Файл: 1. Теоретические аспекты исследования развития мелкой моторики младших школьников на занятиях аппликацией.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 196

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Итак, на первом уроке технологии школьники посетили выставку в детской школе искусств «Мир аппликации».

Цель: создание условий для формирования представления о разных видах и техниках аппликации.

Задачи: познакомить детей с различными видами и техниками аппликации; продемонстрировать работы, созданные обучающимися художественной школы; познакомить с историей происхождения аппликации; способствовать формированию чувства уважения к традициям народов России.

Обучающимся была предоставлена серия работ, рассматривая которые, они проявляли выраженный интерес; задавали вопросы, участвовали в диалоге; высказывали свое мнение, делились впечатлениями.

Второй урок технологии был проведен по темам:

«Бабочка технике квиллинг», Аппликация «Бабочка из пластилиновых шариков», Аппликация «Бабочка из бумажных шариков», соответственно высокому, среднему, низкому уровням развития мелкой моторики обучающихся.

Цель: создание условий для формирования навыков работы с аппликацией в технике квиллинг;

- развитие навыков работы с пластилином;

- развитие навыков работы с бумагой.

Задачи: создать условия для работы с материалом; познакомить с новой техникой; развивать чувства аккуратности.

Перед началом работы детьми было подготовлено рабочее место, дети совместно с учителем проговаривали алгоритм действий.

На уроке дети познакомились с новыми видами аппликации, выполняли работу по образцу. Работали с бумагой, пластилином. По окончании работы высказывали свое мнение, проводили самооценку, взаимооценку. сравнивали результаты.

Третий урок был проведен по темам: Контурная мозаика из мелкого конфетти «Подсолнух», Контурная мозаика из крупного конфетти «Подсолнух», Аппликация из цветной бумаги «Подсолнух», соответственно высокому, среднему, низкому уровням развития мелкой моторики обучающихся.

Цель: создание условий для формирования навыков работы с конфетти;

- развитие навыков работы с цветной бумагой;

- развитие навыков работы с ножницами, клеем;

- формирование уважительного отношения к природе России.

Задачи: познакомить детей с техникой; повторить технику безопасности работы с ножницами и клеем; проговорить алгоритм выполнения работы с детьми.


Перед началом работы детьми было подготовлено рабочее место, дети совместно с учителем проговаривали алгоритм действий. На уроке дети познакомились с новыми видами аппликации, выполняли работу по образцу. Работали с бумагой, конфетти, клеем. По окончании работы высказывали свое мнение, проводили самооценку, взаимооценку. сравнивали результаты.

Четвертый урок был проведен по темам: Аппликация из шерстяных ниток «Маки», Аппликация из ватных дисков «Маки», аппликация из салфеток «Маки», соответственно высокому, среднему, низкому уровням развития мелкой моторики обучающихся.

Цель: создание условий для формирования навыков работы с шерстяными нитками, ватными дисками, салфетками, их нетрадиционного применения.

- развитие воображения;

- развитие навыков работы с ножницами, клеем;

- формирование уважительного отношения к природе России.

Задачи: познакомить детей с техникой; повторить технику безопасности работы с ножницами и клеем; проговорить алгоритм выполнения работы с детьми, продемонстрировать наглядный матерал.

Перед началом работы детьми было подготовлено рабочее место, дети совместно с учителем проговаривали алгоритм действий. На уроке дети познакомились с новыми видами аппликации, выполняли работу по образцу. Работали с шерстяными нитками, ватными дисками, салфетками, клеем. По окончании работы высказывали свое мнение, проводили самооценку, взаимооценку, сравнивали результаты.

Пятый урок был проведен по темам: Аппликация из бусин «Ягодки», Аппликация из бусин «Ягодки», Аппликация из крупных бусин «Ягодки», соответственно высокому, среднему, низкому уровням развития мелкой моторики обучающихся.

Цель: создание условий для формирования навыков работы с бисером, бусинами, крупными бусинами, их нетрадиционного применения.

- развитие воображения, фантазии;

- развитие аккуратности, усидчивости;

- развитие навыков работы с клеем;

- формирование уважительного отношения к природе России.

Задачи: познакомить детей с техникой; повторить технику безопасности работы с мелкими предметами и клеем; проговорить алгоритм выполнения работы с детьми, продемонстрировать наглядный материал.

Перед началом работы детьми было подготовлено рабочее место, дети совместно с учителем проговаривали алгоритм действий. На уроке дети познакомились с новыми видами аппликации, выполняли работу по образцу. Работали с бисером, бусинами, крупными, клеем. По окончании работы высказывали свое мнение, проводили самооценку, взаимооценку, сравнивали результаты.



Шестой, обобщающий урок, был проведен по теме «У бабули в огороде» (подготовительный этап).

Цель: создание условий для закрепления имеющихся знаний;

- формирование ответственного отношения к заданиям учителя;

- формирование уважительного отношения к старшим.

Задачи: познакомить обучающихся с темой урока; закрепить имеющиеся знания, повторить алгоритмы; провести инструктаж по технике безопасности, провести урок-путешествие, продемонстрировать наглядный материал.

