Файл: 1. Теоретические аспекты исследования развития мелкой моторики младших школьников на занятиях аппликацией.doc
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 209
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологическая карта фрагмента урока технологии
ФИО: Алла Реймер
Тема урока: «У бабули в огороде» (подготовительный этап)
Класс: 2 (7-8 лет)
Цель фрагмента урока: урока: создание условий для закрепления полученных знаний;
формирование представлений о коллективной работе по созданию аппликации.
Задачи фрагмента урока:
дидактические: вспомнить названия овощей, фруктов и ягод; учить детей работать в коллективе;
развивающие: развивать речь, мышление, воображение;развивать зрительное и слуховое внимание ребенка, умение внимательно слушать взрослого;
воспитательные: вызывать положительный эмоциональный настрой от результатов своего труда; воспитывать любознательность, добросовестность, чувство ответственности, аккуратности, бережного отношения к природе.
Характеристика этапов урока
Этап Фрагмента урока | Образовательная задача этапа | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации УД | Дидактические средства, оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемы результаты | |||||||||||||||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные Р- регулятивные К-коммуникативные) | личностные | |||||||||||||||||||||
Вид УУД | Критерий | Направления воспитания | Критерий | ||||||||||||||||||||
Организационно-мотивационный | Настроить обучающихся на активную и продуктивную деятельность на уроке с помощью загадывания загадки. | Метод: словесный (беседа, загадка). Приемы: «Начало урока с мотивационного вопроса». | Приветствие. Фиксация отсутствующих. Проверяет готовность к уроку. Настраивает учащихся на учебную деятельность через вопрос. Создаёт эмоциональный настрой на урок: -Здравствуйте, ребята! Ребята, мы сегодня отправимся с вами в гости, а к кому, вы сможете узнать, отгадав загадку: Ароматное варенье, Пироги на угощенье, Вкусные оладушки У любимой... (Бабушки) (Слайд 1) | Приветствуют учителя. Анализируют отсутствующих, сообщают учителю. Анализируют степень подготовленности к уроку. Настраиваются на учебную деятельность, слушают вопрос, анализируют, анализируют загадку . | Ф, И | SMART-доска. Презентация в SMART Notebook | Словесная оценка. | - | (К) Общение; (Р) самоорганизация. | -воспринимают и формулируют ответ, выражают эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявляют уважительное отношение к собеседнику, соблюдают правила ведения диалога с учителем, отвечают на вопрос спокойно, аргументированно; -планируют действия по решению учебной задачи для получения результата. | Ценностное общение. | - развивают познавательные интересы, активность, инициативность любознательность и самостоятельность в познании. | |||||||||||
Постановка учебной задачи | Уметь формулировать тему, цель, и задачи урока, составлять план по достижению задач урока. | Метод: проблемного обучения Прием: «Анализ проблемной ситуации» Метод: словесный(беседа). Прием: «путешествие на поезде» | Вовлекает обучающихся в планирование урока. (Что будем делать?). Учитель организует создание проблемной ситуации на основе наглядного материала, а именно карточек в виде билетов. Следит за правильным выполнением движений. (Повторяйте за мной). На основе анализа проблемной ситуации по теме «У бабули в огороде» организует: 1. Определение темы; 2. Определение цели; 3. Мотивацию; 4. Постановку задач; 5.Само/взаимооценку деятельности учеников на этапе. Учитель возвращается к проблемной ситуации и организует учебное действие по плану: 1.Поиск путей решения проблемы через анализ проблемной ситуации; 2.Самостоятельная формулировка вывода; 3. Составление плана для выполнения. - Да, ребята, мы поедем в гости к бабушке. Она прислала нам письмо, в котором она просит нас приехать в гости и помочь ей собрать урожай. Поможем? - Тогда садимся на поезд и едем, но для проезда вам понадобятся билеты. (Раздает билеты детям, на которых изображены разные овощи и я годы) Игра (сидя на стульчиках): - Мы в вагончиках сидим (двигает локтями, изображая паровоз) И в окошечко глядим. (приставляет ладонь ко лбу) Едет-едет паровоз, Ребятишек он повез. Чух-чух-чух-чух. (снова двигает локтями) А колесики стучат Так-так-так-так. (стучит ладонями по коленям) (Слайд 2) | Работают над проблемной ситуацией, участвую в беседе с учителем. Определяют тему, цель урока, мотивируются, ставят задачи. Внимательно следят за движениями учителя, повторяют движения. Проводят самооценку деятельности. | Ф,И | SMART-доска. Презентация в SMART Notebook | Словесная оценка, самооценка. | - | (П) Базовые исследовательские действия; (К) общение. | формулируют цель с помощью педагогического работника, планируют действия, ситуации; -воспринимают и формулируют суждения, выражают эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; высказывают свое мнение корректно и аргументированно, при ответах и работе в классе. | Трудовое воспитание. | осознают ценность труда в жизни человека и общества при анализе письма, ответственно подходят к просьбе. | |||||||||||
