Файл: Конспект лекций по мдк. 01. 04 Техническое обслуживание и ремонт автомобильных двигателей для специальности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 832

Скачиваний: 27

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

46
Ответ на вопрос №13
Потери мощности в трансмиссии можно измерить только при диагностике тягово-экономических качеств автомобиля на мощностных стендах.
Основными признаками определенных неисправностей двигателя являются падение его мощности, повышенный расход масла, дымный выпуск, снижение компрессии в цилиндрах, стуки в двигателе. Падение мощности двигателя с одновременным увеличением расхода топлива происходит при неисправности систем питания и зажигания, образовании нагара в камерах сгорания, отложениях во впускной системе, наличии накипи и загрязнений в системе охлаждения, неправильной регулировке газораспределительного механизма, недостаточной компрессии в цилиндрах двигателя, пропуске воздуха через уплотнения впускной системы.
Повышенный расход масла (угар) и дымный выпуск наблюдаются при износе, залегании и поломке поршневых колец, потере ими упругости, износе канавок для поршневых колец, износе и повреждении гильз цилиндров, подсосе масла через зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками, нарушении уплотнений коленчатого вала и неисправности системы вентиляции картера. Дымность выпуска в большой степени зависит от неисправностей топливной аппаратуры.
Снижение компрессии может произойти в результате износа поршневых колец и гильз цилиндров, неплотного прилегания клапанов к седлам, износа направляющих втулок клапанов, ослабления затяжки гаек крепления головок цилиндров, повреждения прокладки головки цилиндров, нарушения зазоров в клапанном механизме.
Стук в двигателе появляется при поломке клапанных пружин и заедании клапанов, задирах на поверхностях гильз и поршней, увеличении зазоров между стержнями клапанов и носками коромысел, износе поршневых пальцев и отверстий для них в бобышках поршней и во втулках верхних головок шатунов, повышенном износе шатунных и коренных подшипников.
Для устранения неисправностей двигателя удаляют накипь и нагар, регулируют зазоры, а также заменяют отдельные детали. Повышенное количество пропускаемых поршневыми кольцами газов, падение давления масла в системе смазки ниже нормы, стуки в двигателе указывают на необходимость ремонта.
Современные стенды тяговых качеств должны учитывать особенности автоматических трансмиссий.
Повышенный расход топлива или недостаточная мощность — это не всегда результат проблем в двигателе, а приборами автодиагностики это не определить. Особенно актуальны измерения мощности в трансмиссии для полноприводных автомобилей с получением реального результата перераспределения мощности по осям, моментов срабатывания межосевых дифференциалов и т. д.
Стенды тяговых качеств служат для комплексного диагностирования автомобиля по таким основным показателям его эксплуатационных свойств,


47 как мощность и топливная экономичность. Они позволяют имитировать в стационарных условиях тестовые нагрузочные и скоростные режимы работы автомобиля. При этом чаще всего используют следующие диагностические параметры: мощность на ведущих колесах (колесная мощность); крутящий момент (или тяговое усилие) на ведущих колесах; линейная скорость на окружности роликов; удельный расход топлива; эффективная мощность двигателя; момент сопротивления (сила сопротивления вращению) колес и трансмиссии; время выбега; время (или путь) разгона; ускорение
(замедление) при разгоне (выбеге).
Кроме того, стенды тяговых качеств позволяют производить ряд работ, связанных с углубленным поэлементным диагностированием автомобиля.
Например, с использованием стробоскопа определяют пробуксовывание муфты сцепления, по скорости вращения барабана оценивают исправность спидометра, прослушиванием и осмотром трансмиссии, работающей под нагрузкой, выявляют неисправности отдельных ее узлов и деталей.
При испытании автомобилей на барабанных стендах применяют режимы максимальной тяговой силы или максимального крутящего момента, максимальной скорости, частичной нагрузки двигателя; принудительной прокрутки ведущих колес и трансмиссии автомобиля.
Силовой стенд тяговых качеств состоит из опорно-приводного устройства (система их четырех сдвоенных барабанов), стационарного пульта управления и индикации, вентилятора для обдува радиатора, устройства для отвода отработавших газов, пульта дистанционного управления стендом, страховочных устройств, устройства для проверки стенда. Дополнительно в состав стенда могут входить расходомер топлива, секундомер, самописец для записи диаграммы силы и мощности, развиваемой на ведущих колесах.
Для проверки автомобиль устанавливают ведущими колесами на барабаны стенда, ведущие колеса приводят во вращение эти барабаны, преодолевая тормозной момент, создаваемый нагрузочным устройством стенда. Тормозной момент задается в зависимости от требуемой нагрузки на ведущие колеса.

