Файл: Развитие среднего бизнеса в Тверской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
стабилизации уровня социальной напряженности, обеспечивая занятость 13,2% - 28,0% экономически активного населения и возможность получать полный набор товаров потребительской корзины, а также бытовые услуги и услуги, необходимые непосредственно на территории муниципального образования.

4. В отраслевой структуре малого бизнеса преобладающее значение имеет сфера торговли и общественного питания. В среднем в изучаемых муниципальных образованиях эта сфера занимает 43,3% (83,6%) по количеству малых предприятий (предпринимателей без юридического лица) и 60,4% (90,8%) 114 по объему производства продукции, товаров, услуг. Исключение составляет Лихославльский район, где строительный сектор составляет 73,6% от общего объема производства. В первую очередь это связано с формированием муниципального порядка (строительство дорог, строительство нового здания ЦРХ, строительство ипотечного жилья), реализуемого через малые предприятия района.

В некоторых муниципалитетах количество коммерческих предприятий достигло критической точки. Это приводит к ужесточению конкуренции, падению рентабельности торговых предприятий и, как следствие, падению качества предоставляемых товаров и услуг, резкому падению средств для инвестирования в предприятия.

5. На муниципальном уровне нет собственной нормативно-правовой базы в области поддержки малого бизнеса системного характера. Исключение составляет Вышневолоцкий район, принявший "программу поддержки малого бизнеса в Вышневолоцком районе на 2003-2004 годы", являющуюся основным нормативно-правовым инструментом реализации политики районной администрации в области поддержки малого бизнеса.

Нормативные правовые акты, относящиеся к сфере регулирования предпринимательской деятельности (имущественные отношения, местное налогообложение, торговля и реставрация), носят составной характер с нормативными правовыми актами федерального и регионального уровней и не имеют с ними существенных различий и противоречий. Сроки, затраты и порядок утверждения документов, касающихся регулирования земельных и имущественных отношений, не противоречат нормам федерального и регионального законодательства. Однако нынешний режим омологаций довольно сложен и не предусматривает селективных критериев в зависимости от размера и важности объекта.

Представители органов исполнительной власти муниципального уровня и большинства субъектов малого бизнеса отмечают несовершенство закона Тверской области № 80-3 от 6 ноября 2002 г. "О системе налогообложения в виде единого вмененного подоходного налога по отдельным видам деятельности в Тверской области" (по коэффициенту К2). Методика определения коэффициента К2, с одной стороны, не учитывает специфику ведения отдельных видов деятельности в конкретных муниципальных образованиях, а с другой стороны, не оставляет хозяйственным рычагам для муниципальных органов власти регулировать предпринимательскую деятельность.


Необходимо также подчеркнуть отсутствие свободного доступа к нормативно-правовой базе на муниципальном уровне, регулирующей отношения в сфере предпринимательства между малыми предприятиями, их систематизацию и доступность в электронных средствах.

6. Муниципальные администрации, как правило, доброжелательны к малому бизнесу. Этот факт основан на мнении предпринимателей, 80,9% из которых положительно ответили на этот вопрос в ходе расследования.

7. Ситуация в отношениях предпринимателей с регулирующими органами несколько улучшилась после выхода "пакета закона о дебюрократизации". Частота проверок снизилась и приобрела упорядоченный и плановый характер. Однако в ряде муниципальных образований (Вышний Волочек, Лихославльский район) существуют определенные трудности во взаимоотношениях малого бизнеса и муниципальной полиции. В частности, по мнению предпринимателей, действия муниципальных полицейских по отношению к продавцам коммерческих организаций в части" обнаружения "нарушений, предусмотренных статьей 200 УК РФ" Мошенничество с потребителями", иногда носят умышленный и подстрекательский характер.

8. Предложение инфраструктуры поддержки малого бизнеса в изучаемых муниципалитетах отличается. В некоторых муниципальных образованиях существуют социально-деловые центры, союзы предпринимателей( Ржев), оказывающие малому бизнесу консультации, информационную, юридическую, техническую поддержку, а также оказывающие образовательные услуги; общественные центры деловой и правовой информации( Вышневолоцкий район), оказание информационных, юридических и технических услуг; были созданы межведомственные комиссии по устранению административных барьеров (Рамешковский Вышневолоцкий район, в процессе создания в Лихославльском районе), обеспечению защиты прав и законных интересов малого бизнеса, в том числе от противоправных действий регулирующих органов.

Общественное объединение предпринимателей в настоящее время существует только в Ржеве. В Лихославльском районе такое объединение находится в процессе создания и в настоящее время действует в виде общественного совета предпринимателей при Лихославльском районе. Однако попытки создать такие объединения по инициативе самих предпринимателей имели место в Кашинском и Вышнем Волочковом районах. Однако из-за отсутствия четкого понимания целей и задач этого объединения, а также явного "лидера" эта инициатива не была доведена до логического завершения.



Большую часть функций в сфере поддержки малого бизнеса выполняют структурные подразделения местных администраций(комитеты экономики, потребительского рынка услуг и услуг и др.). Помимо координационных и консультационных функций, эти подразделения выполняют контрольную функцию в отношении малых предприятий. Представляется целесообразным перенести консультационную функцию на объекты поддержки малого бизнеса (в том виде, в каком они создаются).

