Файл: 1. Теоретические аспекты исследования развития мелкой моторики младших школьников на занятиях аппликацией.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 208

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отечественные физиологи в своих исследованиях подтверждают связь развития рук с развитием мозга, в частности речевых зон. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка.

Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. .[39, 142]

Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища.

В современном мире аппликацию широко используют и в педагогике. Аппликация – одно из полезнейших занятий для ребёнка, одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию. Техник аппликации огромное множество традиционных, нетрадиционных, с помощью круп, бросового материала, пластилина, ткани, ваты, кожи и мн. др.[27, 42]

Занятия аппликацией позволяют расширить возможности в развитии ощущений и восприятия: яркий внешний вид, текстура материала и изделия из него концентрируют внимание детей, дают возможность для фантазии, воображения и памяти ребенка. Развивается и пространственная ориентировка, преодолеваются трудности в расположении фигуры, выборе пропорций, в право-лево, вверх-вниз ориентации, дети учатся целенаправленно и планомерно создавать и воссоздавать предметы, композиции.[ 37, 28]

При работе с мелкими материалами (крупы, мелкие детали из бумаги, техника «вдавливание» и т.д.), у детей происходит массаж активных точек пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех внутренних органов, нормализуется психологическое состояние, что особенно важно с позиций здоровьесберегающих технологий.[16, 89]

Аппликация сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно-прикладной деятельности.


Создавать аппликацию – одно удовольствие. Аппликация не ограничивает себя традиционными видами техник и материалов, что определяет новизну и актуальность творческой работы с детьми младшего школьного возраста.

Обобщая результаты проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

- обосновано содержание определения мелкой моторики младших школьников;

- проанализированы теоретико-методологические подходы к изучению развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста на занятиях аппликацией;

- подобраны методики на развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста при занятиях аппликацией;

- экспериментально проверены разработанные методики, а также была доказана их эффективность.

В соответствии с полученными результатами, было установлено, что предложенная в исследовании и апробированная методика способствует более эффективному развитию мелкой моторики детей младшего школьного возраста на занятиях аппликацией, учитывающая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, включающая цели, задачи, откорректированное содержание, активизирующие процесс обучения формы, методы и средства, а также систему заданий и упражнений, направленных на его интенсивное развитие.

Таким образом, гипотеза доказана, цель исследования была достигнута, задачи, поставленные в начале нашего исследования, были решены.

Список использованной литературы
1. Аганова, И. А. Электронные библиотеки: учебник / И. А. Аганова, М. А. Давыдова. Издательство Лада, 2016. – 200 с. – ISBN- 978-5-94832-273-5

2. Ахутина, Т. В. Становление нейропсихологии. / Т. В. Ахутина, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия // Вопросы психологии, 2017. - № 5.- 102 с. ISBN – отсутствует.

3. Ашмарин, Б. А., Теория и методики физического воспитания / Б. А. Ашмарина, Ю.А Виноградов, 3.Н Вяткина. – Москва, 2010. - 287 с. ISBN – отсутствует.

4. Белякова, Н. Д. Электронные библиотеки: учебник / Н. Д.Белякова, А. И. Покровская, Н. Е. Цейтлин. / Кружок «Умелые руки» в школе. - Москва, 2017 – с.158. ISBN - отсутствует.

5. Бернтштейн, Н. А. Физиологии движений и активность / Н. А. Бернштейн.- Москва, 2010.- 235 с. ISBN – отсутствует.

6. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. - Москва, 2011 - 172 с. ISBN – отсутствует.



7. Богатеева, З. А. Занятия аппликацией. / З. А. Богатеева – Москва, Просвещение. 2008. – 198 с. ISBN 5-7155-0121-0

8. Вербицкий, А. А. Теория и технологии контекстного образования: учебное пособие / А. А. Вербицкий. – Москва, МПГУ, 2017. – 266 с. - ISBN 978-5-4263-0384-3.

9. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада. / Л. А. Венгер, Е. Г. Пилюгина. – Москва, Просвещение, 2009.- 176с. ISBN – отсутствует.

10. Выготский, Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии: в 6 т. / Л. С. Выготский // Собр. соч. В 6 т. – Москва, 2013. - Т. 4. - 234 с. ISBN – отсутствует.

11. Выгонов В. В. Практикум по трудовому обучению. / В.В. Выгонов. - Москва: ЭКСМО, 2003 (ОАО Можайский полигр. комб.). – 501 с. - ISBN 5- 699-03524-9

12. Гатанова, Н. В. Развиваю мелкую моторику/ Н. В. Гатанова, Е. Г. Тунина.- СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 32 с. ISBN – отсутствует.

13. Геронимус, Т. М. Учебный комплект. Я все умею делать сам. 1 класс./ Т.М. Геронимус. – Москва, АСТ – ПРЕСС 2001.- 346 с. ISBN – отсутствует.

14. Ерошкина, С. Т. Пальчиковый игротренинг / С.Т. Ерошкина // Изд. Логопед. - 2017. - 34-37 с. ISBN – отсутствует.

