Файл: 1. Теоретические аспекты исследования развития мелкой моторики младших школьников на занятиях аппликацией.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 195

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технологическая карта фрагмента урока технологии


ФИО: Алла Реймер

Тема урока: «У бабули в огороде» (подготовительный этап)

Класс: 2 (7-8 лет)

Цель фрагмента урока: урока: создание условий для закрепления полученных знаний;

формирование представлений о коллективной работе по созданию аппликации.

Задачи фрагмента урока:

дидактические: вспомнить названия овощей, фруктов и ягод; учить детей работать в коллективе;

развивающие: развивать речь, мышление, воображение;развивать зрительное и слуховое внимание ребенка, умение внимательно слушать взрослого;

воспитательные: вызывать положительный эмоциональный настрой от результатов своего труда; воспитывать любознательность, добросовестность, чувство ответственности, аккуратности, бережного отношения к природе.


Характеристика этапов урока


Этап

Фрагмента

урока

Образовательная задача

этапа

Методы и приемы

работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации

УД

Дидактические средства,

оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемы результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные Р- регулятивные

К-коммуникативные)

личностные

Вид УУД

Критерий

Направления воспитания

Критерий

Организационно-мотивационный

Настроить обучающихся на активную и продуктивную деятельность на уроке с помощью загадывания загадки.

Метод: словесный (беседа, загадка).

Приемы: «Начало урока с мотивационного вопроса».


Приветствие.

Фиксация отсутствующих.

Проверяет готовность к уроку.

Настраивает учащихся на учебную деятельность через вопрос.

Создаёт эмоциональный настрой на урок:

-Здравствуйте, ребята! Ребята, мы сегодня отправимся с вами в гости, а к кому, вы сможете узнать, отгадав загадку:

Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки

У любимой...

(Бабушки) (Слайд 1)





Приветствуют учителя.

Анализируют отсутствующих, сообщают учителю.

Анализируют степень подготовленности к уроку.

Настраиваются на учебную деятельность, слушают вопрос, анализируют, анализируют загадку

.

Ф, И

SMART-доска.

Презентация в SMART Notebook

Словесная оценка.

-

(К) Общение;

(Р) самоорганизация.


-воспринимают и формулируют ответ,

выражают

эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявляют уважительное отношение к собеседнику, соблюдают правила ведения диалога с учителем, отвечают

на вопрос спокойно,

аргументированно;

-планируют действия по решению учебной задачи для получения результата.

Ценностное общение.

- развивают познавательные интересы, активность, инициативность любознательность и самостоятельность в познании.


Постановка учебной задачи

Уметь формулировать тему, цель, и задачи урока, составлять план по достижению задач урока.


Метод: проблемного обучения

Прием: «Анализ проблемной ситуации»

Метод: словесный(беседа).

Прием: «путешествие на поезде»


Вовлекает обучающихся в планирование урока. (Что будем делать?).

Учитель организует создание проблемной ситуации на основе наглядного материала, а именно карточек в виде билетов.

Следит за правильным выполнением движений. (Повторяйте за мной).

На основе анализа проблемной ситуации по теме «У бабули в огороде» организует:

1. Определение темы;

2. Определение цели;

3. Мотивацию;

4. Постановку задач;

5.Само/взаимооценку деятельности учеников на этапе.

Учитель возвращается к проблемной ситуации и организует учебное действие по плану:

1.Поиск путей решения проблемы через анализ проблемной ситуации;

2.Самостоятельная формулировка вывода;

3. Составление плана для выполнения.

- Да, ребята, мы поедем в гости к бабушке. Она прислала нам письмо, в котором она просит нас приехать в гости и помочь ей собрать урожай.

Поможем?

- Тогда садимся на поезд и едем, но для проезда вам понадобятся билеты.

(Раздает билеты детям, на которых изображены разные овощи и я годы)

Игра (сидя на стульчиках):

- Мы в вагончиках сидим (двигает локтями, изображая паровоз)

И в окошечко глядим. (приставляет ладонь ко лбу)

Едет-едет паровоз,

Ребятишек он повез.

Чух-чух-чух-чух. (снова двигает локтями)

А колесики стучат

Так-так-так-так. (стучит ладонями по коленям)

(Слайд 2)

Работают над проблемной ситуацией, участвую в беседе с учителем. Определяют тему, цель урока, мотивируются, ставят задачи. Внимательно следят за движениями учителя, повторяют движения.

Проводят самооценку деятельности.

Ф,И

SMART-доска.

Презентация в SMART Notebook



Словесная оценка, самооценка.

-

(П) Базовые исследовательские действия;

(К) общение.