48
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Тема 1.3: Оборудование и оснастка для ремонта двигателей.
Техника безопасности при работе на оборудованием
1. Подъемно-транспортное оборудование
2. Смазачно-заправочное оборудование
3. Расборочно-сборочное оборудование
Ответ на вопрос №1
Данный вид гаражного оборудования подразделяется на осмотровое, подъемно-осмотровое подъемно-транспортное и транспортирующее и предназначен для обеспечения доступа при ТО: ремонте к узлам и агрегатам автомобилей для их монтажа-демонтажа и осуществления внутри гаражных транспортировок.
К осмотровому оборудованию относятся осмотровые канавы и эстакады.
К основному подъемно-осмотровому оборудованию относятся подъемники различного типа;. к вспомогательному — гаражные домкраты, опрокидыватели автомобилей и другие устройства.
К подъемно-транспортному оборудованию относятся кран-балки, тали
(электротельферы передвижные малогабаритные грузоподъемные краны, а также различные модели тележек с не сложными подъемными грузозахватными механизмами. К этой же группе оборудования можно отнести находящие все большее применение целые механизированные комплексы (посты) по замене агрегатов и узлов автомобилей.
К основному транспортирующему оборудованию следует отнести конвейеры для перемещения автомобилей по постам поточных линий для
ТО, электро- или автопогрузчики, а к вспомогательному- обыкновенные тележки, иногда с разнопрофильными ложементами и захватами для соответствующих узлов и агрегатов автомобилей.
Вышеуказанные виды оборудования в зависимости от конструкций, назначения и способа установки могут быть стационарными либо передвижными, а по диапазону моделей автомобилей - универсальными или специализированными.
Механизированное оборудование классифицируется также по типу привода — оно может быть пневматическим, электрогидравлическим, комбинированным (например, пневмогидравлическим) и т. д., включая обычный ручной или ножной, с использованием дополнительных устройств
(насосов плунжерного типа и т. п.).
К подъемно-транспортному оборудованию предъявляются следующие основные требования:

обеспечение максимальных удобств для рабочих;

надежность в работе, включая страховку и фиксацию (например, вывешенных автомобилей), а так же надежность крепления различных

49 узлов и агрегатов автомобилей при производстве монтажно-демонтажных работ и их транспортировке, т. е. обеспечение безопасности работ;

уменьшение габаритов и металлоемкости конструкций оборудования с одновременным повышением маневренности на ограниченных производственных площадях;

уменьшение энергоемкости за счет использования новейших технологий;

легкость в управлении и простота обслуживания;

стоимость оборудования не должна превышать разумных пределов с целью его быстрой окупаемости.
При выборе наиболее оптимальной модели для конкретного производства следует учитывать и санитарно-гигиенические аспекты использования, а также зарубежный опыт. Например, по данным обзорной
НТИ, в США нет ни одной осмотровой канавы для ТО автомобилей, применяются исключительно подъемники самых разнообразных моделей, именно потому, что они обладают целым рядом существенных преимуществ перед осмотровыми канавами, а именно:

низкой стоимостью;

возможностью поднять автомобиль на любую удобную высоту (в зависимости от роста рабочего и вида проводимых работ);

лучшим доступом к узлам и агрегатам, что облегчает их монтаж- демонтаж;

при работе на подъемниках лучшей естественной вентиляцией и освещенностью;

лучшей контролируемостью рабочих мест и общей ситуации на постах, а также мобильностью, что удобно использовать, например, при реконструкции производства.
ОСМОТРОВЫЕ КАНАВЫ
На рисунке хорошо видна возможность доступа снизу и сбоку к агрегатам автомобиля на канавах различного типа. Канавы используют для тупиковых и прямоточных постов, а также для поточных линий ТО.
Классификация канав представлена на рисунке.


50
Основу канав составляют обычно железобетонные конструкции.
Внутри их облицовывают белой кафельной плиткой. На пол иногда устанавливают деревянный решетчатый настил 5. В верхней части по периметру канав во избежание съезда колес автомобилей делают бетонные или металлические реборды 3 (высотой до 150 мм). В боковых стенах делают ниши 4 со скосом верхней кромки для установки ламп дневного освещения и ниши 1 для временного складирования инструмента и деталей. Для удаления токсичных веществ отработанных газов, стремящихся ввиду большой плотности концентрироваться в канавах, используют мощный воздушный поток приточной вентиляции или устанавливают в нижней части воздушные коллекторы для подачи теплого воздуха от специальных колориферов.
Ширину канав делают с учетом колеи автомобилей, длину — на 1 м больше длины автомобиля (для обеспечения возможности выемки снятых агрегатов).
Глубина канав для грузовых автомобилей и автобусов составляет 1,2—1,3 м, для легковых — 1,4—1,5 м. Глубина боковых канав (на канавах широкого типа) составляет обычно 0,8—0,9 м. Вход в осмотровую канаву проездного типа, с учетом правил безопасности делают исключительно сбоку, иногда через тоннель. Для перехода через канаву устанавливают переходные мостки.

