального риска:
37

• работающие на вредных для здоровья производствах (тяжелое машиностроение, химическая, металлургическая промышленность, транспорт и др.)
3.
Группа риска по признакам функционального, патологического состояния:
• беременные
• недоношенные дети, родившиеся с малой массой тела
• лица с генетическим риском, с врожденными аномалиями, дефектами
• инвалиды с детства
4.
Группы риска по признаку низкого материального уровня жизни, бедности,
нищеты:
• бедные, необеспеченные
• безработные, работающие неполный рабочий день
• лица без определенных занятий, без определенного места жительства
5.
Группа риска лиц с девиантным поведением:
• злоупотребляющие алкоголем
• наркоманы
• токсикоманы
• проститутки
• с сексуальными отклонениями (гомосексуалисты, бисексуалы и другие, так называемые сексуальные меньшинства)
• с деформациями психического здоровья и поведения (невропатии, психопатии и пр.)
Факторы риска – это элементы социальной и природной среды, особенности поведения людей, состояние внутренних систем организма, которые в определенных условиях могут привести к возникновению и развитию заболеваний.
Существует 4 группы факторов риска:
Таблица 1
Группировка факторов риска (по Ю. П. Лисицыну)
Категории факторов риска
Примеры факторов риска
Доля,
%
Образ жизни
Курение
Употребление алкоголя
Несбалансированное питание
Стрессовые ситуации (дистрессы)
Вредные условия труда
Гиподинамия
Низкая физическая активность
Потребление наркотиков, злоупотребление лекарствами
Напряженные семейные отношения
Напряженные психоэмоциональные отношения на работе
Низкий культурный и образовательный уровень
50
Внешняя среда
Загрязнение воздуха канцерогенами и другими вредными веществами
Загрязнение воды канцерогенами и другими вредными веществами
20 38


Загрязнение почвы
Резкие смены состояния атмосферы
Повышенные гелио космические, радиационные, магнитные и другие излучения
Генетические факторы
Предрасположенность к наследственным болезням
Наследственная предрасположенность к тем или иным заболеваниям
20
Здравоохранение
Неэффективность профилактических мероприятий
Низкое качество и несвоевременность медицинской помощи
10
Из этого следует, что одним из эффективных направлений улучшения здоровья населения является формирование такого образа жизни, который позволил бы каждому человеку сохранить и улучшить состояние собственного здоровья.
Факторы риска подразделяются на:
1. МОДИФИЦИРУЕМЫЕ – (видоизменяемые, управляемые): –поведенческие и социальные (курение, нерациональное питание, злоупотребление алкоголем, наркотизация, низкая физическая активность, материальный и социальный статус, деторождение);
– биологические, патофизиологические и патобиохимические (повышенный уровень АД, холестерина, глюкозы, ожирение, нарушение системы гемостаза, повышенный уровень мочевой кислоты и др.).
2. ЛИЧНОСТНЫЕ – не модифицированные:
– пол;
– возраст;
– генетическая предрасположенность к заболеваниям. Точные сведения о распространенности факторов риска практически недоступны, вследствие отсутствия мониторинга.
Но по данным многих исследований в экономически развитых странах наибольшее распространение у лиц в возрасте от 25 до 65 лет имеют следующие основные факторы риска:
1. высокое артериальное давление;
2. повышенный уровень содержания холестерина в крови (гиперхолестеринемия);
3. курение;
4. несбалансированное питание;
5. избыточная масса тела и ожирение;
6. низкая физическая активность;
7. злоупотребление алкоголем; 8. психологические факторы (например, частые стрессы, плохой микроклимат дома и на работе).
Что считается признаками здоровья:
1. Устойчивость к действию повреждающих факторов (реакция Манту, например, имуннограмма, титр антител и др. исследования);
2. Показатели роста и развития в пределах средне статистической нормы
(например, антропометрия и сравнение по специальным таблицам, импедантметрия и др.).
39

