Файл: 1. Теоретические аспекты исследования развития мелкой моторики младших школьников на занятиях аппликацией.doc
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 206
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Итак, на первом уроке технологии школьники посетили выставку в детской школе искусств «Мир аппликации».
Цель: создание условий для формирования представления о разных видах и техниках аппликации.
Задачи: познакомить детей с различными видами и техниками аппликации; продемонстрировать работы, созданные обучающимися художественной школы; познакомить с историей происхождения аппликации; способствовать формированию чувства уважения к традициям народов России.
Обучающимся была предоставлена серия работ, рассматривая которые, они проявляли выраженный интерес; задавали вопросы, участвовали в диалоге; высказывали свое мнение, делились впечатлениями.
Второй урок технологии был проведен по темам:
«Бабочка технике квиллинг», Аппликация «Бабочка из пластилиновых шариков», Аппликация «Бабочка из бумажных шариков», соответственно высокому, среднему, низкому уровням развития мелкой моторики обучающихся.
Цель: создание условий для формирования навыков работы с аппликацией в технике квиллинг;
- развитие навыков работы с пластилином;
- развитие навыков работы с бумагой.
Задачи: создать условия для работы с материалом; познакомить с новой техникой; развивать чувства аккуратности.
Перед началом работы детьми было подготовлено рабочее место, дети совместно с учителем проговаривали алгоритм действий.
На уроке дети познакомились с новыми видами аппликации, выполняли работу по образцу. Работали с бумагой, пластилином. По окончании работы высказывали свое мнение, проводили самооценку, взаимооценку. сравнивали результаты.
Третий урок был проведен по темам: Контурная мозаика из мелкого конфетти «Подсолнух», Контурная мозаика из крупного конфетти «Подсолнух», Аппликация из цветной бумаги «Подсолнух», соответственно высокому, среднему, низкому уровням развития мелкой моторики обучающихся.
Цель: создание условий для формирования навыков работы с конфетти;
- развитие навыков работы с цветной бумагой;
- развитие навыков работы с ножницами, клеем;
- формирование уважительного отношения к природе России.
Задачи: познакомить детей с техникой; повторить технику безопасности работы с ножницами и клеем; проговорить алгоритм выполнения работы с детьми.
Перед началом работы детьми было подготовлено рабочее место, дети совместно с учителем проговаривали алгоритм действий. На уроке дети познакомились с новыми видами аппликации, выполняли работу по образцу. Работали с бумагой, конфетти, клеем. По окончании работы высказывали свое мнение, проводили самооценку, взаимооценку. сравнивали результаты.
Четвертый урок был проведен по темам: Аппликация из шерстяных ниток «Маки», Аппликация из ватных дисков «Маки», аппликация из салфеток «Маки», соответственно высокому, среднему, низкому уровням развития мелкой моторики обучающихся.
Цель: создание условий для формирования навыков работы с шерстяными нитками, ватными дисками, салфетками, их нетрадиционного применения.
- развитие воображения;
- развитие навыков работы с ножницами, клеем;
- формирование уважительного отношения к природе России.
Задачи: познакомить детей с техникой; повторить технику безопасности работы с ножницами и клеем; проговорить алгоритм выполнения работы с детьми, продемонстрировать наглядный матерал.
Перед началом работы детьми было подготовлено рабочее место, дети совместно с учителем проговаривали алгоритм действий. На уроке дети познакомились с новыми видами аппликации, выполняли работу по образцу. Работали с шерстяными нитками, ватными дисками, салфетками, клеем. По окончании работы высказывали свое мнение, проводили самооценку, взаимооценку, сравнивали результаты.
Пятый урок был проведен по темам: Аппликация из бусин «Ягодки», Аппликация из бусин «Ягодки», Аппликация из крупных бусин «Ягодки», соответственно высокому, среднему, низкому уровням развития мелкой моторики обучающихся.
Цель: создание условий для формирования навыков работы с бисером, бусинами, крупными бусинами, их нетрадиционного применения.
- развитие воображения, фантазии;
- развитие аккуратности, усидчивости;
- развитие навыков работы с клеем;
- формирование уважительного отношения к природе России.
Задачи: познакомить детей с техникой; повторить технику безопасности работы с мелкими предметами и клеем; проговорить алгоритм выполнения работы с детьми, продемонстрировать наглядный материал.
Перед началом работы детьми было подготовлено рабочее место, дети совместно с учителем проговаривали алгоритм действий. На уроке дети познакомились с новыми видами аппликации, выполняли работу по образцу. Работали с бисером, бусинами, крупными, клеем. По окончании работы высказывали свое мнение, проводили самооценку, взаимооценку, сравнивали результаты.
Шестой, обобщающий урок, был проведен по теме «У бабули в огороде» (подготовительный этап).
Цель: создание условий для закрепления имеющихся знаний;
- формирование ответственного отношения к заданиям учителя;
- формирование уважительного отношения к старшим.
Задачи: познакомить обучающихся с темой урока; закрепить имеющиеся знания, повторить алгоритмы; провести инструктаж по технике безопасности, провести урок-путешествие, продемонстрировать наглядный материал.
На уроке дети отвечали на вопросы, отгадывали загадки, выполняли упражнения по образцу. Дети полностью включились в урок, проявляли интерес, предвосхищая результат предстоящей совместной работы. Все получили индивидуальное задание, к которому дети отнеслись ответственно.
Седьмой, закрепляющий урок, был проведен по теме «У бабули в огороде» (практический).
Цель: создание условий для выполнения коллективной работы детьми.