51
В канавах механизированного типа монтируют иногда направляющие 2, для перемещения тележек с подъемниками, гайковертами и т. д.
ЭСТАКАДЫ
В качестве дополнительных постов в АТП устанавливают, обычно на улице, эстакады прямоточного или тупикового типа (из сборного бетона или сварных металлических конструкций). В полевых или армейских условиях часто используют для ТО и ремонта сборные эстакады, которые доставляются в нужное место.
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПОДЪЕМНИКИ
Подъемники служат для вывешивания автомобилей над уровнем пола на высоте, удобной для обслуживания или ремонта узлов и агрегатов снизу и сбоку.
На рисунке классификации следует отметить аспекты, характерезующие тип подъемника, а в некоторых случаях и полное название

52 подъемника. Например, указывается способ его положения при работе — стационарный или передвижной (подкатной), помимо указания типа привода и количества рабочих плунжеров или стоек, целесообразно указывать тип подъемной рамы или захватов с указанием типа основного подъемного механизма — блочно-троссовый, с рабочей парой винт—гайка и т.д.
Например «Стационарный, двухстоечный подъемник мод. П-145, со смещенными стойками, с рабочей парой винт—гайка, с подъемными боковыми каретками с консольными балками и передвижными подхватами».
ПОДЪЕМНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
В АТП для подъемно-транспортных работ при монтаже-демонтаже узлов и агрегатов автомобилей с последующей доставкой их на склад, на специальные площадки для складирования или во вспомогательные цеха по ремонту (моторный, агрегатный и т. д.) используется довольно широкий спектр различного оборудования.
Для монтажа-демонтажа двигателей (преимущественно в небольших гаражах), а также для поднятия и перемещения на небольшие расстояния агрегатов и других грузов массой не боле 1000 кг используется кран мод.
423М.
Кран состоит из горизонтальной V-oбразной рамы 5 на катках (с поручнем), на которой установлена вертикальная трубчатая стойка 4, в верхней части которой шарнирно закреплена подъемная стрела 2 с выдвижным (фиксируемым в нескольких положениях) удлинителем 7, несущим цепь с грузозахватным крюком. Со стрелой шарнирно связан шток гидроцилиндра 3, приводимого в действие ручным поршневым насосом
(двойного действия). Цилиндр шарнирно закреплен на поперечине рамы.
Характеристики крана:

Грузоподъемность на максимальном вылете стрелы, кг - 200


53

Высота подъема стрелы, мм - от 2840 до 3250

Вместимость бачка, л - 3,5.
Ответ на вопрос №2
На смазочно-заправочные операции приходится сравнительно большая доля от общей трудоемкости работ как при ТО-1, так и при ТО-2. Особенно большой объем работ проводится при очередных сезонных обслуживаниях
(СО), где предусмотрено (в соответствии с картой смазки автомобиля): полное удаление старой смазки из некоторых узлов, и промывка различных систем автомобиля, заменой рабочей жидкости и т.д. Частично смазочно- заправочные операции проводятся и в зонах TP, например при замене агрегатов.
Основная классификация смазочно-заправочного оборудования проводится по типу заправляемых в узлы и агрегаты смазочных материалов.
Оно делится на оборудование для заправки жидкими маслами и оборудование для пластичных (густых) смазок. Соответственно, имеется оборудование для сбора отработанных масел. В номенклатуру смазочно- заправочного оборудования входит, также вспомогательное оборудование — установки для заправки тормозной жидкостью соответствующих систем автомобиля, установки для отсоса отработанных масел и промывки маслосистем, компрессоры для обеспечения производства сжатым воздухом и установки для накачивания шин и т. д.
Вышеуказанное оборудование может быть стационарным или передвижным, а малогабаритное, используемое в основном в небольших гаражах, — переносным.
По типу привода рабочих органов эти приспособления бывают ручными или ножными. Механизированные высокопроизводительные установки для средних и крупных АТП классифицируют по типу привода на электромеханические (с приводом от электродвигателя) и пневматические (с использованием поршневых двигателей с золотниковым механизмом).
Классификация проводится также по типу применяемого основного рабочего органа — насоса. В современном оборудовании используют в основном три типа насосов: клапанного типа (с системой впускных и перепускных нагнетательных клапанов), шестеренного типа — для раздачи жидких масел и плунжерного типа — для пластичных смазок (с плунжером, совершающим возвратно-поступательное движение в камере высокого давления).
Вышеуказанное оборудование может выпускаться в одиночном
(изолированном) исполнении для конкретной операции, а может быть комбинированным (комплексным) — с многофункциональным назначением.
В области разработки и создания смазочно-заправочного оборудования различного назначения накоплен большой опыт, как в отечественной промышленности, так и зарубежными фирмами.