3. Функциональное состояние всех органов и систем в пределах среднестатистических норм
(функциональные методы обследования, инструментальные исследования).
4. Наличие резервных возможностей организма.
5. Отсутствие каких-либо заболеваний или дефектов развития (опрос, осмотр, анамнез).
6. Высокий уровень морально-волевых и ценностно-мотивированных установок
(обследование психолога, психиатра, тестирование).
В развитых экономических странах уровень здоровья определяется не только и не столько уровнем заболеваемости – при недостаточной диагностике отмечается низкая заболеваемость, основные показатели – это уровень смертности, инвалидности, количество общественного продукта, произведенного на душу населения. Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.
Охрана собственного здоровья – обязанность каждого гражданина и не надо перекладывать это на государство, медиков. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления своего здоровья и его сохранения, пользуясь одним из компонентов первичной профилактики – формировать здоровый образ жизни.
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (Определение ВОЗ) это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до старости охранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
2. Технологии медицинской профилактики:
Организационные технологии (кто и как организует, осуществляет, координирует профилактическую работу, включая профилактические, диспансерные обследования, динамическое наблюдение, профилактические услуги, преемственность и др.
Технологии выявления заболеваний, факторов риска и их коррекции (скрининговые тесты, динамическое наблюдение групп риска, снижение риска развития заболеваний и осложнений, коррекция факторов риска)
Информационные и информационно-мотивационные технологии профилактического консультирования (беседы с отдельными пациентами, группами пациентов, «Школы пациентов»)
Вакцинация.
Медицинские сестры должны информировать население о здоровом образе жизни, мотивируя пациента соблюдать его для сохранения собственного здоровья.
Методы работы среднего медработника:
1. Информировать население о факторах, наиболее вредно воздействующих на различные составляющие здоровья, какие заболевания они могут вызывать;
2. Информировать о способах, способствующих сохранению здоровья, таких как – личная гигиена; – рациональное питание; – физическая культура, физическая активность, медико-социальная активность; – гигиена половой жизни.
40


3. Информировать о мерах по профилактике факторов риска, методах борьбы с ними, а также обучать население этим методам. Для информированности населения, то есть пропаганды здорового образа жизни используют различные формы:
1) Вербальные формы пропаганды – лекции, беседы, теле и радио выступления.
2) Печатные формы – санитарные бюллетени, газетные и журнальные публикации, брошюры, буклеты, листовки, памятки, социальная реклама, плакаты, рисунки, диаграммы.
3) Наглядные формы пропаганды:
1. Плоскостные средства (плакат, рисунок, схема, диаграмма, видеофильм).
2. Объёмные средства (муляж, макет, фантом, скульптура, чучело).
3. натуральные объекты (образец: н-р.: продукты).
4. комбинируемые средства (праздник здоровья).
5. технические средства (киноаппарат, магнитофон).
Медицинские сестры, работая под руководством врача продолжают воспитательную работу с пациентом, определяя тематику и объем информации по здоровому образу жизни, используя указанные формы пропаганды, а также участвуют в выполнении мероприятий первичной, вторичной и третичной профилактики. Но для того, чтобы грамотно участвовать во всей этой работе медицинские работники (в данном случае – медсестры) должны сами знать научно-обоснованные методы профилактики заболеваний и здорового образа жизни.
Методы и способы укрепления здоровья населения многообразны и зависят от вида факторов риска здоровья и какие заболевания их вызывают, от пола и возраста пациента:
1. Пропаганда ЗОЖ.
2. Проведение социологических опросов и скринингов по выявлению факторов риска.
3. Обучение населения мероприятиям снижения действия или искоренения факторов риска.
4. Проведение всех видов профосмотров.
А) Предварительный профосмотр необходим при устройстве на работу, когда потенциальному сотруднику или рабочему выдается отделом кадров направление, в котором, кроме паспортных данных и наименования предприятия перечисляются все вредные и опасные факторы, связанные со специфичностью исполнения должностных обязанностей.
Б) Частота периодических осмотров зависит от производственных факторов и установлена законодательством, а также определяется по результатам аттестационной характеристики рабочих мест, проведенной в установленном порядке.
В) Внеочередные профосмотры могут быть проведены для отдельных работников в соответствии с их обоснованными требованиями, а также по просьбе руководства предприятия или настоянию контрольно-надзирающих органов
41


