Файл: Рубинштейн С. Я. 82 Экспериментальные методики патопсихологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 681

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

64

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ПАТОПСИХОЛОГИИ

ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ

65


  1. Задание может быть предложено даже без словесной ин­
    струкции или с очень простыми, не фиксированными словесными
    объяснениями. Экспериментатор показывает больному доски с
    правильно вложенными вкладками, а затем на его глазах опро­
    кидывает доску так, что вкладки падают на стол. В некоторых
    случаях, для того чтобы больной начал действовать — вкладывать
    вкладки в выемки, экспериментатор должен начать работу сам,
    т.е. вставить в нужные места 2—3 вкладки. После этого, как прави­
    ло, даже слабоумные больные пытаются продолжать эту работу.

  2. Истолкование этого очень простого опыта возможно в
    самых различных направлениях. Во-первых, иногда оказывается
    важным установить, что простую работу, не требующую усвоения
    инструкции, больной выполняет охотно, старательно, испытывая
    видимое удовольствие от удачи. Это удовольствие проявляется у
    некоторых больных так явно, они так рады, что получили задание
    по силам, что по собственной инициативе вновь и вновь выбрасы­
    вают и вкладывают вкладки. Это не характерно для личностного
    слабоумия.

Некоторым показателем глубины интеллектуальной недо­статочности служит способ работы. Так, например, более сохранные больные, отыскав взором нужную выемку, сразу подносят к ней вкладку и вкладывают ее. Более слабоумные берут вкладку и пы­таются поочередно втиснуть ее то в одно, то в другое отверстие (так называемым методом проб и ошибок).

Обнаруживается плохая дифференциация форм. Так, напри­мер, овальную форму больные пытаются втиснуть в круглую вы­емку, вкладку в виде звезды — в крестообразную выемку (наблю­дается при сосудистой деменции, при имбецильности).

Интересными могут быть наблюдения за особенностями мо­торики больных.

Методика Кооса

1, Обычное применение методики Кооса направлено на
выявление конструктивного праксиса, пространственной ориен­
тировки, сообразительности, внимания.

2. Для проведения опыта нужно иметь 16 одинаково раскра­
шенных небольших кубиков и 18 карточек с изображением образцов
разнообразных по форме и цвету фигур-орнаментов, которые могут
быть составлены из кубиков (см. фото 3).


Siiii


3 . Инструкция очень проста. Больному показывают первую или иную из карточек и предлагают сложить из кубиков такую же фигурку. Складывать нужно на столе, не накладывая кубики на образец, а рядом с ним.
Фото 3. Складывание кубиков Кооса (рабочий момент)

Если задание оказывается для больного трудным, то экспе­риментатор накладывает на образец сетку из слюды, и тогда становится гораздо понятнее, как складывать фигуру.

В зависимости от цели исследования можно различными способами применять эту методику, а следовательно, по-разному вести протокол опыта.

Если она применяется для исследования сообразительности и внимания, можно последовательно предлагать задачи-образцы в порядке возрастающей трудности и протоколировать только время выполнения каждой задачи. Если возникают сомнения в сохран­ности пространственной ориентировки, экспериментатору при­ходится зарисовывать расположение кубиков. Методику Кооса некоторые патопсихологи используют как материал для иссле­дования «уровня притязаний».


66

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ПАТОПСИХОЛОГИИ

ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ

67


Возможны еще и иные разнообразные способы использования этой методики — для выявления локализации поражений мозга, для обнаружения особенностей эмоциональной сферы (в экспе­риментах с прерванным действием).

4. Истолкование результатов такого эксперимента может быть разнообразным. Выявляются, прежде всего, элементарная сообрази­тельность больного, его умение построить, скомбинировать фигуру по заданному образцу.

При построении нескольких фигур, особенно более сложных, выявляется также степень внимания больного, поскольку постро­ение сложных фигур требует устойчивости внимания.

Попутно при исследовании данной методикой обнаружи­ваются тонкие нарушения пространственной ориентировки. И, на­конец, данная методика позволяет выявить работоспособность больного, его отношение к заданию, его заинтересованность в достижении правильных решений.