формулируют цель с помощью педагогического работника, планируют действия,

ситуации;

-воспринимают и формулируют суждения, выражают эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

высказывают свое мнение корректно и аргументированно, при ответах и работе в классе.


Трудовое воспитание.

осознают ценность труда в жизни человека и общества при анализе письма, ответственно подходят к просьбе.

Учебное действие

Вспомнить название овощей и ягод, виды и техники аппликаций.

Метод: проблемного обучения

Прием: «Решение проблемной ситуации»;

Метод: словесный(беседа, загадки)

Метод: наглядный (слайды, карточки)

Прием:«Само/взаимооценка»

Учитель возвращается к проблемной ситуации и организует учебное действие по плану:

1.Поиск путей решения проблемы через анализ проблемной ситуации;

2.Составление последовательности действий

при выполнении работы. 3Самооценка/ взаимооценка работы учеников на данном этапе.

4. Работа с карточками, выполнение заданий.

Вовлекает обучающихся в планирование урока. (Что сделали? Что будем делать?).

5. Проводит физминутку.

- Ну, вот, мы и приехали к бабушке в деревню. Посмотрите, какой замечательный у неё дом.

(Слайд 3)

А ещё у бабушки есть большой огород, где растут полезные овощи.

(Слайд 4) А какие, сейчас мы с вами узнаем. Я буду загадывать загадки, а вы называть ответ, и будем проверять, так ли это.

- Очень яркая девица летом прячется в темнице.

Любят зайчики и детки в свежем виде и в котлетках.

Эта рыжая плутовка называется...

(морковка)

(Слайд 5)

Говорят, на вкус и цвет, никаких подружек нет. Но она для всех мила, и полезна и вкусна. К сентябрю земля намокла – мы выкапываем...

(свёклу)

(Слайд 6)

Я и свежий, и соленый, весь пупырчатый, зеленый. Не забудь меня, дружок, запасай здоровье впрок (огурец)

(Слайд 7)

Сидит дед во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает (лук)

(Слайд 8)

И зелен, и густ на грядке куст. Покопай немножко: под кустом... (картошка)

(Слайд 9)

Говорит коза, что козы очень любят нюхать розы, только почему-то с хрустом, нюхает коза ...(капусту)

(Слайд 10)

Вырастает он в земле. Убирается к зиме. Головой на лук похож. Если только пожуешь даже маленькую дольку - будет пахнуть очень долго... (чеснок)

(Слайд 11)

Очень длинным вырастает и полгрядки занимает.

Этот овощ тыквы брат, летом все его едят... (кабачок)

(Слайд 12)

В огороде – желтый мяч, только не бежит он вскачь, он, как полная луна, вкусные в нем семена... (тыква)

(Слайд 13)

Хоть чернил он не видал, фиолетовым он стал, и лоснится от похвал очень важный... (баклажан)

(Слайд 14)

На кустах тепличных красные плоды, толстые, пузатые. Узнаешь их ты? Как большие ягоды на веточках висят, с нетерпеньм просятся в овощной салат... (помидор)

(Слайд 15)

Круглый бок, желтый бок, сидит в грядке колобок. Врос в землю крепко. Что же это? (репка)

(Слайд 16)

В этих желтых пирамидках сотни зерен аппетитных (кукуруза)

(Слайд 17)

Раскололся тесный домик на две половинки. И посыпались оттуда бусины-дробинки (горох)

(Слайд 18)

В огороде, на дорожке, под моим окошком расцвело сегодня солнце на высокой ножке (подсолнух)

(Слайд 19)

- Молодцы! Все овощи знаете! А давайте поиграем в игру про овощи

Физминутка: (учитель показывает движения под слова физминутки).

В огород мы пойдём, (шаги на месте)

урожай там соберём.

Мы моркови натаскаем («таскает»)

и картошки накопаем.

(«копает»)

Срежем мы кочан капусты, 

(«срезает»)

круглый, сочный,

очень вкусный, (показывает круг руками три раза)

Щавеля нарвём немножко

(«рвет»)

и вернёмся по дорожке. (шаги на месте)

- А ещё у бабушки в саду созревают ягоды. Давайте поиграем в игру «Чего не стало». Внимательно посмотрите на картинки с ягодами. Зажмуриваем глазки, открываем и называем, чего не стало.

Учитель убирает одну из картинок, дети должны назвать, картинку с изображением какой ягоды не хватает.

(Слайд 20-25)

- Ребята, вы отгадали все загадки и теперь знаете, что растет у бабушки в огороде. Поможем бабушке собрать урожай?

- Для того, чтобы узнать, кто какой овощ будет собирать, посмотрите на обратную сторону своего билета.

