Файл: Развитие среднего бизнеса в Тверской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




1. Указ Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ, 15.10.2007, № 42.

2. Казначевская Г. Б. Основы экономической теории. Учебное пособие. М.: Феникс. 2020. 384 с.



    1. Классификация среднего бизнеса

Согласно Закону № 209-ФЗ к МСП относятся индивидуальные предприниматели, а также хозяйственные товарищества, общества, партнёрства, кооперативы, фермерские хозяйства.

При этом на практике к среднему бизнесу следует отнести юридические лица с численностью работников более 101 человека. Это соответствует критериям среднего бизнеса в 2021 году. Само собой, такие предприятия могут заниматься торговлей, производством или оказанием услуг.

Критерии среднего бизнеса:

Годовой доход. С 2016 года для средних предприятий она должна быть не более 2 млрд руб. в год (для макро - 800 млн руб.). Цифры ожидаются за ожидаемый год.

Количество сотрудников. Лимит для средних предприятий 101-250 человек (имеется в виду средний показатель). Для сравнения: для малых предприятий установлен лимит в 15-100 человек.

Структуры уставного капитала. Существуют критерии малого и среднего бизнеса, согласно которым организация относится к последнему, если в числе её учредителей есть юридические лица, а также государственные образования, религиозные образования, благотворительные фонды. А суммарная доля участия таких образований превышает 25%. При этом доля участия юридических лиц превышает 49%. Однако, если учредителями выступают юридические лица-малые предприятия, сформированная ими организация тоже будет считаться малой и при доле в 55%. К слову, иностранные юридические лица могут иметь долю до 49% в малой компании, и она будет оставаться таковой, если соблюдены остальные критерии.

Малые и средние предприятия различаются по форме собственности, организационно-правовой форме, отраслевой и территориальной принадлежности, по размерам, по характеру деятельности, по структуре деятельности и отношению к происхождению капитала.

По форме собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными и иными.

В зависимости от целей деятельности выделяют коммерческие и некоммерческие предприятия. Коммерческие предприятия осуществляют предпринимательскую деятельность, и их основная цель - это получение прибыли.


По отраслевой принадлежности выделяют промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, строительные и другие предприятия.

По размерам предприятия группируются на крупные, средние и малые.

По характеру деятельности (стадиям жизненного цикла продукта) выделяют исследовательские, проектные, конструкторские, производственные, сбытовые и другие предприятия.

По структуре деятельности предприятия разделяют на специализированные, производящие ограниченную номенклатуру товаров и диверсифицированные, производящие широкую номенклатуру товаров и работающие на разных рынках. По отношению к происхождению капитала различают национальные, иностранные и смешанные предприятия. Главными особенностями малого и среднего бизнеса являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли, экономическая свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг на рынке, гибкость. А также ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом. Относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта не позволяют фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара. В малом бизнесе присутствует персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, т.е. малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей. Малые предприятия в основном полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.). Также в малом бизнесе высока доля оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.

За частую в малом и среднем бизнесе можно встретить семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.



1.Колычев А. М., Рассолов И. М. Правовое обеспечение экономики. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт. 2019. 430 с.

2. Закон Тверской области от 06.06.2008 № 67-ЗО «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Тверской области» // Сборник законодательства Тверской области, 10.07.20, № 3.


1.3 Факторы развития среднего бизнеса

Фактор - (от лат. factor - делающий, производящий), причина, движущая сила процесса, определяющая его характер или его индивидуальные особенности.

На деятельность предприятий влияют различные факторы, экономические, политические, исторические, географические и т.д. Экономические факторы - это, прежде всего, предложение товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; количество денег, которые покупатели могут потратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. их способность приобретать товары.

Условиями для осуществления предпринимательской деятельности являются факторы производства. Экономика традиционно относит землю, капитал и рабочую силу к факторам производства. Предпринимательство, как особая форма экономической деятельности в современных условиях, требует расширенного набора факторов производства, то есть обязательного наличия следующих факторов: идей, технологий, средств производства, капитала и предпринимателя. Более того, именно предприниматель объединяет остальные указанные нами факторы производства для достижения определенных целей, а процесс объединения средств производства и есть производственный процесс.

Любая деловая активность осуществляется в соответствующей среде. Поэтому очень важно создать необходимые правовые условия. Это, прежде всего, наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства: упрощенная и ускоренная процедура открытия и регистрации предприятий; защита предпринимателей от государственной бюрократии; совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации промышленного предпринимательства, развитие совместной деятельности российских предпринимателей с зарубежными странами.