Первые номера таблиц Кооса очень легки. Поэтому наблю­дения за тем, как взрослый интеллектуально сохранный больной складывает эти номера фигур, отчетливо выявляют его отношение к работе, вскрывают в ряде случаев такое отношение, которое именуется установочным поведением, или аггравацией.

Иначе обстоит дело при исследовании маленьких детей-олигофренов, которым может быть недоступна сама задача по­строения фигуры по образцу. Для исследования таких детей ме­тодика Кооса была преобразована А. Я. Ивановой в обучающий эксперимент (см. главу 7). Были взяты лишь четвертая и третья фигуры и разработаны виды помощи, которые экспериментатор оказывает ребенку, обучая его складыванию фигур. Больному предлагают сложить фигуру № 1 по образцу и дают кубики. Если это не удается, объясняют, как раскрашены кубики, и на глазах у ребенка складывают № 1 по образцу. Это еще не обучение, это делается для ориентировки в задании. Обучение начинается с фигуры № 3. Если задание не выполняется, больному дают «уроки» (т. е. регламентированную экспериментом помощь) в следующем порядке. Урок № 1 — экспериментатор поворачивает кубики нуж­ной стороной кверху. Предлагает выполнить задание и регистрирует действия больного. Если этот урок не помогает выполнить задание, дается урок № 2: экспериментатор сам складывает фигурки на глазах у больного и, разрушив сделанное, предлагает ему самому выполнить задание.

Урок № 3 представляет собой подробное словесное объяснение того, как нужно складывать фигуры («два носика друг к другу повернуты»), сопровождаемое показом и применением сетки из слюды. Если задание выполнено, предлагается контрольное задание (выявляющее возможность «переноса способа действия»), т. е. больному предлагают сложить фигуру № 4.

Литература

ЛурияА. Р., ЦветковаЛ. С. "Вопросы психологии", 1965, 2. Ко h s S. С. Intelligence measurment: a psychological and statistical study based upon the block-design tests. New York, 1923.

Куб Линка

  1. Методика эта заимствована из области психологии труда и
    применяется в клинике для исследования самых разнообразных
    нарушений психики: сообразительности, устойчивости внимания,
    эмоциональных реакций.

  2. Необходимое для этого опыта пособие представляет собой
    куб, состоящий из 27 маленьких деревянных кубиков размером
    3
    X 3 см. Стороны маленьких кубиков окрашены в три разных
    цвета (красный, зеленый, желтый) таким образом, что из них можно
    сложить большой куб так, чтобы все наружные его грани оказались
    одного цвета.


3. Больному показывают собранный куб одного цвета,
например красного, и заставляют его убедиться в том, что куб со
всех сторон и с донышка также красный (см. фото 4). «Теперь, —
говорит экспериментатор, — я его развалю (разваливает), а вы
должны будете снова собрать его так, чтобы он был со всех сторон
и снизу красный. У маленьких кубиков бывают три стороны крас­
ные (показывает), только одна (показ) и даже ни одной красной
(показывает не обязательно). Сложить правильно куб вы сможете
только в том случае, если внутрь, т. е. туда, где кубики сопри­
касаются друг с другом, не положите ничего красного. Если поло­
жите красное внутрь, вам не хватит на наружные стороны.
Понятно?»

Если больной задает вопросы, не сразу понимает инструкцию, ему дают дополнительные разъяснения. В отдельных случаях, если больному очень трудно начать работу, экспериментатор помогает ему, начинает сам складывать, объясняя, почему он кладет тот или иной куб на то или иное место. Некоторым больным приходится помогать до самого конца работы. Разумеется, это обстоятельство записывают в протокол.


