Файл: Рубинштейн С. Я. 82 Экспериментальные методики патопсихологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 557

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Экспериментатор

Действия больного

Высказывания и объяснения больного

II этап

После разъяснения инструк­ции с помощью экспери­ментатора собраны группы зверей, овощей, мебели. В группу мебели добавлены предметы одежды и вело­сипед.

Одежда должна висеть в шкафу, все это — обста­новка комнаты, и вело­сипед часто приходится держать в комнате.


85

84 Пример 2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ПАТОПСИХОЛОГИИ

Экспериментатор

Действия больного

Высказывания и объяснения больного

Начало II этапа

Дерево, цветы, грибы, ба­бочка, медведь, лисица.

Это лес — под деревь­ями цветы, на цветах си­дит бабочка, в,лесу всегда находятся разные звери.

Пример 3

ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ

Все эти примеры свидетельствуют о конкретности мышления больных, о том, что вместо обобщений предметов они группируют их по привычным ситуационным признакам. Такая склонность к установлению житейски привычных связей может проявляться наряду с некоторыми несложными обобщениями. Иногда больные принимают критические указания экспериментатора, исправляют одну из сделанных ими конкретно-ситуационных группировок, но вслед за тем сбиваются на столь же конкретный путь объе­динений в последующих своих действиях.

От проявлений конкретности мышления не всегда легко, но необходимо отличать следующие ошибки.




Экспериментатор

Действия больного

Высказывания и объяснения больного

Начало II этапа

Собраны вместе ребенок, кровать, термометр и док­тор.

Ребенок заболел, его уло­жили. Ему нужно изме­рить температуру, и док­тор будет его лечить.

Пример 4

Экспериментатор

Действия больного

Высказывания и объяснения больного

III этап

Растения + Животные + Люди с вещами

Люди нуждаются в раз­ных вещах — в одежде, мебели, посуде...
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


Пример 5

Экспериментатор

Действия больного

Высказывания







и объяснения больного

Конец II этапа

Одежда+

Это все, что нужно для




Мебель+

питания, это съедобное,




Звери+

вещи и посуда, чтобы




Фрукты, овощи, часть

сварить, приготовить.




домашних животных и




-

посуда.





Пример 6

Экспериментатор

Действия больного

Высказывания и объяснения больного

Конец II этапа

Люди + Измерительные приборы + Транспорт + Фрукты + Животные +




Начало III этапа

Все живое вместе, а рас­тения — со всеми неоду­шевленными предметами.

Шкаф и мебель из дерева, а посуда из стекла, а стекло из песка, от трения в ледниковый период... Кастрюля из железа, значит, тоже из недр земли, и растения из земли вырастают — зна­чит, все это недроис-копаемые, а живые — они поверх земли живут.


Из приведенного примера видно, что больному доступно обобщение — он сам собрал группы измерительных приборов, живых существ. Переходя к III этапу, он не начал связывать пред­меты по конкретно-ситуационному признаку, а обобщил группы по довольно сложным признакам — происхождения «из недр земли»

86ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ПАТОПСИХОЛОГИИ

и «на ее поверхности». Однако это был несколько неожиданный и необычный подход к классификации, который дал основание объединить растения с неорганической материей и противо­поставить их живым по месту происхождения. Таким образом, рассуждения больного были основаны на разных признаках обобщения: оба признака были абстрактными, но они допускали построение обобщения в совершенно различных, несовместимых направлениях. Это было разноплановым построением класси­фикации.

Не всегда разноплановость выступает в столь ярком виде. Иногда она проявляется фрагментарно, в виде небольших вкра­плений ошибок среди правильно выполняемой обобщенной клас­сификации.

Пример 7

Экспериментатор

Действия больного

Высказывания







и объяснения больного

II этап

Большинство групп собра-







но правильно, по обоб-







щенным признакам.







Транспорт+







Люди+







Животные+







Наряду с этим объединяет

Относятся к воде.




корабль с рыбой, моря-




Как эту группу

ком и лебедем.




назвать?