- Итак, ребята, вы теперь знаете, какой овощ или ягода достались вам. Давайте вспомним, аппликации в каких техниках мы с вами научились выполнять на предыдущих уроках?

- На следующем уроке мы с вами соберем урожай с бабушкиного огорода.

Наблюдают, делают выводы, определяют пути решения проблемы, сопоставляют их с имеющимися знаниями. Повторяют движения по образцу.Проводят самооценку/ взаимооценку работы на этапе.

Участвуют в планировании урока.

Ф, И.



SMART-доска.

Презентация в SMART Notebooк.

Словесная оценка, самооценка.

закрепление знаний о разнообразии овощей и ягод;

закрепление знаний о видах и техниках аппликации.


(П) Базовые логические действия; базовые исследовательские действия; работа с информацией;

(К) общение.


сравнивают объекты, устанавливают основания для ответа, определяют достаточность информации для решения учебной (практической) задачи

основе предложенного алгоритма;

-формулируют выводы и подкрепляют их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения;

- находят, согласно заданному алгоритму, на слайдах информацию, представленную в виде вопросов

-высказывают свое мнение корректно и аргументированно, при ответах и работе на уроке.


Трудовое

воспитание.

Ценностное отношение к пожилому человеку(бабушке)

Физическое воспитание.

развивают познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Действие контроля и самоконтроля

Осуществить закрепление полученных знаний, на основе пройденных тем.

Метод: словесный (беседа) «Самооценка».


Организует проверку первичного понимания усвоения темы «У бабули в огороде»

Приводит рекомендации по выполнению самостоятельной работы.

Организует взаимоконтроль, самооценку деятельности, через постановку вопроса. Дает индивидуальное задание обучающимся на закрепление.

Фиксирует затруднения в учебном действии.

- Давайте вспомним, какие овощи и ягоды мы с вами сегодня увидели на огороде у бабушки?

- А теперь, давайте вспомним, кому какие овощи и фрукты достались в билетах?

Как вы думаете, ребята, богатый урожай получится у нас собрать?


Индивидуально выполняют задание.

Выполняют физминутки.

Анализируют задания. Применяют инструкции.

Выполняют индивидуальное задание.

Оценивают свои возможности, предвосхищая результат.

Ф, И

SMART-доска.

Презентация в SMART Notebook

Словесная оценка, самооценка.

закрепление полученных знаний об аппликации.

(П) Базовые логические действия;

(К) общение; настрой на совместную деятельность.

воспринимают и формулируют суждения, выражают эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявляют уважительное отношение к собеседнику, соблюдают правила ведения диалога и дискуссии, при работе в группах

высказывают свое мнение корректно и аргументированно, при ответах и работе в группах;

-принимают цель совместной деятельности, коллективно строят действия по ее достижению: распределяют роли, договариваются, обсуждают процесс и результат совместной работы.



Трудовое воспитание;

ценностное отношение к старшим.


самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

проявляют

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Действия оценки и самооценки

Осуществить оценивание поставленной цели, оценить качество своих действий, на уроке. Настроить на следующий урок.

Метод: словесный- беседа

Прием: «Подведем итоги…»,

Прием: «Рефлексия-представление», «Само/взаоценка».

Организует рефлексию, Подводит итоги занятия с помощью беседы.

Оценивает деятельность учащихся.

Прощается с детьми.

Итак, наше путешествие подошло к концу, встретимся с вами на следующем уроке мы снова отправимся в

гости к бабушке и поможем ей собрать весь урожай не забудьте свои билеты, как вы думаете, все справились с сегодняшней работой?

До свидания!

Выполняют само /взаимоанализ усвоения заданий по теме урока, своей деятельности. Настраиваются на следующий урок.

Подводят итоги.

Прощаются.


Ф, И

SMART-доска.

Словесная оценка, отметка.

-

(К) Общение;

(Р) самоконтроль.


-воспринимают и формулируют суждения, выражают эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявляют уважительное отношение к собеседнику, соблюдают правила ведения диалога и

высказывают свое мнение корректно и аргументированно, при ответах

-проводят рефлексию.



Трудовое воспитание.

осознают ценность труда в жизни человека и общества.



Технологическая карта фрагмента урока

ФИО: Алла Реймер


Тема урока: «У бабули в огороде» (практический этап)

Класс: 2 (7-8 лет)

Цель урока: закрепление полученных умений и навыков по созданию аппликаций в различных техниках, способствующих развитию мелкой моторики младших школьников.