Учебное действие | Вспомнить название овощей и ягод, виды и техники аппликаций. | Метод: проблемного обучения Прием: «Решение проблемной ситуации»; Метод: словесный(беседа, загадки) Метод: наглядный (слайды, карточки) Прием:«Само/взаимооценка» | Учитель возвращается к проблемной ситуации и организует учебное действие по плану: 1.Поиск путей решения проблемы через анализ проблемной ситуации; 2.Составление последовательности действий при выполнении работы. 3Самооценка/ взаимооценка работы учеников на данном этапе. 4. Работа с карточками, выполнение заданий. Вовлекает обучающихся в планирование урока. (Что сделали? Что будем делать?). 5. Проводит физминутку. - Ну, вот, мы и приехали к бабушке в деревню. Посмотрите, какой замечательный у неё дом. (Слайд 3) А ещё у бабушки есть большой огород, где растут полезные овощи. (Слайд 4) А какие, сейчас мы с вами узнаем. Я буду загадывать загадки, а вы называть ответ, и будем проверять, так ли это. - Очень яркая девица летом прячется в темнице. Любят зайчики и детки в свежем виде и в котлетках. Эта рыжая плутовка называется... (морковка) (Слайд 5) Говорят, на вкус и цвет, никаких подружек нет. Но она для всех мила, и полезна и вкусна. К сентябрю земля намокла – мы выкапываем... (свёклу) (Слайд 6) Я и свежий, и соленый, весь пупырчатый, зеленый. Не забудь меня, дружок, запасай здоровье впрок (огурец) (Слайд 7) Сидит дед во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает (лук) (Слайд 8) И зелен, и густ на грядке куст. Покопай немножко: под кустом... (картошка) (Слайд 9) Говорит коза, что козы очень любят нюхать розы, только почему-то с хрустом, нюхает коза ...(капусту) (Слайд 10) Вырастает он в земле. Убирается к зиме. Головой на лук похож. Если только пожуешь даже маленькую дольку - будет пахнуть очень долго... (чеснок) (Слайд 11) Очень длинным вырастает и полгрядки занимает. Этот овощ тыквы брат, летом все его едят... (кабачок) (Слайд 12) В огороде – желтый мяч, только не бежит он вскачь, он, как полная луна, вкусные в нем семена... (тыква) (Слайд 13) Хоть чернил он не видал, фиолетовым он стал, и лоснится от похвал очень важный... (баклажан) (Слайд 14) На кустах тепличных красные плоды, толстые, пузатые. Узнаешь их ты? Как большие ягоды на веточках висят, с нетерпеньм просятся в овощной салат... (помидор) (Слайд 15) Круглый бок, желтый бок, сидит в грядке колобок. Врос в землю крепко. Что же это? (репка) (Слайд 16) В этих желтых пирамидках сотни зерен аппетитных (кукуруза) (Слайд 17) Раскололся тесный домик на две половинки. И посыпались оттуда бусины-дробинки (горох) (Слайд 18) В огороде, на дорожке, под моим окошком расцвело сегодня солнце на высокой ножке (подсолнух) (Слайд 19) - Молодцы! Все овощи знаете! А давайте поиграем в игру про овощи Физминутка: (учитель показывает движения под слова физминутки). В огород мы пойдём, (шаги на месте) урожай там соберём. Мы моркови натаскаем («таскает») и картошки накопаем. («копает») Срежем мы кочан капусты, («срезает») круглый, сочный, очень вкусный, (показывает круг руками три раза) Щавеля нарвём немножко («рвет») и вернёмся по дорожке. (шаги на месте) - А ещё у бабушки в саду созревают ягоды. Давайте поиграем в игру «Чего не стало». Внимательно посмотрите на картинки с ягодами. Зажмуриваем глазки, открываем и называем, чего не стало. Учитель убирает одну из картинок, дети должны назвать, картинку с изображением какой ягоды не хватает. (Слайд 20-25) - Ребята, вы отгадали все загадки и теперь знаете, что растет у бабушки в огороде. Поможем бабушке собрать урожай? - Для того, чтобы узнать, кто какой овощ будет собирать, посмотрите на обратную сторону своего билета. - Итак, ребята, вы теперь знаете, какой овощ или ягода достались вам. Давайте вспомним, аппликации в каких техниках мы с вами научились выполнять на предыдущих уроках? - На следующем уроке мы с вами соберем урожай с бабушкиного огорода. | Наблюдают, делают выводы, определяют пути решения проблемы, сопоставляют их с имеющимися знаниями. Повторяют движения по образцу.