Задачи: обсудить с детьми возникшие вопросы; провести инструктаж по технике безопасности; вспомнить, какие техники аппликации были изучены; рассмотреть варианты выполнения работы продемонстрировать наглядный материал.
Перед началом работы детьми было подготовлено рабочее место, дети совместно с учителем проговаривали алгоритм действий.
На уроке дети активно работали, проявляли интерес к учебному процессу. Высказывали свое мнение, делились информацией. Подготовили домашнее задание в полном объеме. Каждый из детей выполнял аппликацию в технике на свой выбор, аргументируя его. Высказывали свое мнение, предлагали пути решения проблем, возникающих при выполнении работы. [39, 142]
Технологические карты фрагментов уроков представлены в приложении Б.
Готовая работа была помещена на стенде класса.
Общие методические рекомендации по организации и проведению занятий аппликацией для детей младшего школьного возраста представлены в приложении В.
Таким образом, данный эксперимент показал, что под влиянием наблюдений, рассматривания иллюстраций, а также наглядных методов, обучающиеся создавали аппликации, используя свои замыслы и полученные знания, использовали различные техники аппликации. В процессе наблюдения за учащимися вне уроков и на уроках, был отмечен устойчивый интерес детей к процессу занятий аппликацией. Обучающиеся активно принимали игровые ситуации, активно включались в беседу, предлагали интересные оригинальные идеи.
2.3. Итоговая диагностика уровня развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста
На контрольном этапе эксперимента был выявлен конечный уровень формирования навыков мелкой моторики младших школьников на основе занятий аппликацией. Эксперимент проводился в контрольной группе. Для этого был проведен ряд проб, идентичных первым, что давало возможность увидеть динамику развития. Итоговый результат представлен в таблице 6 (стр.41)
Цель: проведение итоговой диагностики по развитию мелкой моторики младших школьников, после проведенного эксперимента. Таблица5 (стр.40)
Таблица 5. Анализ результата итоговой диагностики мелкой моторики младших школьников по методике Г. А. Волковой и Н. В. Нищевой.
№ п.п. | Класс | Ф.И.учащегося | 1 блок | 2 блок | 3 блок | Общее количество баллов |
1. | 2 | Варвара Б. | 3 | 2 | 3 | 8 |
2 | 2 | Рустам Б. | 3 | 2 | 2 | 7 |
3. | 2 | Дмитрий Г. | 2 | 2 | 1 | 5 |
4. | 2 | Руслан Д. | 2 | 2 | 1 | 5 |
5. | 2 | Дмитрий И. | 1 | 2 | 2 | 5 |
6. | 2 | Дмитрий М. | 1 | 1 | 1 | 3 |
7. | 2 | Варвара М. | 3 | 3 | 2 | 8 |
8. | 2 | Артем Н. | 2 | 3 | 1 | 6 |
9. | 2 | Юлия П. | 3 | 3 | 4 | 10 |
10. | 2 | Клим П. | 3 | 3 | 2 | 8 |
11. | 2 | Рома Р. | 2 | 1 | 2 | 5 |
12. | 2 | Ксения С. | 3 | 3 | 3 | 9 |
13. | 2 | Полина С. | 3 | 4 | 4 | 11 |
14. | 2 | Максим С. | 2 | 3 | 2 | 7 |
15. | 2 | Дмитрий С. | 2 | 3 | 2 | 7 |
16. | 2 | Игорь Т. | 1 | 3 | 3 | 7 |
17. | 2 | Александра Т. | 3 | 3 | 3 | 9 |
18. | 2 | Анастасия Т. | 3 | 3 | 3 | 9 |
19. | 2 | Тимур У. | 2 | 3 | 1 | 6 |
20. | 2 | Кирилл У. | 1 | 1 | 3 | 5 |
21. | 2 | Роман Х. | 2 | 2 | 1 | 5 |
22. | 2 | Олеся Я. | 3 | 2 | 2 | 7 |
23. | 2 | Олеся Я. | 3 | 3 | 3 | 9 |
Таблица 6. Итоговый результат уровня развития мелкой моторики у детей 7-8 лет.
класс | Уровень, % (уч.) |
2 | Высокий, 19% (6 уч.) |
2 | Средний, 80% (19 уч.) |
2 | Низкий, 1% (1 уч.) |
Высокий уровень развития мелкой моторики при выполнении итогового диагностического задания выявлен у 6 обучающихся, набравших 9-11 баллов; средний уровень развития мелкой моторики при выполнении итогового диагностического задания выявлен у 19 обучающихся, набравших от 4 до 8 баллов; низкий уровень развития мелкой моторики при выполнении итогового диагностического задания у 1 обучающегося.
Проведя сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов, можно сделать вывод, что показатели уровня развития мелкой моторики младших школьников улучшились.
Н аглядная информация по выводу.
Рисунок 2. Уровень развития мелкой моторики младших школьников на констатирующем и контрольном этапах исследования, %
Таким образом, контрольный эксперимент показал, что на уроках технологии, занятия аппликацией могут способствовать развитию мелкой моторики у младших школьников. Замыслы детей стали более самостоятельными, школьники стремятся к наиболее полному раскрытию темы, используются различные способы и техники аппликации, работы дополняются вспомогательными материалами, тем самым проявляют в самостоятельной деятельности свое творчество.
Заключение
Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Развитие мелкой моторики у детей происходит благодаря нервной, мышечной, костной системам организма и органам чувств. Все они взаимосвязаны, и развитие одной – дает толчок к развитию другой. [34, 78]
Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.[5, 64]