Задачи урока:

дидактические: закрепить умения и навыки работы в различных техниках аппликации; научить детей работать в коллективе;

развивающие:развить самостоятельность в поиске решения различных задач, развить наблюдательность;развивать речь, мышление, воображение;развивать зрительное и слуховое внимание ребенка, умение внимательно слушать взрослого;

воспитательные:вызывать положительный эмоциональный настрой от результатов своего труда.

Характеристики этапов урока


Этап

Фрагмента

урока

Образовательная задача

этапа

Методы и приемы

работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации

УД

Дидактические средства,

оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемы результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные Р- регулятивные

К-коммуникативные)

личностные

Вид УУД

Критерий

Направления воспитания

Критерий

Организационно-мотивационный

Настроить обучающихся на активную и продуктивную деятельность на уроке эмоциональным настроем.

Метод: словесный (эмоциональный призыв).

Приемы: «Начало урока с призыва к действию».


Приветствие.

Фиксация отсутствующих.

Проверяет готовность к уроку.

Настраивает учащихся на учебную деятельность.

Создаёт эмоциональный настрой на урок:

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим наше путешествие, мы снова отправимся в гости к бабушке, чтобы помочь ей. Можете занять места, мы отправляемся

(Слайд 1)



Приветствуют учителя.

Анализируют отсутствующих, сообщают учителю.

Анализируют степень подготовленности к уроку.

Настраиваются на учебную деятельность.

Ф, И

SMART-доска.

Презентация в SMART Notebook

Словесная оценка.

-

(К) Общение;

(Р) самоорганизация.


-

выражают

эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявляют уважительное отношение к собеседнику, соблюдают правила ведения диалога с учителем.

Трудовое воспитание.

- развивают познавательные интересы, активность, инициативность.


Постановка учебной задачи

Уметь формулировать тему, цель, и задачи урока, составлять план по достижению задач урока.


Метод: проблемного обучения

Прием: «Анализ проблемной ситуации»

Метод: словесный

(беседа).

Прием: «Собирание урожая»


- Давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке.

- Верно, мы отправились в гости к бабушке, чтобы помочь ей собрать урожай. Значит, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?

- Для того чтобы собрать все овощи, нам понадобится корзина.

Посмотрите, какую замечательную корзину приготовила для нас бабушка. (Достает макет корзины)

- Итак, давайте наполним нашу корзину богатым урожаем.

Работают над проблемной ситуацией, участвую в беседе с учителем. Определяют тему, цель урока, мотивируются, ставят задачи.

Ф,И

SMART-доска.

Презентация в SMART Notebook

Макет корзины


Словесная оценка, самооценка.

-

(П) Базовые исследовательские действия;

(К) общение.



формулируют цель с помощью педагогического работника, планируют действия,

ситуации;

выражают эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;



Трудовое воспитание.

Уважительное отношение к старшим.

осознают ценность труда в жизни человека и общества ответственно подходят к задаче.

Учебное действие

Вспомнить название овощей и ягод, виды и техники аппликаций.

Метод: проблемного обучения

Прием: «Решение проблемной ситуации»;

Метод: словесный

(беседа)

Метод: наглядный (слайды, карточки)

Прием:«Само/взаимооценка»

Выполнение заданий.

Вовлекает обучающихся в планирование урока. (Что сделали? Что будем делать?).

5. Проводит инструктаж по технике безопасности при работе с инструментом.

- У каждого из вас есть билет, с картинкой овощей и ягод, которые вы должны собрать с огорода. Для этого нам надо вспомнить,

какие техники аппликации вы знаете?

- Отлично. Перед началом выполнения задания, давайте вспомним правила работы с инструментом, материалом и алгоритмом выполнения аппликации. Теперь вы можете приступить к созданию аппликации, в той технике, в которой вам понравилась больше.

Наблюдают, делают выводы, определяют пути решения проблемы, сопоставляют их с имеющимися знаниями. Повторяют инструктаж по технике безопасности при работе с инструментом. Представляют информацию, подготовленную дома. Проводят самооценку/ взаимооценку.

Участвуют в планировании урока.

Ф, И.

Г


SMART-доска.

Презентация в SMART Notebooк.

шаблоны, карточки, инструмент, материал.

Словесная оценка, самооценка.

Закрепление знаний о разнообразии овощей и ягод;

закрепление знаний о видах и техниках аппликации.

Закрепление умений и навыков при работе с аппликацией.

(П) Базовые логические действия; базовые исследовательские действия; работа с информацией;

(К) общение.

сравнивают имеющиеся шаблоны с результатом своей работы. достаточность информации для решения учебной (практической) задачи

основе предложенного алгоритма;

-формулируют выводы и подкрепляют их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения.