На уроке дети отвечали на вопросы, отгадывали загадки, выполняли упражнения по образцу. Дети полностью включились в урок, проявляли интерес, предвосхищая результат предстоящей совместной работы. Все получили индивидуальное задание, к которому дети отнеслись ответственно.

Седьмой, закрепляющий урок, был проведен по теме «У бабули в огороде» (практический).

Цель: создание условий для выполнения коллективной работы детьми.

Задачи: обсудить с детьми возникшие вопросы; провести инструктаж по технике безопасности; вспомнить, какие техники аппликации были изучены; рассмотреть варианты выполнения работы продемонстрировать наглядный материал.

Перед началом работы детьми было подготовлено рабочее место, дети совместно с учителем проговаривали алгоритм действий.

На уроке дети активно работали, проявляли интерес к учебному процессу. Высказывали свое мнение, делились информацией. Подготовили домашнее задание в полном объеме. Каждый из детей выполнял аппликацию в технике на свой выбор, аргументируя его. Высказывали свое мнение, предлагали пути решения проблем, возникающих при выполнении работы. [39, 142]

Технологические карты фрагментов уроков представлены в приложении Б.

Готовая работа была помещена на стенде класса.

Общие методические рекомендации по организации и проведению занятий аппликацией для детей младшего школьного возраста представлены в приложении В.

Таким образом, данный эксперимент показал, что под влиянием наблюдений, рассматривания иллюстраций, а также наглядных методов, обучающиеся создавали аппликации, используя свои замыслы и полученные знания, использовали различные техники аппликации. В процессе наблюдения за учащимися вне уроков и на уроках, был отмечен устойчивый интерес детей к процессу занятий аппликацией. Обучающиеся активно принимали игровые ситуации, активно включались в беседу, предлагали интересные оригинальные идеи.



2.3. Итоговая диагностика уровня развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста
На контрольном этапе эксперимента был выявлен конечный уровень формирования навыков мелкой моторики младших школьников на основе занятий аппликацией. Эксперимент проводился в контрольной группе. Для этого был проведен ряд проб, идентичных первым, что давало возможность увидеть динамику развития. Итоговый результат представлен в таблице 6 (стр.41)

Цель: проведение итоговой диагностики по развитию мелкой моторики младших школьников, после проведенного эксперимента. Таблица5 (стр.40)
Таблица 5. Анализ результата итоговой диагностики мелкой моторики младших школьников по методике Г. А. Волковой и Н. В. Нищевой.




п.п.


Класс


Ф.И.учащегося


1 блок


2 блок


3 блок

Общее

количество

баллов

1.

2

Варвара Б.

3

2

3

8

2

2

Рустам Б.

3

2

2

7

3.

2

Дмитрий Г.

2

2

1

5

4.

2

Руслан Д.

2

2

1

5

5.

2

Дмитрий И.

1

2

2

5

6.

2

Дмитрий М.

1

1

1

3

7.

2

Варвара М.

3

3

2

8

8.

2

Артем Н.

2

3

1

6

9.

2

Юлия П.

3

3

4

10

10.

2

Клим П.

3

3

2

8

11.

2

Рома Р.

2

1

2

5

12.

2

Ксения С.

3

3

3

9

13.

2

Полина С.

3

4

4

11

14.

2

Максим С.

2

3

2

7

15.

2

Дмитрий С.

2

3

2

7

16.

2

Игорь Т.

1

3

3

7

17.

2

Александра Т.

3

3

3

9

18.

2

Анастасия Т.

3

3

3

9

19.

2

Тимур У.

2

3

1

6

20.

2

Кирилл У.

1

1

3

5

21.

2

Роман Х.

2

2

1

5

22.

2

Олеся Я.

3

2

2

7

23.

2

Олеся Я.

3

3

3

9



Таблица 6. Итоговый результат уровня развития мелкой моторики у детей 7-8 лет.

класс

Уровень, % (уч.)

2

Высокий, 19% (6 уч.)

2

Средний, 80% (19 уч.)

2

Низкий, 1% (1 уч.)


Высокий уровень развития мелкой моторики при выполнении итогового диагностического задания выявлен у 6 обучающихся, набравших 9-11 баллов; средний уровень развития мелкой моторики при выполнении итогового диагностического задания выявлен у 19 обучающихся, набравших от 4 до 8 баллов; низкий уровень развития мелкой моторики при выполнении итогового диагностического задания у 1 обучающегося.

Проведя сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов, можно сделать вывод, что показатели уровня развития мелкой моторики младших школьников улучшились.
Н аглядная информация по выводу.

Рисунок 2. Уровень развития мелкой моторики младших школьников на констатирующем и контрольном этапах исследования, %

Таким образом, контрольный эксперимент показал, что на уроках технологии, занятия аппликацией могут способствовать развитию мелкой моторики у младших школьников. Замыслы детей стали более самостоятельными, школьники стремятся к наиболее полному раскрытию темы, используются различные способы и техники аппликации, работы дополняются вспомогательными материалами, тем самым проявляют в самостоятельной деятельности свое творчество.

Заключение
Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Развитие мелкой моторики у детей происходит благодаря нервной, мышечной, костной системам организма и органам чувств. Все они взаимосвязаны, и развитие одной – дает толчок к развитию другой. [34, 78]

Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.[5, 64]