Подобная ошибка может быть понята как проявление конкретно-ситуационной группировки — больной все правильно обобщил, а моряк, рыба и лебедь ситуацией не связаны; эта ошибка типа разноплановости. В примере 8 больная наряду с обобщенными группами создает другие, руководствуясь соображениями о том, как можно организовать промышленность и ее снабжение. Ее ошибки не носят конкретного, житейски обыденного характера, они обращают на себя внимание произвольностью, аугистическим ходом рассуждений.


87

ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ

Пример 8

Экспериментатор

Действия больного

Высказывания







и объяснения больного

II этап

Люди+







Животные+







Мебель+







Одежда+







Наряду с этим объединены




Почему они

лопата и слон.

В одной из жарких

вместе?




африканских стран







нужно развивать горно-







рудную промышлен-







ность.

Почему?

Объединяет пароход,

Необходима транспорти-




яблоко и рыбу.

ровка плодов к районам







Крайнего Севера.

Почему?

Объединяет грузовик,

Группа металлургиче-




кузнеца и ботинки.

ской промышленности.







Ботинки — это спец-







одежда для рабочих.

В самом деле, почему, приняв инструкцию и обобщив пра­вильно несколько разных групп, больная может прийти к вы­воду, что лопата должна объединяться со слоном, чтобы разви­валась горнорудная промышленность в Африке? Это вымысел, но больная наряду с таким вымыслом продолжает деятельность обобщения и классификации. Это включение иного подхода, иного плана рассуждения, но в этом ином плане уже нет деятельности обобщения, а есть произвольные построения. Здесь мы сталки­ваемся с сочетанием разноплановости и аутистичности мышления.

Особенно ярко эта независимость хода рассуждений от только что принятых норм и правил видна в следующем, 9 примере.

В данном случае произошла смена видов деятельности: ин­теллектуальная работа по классификации неожиданно сменилась свободным ассоциированием, произвольным связыванием абсо­лютно не связанных друг с другом предметов. Подобная легкость связывания бессвязного едва ли была бы доступна человеку с нор­мальной психикой. Это особая произвольность, независимость от общечеловеческих нормативов и правил выполнения интеллекту­альных актов, свойственная мышлению больных шизофренией.



88 Пример 9
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ПАТОПСИХОЛОГИИ

Экспериментатор

Действия больного

Высказывания







и объяснения больного

II этап

Измерительные приборы+




(заканчивается)

Люди+







Мебель+







Посуда+







ТранспортН-







Но все эти группы не

Больной — быстрой




завершены. Внезапно

скороговоркой: «Пусть




изменяет способ расклад-

это будет человек на




ки, т. е. просто выклады-

лоне природы, ему




вает подряд все открывае-

нужны грубые ботинки,




мые дальше в колоде

он занят огородом, ему




карточки и собирает

можно дать тележку, а




вместе лыжника, цветы,

это будет женщина,




ботинки, морковь, телегу,

допустим жена Ива




женщину, петуха, велоси-

Монтана, она любит




пед, собаку, самолет.

кур, ей нужен велоси-







пед, у них, конечно,







есть собака и самолет







как символ современ-

1

ности...»
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   20


Следует отграничить эту причудливость, облегченность бес­контрольного ассоциирования от ошибок конкретного типа.

Пример 10

Экспериментатор

Действия больного

Высказывания







и объяснения больного

II этап

После многих правильно







обобщенных групп соби-







рает врача с этажеркой,







бутылкой и моряком.




Почему они




Врач снял с этажерки

вместе?




пол-литра, а моряк







пришел его арестовать







за пьянство.

По внешнему сходству можно было бы рассматривать эту ошибку как сходную с примером 3. Но это не так. Здесь нет конкретности обычной житейской ситуации, и пол-литра не типично снимать с этажерки, и моряк — отнюдь не милиционер,



89

ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ

и арест здесь неуместен, это не привычно конкретная ситуация, а дурашливое свободное ассоциирование, оправдывающее нелепую случайную группировку картинок. Это не конкретность, хотя и может быть внешне на нее похожа. Таков же и следующий пример.