Файл: Развитие среднего бизнеса в Тверской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Эти показатели характеризуют эффективность управления производственными ресурсами — внеоборотными и оборотными активами, а также персоналом. Операционная эффективность характеризуется:

рентабельность внеоборотных активов рассчитывается как отношение выручки к остаточной стоимости внеоборотных активов и характеризует эффективность использования этих активов;

продолжительность производственно-финансового цикла характеризует эффективность управления оборотным капиталом и скорость преобразования оборотных активов в денежные средства. Короткая продолжительность цикла относительно исходных значений или величин предыдущего периода является признаком эффективного управления, направленного на снижение потребности в источниках финансирования операционной деятельности;

производительность труда - это отношение выручки к количеству сотрудников. Высокий уровень по отношению к контрольным значениям или значениям предыдущего периода является признаком эффективного управления персоналом и относительно высокого качества персонала.

4. Показатели финансовой деятельности

Основные относительные показатели для оценки финансовых результатов деятельности организации характеризуют стратегию привлечения источников финансирования организации, а также уровень финансового риска:

плечо финансового рычага— отношение заемного (оплаченного) капитала к собственному; характеризует способность организации привлекать внешний капитал;

доля арендованного имущества в валюте баланса — характеризует способность организации развивать свою производственную базу за счет арендованного имущества;

дифференциал в финансовом рычаге - это соотношение между доходностью активов и средним процентом на заемный капитал.

5. Показатели комплексной оценки деятельности

Основные относительные показатели для комплексной оценки деятельности организации характеризуются стоимостными факторами:

рентабельность вложенного капитала — характеризует эффективность основной деятельности организации. Превышение значения средневзвешенной стоимости капитала (его рыночной стоимости) на какой-либо показатель является признаком организации, создающей стоимость;

средневзвешенная стоимость капитала — показывает относительные затраты организации на привлечение капитала;


темп роста инвестированного капитала — характеризует динамику развития организации. Высокое значение показателя при условии, что доходность на вложенный капитал превышает средневзвешенную стоимость капитала, является признаком организации, создающей ценность;

показателем является "отношение мультипликатора капитализации/чистой прибыли (price earning, P/E) к темпам роста организации", он оценивается в данном случае через темп роста прибыли (price earning growth). Если значение показателя меньше 1, то это признак недооцененной и, следовательно, эффективной организации, если больше 2, то это признак переоцененной организации.

1. Овчаренко Н. А. Основы экономики, менеджмента и маркетинга. Учебник для бакалавров. М.: Дашков и Ко. 2020. 162 с.

Глава 2. Анализ состояния развития среднего бизнеса в Тверской области

2.1 Анализ состояния среднего бизнеса

Согласно Статистическому реестру, по состоянию на 01.01.2021 в Тверской области действовало 48 330 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них 128 – средние предприятия; 1736 – малые предприятия; 16 821 - микропредприятия; 29 609 - индивидуальные предприниматели; 36 - крестьянские (фермерские) хозяйства.

Cостояние действующих субъектов малого и среднего бизнеса (Рисунок 1.)



Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, на 1000 жителей Тверской области составляет 38,7 единиц. Следующие муниципальные образования имеют более высокие значения, чем в среднем по региону: город Тверь – 56,0 единиц, Калининский район – 49,4 единиц, город Кимры – 41,0 единиц. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, на 1000 жителей Тверской области составляет 38,7 единиц. Следующие муниципальные образования имеют более высокие значения, чем в среднем по региону: город Тверь – 56,0 единиц, Калининский район – 49,4 единиц, город Кимры – 41,0 единиц.

По состоянию на 01.01.2021 в структуре численности субъектов малого и среднего предпринимательства по основным видам экономической деятельности:

33,8% были заняты предприятиями оптовой и розничной торговли; ремонтом автотранспортных средств и мотоциклов; 12,4% – организациями, занимающимися транспортировкой и хранением; 9,5% – строительными предприятиями; 8,1% – производственными предприятиями; 6,9% – организациями, занимающимися профессиональной, научной и технической деятельностью; 6,3% – организациями, занимающимися недвижимостью сделки с недвижимостью; 4,1% – организации, осуществляющие деятельность в области сельского хозяйства, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства.



Структура численности по основным видам экономический деятельности

(Рисунок 2.)

Основной организационно-правовой формой регистрации малого бизнеса в регионе является предприниматель без образования юридического лица (далее - индивидуальный предприниматель). По состоянию на 01.01.2021 количество индивидуальных предпринимателей в Тверской области составило 29 609 единиц.

По данным органов статистики, по состоянию на 01.01.2021 наибольшее количество индивидуальных предпринимателей (37,3%) приходится на оптовую и розничную торговлю; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов. Дальнейшее развитие получают следующие виды предпринимательской деятельности: "Транспортировка и хранение" (16,0%), "Строительство"

(7,2%), "Профессиональная, научная и техническая деятельность" (6,4%), "Предоставление других видов услуг" (6,2%), "Производство" (5,9%), "Операции с недвижимостью" (4,6%), "Сельское хозяйство, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство" (3,7%).

