Файл: 1. Теоретические аспекты исследования развития мелкой моторики младших школьников на занятиях аппликацией.doc
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 208
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отечественные физиологи в своих исследованиях подтверждают связь развития рук с развитием мозга, в частности речевых зон. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка.
Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. .[39, 142]
Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища.
В современном мире аппликацию широко используют и в педагогике. Аппликация – одно из полезнейших занятий для ребёнка, одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию. Техник аппликации огромное множество традиционных, нетрадиционных, с помощью круп, бросового материала, пластилина, ткани, ваты, кожи и мн. др.[27, 42]
Занятия аппликацией позволяют расширить возможности в развитии ощущений и восприятия: яркий внешний вид, текстура материала и изделия из него концентрируют внимание детей, дают возможность для фантазии, воображения и памяти ребенка. Развивается и пространственная ориентировка, преодолеваются трудности в расположении фигуры, выборе пропорций, в право-лево, вверх-вниз ориентации, дети учатся целенаправленно и планомерно создавать и воссоздавать предметы, композиции.[ 37, 28]
При работе с мелкими материалами (крупы, мелкие детали из бумаги, техника «вдавливание» и т.д.), у детей происходит массаж активных точек пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех внутренних органов, нормализуется психологическое состояние, что особенно важно с позиций здоровьесберегающих технологий.[16, 89]
Аппликация сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно-прикладной деятельности.
Создавать аппликацию – одно удовольствие. Аппликация не ограничивает себя традиционными видами техник и материалов, что определяет новизну и актуальность творческой работы с детьми младшего школьного возраста.
Обобщая результаты проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
- обосновано содержание определения мелкой моторики младших школьников;
- проанализированы теоретико-методологические подходы к изучению развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста на занятиях аппликацией;
- подобраны методики на развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста при занятиях аппликацией;
- экспериментально проверены разработанные методики, а также была доказана их эффективность.
В соответствии с полученными результатами, было установлено, что предложенная в исследовании и апробированная методика способствует более эффективному развитию мелкой моторики детей младшего школьного возраста на занятиях аппликацией, учитывающая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, включающая цели, задачи, откорректированное содержание, активизирующие процесс обучения формы, методы и средства, а также систему заданий и упражнений, направленных на его интенсивное развитие.
Таким образом, гипотеза доказана, цель исследования была достигнута, задачи, поставленные в начале нашего исследования, были решены.
Список использованной литературы
1. Аганова, И. А. Электронные библиотеки: учебник / И. А. Аганова, М. А. Давыдова. Издательство Лада, 2016. – 200 с. – ISBN- 978-5-94832-273-5
2. Ахутина, Т. В. Становление нейропсихологии. / Т. В. Ахутина, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия // Вопросы психологии, 2017. - № 5.- 102 с. ISBN – отсутствует.
3. Ашмарин, Б. А., Теория и методики физического воспитания / Б. А. Ашмарина, Ю.А Виноградов, 3.Н Вяткина. – Москва, 2010. - 287 с. ISBN – отсутствует.
4. Белякова, Н. Д. Электронные библиотеки: учебник / Н. Д.Белякова, А. И. Покровская, Н. Е. Цейтлин. / Кружок «Умелые руки» в школе. - Москва, 2017 – с.158. ISBN - отсутствует.
5. Бернтштейн, Н. А. Физиологии движений и активность / Н. А. Бернштейн.- Москва, 2010.- 235 с. ISBN – отсутствует.
6. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. - Москва, 2011 - 172 с. ISBN – отсутствует.
7. Богатеева, З. А. Занятия аппликацией. / З. А. Богатеева – Москва, Просвещение. 2008. – 198 с. ISBN 5-7155-0121-0
8. Вербицкий, А. А. Теория и технологии контекстного образования: учебное пособие / А. А. Вербицкий. – Москва, МПГУ, 2017. – 266 с. - ISBN 978-5-4263-0384-3.
9. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада. / Л. А. Венгер, Е. Г. Пилюгина. – Москва, Просвещение, 2009.- 176с. ISBN – отсутствует.
10. Выготский, Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии: в 6 т. / Л. С. Выготский // Собр. соч. В 6 т. – Москва, 2013. - Т. 4. - 234 с. ISBN – отсутствует.
11. Выгонов В. В. Практикум по трудовому обучению. / В.В. Выгонов. - Москва: ЭКСМО, 2003 (ОАО Можайский полигр. комб.). – 501 с. - ISBN 5- 699-03524-9
12. Гатанова, Н. В. Развиваю мелкую моторику/ Н. В. Гатанова, Е. Г. Тунина.- СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 32 с. ISBN – отсутствует.
13. Геронимус, Т. М. Учебный комплект. Я все умею делать сам. 1 класс./ Т.М. Геронимус. – Москва, АСТ – ПРЕСС 2001.- 346 с. ISBN – отсутствует.
14. Ерошкина, С. Т. Пальчиковый игротренинг / С.Т. Ерошкина // Изд. Логопед. - 2017. - 34-37 с. ISBN – отсутствует.
15. Запорожец, А. В. Восприятие и действие / А.В. Запорожец. - Москва, 2017.- 323 с. ISBN – отсутствует.
16. Каченаусткайте, Л. Аппликация / Л. Каченаусткайте. – М. «Сталкер», 2014. 149 с. ISBN – отсутствует.
17. Кистяковская, Ю. Электронная библиотека: учебник / Ю. Кистяковская. – Москва, Педагогика, 2018. - 222 с. ISBN – отсутствует.
18. Корчикова, О.В. Декоративно-прикладное творчество в дошкольных учреждениях. / О. В. Корчикова. - Ростов Н/Д: Феникс, 2018. – 150с. ISBN – отсутствует.
19. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить / М.М. Кольцова. – Москва, Владос, 2017. - 236с. ISBN – отсутствует.
20. Коротеева, Е. И. Азбука аппликации. / Е. И. Коротеева. Издательство Олма- Пресс. 2016г. – 32 с. ISBN – отсутствует.
21. Конышева, Н. М. Методика трудового обучения младших школьников./ Н. М. Конышева. – Москва, 2019. – 14 с. ISBN – отсутствует.
22. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции и их нарушения при локальных поражениях мозга / А. Р. Лурия. - Москва, 2000. - 356 с. ISBN – отсутствует.
23. Микадзе, Ю. В. Нейрофизиология детского возраста: Учебное пособие. - СПб: Питер, 2018. // Ю. В. Микадзе. – Москва: 2000. – 220 с. ISBN – отсутствует.
24. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова // Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., доп. – Москва: Азбуковник, 2013. - 944 с. ISBN
– 94462-025-0
25. Павлова, Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: методическое пособие / Л. Н. Павлова. - Москва: Мозаика – Синтез, 2017.- 87 с. ISBN – отсутствует.
26. Розенгард-Пупко, Г. Л. Формирование речи у детей раннего возраста / Г. Л. Розенгард-Пупко. - Москва: АПН РСФСР, 1963. – 94 с. ISBN – отсутствует.
27. Русакова, М. А. Аппликация: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2002 «Дошк. воспитание» и № 2010 №Воспитание в дошкольных учреждениях» - 3-е изд. доп. и перераб. - Москва: Просвещение, 1987. - 128 с. ISBN – отсутствует.
28. Сечкина, О. К. Формирование психомоторных свойств ребенка в раннем возрасте, как важный фактор развития психомоторики / О. К. Сечкина // Современный мир и образование: сборник научных статей. - Самара: СГПУ, 2008. - 154 с. ISBN – отсутствует.
30. Соколова, Е. Н. Особенности зрительных представлений у детей различных школьных возрастов в процессе лепки /Е. Н. Соколова // Вопросы психологии. 1962.-№ 1.- 82 ISBN – отсутствует.
31. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. - К.: Рад. шк. 1988. - 272с. ISBN – отсутствует.
32. Трегубенко, Б. Н. Трудовое обучение с 1 по 4 класс. / Б.Н. Трегубенко. - Москва: «Владос» 2011. – 411 с. ISBN – отсутствует.
33. Щеблыкин, И. К. Аппликационные работы в начальных классах / И. К. Щеблыкин. - Москва: 2017. – 238 с. ISBN – отсутствует.
34. Щелованов, Н. М. Некоторые отличительные особенности развития высшей нервной деятельности человека / Н. М. Щелованов.- Л., 1963.- 125 с. ISBN – отсутствует.
35. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками – развиваем речь / В.В. Цвынтарный. - Москва, ЗАО Центрполиграф. 2012. - 32с. ISBN – отсутствует.
36. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. - М., 1974.- 64 с. ISBN – отсутствует.
37. Ящук, В.Т. Методические рекомендации по проведению урока технологии вначальных классах. / В. Т. Ящук. – Москва, 2018. – 141 с. ISBN – отсутствует.
38. Ящук, В. Т. Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. / В. Т. Ящук. Москва, 2017. – 139с. ISBN-944-85132-184-2
Приложение А
Таблица 4. Календарно-тематический план серии уроков по развитию мелкой моторики младших школьников.
Приложение Б
Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. .[39, 142]
Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища.
В современном мире аппликацию широко используют и в педагогике. Аппликация – одно из полезнейших занятий для ребёнка, одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию. Техник аппликации огромное множество традиционных, нетрадиционных, с помощью круп, бросового материала, пластилина, ткани, ваты, кожи и мн. др.[27, 42]
Занятия аппликацией позволяют расширить возможности в развитии ощущений и восприятия: яркий внешний вид, текстура материала и изделия из него концентрируют внимание детей, дают возможность для фантазии, воображения и памяти ребенка. Развивается и пространственная ориентировка, преодолеваются трудности в расположении фигуры, выборе пропорций, в право-лево, вверх-вниз ориентации, дети учатся целенаправленно и планомерно создавать и воссоздавать предметы, композиции.[ 37, 28]
При работе с мелкими материалами (крупы, мелкие детали из бумаги, техника «вдавливание» и т.д.), у детей происходит массаж активных точек пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех внутренних органов, нормализуется психологическое состояние, что особенно важно с позиций здоровьесберегающих технологий.[16, 89]
Аппликация сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно-прикладной деятельности.
Создавать аппликацию – одно удовольствие. Аппликация не ограничивает себя традиционными видами техник и материалов, что определяет новизну и актуальность творческой работы с детьми младшего школьного возраста.
Обобщая результаты проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
- обосновано содержание определения мелкой моторики младших школьников;
- проанализированы теоретико-методологические подходы к изучению развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста на занятиях аппликацией;
- подобраны методики на развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста при занятиях аппликацией;
- экспериментально проверены разработанные методики, а также была доказана их эффективность.
В соответствии с полученными результатами, было установлено, что предложенная в исследовании и апробированная методика способствует более эффективному развитию мелкой моторики детей младшего школьного возраста на занятиях аппликацией, учитывающая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, включающая цели, задачи, откорректированное содержание, активизирующие процесс обучения формы, методы и средства, а также систему заданий и упражнений, направленных на его интенсивное развитие.
Таким образом, гипотеза доказана, цель исследования была достигнута, задачи, поставленные в начале нашего исследования, были решены.
Список использованной литературы
1. Аганова, И. А. Электронные библиотеки: учебник / И. А. Аганова, М. А. Давыдова. Издательство Лада, 2016. – 200 с. – ISBN- 978-5-94832-273-5
2. Ахутина, Т. В. Становление нейропсихологии. / Т. В. Ахутина, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия // Вопросы психологии, 2017. - № 5.- 102 с. ISBN – отсутствует.
