Файл: 1. Теоретические аспекты исследования развития мелкой моторики младших школьников на занятиях аппликацией.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 204

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Содержание


Введение.....................................................................................................................

4

1. Теоретические аспекты исследования развития мелкой моторики младших школьников на занятиях аппликацией............................................


8

1.1. Психолого-педагогические исследования мелкой моторики, как психомоторного качества ребенка............................................................................


8

1.2. Роль мелкой моторики в развитии детей младшего школьного возраста........................................................................................................................


15

1.3. Аппликация, как вид художественной деятельности и возможности ее использования для развития мелкой моторики у младших школьников.................................................................................................................



20

2. Экспериментальная работа по исследованию развития мелкой моторики младших школьников на основе занятий аппликацией...............


27

2.1. Исходная диагностика уровня развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста..................................................................................


27

2.2. Разработка серий уроков по развитию мелкой моторики у детей младшего школьного возраста на основе занятий аппликацией.............................................


34

2.3. Итоговая диагностика уровня развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста..................................................................................


40

Заключение................................................................................................................

43

Список использованной литературы...................................................................

46

Приложение А ..........................................................................................................

49

Приложение В………………………………………………………………………

93









Введение
Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».[31, 3]

«Рука – это своего рода внешний мозг!» - писал Кант.

Одной из важнейших задач современного общества является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Педагоги и психологи отмечают увеличение количества детей младшего школьного возраста с различными отклонениями в психомоторном развитии, являющемся одним из ведущих показателей физического и умственного здоровья детей.

В этой связи, особую важность приобретает изучение природы отдельных видов психомоторных качеств: координации движений, мелкой моторики и чувства ритма – и их влияния на общее психическое и физическое развитие детей младшего школьного возраста. [8, 123]

Развитие мелкой моторики рассматривается в тесном взаимодействии с речевой функцией ребенка. Подавляющее большинство исследований посвящено развитию и совершенствованию общей моторики ребенка, тогда как вопросы развития у детей мелкой моторики руки не нашли должного изучения. Решение этой задачи представляет большой интерес в свете научных данных о взаимообусловленности развития речи и мелкой моторики. [23, 54]

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как М. М. Кольцова [Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг], А. А. Леонтьев [Язык, речь, речевая деятельность], А.Р. Луриа [Пути развития детского мышления], Е.М. Мастюкова [Воспитание детей с отклонением в развитии], И. П. Павлов [Записки физиолога], Е. М. Пименова [Дети дизартрическими нарушениями], И. М. Сеченов [Физиолгия нервных центров], В. А. Сухомлинский [Не только разумом, но и сердцем], Т.Б. Феличева [Логопедия. Теория и практика].

Формированием мелкой моторики и подготовки руки к письму занимались А. В. Мельникова [Развитие мелкой моторики кисти рук], Т. В. Фадеева [Упражнения для развития мелкой моторики], С. В. Черных [Развитие тонкой моторики].

Наряду с такими видами деятельности, направленными на развитие мелкой моторики, как пальчиковая гимнастика, рисование, вязание, вышивание, конструирование из некрупных деталей, аппликация занимает одно из основных мест.

Методика обучения аппликацией на уроках технологии в современной школе наиболее полно отображена Н.М. Конышевой. Различные виды занятий аппликацией для младших школьников представлены в учебной литературе «Технология» (Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева, В.В. Выгонов, Т.Г. Лебедева, Т.М. Геронимус), в популярных изданиях для педагогов и родителей (С.Е. Гаврина, В.С. Горичева, М.Н. Нагибина), а также, в периодическом издании «Начальная школа» (Е. Плутаева, П. Лосев).



Проявления нарушений моторики детей в логопедическом и психолого-педагогическом аспекте изучались многими авторами (Р.Э. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).

Отмечая плодотворность данных исследований, следует признать, что проблема развития психомоторных качеств детей младшего школьного возраста не в полной мере осмыслена психологической наукой. Среди многих проблем, требующих дальнейшей разработки, следует назвать такие, которые связаны с исследованием способов развития психомоторных качеств, с обоснованием содержания процесса развития у детей психомоторных качеств, с выявлением психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие мелкой моторики в процессе занятий аппликацией. [7, 28]

Очевидным становится противоречие между необходимостью развития мелкой моторики у младших школьников и отсутствием научного обоснования аппликации, как средства развития мелкой моторики у младших школьников на занятиях аппликацией. Стремление найти пути разрешения данного противоречия определило проблему исследования.

Исходя из актуальности, была сформулирована тема выпускной квалификационной работы: «Развитие мелкой моторики младших школьников на занятиях аппликацией»

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты могут быть использованы в подборе диагностик на выявление уровня развития мелкой моторики младших школьников, в составлении комплекса уроков аппликации, для развития мелкой моторики младших школьников.

