Файл: Конспект лекций по мдк. 01. 04 Техническое обслуживание и ремонт автомобильных двигателей для специальности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 672

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

91 плоскостей, подсос воздуха, уменьшение срока службы диафрагмы и полное нарушение нормальной работы бензонасоса.
ОПЕРАЦИИ ПО ТЕКУЩЕМУ РЕМОНТУ
После проверки карбюраторов и БН в карбюраторных цехах на вышеуказанных приборах и стендах при отклонении измеряемых параметров от нормы (если не удалось устранить обнаруженные неисправности с помощью регулировочных операций) их полностью разбирают, моют, сушат и производят поэлементную проверку и дефектовку составных деталей - неисправные заменяют (например, разработанные топливные жиклеры, элементы привода различных систем карбюратора, имеющие дефекты или повышенный износ). В БН при необходимости меняют клапана, изношенные элементы привода, рабочие пружины, потерявшие упругость, диафрагму.
При повреждении поплавка производят пайку, при негерметичности игольчатого клапана производят притирку запорной иглы к гнезду клапана.
Коробление стыковочных плоскостей карбюратора и БН может их полностью вывести их из строя. Для устранения этого дефекта в карбюраторных цехах используют малогабаритные настольные станки для плоского шлифования.
Ответ на вопрос №5
ЕО - проверить уровень масла в топливном насосе и в регуляторе частоты вращения – уровень масла должен доходить до верхних меток маслоизмерительных щупов (двигатели автомобилей МАЗ и КамАЗ), при необходимости долить моторного масла для дизелей. Проверить визуально общее состояние топливной системы, а после пуска двигателя обратить особое внимание на возможные места подтекания топлива. Учитывая особые требования к чистоте дизельного топлива и, в первую очередь, к отсутствию механических примесей и твердых частиц, приводящих к быстрому выходу из строя прецизионных пар элементов топливной системы дизелей, рекомендуется сливать из топливного бака перед началом движения 2-3 л отстоя (слитое в передвижные емкости топливо используется обычно в АТП для технических целей - мойки двигателей и т.д.). После окончания работы, пока двигатель не остыл, рекомендуется сливать отстой из фильтров грубой и тонкой очистки топлива. Для этого необходимо отвернуть пробки сливных отверстий (для ускорения слива следует отвернуть накидную гайку штуцера на крышке фильтра), а по окончании операции слива пустить двигатель и дать ему поработать 2-3 мин для удаления воздуха, который мог попасть в топливную систему. При ЕО следует проверять действие приводов управления подачей топлива.
ОПЕРАЦИИ ПО ТЕКУЩЕМУ РЕМОНТУ
При текущем ремонте деталей форсунок их очищают различными скребками из мягкого металла, щетками (предварительно смягчив нагар бензином или керосином). Очищают внутренние полости с последующей промывкой отфильтрованным дизельным топливом. Сопла прочищают


92 стальными иглами соответствующего диаметра.
Многие детали восстанавливают подшлифовкой торцов, фасок и т.д. Применяют метод притирки сопряженных деталей.
После ремонта и сборки ТНВД и форсунки подвергают предварительной обкатке (приработке), затем проверяют на вышеуказанных стендах и приборах с проведением необходимых регулировок. При TP широко используют различный инструмент и приспособления.
Ответ на вопрос №6
ЕО - перед выездом на линию проверить внешним осмотром крепление газового баллона к кронштейнам, а также состояние и крепление остального газового оборудования, обращая особое внимание на герметичность в местах соединений (в местах прорыва газа обычно скапливаются смолистые отложения); проверить легкость пуска и работу двигателя на газе на холостом ходу при различной частоте вращения КВ. На работающем двигателе места утечек газа можно определить по запаху. Также проверить, нет ли подтекания бензина в различных соединениях (у автомобилей с комбинированной топливной системой). После возвращения с линии очистить от пыли и грязи арматуру баллона и узлы газового оборудования; необходимо слить отстой из газового редуктора, а в зимнее время - воду из полости испарителя. При работе на линии следует обращать внимание на показания манометра на щитке приборов. При постановке автомобиля на стоянку вначале следует закрывать расходный вентиль на баллоне, а после того как газ в системе выработается и двигатель остановится, необходимо закрыть магистральный вентиль, находящийся в кабине водителя.
ТО-1 - тщательно проверить внешним осмотром состояние всех узлов и деталей (не допускается наличие трещин, короблений, выкрашивания металла, разрыв прокладок и т.д.); провести необходимые крепежные работы
(запрещается стучать металлическими молотками по аппаратуре, штуцерным соединениям и трубопроводам, находящимся под давлением газа, крепежные работы следует проводить осторожно, чтобы не допускать искрообразования, при этом категорически запрещается подтягивать гайки и болты крепления деталей узлов при наличии в них газа). Необходимо снять и промыть в ванночке кистью чистым бензином или растворителем фильтрующий элемент магистрального фильтра и сетчатый фильтр газового редуктора.
Смазать пластичной смазкой резьбы штоков магистрального, наполнительного и расходного вентилей. Слить отстой из второй ступени РНД, отвернув пробку на корпусе.
После указанных работ необходимо проверить герметичность всей системы сжатым воздухом или инертным газом (сжатый азот). При значительном отклонении от нормы давление газа в первой ступени
(по манометру на щитке приборов) произвести регулировку гайкой 11 при ослабленной контргайке 9, изменяя натяжение