3. Ашмарин, Б. А., Теория и методики физического воспитания / Б. А. Ашмарина, Ю.А Виноградов, 3.Н Вяткина. – Москва, 2010. - 287 с. ISBN – отсутствует.
4. Белякова, Н. Д. Электронные библиотеки: учебник / Н. Д.Белякова, А. И. Покровская, Н. Е. Цейтлин. / Кружок «Умелые руки» в школе. - Москва, 2017 – с.158. ISBN - отсутствует.
5. Бернтштейн, Н. А. Физиологии движений и активность / Н. А. Бернштейн.- Москва, 2010.- 235 с. ISBN – отсутствует.
6. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. - Москва, 2011 - 172 с. ISBN – отсутствует.
7. Богатеева, З. А. Занятия аппликацией. / З. А. Богатеева – Москва, Просвещение. 2008. – 198 с. ISBN 5-7155-0121-0
8. Вербицкий, А. А. Теория и технологии контекстного образования: учебное пособие / А. А. Вербицкий. – Москва, МПГУ, 2017. – 266 с. - ISBN 978-5-4263-0384-3.
9. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада. / Л. А. Венгер, Е. Г. Пилюгина. – Москва, Просвещение, 2009.- 176с. ISBN – отсутствует.
10. Выготский, Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии: в 6 т. / Л. С. Выготский // Собр. соч. В 6 т. – Москва, 2013. - Т. 4. - 234 с. ISBN – отсутствует.
11. Выгонов В. В. Практикум по трудовому обучению. / В.В. Выгонов. - Москва: ЭКСМО, 2003 (ОАО Можайский полигр. комб.). – 501 с. - ISBN 5- 699-03524-9
12. Гатанова, Н. В. Развиваю мелкую моторику/ Н. В. Гатанова, Е. Г. Тунина.- СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 32 с. ISBN – отсутствует.
13. Геронимус, Т. М. Учебный комплект. Я все умею делать сам. 1 класс./ Т.М. Геронимус. – Москва, АСТ – ПРЕСС 2001.- 346 с. ISBN – отсутствует.
14. Ерошкина, С. Т. Пальчиковый игротренинг / С.Т. Ерошкина // Изд. Логопед. - 2017. - 34-37 с. ISBN – отсутствует.
15. Запорожец, А. В. Восприятие и действие / А.В. Запорожец. - Москва, 2017.- 323 с. ISBN – отсутствует.
16. Каченаусткайте, Л. Аппликация / Л. Каченаусткайте. – М. «Сталкер», 2014. 149 с. ISBN – отсутствует.
17. Кистяковская, Ю. Электронная библиотека: учебник / Ю. Кистяковская. – Москва, Педагогика, 2018. - 222 с. ISBN – отсутствует.
18. Корчикова, О.В. Декоративно-прикладное творчество в дошкольных учреждениях. / О. В. Корчикова. - Ростов Н/Д: Феникс, 2018. – 150с. ISBN – отсутствует.
19. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить / М.М. Кольцова. – Москва, Владос, 2017. - 236с. ISBN – отсутствует.
20. Коротеева, Е. И. Азбука аппликации. / Е. И. Коротеева. Издательство Олма- Пресс. 2016г. – 32 с. ISBN – отсутствует.
21. Конышева, Н. М. Методика трудового обучения младших школьников./ Н. М. Конышева. – Москва, 2019. – 14 с. ISBN – отсутствует.
22. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции и их нарушения при локальных поражениях мозга / А. Р. Лурия. - Москва, 2000. - 356 с. ISBN – отсутствует.
23. Микадзе, Ю. В. Нейрофизиология детского возраста: Учебное пособие. - СПб: Питер, 2018. // Ю. В. Микадзе. – Москва: 2000. – 220 с. ISBN – отсутствует.
24. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова // Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., доп. – Москва: Азбуковник, 2013. - 944 с. ISBN
– 94462-025-0
25. Павлова, Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: методическое пособие / Л. Н. Павлова. - Москва: Мозаика – Синтез, 2017.- 87 с. ISBN – отсутствует.