Проблема педагогического исследования: каковы возможности аппликации для развития мелкой моторики обучающихся?

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности аппликации в развитии мелкой моторики младших школьников.

Объект исследования: процесс развития мелкой моторики младших школьников.

Предмет исследования: возможности аппликации для развития мелкой моторики на уроках в младшем школьном возрасте.

Согласно поставленной цели определены следующие задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Определить роль мелкой моторики в развитии детей младшего школьного возраста.

3. Определить возможности использования занятий аппликацией, как средства развития мелкой моторики младших школьников.


4. Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению влияния аппликации на развитие мелкой моторики младших школьников.

Гипотеза исследования: развитие мелкой моторики младших школьников на уроках будет успешным, если в процессе обучения будут использоваться различные возможности аппликации.

Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого- педагогической и методической литературы по теме исследования; формулирование выводов и практических рекомендаций по теме исследования); эмпирические; социальные; практические.

Опытно-экспериментальная база исследования: муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17 г.Новотроицка»

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется научный аппарат исследования.

В первой главе «Теоретические аспекты исследования развития мелкой моторики младших школьников на занятиях аппликацией» были изученытеоретические аспекты исследования развития мелкой моторики младших школьников на занятиях аппликацией. Наиболее подробно остановились на определении роли мелкой моторики в развитии детей младшего школьного возраста.

Во второй главе «Экспериментальная работа по исследованию развития мелкой моторики младших школьников на основе занятий аппликацией» была проведена исходная диагностика уровня развития мелкой моторики младших школьников;

- была разработана серия уроков по развитию мелкой моторики младших школьников на основе занятий аппликацией;

- была проведена итоговая диагностика развития мелкой моторики.

В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной работы.

Общий объем дипломной работы составляет 94 страниц машинописного текста. Список использованных источников включает в себя 38 наименований.


I. Теоретические аспекты исследования развития мелкой моторики младших школьников на занятиях аппликацией
1.1. Психолого - педагогические исследования мелкой моторики младших школьников
Проблема изучения психомоторных качеств у детей не нова. В психологии накоплен определенный теоретический и практический материал по изучению и развитию психомоторных качеств, как компонента психомоторики человека.


Анализ работ, посвященных изучению психомоторики и ее качеств, показал, что отечественные авторы (Н.А. Бернштейн, Л.В. Гуровец, Н.И. Озерецкий, И.М. Сеченов) предлагают различные классификации, в которые входит в общей сложности около тридцати психомоторных качеств. Наиболее значимыми психомоторными качествами называются скорость (скорость реакций и движений, быстрота установки и т.д.), сила мышечного напряжения (ручная и становая), координация (статическая и динамическая), сенсомоторная координация движений (координация движений руки, обеих рук, рук и ног), ритмичность. Как отмечают исследователи, данные психомоторные качества отражают основные показатели психомоторики.[6,122]

Психологические концепции когнитивного развития Ж. Пиаже и онтогенетической концепции А. Валлона утверждают, что успешное развитие психомоторных качеств, процесса контроля движений в раннем возрасте является важным показателем развития ребенка.

Психологические исследования, которые проводились в лаборатории А.В. Запорожца и его сотрудников, были посвящены изучению процесса формирования произвольного движения, роли поисковых действий в его организации и специфической роли слова в становлении произвольных движений.[15, 323]

Признавая важность развития психомоторики, прогрессивные педагогические системы XIX века (М. Монтессори, Р. Штайнер) уделяли большое внимание развитию психомоторных качеств в детском возрасте.

В XX веке в русле советской, а позже и российской педагогической системы воспитания и развития в дошкольных учреждениях был накоплен большой запас знаний о развитии психомоторных качеств детей (М.А. Васильева, Н.А. Ветлугина, М.Ф. Литвинова, М.А. Палавандишвили). Психологические исследования Л.А. Венгера, Д.Б. Гальперина, А.В. Запорожца, К.В. Тарасовой, Б.М. Теплова стали основой для разработки и внедрения в педагогическую практику воспитания, а также использования музыкального воспитания с применением музыкально-ритмических упражнений с целью развития психомоторных качеств.[9, 46]

В целом, в психологической науке достигнуты значительные результаты в изучении психомоторных качеств в раннем возрасте, признана важность их формирования на физкультурных и музыкальных занятиях, разработаны диагностические критерии психомоторных качеств. В то же время остается ряд вопросов, которые нуждаются в дальнейшем осмыслении; необходимы научное обоснование и разработка комплексных программ для педагогов и психологов.[2,30]