Файл: Профилактических мероприятий средних профессиональных образовательных учреждений, подведомственных министерству.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1057

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Напряженные психоэмоциональные отношения на работе
Низкий культурный и образовательный уровень
Внешняя среда
Загрязнение воздуха канцерогенами и другими вредными веществами
Загрязнение воды канцерогенами и другими вредными веществами
Загрязнение почвы
Резкие смены состояния атмосферы
Повышенные гелио космические, радиационные, магнитные и другие излучения
20
Генетические факторы
Предрасположенность к наследственным болезням
Наследственная предрасположенность к тем или иным заболеваниям
20
Здравоохранение
Неэффективность профилактических мероприятий
Низкое качество и несвоевременность медицинской помощи
10 26

27

Приложение № 3
3.1
Анкета по раннему выявлению гипертонической болезни
Показатель
Баллы
1. Возраст
М
Ж до 30 лет
1 0
30-
40 лет
3 2
40-
50 лет
5 4
50-
60 лет
6 5
старше 60 лет
7 6
2. Наследственность
(наличие сердечно-сосудистых заболеваний у родственников или внезапная смерть родственника в трудоспособном возрасте) не было
0
у родственников в возрасте от 40 до 50 лет
1
у 2 кровных родственников в любом возрасте
3
у 3 кровных родственников в трудоспособном возрасте
8
3. Курение не курите
0 1-
10 сигарет в сутки
3
более 11 сигарет в сутки
8
4. Носит ли ваша жизнь стрессовый характер? нет
0
периодами
4
да
6
5. Питание соблюдение правильного питания ежедневно (много овощей и фруктов в свежем виде, злаки, орехи, рыба, постное мясо, обезжиренные молочные продукты, яйца 1-3 в неделю, ограничение соли, жиров, отсутствие алкоголя)
0
очень умеренное потребление мяса, жиров, мучного, сладкого
1 28
несколько избыточное употребление
3
без ограничений
7
6. Масса тела (рост, см - 100) без избыточной массы
0
превышение до 5 кг
2
превышение до 10 кг
3
превышение до 15 кг
4
превышение до 20 кг
5
превышение более 20 кг
6
7. Физическая активность ходьба в быстром темпе ежедневно не менее 30 минут (или ходьба по 40 мин. до 3-4 раз в неделю, или занятия подвижными играми или велосипедные прогулки, плавание.
2
отсутствие аналогичной нагрузки
6
8. Артериальное давление до 140/90 мм.рт.ст.
1
свыше 140/90 мм.рт.ст.
7
Общее количество баллов
29

Интерпретация данных анкетирования
Индивидуальный риск
Сумма баллов
Максимальный
43-55
Выраженный
30-42
Явный
17-29
Минимальный
5-16
Отсутствует менее 5
3.2
АНКЕТА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ САХАРНОГО ДИАБЕТА
1. Возраст
¨ До 45 лет 0 баллов
¨ 45 –
54 года 2 балла
¨ 55 –
64 года 3 балла
¨ Старше 65 лет 4 балла
2. Индекс массы тела
Индекс массы тела позволяет выявить наличие у Вас избыточного веса или ожирения. Вы можете подсчитать свой индекс массы тела сами:
Вес_____кг: (рост_____м)2 = _____кг/м2
¨ Менее 25 кг/м2 0 баллов
¨ 25 –
30 кг/м2 1 балл
¨ Больше 30 кг/м2 3 балла
3. Окружность талии
Мужчины Женщины
< 94см < 80см 0 баллов
94 –
102см 80 – 88 см 3 балла
> 102см > 88 см 4 балла
4. Как часто Вы едите овощи, фрукты или ягоды?
¨ Каждый день 0 баллов
¨ Не каждый день 1 балл
5. Занимаетесь ли Вы физическими упражнениями регулярно?
Делаете ли вы физические упражнения по 30 минут каждый день или 3 часа в течение недели?
¨ Да 0 баллов
¨ Нет 2 балла
6. Принимали ли Вы когда-либо регулярно лекарства для снижения артериального давления?
¨ Нет 0 баллов
¨ Да 2 балла
7. Обнаруживали ли у Вас когда-либо уровень глюкозы (сахара) крови выше нормы (во время диспансеризации, проф. осмотра, во время болезни или беременности)?
¨ Нет 0 баллов
¨ Да 5 баллов
30