93 рабочей пружины 10, например, заворачивая гайку, добиваемся повышения давления, и наоборот (норма 0,12-0,15 МПа).
Регулировка холостого хода при работе на бензине производится, как на обычных карбюраторных двигателях, с использованием винта количественной регулировки и винтов качественной регулировки.

94
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Тема 2.4: Дефектование элементов при помощи контрольно-
измерительного инструмента
1. Основные методы контроля и диагностики
КШМ и ГРМ.
2. Основные методы контроля и диагностики системы охлаждения и системы смазки.
3. Основные методы контроля и диагностики системы питания бензиновых двигателей.
4. Основные методы контроля и диагностики системы питания дизельных двигателей.
5. Основные методы контроля и диагностики системы питания от газобаллонной установки.
Ответ на вопрос №1
Одним из менее трудоемких, но требующих определенных навыков методов диагностики двигателя, является прослушивание его работы с помощью различного типа виброакустических приборов - от самых простых по конструкции стетоскопов со звукочувствительным стержнем
(напоминающих медицинские фонендоскопы), до электронных стетоскопов типа «Экранас» и ультразвуковых стетоскопов с двумя наушниками модели
УС-01.
Для усиления звукового эффекта от виброударных импульсов в характерных точках и зонах двигателя (рис. 2.1) стетоскоп «Экранас» (рис.
2.2, а) снабжен двухтранзисторным усилителем низкой частоты 4 с пьезокристаллическим датчиком и батарейным питанием (3 В).
Пластмассовый корпус 3 имеет гнезда для установки стержня 5 и подключения телефона-наушника 6. У стетоскопа модели КИ-1154(рис. 2.2 б), на стержне 5 смонтирован усилитель 3 и слуховой наконечник 6 рупорного типа.
Рис. 2.1. Зоны прослушивания двигателя

95
Рис. 2.2. Стетоскопы: а — электронный стетоскоп «Экранас»; б — стетоскоп мод. КИ-1154;
1 - провод; 2 - элементы питания; 3 - корпус-ручка; 4 - преобразователь виброударных импульсов; 5 - звукочувствительный стержень; 6 - телефон- наушник
Рис. 2.3. Ультразвуковой светоскоп УС-01
Ультразвуковой стетоскоп модели УС-01 (рис. 2.3) отличается наличием двух каналов (звукового и ультразвукового), специальных наушников, насадков на микрофон в виде гибких зондов, позволяющих прослушивать работу механизмов в труднодоступных местах при повышенной температуре деталей двигателя, а также электронного табло на корпусе, высвечивающего в цифрах силу стуков и шумов (в децибелах - дБ) - все это делает данную модель стетоскопа эффективным средством диагностики технического состояния КШМ и ГРМ двигателей. Источник питания прибора имеет напряжение 12 В.
Перед диагностированием двигатель следует прогреть до температуры охлаждающей жидкости (90 ± 5)°С. Прослушивание производят, прикасаясь острием наконечника звукочувствительног: стержня в зоне сопряжения проверяемого механизма.


