Файл: 1. Теоретические аспекты исследования развития мелкой моторики младших школьников на занятиях аппликацией.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 198

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Все мыслительные процессы сознания, как осознанные, так и неосознанные, отражаются на мелких движениях пальцев, положении рук и жестикуляции.

Степень развития речи детей находится в прямой зависимости от уровня сформированности мелкой моторики рук. Развивать тонкую моторику необходимо в любом возрасте – как детям, так и взрослым. Ещё во II веке до н.э. китайские мудрецы утверждали, что действия рук сказываются на развитии мозга человека. Древние даоситы говорили, что массаж пальцев укрепляет тело и гармонизирует дух, а также оказывают благоприятное влияние на деятельность мозга. От простейших занятий с пальчиками существует огромная польза для общего развития человека.[3,137]

Рассматривая мелкую моторику, как психомоторное качество, следует остановиться на работах, посвященных исследованию двигательного акта как иерархической многоуровневой системы управления произвольными движениями (М.А. Бернштейн), как двигательного стереотипа моторного развития человека (А.С. Болшев, Л.M. Веккер, Ю.А. Лебедев, Б.Ф. Ломов, Ю.Р. Сидкин, Л.В. Филиппова, И.К. Шилкова ).

Мелкая моторика является составной частью моторных способностей индивида и оптимального двигательного стереотипа социализированных движений. Ее развитие базируется на основе формирования оптимальной статики тела, оптимального двигательного стереотипа локомоций и движений конечностей, музыкально-ритмических движений.

В науке приняты разные определения понятия «мелкая моторика».

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. О необходимости и важности развития мелкой моторики чаще говорят и пишут тогда, когда речь идет о маленьких детях. Это оправданно тем, что в раннем возрасте идет бурное развитие головного мозга. Наиболее активное созревание двигательной коры происходит в первый год жизни ребенка и продолжается в моторном поле до 3 лет.[28, 27]

Мелкая моторика - психомоторное качество, развивающееся на основе формирования оптимальной статики тела, оптимального двигательного стереотипа локомоций и движений конечностей, музыкально-ритмических движений, включающих в себя выверенные движения кистей рук и пальцев.[24, 29]

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников и младших школьников, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине того, что в жизни ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.


Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

В монографии А.Р. Лурии «Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга», посвященной проблемам нейропсихологии, рассматривается функции различных зон головного мозга в их связи с речью и моторикой человека, в частности упоминается об их тесной взаимосвязи.[22, 123]

Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно, а интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по мнению Д. Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.). Это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности.[36, 41]

Исследования Г. Л. Розенгард-Пупко показали, что речь имеет чрезвычайно существенное значение для развития восприятия. В предметной деятельности происходит развитие восприятия. Никакое развитие предметных действий невозможно без ориентации на отдельные признаки.[26, 77]

Л. С. Выготский говорил о раннем возрасте, как о возрасте интенсивного развития восприятия.[10,107]

Таким образом, можно построить следующую цепочку развития: мелкая моторика – речь – восприятие.

Известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки - видимой частью полушарий головного мозга. Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. По ее мнению, в младшем школьном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов — ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире.



М.Ю. Кистяковская отмечала, что одним из основных условий и показателей физического и нервно-психического развития ребенка является своевременное и разностороннее развитие его движений. Движения совершенствуют функции центральной нервной системы. При движениях интенсивнее протекают все физиологические процессы, что ведет к улучшению работы соответствующих органов. Особенно велико влияние двигательной активности на физическое и нервно-психическое развитие детей. Несвоевременное развитие движения оказывает пагубное влияние на ребенка и создает трудности для его полноценного развития в более старшем возрасте.[17,21]

Н.М. Щелованов указывал, что благодаря максимальной вертикальности иннервации скелетной мускулатуры у ребенка в развитии его движений существенную роль играет организация сложных функциональных связей моторных и анализаторных центров мозговой коры.[38, 13]

В сборнике научных статей под редакцией Б. А. Ашмарина, дается описание изучения мелкой моторики, которая рассматривается как двигательные качества, делаются выводы о том, что связи морфологических признаков физического развития с психическими процессами осуществляются, в основном, через психомоторику.[3,156]

Многочисленные исследования, проведенные Е. Флейшманом, позволили ему выявить следующие направления изучения мелкой моторики:

- тонкая координация движений – это точные движения больших мышечных групп (движения руками, ногами)

- координация – отражает движение рук, ног, или одновременное движение ногами и руками.

- ловкость рук – координированные и быстрые движения, действия рук с относительно большими объектами.

Основными функциями моторной подсистемы являются осуществление двигательных актов и поддержание необходимой позы.

В. В. Никандров рассматривает моторику как систему двигательных реакций и выделяет в ней следующие компоненты:

1. Фоновая моторика – это непрерывное состояние двигательных систем, являющееся как бы моторным фоном для проявления психической активности.

2. Двигательные реакции на отдельные раздражители – это отдельные реакции на конкретное воздействие побудителя.[23, 134]

В.В. Никандровым были также определены основные характеристики мелкой моторики:

Сила – предельный уровень физического напряжения, развиваемого основными группами скелетных мышц индивида.

Быстрота – присущая индивиду скорость (средняя и максимальная) выполнения движений.


Координированность – согласованность различных движений во времени, пространстве и по силе с целью достижения определенного двигательного результата.

Пластичность – согласованность амплитуд (пространственных границ) движений, позволяющая плавно переходить от одного движения к другому, объединяя их в целостный комплекс с единым выразительным эффектом.

Ловкость – высокая степень координированности и быстроты в сочетании с экономичностью и рациональностью движений.

Выносливость – способность к поддержанию заданного уровня двигательных характеристик (силы, скорости, точности, модальности, координированности, темпа, ритма) при длительном или многократном исполнении движений.[28, 54]

Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

Таким образом, развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь.



1.2. Роль мелкой моторики в развитии детей младшего школьного возраста
Сухомлинский В.А. писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.[31,3]

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. В основе современных теорий, разрабатываемых учеными, лежит концепция И.П. Павлова. Он считал, что развитие мышц руки формирует не только речь, но и мышление. По мнению И.П. Павлова развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых центров в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана и с мышлением.[25, 67]

А.Р. Лурия, анализируя акты произвольных движений, отмечал, что сложные рефлекторные акты осуществляются под влиянием целого комплекса афферентных систем, которые в свою очередь расположены на разных уровнях мозгового аппарата, включают в свой состав и систему речевых сигналов.[22,346]

С самого раннего детства мелкая моторика является самым сильным инструментом для развития коры головного мозга и тактильного восприятия ребёнка. Все мыслительные процессы сознания, как осознанные, так и неосознанные, отражаются на мелких движениях пальцев, положении рук и жестикуляции.

Подавляющее большинство исследований посвящено формированию и совершенствованию общей моторики ребенка, тогда как вопросы развития у детей мелкой моторики руки не нашли должного изучения. Решение этой задачи представляет большой интерес в свете научных данных о взаимообусловленности развития речи и мелкой моторики.[12,103]

Так, обращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Схема Пенфилда показывает, что проекция пальцев кисти руки находится в непосредственной близости к речевому двигательному центру Брока. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка и позволяет ученым отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать ещё одной речевой областью мозга. Именно несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук не дает ребенку овладеть письмом, рисованием и другим важным в учебном процессе трудовым навыкам.