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ПАТОПСИХОЛОГИИ

ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ

69




4. В протокол записывается время, потребовавшееся больному, чтобы закончить складывание куба, а также все способы и особенности его работы. К их числу относятся следующие:

а) Насколько быстро больной усвоил способ раскладки, т. е.
понял, что кубики с тремя красными сторонами нужно ставить на
углы, без единой красной стороны — в самую середину и т. д.
Быстрое понимание проявляется в том, что больной догадывается
об этом сразу либо после 3—4 взятых в руки и осмотренных
кубиков. Можно считать, что больной медленно, туго соображает,
если он не улавливает принципа построения куба после того, как
экспериментатор показывает ему, как уложить одно ребро (т. е.
три кубика рядом). Совсем не могут понять принцип построения
куба Линка олигофрены на грани имбецильности и слабоумные
больные с органическими заболеваниями. В очень редких случаях
бывает, что непонимание конструкции куба и неумение сложить
его обусловлены не общим слабоумием, а локальным поражением
левой теменной доли мозга, вызывающим нарушение простран­
ственных представлений.

б) Второе наблюдение экспериментатора относится к устой­
чивости внимания больного. Очень часто бывает так, что больной

правильно ставит кубик на соответствующее ему место, но по не­вниманию неправильно его поворачивает; в результате оказывается, что возникла нечаянная ошибка, которую трудно потом найти и исправить. Другой ошибкой внимания является использование кубика с лишней стороной: например, для этого места нужен кубик с одной красной стороной, а больной не замечает, что ставит кубик с двумя. Таким образом он запрятывает внутрь красную сторону и после должен искать ее. Подобные ошибки, обусловленные рас­сеянностью и неустойчивостью внимания, свидетельствуют об органической слабости. Иногда такие ошибки возникают с самого начала, и больной почти не в состоянии довести самостоятельную работу до конца, а иногда ошибки возникают к концу работы, по мере утомления больного. Утомляемость, нарастание ошибок к концу работы наблюдаются при всякой астении, не специфичны для какого-либо определенного заболевания.

в) Значительный интерес представляют наблюдения за спо­
собом работы больного. Различают два основных способа склады­
вания. Первый, менее успешный, заключается в том, что, желая
заполнить какое-либо очередное место, больной ищет нужный для
этого места кубик, перебирая все остальные. Второй, более совер­
шенный способ заключается в том, что, беря наудачу любой оче­
редной кубик, больной находит для него соответствующее место.
В норме обычно с «первого этажа» начинают пользоваться вторым
способом. Если больной этого не делает, экспериментатор
подсказывает ему возможность пользоваться вторым способом,
подкладывает ему таким способом 2—3 кубика; если это не помогает
и больной до конца продолжает работать первым способом, это
следует расценить как проявление сужения объема внимания и
инертности психических процессов.

г) Очень выразительными являются эмоциональные, точнее
личностные, реакции больных в процессе складывания куба Линка.
Их можно не только наблюдать, но и провоцировать дополни­
тельными экспериментальными приемами.

Складывание куба Линка является увлекательной задачей не только для детей (для них особенно!), но и для каждого нормального взрослого человека. Едва начав эту работу, человек испытывает обычно азартное желание самостоятельно и как можно быстрее ее закончить. Если экспериментатор начинает помогать или под­сказывать, то от психически полноценного человека он обычно слышит: «Пожалуйста, не нужно, я постараюсь самостоятельно сложить...» Это нормальная реакция.







70

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ПАТОПСИХОЛОГИИ

ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ

71


У некоторых больных такой естественный задор достигает чрезмерной, неадекватной степени: заметив к концу работы, что у них «не выходит», они раздражаются и нетерпеливо разрушают все сделанное, сердятся, иногда дискредитируют задание, а иногда длительно переправляют и переделывают начатое, никак не раз­решая себя прервать и бурно протестуя против всякой помощи, болезненно переживая свои неудачи. Если в процессе наблюдения экспериментатор со специальным намерением выражает свое нетерпение затянувшейся работой или, напротив, показывает (независимо от объективных данных), что она выполнена быстро и хорошо, поведение больного в зависимости от этих оценок резко меняется.

Такая обостренная самолюбивая реакция на успех, неудачи и оценки экспериментатора наблюдается часто у психопатов.