96
Работу сопряжения поршень-цилиндрпрослушивают по всей высоте цилиндра по зонам 1 (рис. 2.1) при малой частоте вращения коленчатого вала
(KB) с переходом на среднюю – стуки сильного глухого тона, усиливающиеся с увеличением нагрузки, свидетельствуют о возможном увеличении зазора между поршнем и цилиндром, об изгибе шатуна, поршневого пальца и т.д.
Сопряжение поршневое кольцо-канавка проверяют на уровне НМТ хода поршня (зона 8) на средней частоте вращения KB — слабый стук высокого тона свидетельствует об увеличенном зазоре между кольцами и канавками поршней, либо о чрезмерном износе или поломке колец.
Сопряжение поршневой палец-втулка верхней головки шатуна проверяют на уровне ВМТ (зона 3) при малой частоте вращения KB с резким переходом на среднюю. Сильный стук высокого тона, похожий на частые удары молотком по наковальне, говорит о повышенном износе деталей сопряжения.
Работу сопряжения коленчатый вал-шатунный подшипник прослушивают в зонах 7 на малой и средней частотах вращения КВ. Глухой звук среднего тона сопровождает износ шатунных вкладышей. Стук коренных подшипников KB прослушивают в этих же зонах (чуть ниже) при резком изменении частоты вращения KB (максимальным открытием или прикрытием дроссельной заслонки) - сильный глухой стук низкого тона свидетельствует об износе коренных подшипников. Стук в клапанных механизмах прослушивают в зонах
2, наличие износа шеек распределительного вала – в зонах 5, а износа распределительных шестерен
— в зоне 6.
Широко используемым методом диагностирования технического состояния КШМ и ГРМ двигателей является замер компрессии в цилиндрах двигателей в конце тактов сжатия с помощью различного типа компрессометров и компрессографов с самописцами. На рис. 2.4, а изображен компрессометр мод. 179 с рукояткой пистолетного типа, манометром, наконечником для установки в свечное отверстие, кнопкой клапана сброса давления (от предыдущего показания) и т.д.
Рис. 2.4. Компрессометры: а - для карбюраторных двигателей; б
– для дизелей; 1 - корпус; 2 - манометр; 3 - штуцер; 5 - контргайки; 6 - трубка; 7 - резиновый наконечник; 8 - золотник; 10 - выпускной клапан; 11 - шланг; 12 - переходник; 13 - зажимная гайка; 14

97
- клапан; 15 - пружина клапана; 16 - седло; 17 – наконечник
Несколько отличается по конструкции компрессометр для дизелей
(рис. 2.4, б). В нижней части он снабжен жестким металлическим корпусом с зажимной гайкой и наконечником, которые вместе с корпусом устанавливаются на место форсунок в головке блока с последующим креплением болтом и скобой форсунки.
Компрессограф
KB-1126 с самописцем и питанием от аккумуляторной батареи обеспечивает регистрацию на карточке (предварительно в гнездо прибора вставляется микрорулон специально разграфленной бумаги) давления и цилиндрах в диапазоне 0,4-
1,6МПа,
(цена деления карточки
0,05МПа). Прибор снабжается различного рода переходниками и насадками.
Проверка компрессии производится при полностью закрытых клапанах проверяемого цилиндра.
При значительном снижении компрессии следует попытаться определить место негерметичности. В этих целях в свечное отверстие заливают иногда до 20 см
3
моторного масла для временного уплотнения колец. Если после этого показания прибора не увеличатся, то это свидетельствует о негерметичности клапанов. Компрессия для карбюраторных двигателей с пониженной степенью сжатия составляет обычно 0,7-0,8 МПа, для двигателей с повышенной степенью сжатия - 0,9-1,5
МПа, для дизелей различных моделей 3,5-5МПа. Причем даже при допустимом снижении компрессии разница в показаниях для отдельных цилиндров карбюраторных двигателей не должна превышать 0,1МПа, а для дизелей - 0,2 МПа.
Более широкими возможностями при диагностировании технического состояния
КШМ и ГРМ двигателей обладает прибор мод.
К-69М. Он состоит из шланга, подводящего сжатый воздух из магистрали к прибору, муфты 1, входного штуцера 2, редуктора 3, соединенного через входное сопло 4 с манометром 5. Далее в основную магистраль включен регулировочный винт 7, а на выходе