Проводят самооценку/ взаимооценку работы на этапе. Участвуют в планировании урока. | Ф, И. | SMART-доска. Презентация в SMART Notebooк. | Словесная оценка, самооценка. | закрепление знаний о разнообразии овощей и ягод; закрепление знаний о видах и техниках аппликации. | (П) Базовые логические действия; базовые исследовательские действия; работа с информацией; (К) общение. | сравнивают объекты, устанавливают основания для ответа, определяют достаточность информации для решения учебной (практической) задачи основе предложенного алгоритма; -формулируют выводы и подкрепляют их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения; - находят, согласно заданному алгоритму, на слайдах информацию, представленную в виде вопросов -высказывают свое мнение корректно и аргументированно, при ответах и работе на уроке. | Трудовое воспитание. Ценностное отношение к пожилому человеку(бабушке) Физическое воспитание. | развивают познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. | |||||||||||
Действие контроля и самоконтроля | Осуществить закрепление полученных знаний, на основе пройденных тем. | Метод: словесный (беседа) «Самооценка». | Организует проверку первичного понимания усвоения темы «У бабули в огороде» Приводит рекомендации по выполнению самостоятельной работы. Организует взаимоконтроль, самооценку деятельности, через постановку вопроса. Дает индивидуальное задание обучающимся на закрепление. Фиксирует затруднения в учебном действии. - Давайте вспомним, какие овощи и ягоды мы с вами сегодня увидели на огороде у бабушки? - А теперь, давайте вспомним, кому какие овощи и фрукты достались в билетах? Как вы думаете, ребята, богатый урожай получится у нас собрать? | Индивидуально выполняют задание. Выполняют физминутки. Анализируют задания. Применяют инструкции. Выполняют индивидуальное задание. Оценивают свои возможности, предвосхищая результат. | Ф, И | SMART-доска. Презентация в SMART Notebook | Словесная оценка, самооценка. | закрепление полученных знаний об аппликации. | (П) Базовые логические действия; (К) общение; настрой на совместную деятельность. | воспринимают и формулируют суждения, выражают эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявляют уважительное отношение к собеседнику, соблюдают правила ведения диалога и дискуссии, при работе в группах высказывают свое мнение корректно и аргументированно, при ответах и работе в группах; -принимают цель совместной деятельности, коллективно строят действия по ее достижению: распределяют роли, договариваются, обсуждают процесс и результат совместной работы. | Трудовое воспитание; ценностное отношение к старшим. | самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. проявляют познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. | |||||||||||
Действия оценки и самооценки | Осуществить оценивание поставленной цели, оценить качество своих действий, на уроке. Настроить на следующий урок. | Метод: словесный- беседа Прием: «Подведем итоги…», Прием: «Рефлексия-представление», «Само/взаоценка». | Организует рефлексию, Подводит итоги занятия с помощью беседы. Оценивает деятельность учащихся. Прощается с детьми. Итак, наше путешествие подошло к концу, встретимся с вами на следующем уроке мы снова отправимся в гости к бабушке и поможем ей собрать весь урожай не забудьте свои билеты, как вы думаете, все справились с сегодняшней работой? До свидания! | Выполняют само /взаимоанализ усвоения заданий по теме урока, своей деятельности. Настраиваются на следующий урок. Подводят итоги. Прощаются. | Ф, И | SMART-доска. | Словесная оценка, отметка. | - | (К) Общение; (Р) самоконтроль. | -воспринимают и формулируют суждения, выражают эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявляют уважительное отношение к собеседнику, соблюдают правила ведения диалога и высказывают свое мнение корректно и аргументированно, при ответах -проводят рефлексию. | Трудовое воспитание. | осознают ценность труда в жизни человека и общества. |
Технологическая карта фрагмента урока
ФИО: Алла Реймер
Тема урока: «У бабули в огороде» (практический этап)
Класс: 2 (7-8 лет)
Цель урока: закрепление полученных умений и навыков по созданию аппликаций в различных техниках, способствующих развитию мелкой моторики младших школьников.