8. Был ли у Ваших родственников сахарный диабет 1 или 2 типа?
¨ Нет 0 баллов
¨ Да: дедушка/бабушка, тетя/дядя/двоюродные братья/сестры 3 балла
¨ Да: родители, брат/сестра или собственный ребенок 5 баллов
РЕЗУЛЬТАТЫ:
Сумма баллов __________.
Общее количество баллов покажет риск развития сахарного диабета в течении 10 лет:
Менее 7: Низкий риск 1 из 100, или 1 %
7 – 11:
Слегка повышен 1 из 25, или 4 %
12 – 14:
Умеренный 1 из 6, или 17 %
15 – 20:
Высокий 1 из 3, или 33 %
Более 20: Очень высокий 1 из 2, или 50 %
3.3
Анкета «Отношение кспиртным напиткам»

Инструкция: ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.

Вопросы
Баллы
1.
Мое желание выпить зависит от настроения.
+2 2.
Я избегаю пить спиртное, чтобы не стать излишне болтливым.
-1 3.
Периодами я выпиваю охотно, периодами меня к спиртному не тянет.
+1 4.
Люблю выпить в веселой компании.
+2 5.
Я боюсь пить спиртное, потому что, опьянев, могу вызвать насмешки и презрение.
-1 6.
Спиртное не вызывает у меня веселого настроения.
-1 7.
К спиртному я испытываю отвращение.
-3 8.
Спиртным я стараюсь заглушить приступ плохого настроения, тоски или тревоги.
+1 9.
Я избегаю пить спиртное из-за плохого самочувствия и сильной головной боли впоследствии.
-1 10.
Я не пью спиртного, так как это противоречит моим принципам.
-3 11.
Употребление спиртных напитков в большом количестве меня пугает.
-1 12.
Выпив немного, я особенно ярко воспринимаю окружающий мир.
+1 13.
Я выпиваю со всеми, чтобы не нарушить компанию.
+1
Итого:
Интерпретация результатов по тесту
«Отношение к спиртным напиткам»
1. При суммарной величине +2 и выше можно говорить о наличии психологической склонности к употреблению спиртных напитков.
2. Очень высокие показатели +6 и выше свидетельствуют не об интенсивной алкоголизации, а о стремлении демонстрировать свою склонность к выпивкам.
3. Отрицательная величина говорит об отсутствии психологической склонностью к алкоголизации.
4. Величина, равная 0 или +1 является неопределенным результатом
3. 4
Анкета по проблеме наркомании
31

1. Есть среди Ваших знакомых или родственников люди употреблявшие наркотики?
да □ нет □
3. Употреблять наркотики или нет – это личный выбор каждого?
да □ нет □ не знаю □ отчасти □
4. Согласны ли Вы с утверждением: «В жизни все надо попробовать»? да
□ нет □ не знаю □ отчасти □
5. Согласны ли Вы, что есть «легкие наркотики», которые не вызывают привыкания?
да □ нет □ не знаю □
Интерпретация результатов по тесту «наркомания»
4-
5 ДА – высокий риск развития наркомании
3-
4 ДА – средний риск развития наркомании
2-
0 ДА - риск развития наркомании отсутствует
Приложение № 4
БЛОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Тесты для проверки знаний темы «Профилактика неинфекционных
заболеваний».
Вариант 1.
ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
1.
Амбулаторная карта больных – форма:
1.
025/У
2.
031/У
2.
В летний период больше вызовов врача на дом из-за:
1.
Острых заболеваний
2.
Хронических заболеваний
3.
Дневной стационар :
1.
Для больных, не требующих постоянного наблюдения
2.
Оказание помощи на дому.
4.
Причина болезни:
1.
Эндогенные
2.
Психогенные
3.
Социально-экономические
5.
В оценку функционального состояния входит:
1.
УЗИ органов ЖКТ
2.
Взвешивание
6.
Профилактика – это_______________________.
7.
Средствами медицинской профилактики являются:
1. диспансеризация;
2. гигиеническое воспитание
3. профилактика ВИЧ-инфекции
8.
Предболезнь – это_____________________.
9.
Признаки предболезни:
32