15. Запорожец, А. В. Восприятие и действие / А.В. Запорожец. - Москва, 2017.- 323 с. ISBN – отсутствует.

16. Каченаусткайте, Л. Аппликация / Л. Каченаусткайте. – М. «Сталкер», 2014. 149 с. ISBN – отсутствует.

17. Кистяковская, Ю. Электронная библиотека: учебник / Ю. Кистяковская. – Москва, Педагогика, 2018. - 222 с. ISBN – отсутствует.

18. Корчикова, О.В. Декоративно-прикладное творчество в дошкольных учреждениях. / О. В. Корчикова. - Ростов Н/Д: Феникс, 2018. – 150с. ISBN – отсутствует.

19. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить / М.М. Кольцова. – Москва, Владос, 2017. - 236с. ISBN – отсутствует.

20. Коротеева, Е. И. Азбука аппликации. / Е. И. Коротеева. Издательство Олма- Пресс. 2016г. – 32 с. ISBN – отсутствует.

21. Конышева, Н. М. Методика трудового обучения младших школьников./ Н. М. Конышева. – Москва, 2019. – 14 с. ISBN – отсутствует.

22. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции и их нарушения при локальных поражениях мозга / А. Р. Лурия. - Москва, 2000. - 356 с. ISBN – отсутствует.

23. Микадзе, Ю. В. Нейрофизиология детского возраста: Учебное пособие. - СПб: Питер, 2018. // Ю. В. Микадзе. – Москва: 2000. – 220 с. ISBN – отсутствует.

24. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова // Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., доп. – Москва: Азбуковник, 2013. - 944 с. ISBN
– 94462-025-0

25. Павлова, Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: методическое пособие / Л. Н. Павлова. - Москва: Мозаика – Синтез, 2017.- 87 с. ISBN – отсутствует.

26. Розенгард-Пупко, Г. Л. Формирование речи у детей раннего возраста / Г. Л. Розенгард-Пупко. - Москва: АПН РСФСР, 1963. – 94 с. ISBN – отсутствует.

27. Русакова, М. А. Аппликация: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2002 «Дошк. воспитание» и № 2010 №Воспитание в дошкольных учреждениях» - 3-е изд. доп. и перераб. - Москва: Просвещение, 1987. - 128 с. ISBN – отсутствует.

28. Сечкина, О. К. Формирование психомоторных свойств ребенка в раннем возрасте, как важный фактор развития психомоторики / О. К. Сечкина // Современный мир и образование: сборник научных статей. - Самара: СГПУ, 2008. - 154 с. ISBN – отсутствует.

30. Соколова, Е. Н. Особенности зрительных представлений у детей различных школьных возрастов в процессе лепки /Е. Н. Соколова // Вопросы психологии. 1962.-№ 1.- 82 ISBN – отсутствует.

31. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. - К.: Рад. шк. 1988. - 272с. ISBN – отсутствует.

32. Трегубенко, Б. Н. Трудовое обучение с 1 по 4 класс. / Б.Н. Трегубенко. - Москва: «Владос» 2011. – 411 с. ISBN – отсутствует.

33. Щеблыкин, И. К. Аппликационные работы в начальных классах / И. К. Щеблыкин. - Москва: 2017. – 238 с. ISBN – отсутствует.

34. Щелованов, Н. М. Некоторые отличительные особенности развития высшей нервной деятельности человека / Н. М. Щелованов.- Л., 1963.- 125 с. ISBN – отсутствует.

35. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками – развиваем речь / В.В. Цвынтарный. - Москва, ЗАО Центрполиграф. 2012. - 32с. ISBN – отсутствует.

36. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. - М., 1974.- 64 с. ISBN – отсутствует.

37. Ящук, В.Т. Методические рекомендации по проведению урока технологии вначальных классах. / В. Т. Ящук. – Москва, 2018. – 141 с. ISBN – отсутствует.

38. Ящук, В. Т. Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. / В. Т. Ящук. Москва, 2017. – 139с. ISBN-944-85132-184-2

Приложение А
Таблица 4. Календарно-тематический план серии уроков по развитию мелкой моторики младших школьников.



Тема урока

Количество

часов

Виды учебной

деятельности

Планируемые результаты

Форма

контроля

Домашнее задание

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Посещение выставки в детской школе искусств « Мир аппликации»

1

Самостоятельно узнавать и называть материалы, инструменты и приёмы обработки

материалов, изученные в 1 классе;

наблюдать,

сравнивать

и

называть

инструменты, технологические операции, средства художественной

выразительности;

С помощью учителя: сравнивать образцы изделий, ставить цель,

отделять известное от неизвестного.


Умеют извлекать информацию из прослушанного объяснения, делая умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять поиск решения поставленных задач. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.

Запоминают информацию, анализируют, сличают имеющиеся представления с эталоном.

Проявляют интерес к учебной деятельности. Умеют слушать и слышать друг друга, понимать партнёра, планировать и согласованно осуществлять совместную деятельность. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.