Задачи урока:
дидактические: закрепить умения и навыки работы в различных техниках аппликации; научить детей работать в коллективе;
развивающие:развить самостоятельность в поиске решения различных задач, развить наблюдательность;развивать речь, мышление, воображение;развивать зрительное и слуховое внимание ребенка, умение внимательно слушать взрослого;
воспитательные:вызывать положительный эмоциональный настрой от результатов своего труда.
Характеристики этапов урока
Этап Фрагмента урока | Образовательная задача этапа | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации УД | Дидактические средства, оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемы результаты | ||||
Предметные | Метапредметные (П-познавательные Р- регулятивные К-коммуникативные) | личностные | ||||||||||
Вид УУД | Критерий | Направления воспитания | Критерий | |||||||||
Организационно-мотивационный | Настроить обучающихся на активную и продуктивную деятельность на уроке эмоциональным настроем. | Метод: словесный (эмоциональный призыв). Приемы: «Начало урока с призыва к действию». | Приветствие. Фиксация отсутствующих. Проверяет готовность к уроку. Настраивает учащихся на учебную деятельность. Создаёт эмоциональный настрой на урок: -Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим наше путешествие, мы снова отправимся в гости к бабушке, чтобы помочь ей. Можете занять места, мы отправляемся (Слайд 1) | Приветствуют учителя. Анализируют отсутствующих, сообщают учителю. Анализируют степень подготовленности к уроку. Настраиваются на учебную деятельность. | Ф, И | SMART-доска. Презентация в SMART Notebook | Словесная оценка. | - | (К) Общение; (Р) самоорганизация. | - выражают эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявляют уважительное отношение к собеседнику, соблюдают правила ведения диалога с учителем. | Трудовое воспитание. | - развивают познавательные интересы, активность, инициативность. |
Постановка учебной задачи | Уметь формулировать тему, цель, и задачи урока, составлять план по достижению задач урока. | Метод: проблемного обучения Прием: «Анализ проблемной ситуации» Метод: словесный (беседа). Прием: «Собирание урожая» | - Давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке. - Верно, мы отправились в гости к бабушке, чтобы помочь ей собрать урожай. Значит, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? - Для того чтобы собрать все овощи, нам понадобится корзина. Посмотрите, какую замечательную корзину приготовила для нас бабушка. (Достает макет корзины) - Итак, давайте наполним нашу корзину богатым урожаем. | Работают над проблемной ситуацией, участвую в беседе с учителем. Определяют тему, цель урока, мотивируются, ставят задачи. | Ф,И | SMART-доска. Презентация в SMART Notebook Макет корзины | Словесная оценка, самооценка. | - | (П) Базовые исследовательские действия; (К) общение. | формулируют цель с помощью педагогического работника, планируют действия, ситуации; выражают эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; | Трудовое воспитание. Уважительное отношение к старшим. | осознают ценность труда в жизни человека и общества ответственно подходят к задаче. |
Учебное действие | Вспомнить название овощей и ягод, виды и техники аппликаций. | Метод: проблемного обучения Прием: «Решение проблемной ситуации»; Метод: словесный (беседа) Метод: наглядный (слайды, карточки) Прием:«Само/взаимооценка» | Выполнение заданий. Вовлекает обучающихся в планирование урока. (Что сделали? Что будем делать?). 5. Проводит инструктаж по технике безопасности при работе с инструментом. - У каждого из вас есть билет, с картинкой овощей и ягод, которые вы должны собрать с огорода. Для этого нам надо вспомнить, какие техники аппликации вы знаете? - Отлично. Перед началом выполнения задания, давайте вспомним правила работы с инструментом, материалом и алгоритмом выполнения аппликации. Теперь вы можете приступить к созданию аппликации, в той технике, в которой вам понравилась больше. | Наблюдают, делают выводы, определяют пути решения проблемы, сопоставляют их с имеющимися знаниями. Повторяют инструктаж по технике безопасности при работе с инструментом. Представляют информацию, подготовленную дома. Проводят самооценку/ взаимооценку. Участвуют в планировании урока. | Ф, И. Г | SMART-доска. Презентация в SMART Notebooк. шаблоны, карточки, инструмент, материал. | Словесная оценка, самооценка. | Закрепление знаний о разнообразии овощей и ягод; закрепление знаний о видах и техниках аппликации. Закрепление умений и навыков при работе с аппликацией. | (П) Базовые логические действия; базовые исследовательские действия; работа с информацией; (К) общение. | сравнивают имеющиеся шаблоны с результатом своей работы. достаточность информации для решения учебной (практической) задачи основе предложенного алгоритма; -формулируют выводы и подкрепляют их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения. | Трудовое воспитание. Ценностное отношение к пожилому человеку (бабушке) | развивают познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. |