Напротив, полная безучастность к результату выполнения этого задания свидетельствует иногда об эмоциональной опу­стошенности либо загруженности. Чтобы проверить наблюдение такого рода, экспериментатор небрежным тоном предлагает боль­ному, успешно складывающему куб и близкому к окончанию задания, бросить его незавершенным. Охотное согласие больного (если только оно не вызвано послушанием) должно вызвать, по крайней мере, сомнение в сохранности его эмоциональной сферы. Так могут реагировать дети-шизофреники. Следует, однако, учесть, что у некоторых взрослых больных (особенно у не понимающих условности) куб Линка из-за своего игрушечного вида вызывает с самого начала скептическое отношение. Если экспериментатор не сумел преодолеть его, не следует, конечно, судить об эмоцио­нальных реакциях больного по работе, к которой он несерьезно относится.

При проведении однократной пробы с кубом Линка все внимание уделяется качественным особенностям работы больных. Однако этой методикой можно пользоваться и для учета эф­фективности терапии и вообще для оценки изменений в состоянии больного.

При исследовании больных с такой целью куб Линка можно использовать многократно. При этом приобретают актуальность количественные показатели: время (от начала до конца скла­дывания) и количество ошибок. При повторных пробах наблю­дается, конечно, некоторая упражняемость. Наибольший сдвиг наблюдается при этом от первого ко второму складыванию, а между вторым и пятым или десятым отличие не столь велико. Поэтому

при желании проводить с помощью куба Линка повторные пробы следует в первый раз проделать две пробы, а затем после терапии — третью, четвертую и т. д.

Литература

ГаджиевС. Г. К анализу нарушения интеллектуальной деятельности при поражении лобных отделов головного мозга. Канд. дисс. М., 1947.

Костомарова Н. М. Качественная характеристика деградации ин­теллектуальной деятельности у больных с диффузными изменениями центральной нервной системы в результате травмы головы. — В сб.: Травматические повреждения центральной нервной системы. М., Медгиз, 1940.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

7. ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ

Классификация предметов

  1. Метод предметной классификации является одним из
    основных, используемых почти при каждом психологическом
    исследовании больного. Метод применяется для исследования
    процессов обобщения и абстрагирования, но дает также воз­
    можность анализа последовательности умозаключений, критич­
    ности и обдуманности действий больных, особенностей памяти,
    объема и устойчивости их внимания, личностных реакций больных
    на свои достижения и неудачи. Предложен К. Гольдштейном,
    видоизменен Л. С. Выготским и Б. В. Зейгарник.

  2. Для проведения опыта необходимо иметь колоду из 68
    карточек (см. цветное приложение), на которых изображены разно­
    образные предметы и живые существа. В психологических лабора­
    ториях всех психоневрологических учреждений (институтов, боль­
    ниц, учебных заведений) нашей страны принята единая предметная
    классификация, разработанная в лаборатории экспериментальной
    патопсихологии Института психиатрии Министерства здраво­
    охранения РСФСР. Подбор предметов, особенности художест­
    венного оформления каждой карточки (подбор красок, штриховка,
    форма предмета, даже бумага, на которой она выполнена) — все
    это имеет определенное, существенное для эксперимента, значение.
    Поэтому пользоваться самостоятельно кустарно изготовленными
    карточками или наборами картинок из лото не рекомендуется.
    При таком кустарном подборе карточек часто возникают артефакты.
    Кроме того, данные, полученные с помощью этой методики, очень

72

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ПАТОПСИХОЛОГИИ

ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ

73


важны. При публикациях различных исследований возможность сопоставления экспериментальных данных, полученных разными авторами, будет обеспечена лишь в том случае, если они будут пользоваться одинаковыми методическими пособиями.

Метод классификации применим для исследования детей и взрослых любого образовательного уровня. Однако при иссле­довании детей дошкольного возраста и малограмотных взрослых часть карточек следует исключить (измерительные приборы, учеб­ные пособия).