1. тошнота,
2. боль в животе,
3. снижение гемоглобина
10.
Химические факторы развития заболеваний:
1. тяжелые металлы и их соли
2. электрический ток
3. ятрогения
11.
Не модифицируемые факторы риска:
1.
Ожирение
2.
Возраст
3.
Курение
12.
Задачи гигиенического обучения:
1. улучшение качества питания;
2. увеличение физической активности;
3. обучение навыкам оказания первой помощи.
13. Экзогенные факторы физического развития:
1. рельеф местности
2. условия труда,
3. наследственность
14.
Группы риска по здоровью по признакам функционального состояния:
1.
Беременные
2.
Старики
3.
Лица без определенного места жительства
15.
Группы риска – это________________
Вариант 2.
ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
1.
Журнал посещений пациентов на дому – форма:
1.
025/У
2.
031/У
2.
В зимний период больше вызовов врача на дом из-за:
1.
Острых заболеваний
2.
Хронических заболеваний
3.
Фактор риска – это_________________________.
4.
Виды стационаров на дому:
1. центральный
2. централизованный
3. основной
5.
В оценку функционального состояния входит:
1. спирография
2.
Взятие крови на ВИЧ
3.
Измерение окружности груди.
6.
Первичная профилактика:
1. призвана предупредить возникновение заболеваний,
2. призвана предупредить прогрессирование имеющегося заболевания.
7.
Средствами медицинской профилактики являются:
1. пропаганда здорового образа жизни.
2. организация и проведение профилактических прививок;
3. лечение острых заболеваний
8.
Болезнь – это_____________________
9.
Признаки предболезни:
33

1. переедание,
2. нарушение менструального цикла,
3. повышение температуры
10.
Физические факторы развития заболеваний:
1. тяжелые металлы и их соли
2. электрический ток
3. ятрогения
11.
Модифицируемые факторы риска:
4.
Ожирение
5.
Сахарный диабет
6.
Курение
12.
Задачи гигиенического обучения:
1. профилактика употребления наркотиков;
2. улучшение качества окружающей среды
3. повышение половой активности
13.
Эндогенные факторы физического развития:
1. рельеф местности
2. условия труда,
3. наследственность
14.
Группы риска по здоровью по демографических признакам:
1.
Беременные
2.
Старики
3.
Лица без определенного места жительства
15.
Адаптация – это________________
Приложение № 5
ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ.
Из истории развития профилактического направления в медицине
История – сокровищница наших деяний,
свидетельница прошлого, пример и
поученье для настоящего,
предостереженье от будущего.
Сервантес
«Профилактика зародилась в связи с попытками эмпирического поиска средств предохранения от болезней и несчастных случаев в виде элементов индивидуальной и личной гигиены. Возникновение общественной профилактики связано с развитием государства и обязанностей его органов и учреждений по осуществлению предохранительных мер в первую очередь от массовых заболеваний населения». Уже в первобытной общине были сформированы определенные санитарные правила и запреты, касающиеся постройки жилищ, уходу за чистотой тела и др. Народная медицина в то время располагала рядом профилактических гигиенических приемов
(физические методы, профилактический прием лекарств и др.). Гигиенические рекомендации, включая режим дня, гимнастику, чистоту тела, регламентации сна и приемов пищи и др., вошли в обиход многих народов и нашли отражение даже в религиозных
34