Трудовое

воспитание.

Ценностное отношение к пожилому человеку

(бабушке)


развивают познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Действие контроля и самоконтроля

Осуществить закрепление полученных знаний, на основе пройденных тем.

Метод: словесный (беседа, вопрос) «Самооценка».


Формулирует вопрос для самооценки, взаимооценки, через постановку вопроса. Дает индивидуальное задание обучающимся на закрепление.

Фиксирует затруднения в учебном действии.

- Посмотрите,

ребята, наша корзина полна разных овощей и ягод. Каждый из вас выполнил свою работу. Было ли трудно создавать ее в коллективе? Почему?

Какие эмоции вы испытывали во время работы?

Индивидуально выполняют задание. Анализируют задания. Применяют инструкции.

Оценивают свои работы, работу группы.

Ф, И, Г

инструмент, матнриал

Словесная оценка, самооценка.

-

(П) Базовые логические действия;

(К) общение.

воспринимают и формулируют суждения, выражают эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявляют уважительное отношение к собеседнику, соблюдают правила ведения диалога

Трудовое воспитание;

ценностное отношение к старшим.


самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.


Действия оценки и самооценки

Осуществить оценивание выполненной.

Метод: наглядный

(выполненная работа)

Прием: «Подведем итоги…»,

Прием: «Рефлексия-представление», «Само/взаоценка».

Организует рефлексию, Подводит итоги занятия.

-Корзина полная урожаем будет украшать стенд нашего класса

А теперь ребята, нужно привести в порядок свое рабочее место.

Прощается с детьми.


Проводят рефлексию.

Оцениват результат.

Убирают рабочее место.

Ф, И, Г




Словесная оценка, отметка.

-

(К) Общение;

(Р) самоконтроль.


-воспринимают и формулируют суждения, выражают эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявляют уважительное отношение к собеседнику, соблюдают правила ведения диалога и

высказывают свое мнение корректно и аргументировано.

Трудовое воспитание.

Эмоциональное обогащение.


Приложение В
Методические рекомендации организации урока технологии
К занятию дети готовятся заранее: застилают стол, размещают на нем необходимые для данного вида аппликации инструменты и материалы, коробочку для обрезков. По окончании занятия дети самостоятельно наводят порядок на своих рабочих местах.

Предметная среда, разнообразие инструментов и материалов для творчества, удобное их размещение с тем, чтобы каждый ребенок соответственно своему замыслу и желанию мог самостоятельно выбрать материал и апробировать его.

Основным   материалом   для   занятия   аппликацией   является   бумага ярких расцветок. Помимо  бумаги,  для  аппликаций  можно  использовать  самые различные  материалы:  солому,  бересту,  ткань,  кожу,  мех,  тополиный пух, бросовый материал.

Для   работы   ребенку   дают   ножницы   с   закругленными   концами   и разработанными рычагами. Их размер в длину должен быть примерно 120

мм. Перед использованием ножниц, проводится инструктаж ТБ.

Учителю желательно   иметь   фигурные дыроколы, позволяющие разнообразить работы мелкими деталями, так же трафареты с геометрическими фигурами. Для наклеивания деталей аппликации, в зависимости от используемого материала, можно использовать клей ПВА. Для снятия излишков клея служит чистая тряпочка. Кисти желательно использовать двух размеров: для приклеивания крупных и мелких деталей. Для  рисования  контуров  изображения  будущей  аппликации  можно использовать мягкие и твёрдо-мягкие простые карандаши.

Этапы технологии выполнения аппликации:

- выбор натуры, сюжета, узора для аппликации;

- создание эскиза (несложные аппликации выполняют без эскиза);

- подготовка материала, его выбор;

- выбор инструментов, вспомогательных материалов;

- получение деталей и изображений различными способами;

- раскладывание, приклеивание деталей и изображений на фоне;

Основные требования к организации и проведению занятий аппликацией:

- четкое и ясное определение целей, задач и результатов предстоящей деятельности;

- подбор методов обучения;

- подбор материала для работы;

- своевременная корректировка ошибочных действий учащихся;

- проветривание помещения до и после урока.


Занятия проводятся как фронтально, так и индивидуально, что обусловлено темой, различным уровнем подготовки учащихся и их индивидуальным особенностями. В зависимости от поставленных задач, на занятиях используются различные методы обучения.

Общий план проведения занятий:

1. Подготовка к занятию.

2. Вводная часть.

3. Основная часть (практическая).

4. Заключительная часть.

Учителю необходимо заинтересовать детей к предстоящей деятельности, эмоционально настроить, создать живой образ, закрепляя объяснение наглядным материалом.[38, 42]