Устный опрос

Подготовить материал для изготовления аппликации на уроке.



3

Контурная мозаика

из мелкого конфетти «Подсолнух».

Контурная мозаика

из крупного конфетти «Подсолнух».

Аппликация «Подсолнух»

1

Открывать

новые

знания

и

умения,

решать

конструкторские и

технологические задачи через пробные упражнения (формы деталей при помощи конфетти);

делать выводы о наблюдаемых явлениях;

составлять план предстоящей практической работы и работать по

составленному плану;

изготавливать изделие с опорой на рисунки и план;

оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность

разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая

эстетичность; оригинальность.

Выполнять отделку в соответствии с особенностями

декоративных орнаментов разных народов России

(растительный,геометрический и другие орнаменты).



Осуществляют поиск способов решения проблем творческого характера,

умеют извлекать

информацию из прослушанного объяснения

делают умозаключения, выводы в словесной форме.


Запоминают инструкцию, планируют и проговаривают этапы работы, следуют составленному плану. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, проявляют интерес к предмету

Устный опрос, практическая работа

Подготовить материал для работы на следующем уроке.




4

Аппликация из шерстяных ниток «Маки».
Аппликация из ватных дисков «Маки».

аппликация из салфеток

«Маки»



1

Самостоятельно:

организовывать рабочее место;

узнавать и называть материалы, инструменты и приёмы обработки

материалов, изученные в 1 классе;

наблюдать,

сравнивать

и

инструменты, технологические операции, средства художественной

выразительности;

применять ранее освоенное для выполнения практического задания.

С помощью учителя:

анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель,

отделять известное от неизвестного.

Сравнивать различные виды нитей для работы.


Умеют извлекать информацию из прослушанного объяснения, делая умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять поиск решения поставленных задач.

Запоминают инструкцию, планируют и проговаривают этапы работы, следуют составленному плану.

Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат). Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат). Проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера.

Практическая работа, устный опрос.


Подготовить материал для следующего урока.




5

Аппликация из

бисера

«Ягод

ки».

Аппликация из бусин «Ягодки».
Аппликация из крупных бусин «Ягодки».

1

По заданному образцу организовывать свою деятельность:

подготавливать рабочее место для работы с мелкими

материалами, правильно и рационально размещать

инструменты и материалы в соответствии с индивидуальными

особенностями, под контролем учителя в процессе выполнения

изделия проверять и восстанавливать порядок на рабочем

месте; убирать рабочее место.

Составлять композиции по образцу, в соответствии с

собственным замыслом, используя различные техники и

материалы.



Комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в соответствии с технической, технологической или декоративно-художественной задачей;


Ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия;

«материал»,

«инструмент», «приспособление», «конструирование», «аппликация»; выполнять задания с опорой на готовый план.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Эстетические чувства — эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты форм и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной художественной культуры;

Практическая работа, устный опрос.

Подготовить информацию по выбранному материалу для выступления на уроке.




6

«У бабули в огороде» (подготовительный урок)

1

Анализировать готовые материалы, представленные учителем

на информационных носителях.

Выбирать правила безопасной работы, выбирать инструменты

и приспособления в зависимости от технологии

изготавливаемых изделий. Изготавливать изделия из различных материалов, использовать

свойства материалов при работе над изделием.

Подготавливать материалы к работе.



Извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа. Выделяют и формулируют познавательную цель.


Проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Объективное оценивание вклада

своей познаватель

но-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива.

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Умеют в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности, выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей.

Фронтальная работа с классом, работа с текстом.

Подготовить материал для совместной работы в классе.




7

«У бабули в огороде» (практический)

1

Организовывать рабочее место.

По заданному образцу организовывать свою деятельность:

подготавливать рабочее место для работы с пластичными

материалами, правильно и рационально размещать

инструменты и материалы в соответствии с индивидуальными

особенностями, под контролем учителя в процессе выполнения

изделия проверять и восстанавливать порядок на рабочем

месте; убирать рабочее место.

Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты.

Культура

межличностных

отношений

совместной

деятельности.

Оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность

разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая

эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы).



Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

распознавать изученные виды материалов (природные,пластические, бумага, тонкий картон, текстильные, клей и др.), их свойства (цвет, фактура, форма, гибкость и др.);

называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и приспособления (шаблон, стека, булавки и др.), безопасно хранить и работать ими.

Ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и письменных высказываниях;

осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и несущественных признаков.

Вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и дополнения; формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать; выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге.

Первоначальные представления о нравственном значении труда в жизни человека и общества; уважительное отношение к труду,сосуществования рукотворного мира с миром природы.

Мотивация к творческому труду, работе на результат; способность к различным видам практической преобразующей деятельности;

проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции

организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с доступными проблемами;

готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения; проявление толерантности и доброжелательности.

Фронтальный опрос, практическая работа.

Подготовить краткий рассказ о полученных впечатлениях от работы.





Приложение Б