26. Розенгард-Пупко, Г. Л. Формирование речи у детей раннего возраста / Г. Л. Розенгард-Пупко. - Москва: АПН РСФСР, 1963. – 94 с. ISBN – отсутствует.
27. Русакова, М. А. Аппликация: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2002 «Дошк. воспитание» и № 2010 №Воспитание в дошкольных учреждениях» - 3-е изд. доп. и перераб. - Москва: Просвещение, 1987. - 128 с. ISBN – отсутствует.
28. Сечкина, О. К. Формирование психомоторных свойств ребенка в раннем возрасте, как важный фактор развития психомоторики / О. К. Сечкина // Современный мир и образование: сборник научных статей. - Самара: СГПУ, 2008. - 154 с. ISBN – отсутствует.
30. Соколова, Е. Н. Особенности зрительных представлений у детей различных школьных возрастов в процессе лепки /Е. Н. Соколова // Вопросы психологии. 1962.-№ 1.- 82 ISBN – отсутствует.
31. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. - К.: Рад. шк. 1988. - 272с. ISBN – отсутствует.
32. Трегубенко, Б. Н. Трудовое обучение с 1 по 4 класс. / Б.Н. Трегубенко. - Москва: «Владос» 2011. – 411 с. ISBN – отсутствует.
33. Щеблыкин, И. К. Аппликационные работы в начальных классах / И. К. Щеблыкин. - Москва: 2017. – 238 с. ISBN – отсутствует.
34. Щелованов, Н. М. Некоторые отличительные особенности развития высшей нервной деятельности человека / Н. М. Щелованов.- Л., 1963.- 125 с. ISBN – отсутствует.
35. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками – развиваем речь / В.В. Цвынтарный. - Москва, ЗАО Центрполиграф. 2012. - 32с. ISBN – отсутствует.
36. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. - М., 1974.- 64 с. ISBN – отсутствует.
37. Ящук, В.Т. Методические рекомендации по проведению урока технологии вначальных классах. / В. Т. Ящук. – Москва, 2018. – 141 с. ISBN – отсутствует.
38. Ящук, В. Т. Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. / В. Т. Ящук. Москва, 2017. – 139с. ISBN-944-85132-184-2
Приложение А
Таблица 4. Календарно-тематический план серии уроков по развитию мелкой моторики младших школьников.
№ | Тема урока | Количество часов | Виды учебной деятельности | Планируемые результаты | Форма контроля | Домашнее задание | Дата | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||
1 | Посещение выставки в детской школе искусств « Мир аппликации» | 1 | Самостоятельно узнавать и называть материалы, инструменты и приёмы обработки материалов, изученные в 1 классе; наблюдать, сравнивать и называть инструменты, технологические операции, средства художественной выразительности; С помощью учителя: сравнивать образцы изделий, ставить цель, отделять известное от неизвестного. | Умеют извлекать информацию из прослушанного объяснения, делая умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять поиск решения поставленных задач. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. | Запоминают информацию, анализируют, сличают имеющиеся представления с эталоном. | Проявляют интерес к учебной деятельности. Умеют слушать и слышать друг друга, понимать партнёра, планировать и согласованно осуществлять совместную деятельность. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении. | Устный опрос | Подготовить материал для изготовления аппликации на уроке. | |
3 | Контурная мозаика из мелкого конфетти «Подсолнух». Контурная мозаика из крупного конфетти «Подсолнух». Аппликация «Подсолнух» | 1 | Открывать новые знания и умения, решать конструкторские и технологические задачи через пробные упражнения (формы деталей при помощи конфетти); делать выводы о наблюдаемых явлениях; составлять план предстоящей практической работы и работать по составленному плану; изготавливать изделие с опорой на рисунки и план; оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность. Выполнять отделку в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный,геометрический и другие орнаменты). | Осуществляют поиск способов решения проблем творческого характера, умеют извлекать информацию из прослушанного объяснения делают умозаключения, выводы в словесной форме. | Запоминают инструкцию, планируют и проговаривают этапы работы, следуют составленному плану. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | Имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, проявляют интерес к предмету | Устный опрос, практическая работа | Подготовить материал для работы на следующем уроке. | |