Действие контроля и самоконтроля | Осуществить закрепление полученных знаний, на основе пройденных тем. | Метод: словесный (беседа, вопрос) «Самооценка». | Формулирует вопрос для самооценки, взаимооценки, через постановку вопроса. Дает индивидуальное задание обучающимся на закрепление. Фиксирует затруднения в учебном действии. - Посмотрите, ребята, наша корзина полна разных овощей и ягод. Каждый из вас выполнил свою работу. Было ли трудно создавать ее в коллективе? Почему? Какие эмоции вы испытывали во время работы? | Индивидуально выполняют задание. Анализируют задания. Применяют инструкции. Оценивают свои работы, работу группы. | Ф, И, Г | инструмент, матнриал | Словесная оценка, самооценка. | - | (П) Базовые логические действия; (К) общение. | воспринимают и формулируют суждения, выражают эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявляют уважительное отношение к собеседнику, соблюдают правила ведения диалога | Трудовое воспитание; ценностное отношение к старшим. | самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. |
Действия оценки и самооценки | Осуществить оценивание выполненной. | Метод: наглядный (выполненная работа) Прием: «Подведем итоги…», Прием: «Рефлексия-представление», «Само/взаоценка». | Организует рефлексию, Подводит итоги занятия. -Корзина полная урожаем будет украшать стенд нашего класса А теперь ребята, нужно привести в порядок свое рабочее место. Прощается с детьми. | Проводят рефлексию. Оцениват результат. Убирают рабочее место. | Ф, И, Г | | Словесная оценка, отметка. | - | (К) Общение; (Р) самоконтроль. | -воспринимают и формулируют суждения, выражают эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявляют уважительное отношение к собеседнику, соблюдают правила ведения диалога и высказывают свое мнение корректно и аргументировано. | Трудовое воспитание. | Эмоциональное обогащение. |
Приложение В
Методические рекомендации организации урока технологии
К занятию дети готовятся заранее: застилают стол, размещают на нем необходимые для данного вида аппликации инструменты и материалы, коробочку для обрезков. По окончании занятия дети самостоятельно наводят порядок на своих рабочих местах.
Предметная среда, разнообразие инструментов и материалов для творчества, удобное их размещение с тем, чтобы каждый ребенок соответственно своему замыслу и желанию мог самостоятельно выбрать материал и апробировать его.
Основным материалом для занятия аппликацией является бумага ярких расцветок. Помимо бумаги, для аппликаций можно использовать самые различные материалы: солому, бересту, ткань, кожу, мех, тополиный пух, бросовый материал.
Для работы ребенку дают ножницы с закругленными концами и разработанными рычагами. Их размер в длину должен быть примерно 120
мм. Перед использованием ножниц, проводится инструктаж ТБ.
Учителю желательно иметь фигурные дыроколы, позволяющие разнообразить работы мелкими деталями, так же трафареты с геометрическими фигурами. Для наклеивания деталей аппликации, в зависимости от используемого материала, можно использовать клей ПВА. Для снятия излишков клея служит чистая тряпочка. Кисти желательно использовать двух размеров: для приклеивания крупных и мелких деталей. Для рисования контуров изображения будущей аппликации можно использовать мягкие и твёрдо-мягкие простые карандаши.
Этапы технологии выполнения аппликации:
- выбор натуры, сюжета, узора для аппликации;
- создание эскиза (несложные аппликации выполняют без эскиза);
- подготовка материала, его выбор;
- выбор инструментов, вспомогательных материалов;
- получение деталей и изображений различными способами;
- раскладывание, приклеивание деталей и изображений на фоне;
Основные требования к организации и проведению занятий аппликацией:
- четкое и ясное определение целей, задач и результатов предстоящей деятельности;
- подбор методов обучения;
- подбор материала для работы;
- своевременная корректировка ошибочных действий учащихся;
- проветривание помещения до и после урока.
Занятия проводятся как фронтально, так и индивидуально, что обусловлено темой, различным уровнем подготовки учащихся и их индивидуальным особенностями. В зависимости от поставленных задач, на занятиях используются различные методы обучения.
Общий план проведения занятий:
1. Подготовка к занятию.
2. Вводная часть.
3. Основная часть (практическая).
4. Заключительная часть.
Учителю необходимо заинтересовать детей к предстоящей деятельности, эмоционально настроить, создать живой образ, закрепляя объяснение наглядным материалом.[38, 42]