9. Кредитование малого бизнеса во всех муниципалитетах осуществляется кредитными организациями на общей основе. Особый интерес представляет схема взаимодействия банков, администрации и предпринимателей Лихославльского района, заключающаяся в предоставлении районной администрации устных и конфиденциальных рекомендаций банку о степени надежности и платежеспособности предпринимателя с целью получения кредитных ресурсов для последнего. При наличии такой рекомендации банк при отсутствии у предпринимателя форм кредитного обеспечения может выдать одну под залог находящегося в обращении имущества, что в принципе является редко применимой формой кредитного обеспечения для других банков.

Ряд банков Твери и Москвы, которые имеют свои представительства в крупных районных центрах Тверской области, имеют возможность предоставлять лизинговые услуги, однако из-за низкой осведомленности предпринимателей эти услуги остаются невостребованными.

Отметим также, что при составлении заявки на кредит одним из требований банка является предоставление бухгалтерских форм (бухгалтерский баланс, форма № 2-Отчет о прибылях и убытках), которые не предусмотрены для предприятий, применяющих специальные налоговые режимы.

10.Особым недостатком в работе с малыми предприятиями является консолидация Налоговой инспекцией в главном внутреннем округе. Деятельность межрайонных инспекций Министерства внутренних дел Российской Федерации, двух административных центров, двух муниципалитетов в ходе реорганизации приводит к существенным временным и материальным недостаткам предприятий, что, по сути, является внешней административной преградой.

Кроме того, два фактора, которые могут оказать негативное влияние на развитие малых предприятий, связаны с высокими тарифами на электроэнергию, проживание и коммунальные услуги, а у некоторых муниципалитетов – высокими налогами на землю.

11. С точки зрения малых предприятий, в соответствии с общими результатами исследования, при необходимости в последующих видах поддержки:


Рисунок 6.

1. Регионы России, статистический сборник / Госкомстат РФ, Москва, 2018

2. Отчет Госкомстата Тверской области за 2019 год /http://tverstat.gks.ru

Глава 3. Перспективы развития среднего бизнеса Тверской области

3.1 Направления развития среднего бизнеса

Современный регион нуждается в стратегии комплексного развития малого и среднего бизнеса.

Проект Тверской стратегии разработан в соответствии с условиями муниципального контракта между администрацией города Твери и Фондом поддержки малого и среднего бизнеса города Твери и целевой городской программой "Развитие малого и среднего бизнеса в городе Твери на 2018–2019 годы", утвержденной постановлением главы администрации города Твери.

Разработка этой стратегии основана на анализе:

- статистические данные, характеризующие социально-экономическое развитие города Твери, а также ситуацию в сфере предпринимательства города Твери, Тверской области, соседних регионов и Российской Федерации в целом;

- результаты серии опросов сотен малых и средних предприятий Твери и крупнейших общественных бизнес-объединений, действующих в городе;

- наиболее часто обсуждаемые проблемы развития предпринимательства в городе Твери в печатных и онлайн изданиях;

- существующие инфраструктуры поддержки предпринимательского духа в городе Твери и Тверской области;

- правовая база, регулирующая деятельность малых и средних предприятий.

Развитие бизнеса может быть " управляемым "и"неуправляемым".

Проект стратегии рассматривает развитие предпринимательства как" управляемое", то есть основанное на обеспечении баланса интересов Тверской общины, местного самоуправления и предпринимательства в Твери, а также на повышении финансовых возможностей города по решению основных социальных вопросов городского развития.

Методологической основой исследования стали общепризнанные фундаментальные идеи и разработки в области теории и практики управления, экономики отраслей и предприятий, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых.

Методической основой исследования являются нормативно-учебные документы правительства России (Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации), Администрации Тверской области (Департамент экономики) и Тверской администрации развития и поддержки МСП.


При разработке стратегии (в части определения основных направлений развития и приоритетной деятельности) в работе использовались авторские методы и экспертные оценки.

В целях эффективности исследования была сформирована временная творческая группа, в которую вошли представители бизнеса, координационный совет по развитию малого и среднего бизнеса при администрации города Твери, научно-учебные кружки (академия народного хозяйства и государственного управления при Правительстве Российской Федерации, Тверский государственный университет, Институт Верхневолжья).

В исследовании участвовали общественные объединения тверских предпринимателей – Тверское отделение поддержки России, профессиональный союз предпринимателей Тверского города "Солидарность", Тверская Торгово-промышленная палата, Тверское областное региональное отделение "предпринимательской России".

Также были задействованы специализированные организации-Центр изучения бюджетных отношений, правовой центр "Капитал" и региональные структуры поддержки МСП-Фонд содействия кредитованию МСП в Тверской области, бизнес-центр в библиотеке. Горький.

В ходе исследования были определены цель и задачи стратегии комплексного развития малого и среднего бизнеса в Твери.

Целью стратегии является создание благоприятных условий для активизации и устойчивого развития малого и среднего бизнеса, направленных на решение задач социально-экономического развития города и создание системы поддержки инноваций, повышение эффективности муниципального управления в сфере малого и среднего бизнеса.

Разработчик здесь исходил из:

- принцип согласованности целей развития МСП с глобальными целями социально-экономического развития города;

- вопросы местного значения городского округа, определенные законодательством (131-ФЗ);

- баланс интересов между потребностями общества, задачами правительства и интересами бизнеса.

Цели стратегии:

- увеличение вклада малых и средних предприятий в экономику города в целом с одновременными структурными изменениями в пользу производственного и инновационного сектора;

- модернизация форм взаимодействия предприятий Твери с органами местного самоуправления города Твери по вопросам развития и поддержки малых и средних предприятий;