3. В некоторых случаях до начала работы нужно дать больному какую-либо мотивировку задания, характеристику его смысла. Это делается по-разному в зависимости от психического состояния и настроенности больного. Так, например, больному 50 лет, со сред­ним образованием, страдающему склерозом сосудов головного мозга, можно сказать: «Это работа по проверке внимания, с виду она легкая — детская игра, а на самом деле она предназначена для проверки внимания людей с высшим образованием». При иссле­довании подростка 7-го класса можно сказать, что «это для десяти­классников». При исследовании ипохондричного или аггравирую-щего при экспертизе больного, жалующегося на утомляемость и забывчивость, можно сказать: «Читать вам было бы трудно — сделаем эту легкую работу. Тут рисунки, крупные, ясные, и работа легкая, нужно лишь делать ее внимательно».

В большинстве же случаев такие «предисловия» не нужны. Перед началом опыта экспериментатор тщательно перетасовывает всю колоду карточек и сверху выкладывает 6—7 карточек, об­легчающих начало классификации (например, овца, стол, груша, коза, шкаф, лошадь, яблоко). Затем он подает всю колоду больному (кверху рисунками, а не тыльной стороной, как держат игральные карты) и говорит: «Разложите эти карточки на столе — что к чему подходит».

Это I, так называемый «глухой» этап инструкции (всего инструкция дается в три приема, на трех разных этапах выполнения задания)2. Если больной задает вопросы о том, как надо раскла­дывать, ему отвечают*на этом первом этапе уклончиво: «Начните работать — сами увидите, как надо». Но записать эти вопросы в протокол необходимо. Вообще с самого начала экспериментатор

2 Поскольку инструкция должна быть всегда одинакова, нет надобности записывать ее в протокол, но обязательно отмечать ее этапы (I, II, III).

записывает действия и высказывания больного в протокол. На пер­вом этапе важно записать, как больной пытался ориентироваться в новом задании, сам ли он понял задачу. Начал ли он сразу объединять предметы по «сортам», либо стал класть рядом то, что в жизни часто бывает рядом (например, одежду в шкаф, морковь в кастрюлю, стакан на стол и т. д.), либо просто в недоумении выкладывает все карточки по одной.

После того как больной выкладывает на стол 15—20 карточек, дается вторая инструкция и начинается II этап работы. Он начинается с положительной оценки или критических замечаний по поводу того, что больной уже сделал. Экспериментатор говорит: «Правильно, вот вы положили вместе мебель, так и надо объединять все по сортам так, чтобы в каждой группе лежали предметы одного сорта, чтобы их можно было назвать одним названием» — или, если больной кладет карточки ошибочно: «Нет, это не имеет значения, что одежда висит в шкафу, класть надо вместе предметы одного сорта так, чтобы их можно было назвать одним названием, мебель нужно положить с мебелью, одежду с одеждой».

Второй этап самый продолжительный. Экспериментатор записывает в протокол действия больного и время от времени спра­шивает его, почему он положил те или иные карточки вместе, как можно назвать ту или иную группу. Не обязательно спрашивать о названии каждой группы, особенно если видно, что больной клас­сифицирует правильно. Но даже при безупречной работе больного о названиях нескольких групп спросить необходимо. Не следует спрашивать больного (как это часто ошибочно делают неопытные экспериментаторы) только о тех группах, которые сложены ошибочно. Если экспериментатор замечает ошибку или непонятную группировку, он должен спросить больного об 1—2 правильно собранных группах и затем, не меняя тона, о той группе, в которой допущена ошибка или имеет место непонятно мотивированная раскладка.

Иногда целесообразно вообще не замечать допущенных больным ошибок, для того чтобы проследить, не обнаружит ли их сам больной, или для того чтобы вернуться к этой ошибке в конце работы и тогда «обсудить» ее.

Если больной спрашивает, нужно ли классифицировать под­робно или можно сразу устанавливать крупные группы, экспери­ментатор отвечает уклончиво, т. е. говорит больному: «Как вам это кажется лучше, как вы сами хотите».