По данным Тверьстата, средняя численность работников малых и средних предприятий, включая микропредприятия, по состоянию на 01.04.2021 составила 99,1 тыс. человек, или 100,6% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, в том числе численность работников средних предприятий – 14,1 тыс. человек, малых предприятий (включая микропредприятия) – 85,0 тыс. чел.

По состоянию на 01.04.2021 оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия, составил 80,2 млрд рублей, или 103,0% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Оборот малых предприятий (включая микропредприятия) по данным Тверьстата на 01.04.2021 составил 68,0 млрд рублей, оборот средних предприятий - 12,2 млрд рублей.

Наибольшая доля в структуре оборота средних и малых предприятий (включая микропредприятия) приходится на оптовую и розничную торговлю; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов – 48,7%.

На обрабатывающую промышленность приходится 22,0%, строительство – 7,0%, операции с недвижимостью – 3,4%, транспортировка и хранение – 3,4%, предоставление электроэнергии, газа и пара – 1,7%. В общей сложности на эти шесть видов экономической деятельности приходится 86,2% оборота малых предприятий.

1. Отчет Госкомстата Тверской области за 2019 год /http://tverstat.gks.ru

2. Закон Тверской области от 06.06.2008 № 67-ЗО «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Тверской области» // Сборник законодательства Тверской области, 10.07.20, № 3.


2.2 Анализ факторов, влияющих на развитие среднего бизнеса

Перечень проблем, с которыми субъекты МСП сталкиваются в своей повседневной деятельности, достаточно хорошо известен всем. В разных субъектах Российской Федерации, в разных муниципальных образованиях список проблем немного варьируется, однако в целом по стране он неизменен. Влияние каждой из этих проблем на развитие МСП также достаточно хорошо изучено, наработаны определенные варианты их решения. Серьезность проблем, с которыми сталкиваются владельцы малого бизнеса, может быть определена путем оценки состояния факторов, влияющих на функционирование бизнеса. Самым неудовлетворительным фактором, указанным предпринимателями в процессе расследования, является наличие высокой конкуренции. При этом наличие острой конкуренции в плане развития и стимулирования повышения качества ведения бизнеса следует признать положительным фактором, а также фактором, свидетельствующим о наличии многих игроков на рынке, его насыщенности.

Рисунок 3.

Как показали результаты выше, общая удовлетворенность предпринимателей нормативным регулированием крайне низка. Таким образом, развитие МСП бизнеса напрямую зависит от совершенства законодательной и правовой базы. Чем меньше ненужных законов и постановлений, административных барьеров и других препятствий, тем больше МСП развивается, создавая новые рабочие места и внося свой вклад в экономику.

Оценка уровня законодательства, по позициям, связанным с функционированием малого бизнеса (ранг)*



*Серый цвет – худшее состояние, наиболее актуальные проблемы. Рисунок 4.


Количество респондентов, оценивших уровень законодательства по позициям как плохое (неудовлетворительное), %


Рисунок 5.

1. Регионы России, статистический сборник / Госкомстат РФ, Москва, 2018

2.3 Анализ развития среднего бизнеса

1. Комплексных исследований в области малого бизнеса на территории изучаемых муниципальных образований не проводилось. Администрации изучаемых муниципалитетов, как правило, солидарны с проведением этой исследовательской работы и проявляют интерес к комплексному решению проблем в области малого бизнеса.

2. Из-за отсутствия информационной базы для муниципальных администраций, как через статистические органы, так и налоговые органы, многие показатели носят специализированный характер и основаны только на соответствующих оценках экономических услуг администраций. Муниципальные администрации не располагают полной информацией о ситуации в сфере малого бизнеса, включая финансово-экономические показатели ее развития, особенно после передачи функций регистрации предприятий и учета налоговых поступлений в межрайонные налоговые инспекции, а также введения альтернативных налоговых режимов. Данная ситуация не позволяет оперативно реагировать и затрудняет проведение реальной работы по организации поддержки малого бизнеса, поскольку трудно провести количественную и качественную взаимосвязь между решениями, принимаемыми органами исполнительной власти муниципального уровня, и соответствующими доходами малого бизнеса. Предвидя эту ситуацию, субъектам малого бизнеса в ходе дознания задали вопрос о возможности введения дополнительной добровольной формы коммуникации (предельно простой и понятной) в администрацию муниципальных образований с целью получения информации о положении дел, прогнозах и мерах развития малого бизнеса в муниципальном образовании, на что положительно ответили 62,9% опрошенных.

3. С экономической точки зрения сфера малого бизнеса имеет иное значение для экономики изучаемых муниципальных образований (например: малые предприятия и предприниматели без образования юридического лица Вышний Волочок обеспечивают 34,2% 113 от общего объема производства муниципального образования и 25,24% от общего объема налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, а величина этих показателей в Кашинском районе составляет 4,2% и 1,2% соответственно). Но сфера малого бизнеса способствует