установлениях (например, Моисеевы заповеди и др.) Великий Гиппократ говорил:
«..
.не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности». В рабовладельческую эпоху появились элементы общественной санитарии. Так, в Спарте существовала целая система правил гигиенического и физического воспитания, а законами Древнего Рима предусматривались меры санитарного характера (правила пользования водой, контроль за пищевыми продуктами и др.).
Особое место в развитии профилактики занимает великий врач, поэт и философ Ибн Сина (Авиценна), который в своих трудах, и особенно в «Каноне врачебной науки», первостепенное значение уделял диететике, режиму питания и сна, физическим упражнениям. По сути, он в поэтичной форме изложил основные принципы профилактической медицины.
Здоровье сохранить – задача медицины,
Болезней суть понять и устранить причины.
Не забывай о том, что от болезни лучшая защита,
Лечить болезнь, пока она сокрыта.
И снова повторю: лечи причины,
В том главный принцип нашей медицины.
Вплоть до XVIII-XIX вв. профилактическая медицина, по сути, была эмпирической, т.е. ее рекомендации не были научно обоснованы. Многолетний опыт медицины свидетельствует о том, что люди научились предупреждать болезни раньше, чем становились ясными причины и механизмы их развития.
Профилактическая направленность всегда являлась сутью, основным принципом нашей отечественной медицины.
Киевский князь Владимир Мономах в своем «Поучении» к детям писал о том, что угнетение психики, как и леность – первые ступени к болезням, а труд является условием гармоничного развития организма человека.
В произведениях X-XIII вв. (Иллариона Киевского, Нестора, Владимира
Мономаха и др.) упоминаются сведения о лечебной диететике, почерпнутых из народной медицины восточных славян, например, назначение сырой печени трески – при куриной слепоте, или витаминосодержащих овощей и ягод (хрен, редька, лук, морошка и др.) – при цинге. В древнерусском врачевании большое значение придавали предупреждению болезней.
В связи с развитием общественной жизни уже в X-XI вв. определился круг санитарно-гигиенических правил выбора местности для поселений и источников доброкачественной питьевой воды, обустройства жилищ (кладовые для хранения пищевых продуктов, естественная освещенность помещений и др.). В народном быту огромная оздоровительная роль принадлежала русской бане.
Россия дала отечественной и мировой науке таких замечательных представителей медицины, совершивших переворот в медицинской науке XIX в., как М.Я. Мудров, И.А. Дядьковский, С.П. Боткин, Т.А. Захарьин, АА. Остроумов.
Профила́ктика (греч. Prophylaktikos– предохранительный)

комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.
35


Профилактика в здравоохранении (от греч. prophilacticos – предохранение, предупреждение) – практическая деятельность, посредством которой удается добиться сохранения и улучшения здоровья народонаселения, воспитания здорового молодого поколения, обеспечения высокой трудоспособности и продолжительной активной жизни.
Профилактические мероприятия – важнейшая составляющая системы здравоохранения, направленная на формирование у населения медико-социальной активности и мотивации на здоровый образ жизни.
Профилактика заболеваний (DiseasesPrevention) - система мер медицинского и немедицинского характера, направленная на предупреждение, снижение риска развития отклонений в состоянии здоровья.
Согласно определению ВОЗ, профилактика заболеваний – мероприятия, направленные на предупреждение болезней: борьбу с факторами риска, иммунизация, замедление развития заболеваний и уменьшение его последствий
(ВОЗ, 1999 г.).
Виды:
Первичная профилактика призвана предупредить возникновение заболеваний,
вторичная - предупредить прогрессирование имеющегося заболевания.
Мерами первичной и вторичной профилактики являются медицинские, гигиенические, социальные, социально-экономические и др.
Выделяют также профилактику индивидуальную
(личную) и общественную, т. е. действия индивидуума и общества для профилактики заболевания.
Средствами медицинской профилактики являются: пропаганда здорового образа жизни. организация и проведение профилактических прививок; периодические и целевые медицинские осмотры; диспансеризация; гигиеническое воспитание и т. д.
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Переход от здоровья к болезни не является внезапным. Между этими состояниями имеется ряд переходных стадий (здоровье, предболезнь и болезнь).
Болезнь (лат. morbus) — это жизнедеятельность организма, выражающаяся в изменении функции, а также - в нарушении строения органов и тканей, и возникающее под влиянием чрезвычайных для данного организма раздражителей внешней и внутренней среды организма.
Причинами болезни могут быть различные факторы окружающей среды, которые принято классифицировать в зависимости от их природы.
1
. Физические факторы:
а) действие механических сил (растяжение, разрыв, сдавление, удар); б) действие звуков и шума; в) изменения барометрического давления; г) влияние низкой или высокой температуры;
36