ЗОЖ – это выработка у людей цепочки взаимосвязанных навыков и привычек. В детстве при сочетании стабильного режима дня, надлежащего воспитания условий здорового быта и учебы. Комплекс привычек ЗОЖ вырабатывается легко и закрепляется на всю жизнь. Но в условиях массовой бедности многие элементарные условия, необходимые для поддержания ЗОЖ утрачиваются, становятся недоступными. И добиться автоматического выполнения правил в сфере быта и личной гигиены трудно.
Модели ЗОЖ для каждого возраста различны и связаны они с тем, что наиболее важно для данного возраста, данного пациента с учетом наследственных факторов риска, социального положения, образа быта и жизни.
Группы здоровья
По состоянию здоровья взрослого населения выделяют 3 группы здоровья:
1 группа - практически здоровые;
2 группа - имеются факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний, они наблюдаются в кабинете медицинской профилактике;
3 группа - имеющие заболевания (состояния), подлежат диспансерному наблюдению врачом-терапевтом, врачами-специалистами с проведением лечебных, реабилитационных и профилактических мероприятий.
По состоянию здоровья детского населения выделяют 5 групп здоровья:
1 группа - здоровые;
2 группа - практически здоровые (с функциональными нарушениями);
3 группа - больные в состоянии компенсации;
4 группа - больные в состоянии декомпенсации;
5 группа - инвалиды.
Такое разделение по группа важно при организации профилактических мероприятий. Группа здоровья влияет на объем и частоту профилактических или диспансерных осмотров.
По переходу из одной группы в другую можно судить об эффективности проводимых оздоровительных мероприятий.
Физическим
развитием понимается комплекс морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих размеры, форму, структурно-механические качества и гармоничность развития человеческого тела, а также запас его физических сил.
Наблюдение за физическим развитием населения в России является обязательной составной частью государственной системы медицинского контроля за здоровьем.
1) эндогенные факторы (наследственность, внутриутробные воздействия, недоношенность, врожденные пороки и пр.);
2) природно-климатические факторы (климат, рельеф местности, наличие рек, морей, гор, лесов и т. д.);
3) социально-экономические факторы (общественный строй, степень экономического развития, условия труда, быта, питания, отдыха, культурно- образовательный уровень, гигиенические навыки, воспитание и т. д.
Оценка функционального состояния организма:

Измерение роста и веса.
42



Тестирование на аппаратно-программном комплексе для оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма, включая экспресс-исследования на содержание алкоголя и никотина в биологических жидкостях.

Компьютеризированный скрининг сердца

Ангиологический скрининг с автоматическим измерением систолического артериального давления.

Экспресс-анализ на содержание общего холестерина и глюкозы в крови

Комплексная оценка функций дыхательной системы с помощью компьютеризированного спирометра.
1.
Гигиеническое обучение и воспитание населения является обязательным разделом работы любого лечебно-профилактического учреждения и каждого медицинского работника. Оно направлено на повышение санитарной культуры населения, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни.
В основу гигиенического обучения и воспитания положена концепция формирования здорового образа жизни, сформулированы основные задачи:

= снижение распространенности курения;

= улучшение качества питания;

= увеличение физической активности;

= смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов и повышение качества жизни;

= соблюдение населением мер личной и общественной гигиены;

= снижение потребления алкоголя;

= профилактика употребления наркотиков;

= улучшение качества окружающей среды.
Контрольные вопросы:
8.
Что такое профилактика и ее виды?
9.
Средства профилактики?
10.
Болезнь и здоровье?
11.
Факторы риска?
12.
Группы здоровья?
13.
Дайте определение понятию «фактор риска».
14.
Какие факторы риска Вы знаете?
15.
Сколько групп здоровья у взрослого и детского населения (перечислите).
Литература:
Основные источники:
1.
Волков С.Р. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие / С.Р. Волков, М.М. 2.Волкова. – М.: Авторская академия, 2012. – 496 с.
43

2.
Волков С.Р. Здоровый человек и его окружение: учебник / С.Р. Волков, М.М.
Волкова. – М.: Медицина, 2012. – 680 с.
3.
Крюкова, Д.А. Здоровый человек и его окружение: учебное пособие / Д.А.
Крюкова, Л.А.Лысак, О.В. Фурса.– Ростов н/Д.: Феникс, 2013. –474 с.
4.
Ющук, Н.Д. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний: учебник / Н.Д.
Ющук, И.В. Маев, К.Г. Гуревич. – М.: Перо, 2012. – 659 с. (стр. 62-131).
5.
Бойцов С.А., Чучалин А.Г. Профилактика хронических неинфекционных заболеваний. Рекомендации./Москва, 2013г.
6.
Медик, В.А. Общественное здоровье и здравоохранениеучебник / В.А. Медик,
В.К. Юрьев. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. –608 с. (стр. 13-33).
Дополнительная:
1.
Нормативные акты:
2.
ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» от 2012г. N 323-ФЗ;
3.
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от
05.01.2015 года № 36 ан «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения;
Интернет ресурсы:
1.
http://mon.gov.ru Министерство образования и науки Российской Федерации
2.
http://rospotrebnadzor.ru Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
44