4 | Аппликация из шерстяных ниток «Маки». Аппликация из ватных дисков «Маки». аппликация из салфеток «Маки» | 1 | Самостоятельно: организовывать рабочее место; узнавать и называть материалы, инструменты и приёмы обработки материалов, изученные в 1 классе; наблюдать, сравнивать и инструменты, технологические операции, средства художественной выразительности; применять ранее освоенное для выполнения практического задания. С помощью учителя: анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного. Сравнивать различные виды нитей для работы. | Умеют извлекать информацию из прослушанного объяснения, делая умозаключения и выводы в словесной форме, осуществлять поиск решения поставленных задач. | Запоминают инструкцию, планируют и проговаривают этапы работы, следуют составленному плану. Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат). Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат). Проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера. | Практическая работа, устный опрос. | Подготовить материал для следующего урока. | |
5 | Аппликация из бисера «Ягод ки». Аппликация из бусин «Ягодки». Аппликация из крупных бусин «Ягодки». | 1 | По заданному образцу организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место для работы с мелкими материалами, правильно и рационально размещать инструменты и материалы в соответствии с индивидуальными особенностями, под контролем учителя в процессе выполнения изделия проверять и восстанавливать порядок на рабочем месте; убирать рабочее место. Составлять композиции по образцу, в соответствии с собственным замыслом, используя различные техники и материалы. | Комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в соответствии с технической, технологической или декоративно-художественной задачей; | Ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия; «материал», «инструмент», «приспособление», «конструирование», «аппликация»; выполнять задания с опорой на готовый план. | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Эстетические чувства — эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты форм и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной художественной культуры; | Практическая работа, устный опрос. | Подготовить информацию по выбранному материалу для выступления на уроке. | |
6 | «У бабули в огороде» (подготовительный урок) | 1 | Анализировать готовые материалы, представленные учителем на информационных носителях. Выбирать правила безопасной работы, выбирать инструменты и приспособления в зависимости от технологии изготавливаемых изделий. Изготавливать изделия из различных материалов, использовать свойства материалов при работе над изделием. Подготавливать материалы к работе. | Извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа. Выделяют и формулируют познавательную цель. | Проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Объективное оценивание вклада своей познаватель но-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива. | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Умеют в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности, выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей. | Фронтальная работа с классом, работа с текстом. | Подготовить материал для совместной работы в классе. | |
7 | «У бабули в огороде» (практический) | 1 | Организовывать рабочее место. По заданному образцу организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место для работы с пластичными материалами, правильно и рационально размещать инструменты и материалы в соответствии с индивидуальными особенностями, под контролем учителя в процессе выполнения изделия проверять и восстанавливать порядок на рабочем месте; убирать рабочее место. Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений совместной деятельности. Оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность; оригинальность: выбор цвета, иной формы). | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. распознавать изученные виды материалов (природные,пластические, бумага, тонкий картон, текстильные, клей и др.), их свойства (цвет, фактура, форма, гибкость и др.); называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и приспособления (шаблон, стека, булавки и др.), безопасно хранить и работать ими. | Ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и письменных высказываниях; осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и несущественных признаков. Вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и дополнения; формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать; выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге. | Первоначальные представления о нравственном значении труда в жизни человека и общества; уважительное отношение к труду,сосуществования рукотворного мира с миром природы. Мотивация к творческому труду, работе на результат; способность к различным видам практической преобразующей деятельности; проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с доступными проблемами; готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения; проявление толерантности и доброжелательности. | Фронтальный опрос, практическая работа. | Подготовить краткий рассказ о полученных впечатлениях от работы. | |
Приложение Б