Главной задачей предпринимателя является необходимость выбора наиболее эффективной формы объединения факторов производства, позволяющей организовать производственный процесс.

К экономическим тесно примыкают социальные условия формирования предпринимательства. Социокультурные нормы - морально-нравственные нормы, религиозные убеждения, образовательный уровень населения, влияющие на формирование потребностей и характеристик спроса, специфику организации предпринимательства и деловую этику, отношение к самому предпринимательству.


Прежде всего, это желание покупателей приобретать товары, соответствующие определенным вкусам и моде. Эти потребности могут меняться на разных этапах. Эти нормы оказывают непосредственное влияние на образ жизни потребителей.

Подлинное предпринимательство по своей сути выступает как рыночный феномен. Она определяется степенью свободы (свобода в экономике всегда понимается как независимость) экономического поведения товаропроизводителя. Такое поведение подразумевает свободу спроса и предложения производимых товаров, свободу инициативы и предприимчивости, свободу мысли и действия.

Существуют местные факторы, связанные с природно-климатическими условиями российских субъектов и национальными традициями. Принимая во внимание природные условия отдельных регионов страны, Правительство Российской Федерации определило зону Крайнего Севера и приравненные к ним районы. В этой зоне представлены шесть республик, три края, десять областей и восемь автономных округов. Следует отметить, что две трети территории России расположены в Северной зоне.

1. Елисеев В. С., Веленто И. И. Теория экономического права. Теория отраслей права, обеспечивающих экономические отношения. Учебное пособие. М.: Проспект. 2020. 416 с

1.4 Показатели оценки состояния и развития среднего бизнеса

Решениям и действиям предшествует анализ. Для принятия рациональных финансовых решений менеджеру необходимы аналитические инструменты, на основе которых разрабатываются и обосновываются управленческие решения. По результатам исследования формируется оценка таких параметров, как масштаб бизнеса и динамика его развития, эффективность рыночной, инвестиционной, операционной и финансовой деятельности, и обосновывается предварительный вывод об успехе организации с точки зрения создания стоимости.

Оценивая на предварительном этапе сферу деятельности организации и динамику развития бизнеса, необходимо проанализировать следующие ее характеристики.

1.Показатели рыночной активности

Одним из наиболее значимых показателей, оценивающих рыночную активность организации, является ее рыночная доля, определяемая как отношение объема продаж организации к емкости рынка
, или относительная доля рынка, определяемая как отношение объема продаж организации к объему продаж ближайший конкурент. Кроме того, важна динамика доли рынка, при ее положительной динамике можно говорить об укреплении рыночных позиций организации и усилении рыночных позиций.

Другой показатель — качество доли рынка - характеризует уровень рентабельности продаж относительно рынка в целом. Высококачественная доля рынка формируется за счет продажи более дорогих и экономически эффективных продуктов, чем в среднем по рынку. Стабильность положения организации на рынке и конкурентоспособность ее продукции характеризуются следующими показателями, рассчитанными по данным финансовой отчетности:

темп роста выручки- позволяют нам дать общую оценку динамики платежеспособного спроса на продукцию компании, а следовательно, и ее конкурентоспособности. Показатель должен превышать номинальный темп роста емкости рынка, что приводит к увеличению рыночной доли организации и свидетельствует о конкурентоспособности ее продукции;

рентабельность продаж (маржа), которая показывает, насколько компания успешна, во-первых, в реализации ценовой политики, а во-вторых, она рискованна с точки зрения возможных неблагоприятных изменений цен как на продаваемую продукцию, так и на приобретаемые ресурсы. Увеличение показателя свидетельствует об укреплении рыночных позиций организации,

поскольку рост маржи вкупе с высокими темпами роста выручки является признаком конкурентоспособной продукции.

2. Показатели эффективности инвестиций

Относительные показатели оценки инвестиционной деятельности организации характеризуют инвестиционную активность организации:

отношение внеоборотных активов и арендованных основных средств к стоимости оборотных активов - показывает относительный размер реальных и финансовых вложений и характеризует инвестиционную активность организации в прошлые периоды;

коэффициент ввода основных средств характеризует инвестиционную активность компании в отчетном году и является показателем долгосрочных целей собственников при наличии значительных инвестиций;

срок годности основных средств — характеризует качество основных средств и их конкурентоспособность, а также инвестиционную активность организации в предыдущие периоды.

3. Показатели операционной эффективности