Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- улучшение инвестиционного климата в городе Тверь;
- способствовать созданию массового слоя предпринимателей в Твери;
- популяризация и продвижение идей предпринимательства, формирование положительного имиджа предпринимательства среди населения.
В основном вышеупомянутые и выявленные задачи стратегии соотносятся с задачами, поставленными федеральными, региональными и муниципальными целевыми программами развития малого и среднего бизнеса, концепциями стратегического развития Центрального федерального округа и Российской Федерации до 2020 года.
Некоторые задачи перекликаются с приоритетами, установленными премьер-министром Российской Федерации в некоторых из его недавних инструкций, например, улучшение инвестиционного климата.
В некоторых случаях стратегические задачи стали обобщением различных подзадач. Например, развитие инфраструктуры поддержки МСП рассматривается как элемент в реализации задачи модернизации форм взаимодействия бизнеса и местного самоуправления, а развитие молодежного предпринимательства является основой возникновения массового слоя МСП. Развитие кластеров МСП целесообразно в области производства и инноваций.
Разрабатывая данную стратегию, продвигаясь к заявленным целям и задачам, разработчик работал сразу в нескольких направлениях, что нашло отражение в структуре самого исследования:
Анализ состояния МСП с целью выявления основных количественных показателей малых и средних предприятий, действующих в городе, выявления основных проблем предприятий Твери и обоснования приоритетов развития МСП и основной деятельности.
Законодательная база развития МСП и условия правового обеспечения предпринимательской деятельности, разработка предложений по совершенствованию действующих нормативных актов.
Анализ существующих инфраструктур поддержки малого и среднего бизнеса и разработка конкретных предложений по повышению их эффективности.
План развития МСП на ближайшие годы и предложения по совершенствованию целевой городской программы развития малого и среднего бизнеса.
Приоритеты отрасли. Пилотный подход. Стратегия развития туризма в Твери в среднесрочной перспективе.
Реализация стратегии запланирована на период до 2022 года.
Выделяются следующие скорректированные фазы:
1 – 2012 – 2014 г., 2 – 2015 – 2019 г., 3 – 2020 – 2022 годы .
График первого этапа Стратегии совпадает с графиком программы "Городская цель" по поддержке развития малого и среднего бизнеса в Твери на 2012-2014 годы. Эта мера определила количественные значения показателей поддержки для этой фазы в соответствующем столбце таблицы. Рост объемов поддержки МСП на втором и третьем этапах реализации Стратегии был установлен "с сдержанным оптимизмом". Оптимистическая составляющая проявилась в увеличении темпов роста бюджетных расходов города на поддержку МСП и в объеме субсидий и грантов, предоставляемых МСП, а также в увеличении числа МСП, поддерживаемых реализацией ГЧП, в том числе получающих поддержку недвижимости.
"Ограничение", содержащееся в прогнозе, основано на очередном значительном сокращении сумм субсидий и трансфертов в регионы федерального бюджета, децентрализации в сфере бюджетных отношений в Российской Федерации и перераспределении налоговых поступлений между бюджетами разного уровня, при этом перераспределении полномочий между федеральным центром, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Также учитывается вероятность второй волны мирового финансово-экономического кризиса. Очевидно, что со временем все эти вопросы будут прояснены, и в соответствии с реальной ситуацией прогнозируемые значения могут быть скорректированы в том или ином направлении при разработке ГЧП на предстоящие периоды планирования.
В обобщенном виде результаты реализации стратегии с учетом поставленных задач можно записать следующим образом:
создание новых малых и средних предприятий в городе Тверь;
создание дополнительных рабочих мест и увеличение числа работников на малых и средних предприятиях;
увеличение объема продукции (товаров, работ и услуг), производимой малыми и средними предприятиями;
создание позитивного имиджа малого и среднего бизнеса;
популяризация предпринимательства среди молодежи;
профессиональное развитие персонала в деловой среде.
В результате реализации стратегии в плане темпов роста по сравнению с периодом 2009-2011 гг. в процентном отношении она раскроется:
- количество МСП на 1000 жителей: на этапе 1-2., на этапе 2-6, на третьем этапе-9.;
- процент среднего числа работников МСП от общего числа работников: 1 – 2,4; 1 – 6,5; 3 – 9,2.
- оборот МСП в общем обороте предприятий города:
1 – 2,7; 2 – 7,2; 3 – 9,4.
- объем налоговых поступлений от МСП городского бюджета:
1 – 35, 2- 51, 3 – 60.
- количество МСП в приоритетных направлениях деятельности:
1 – 2, 2 – 9, 3 – 13.
1. Стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации / Под ред.: Зайцевой Т.Н // Сб. научн. тр.: Всероссийская научн.-практ. конф. 27-28 июня 2010 г. - М.: СОПС, 2010.
2. Сценарий развития Тверской области 2016-2020 гг. // Центр стратегических разработок «Северо-Запад», 2016.
3.2 Оценка перспектив развития среднего бизнеса
С точки зрения показателей поддержки МСП ожидаются следующие результаты:
- расходы бюджета города на реализацию поддержки МСП (тыс. руб.):
1 этап – 12000, 2 этап – 17000, 3 этап – 19500.
- количество МСП, получивших поддержку в рамках реализации ГЦП (единиц): 1 – 3500, 2 – 4400, 3 – 5200.
- объем выданных МСП субсидий и грантов (тыс. руб.): 1- 4400, 1 – 6000, 3 – 6000.
- количество МСП, воспользовавшихся имущественной поддержкой (единиц): 1 – 20, 2 – 60, 3 – 110.
Ожидаемые от реализации Стратегии результаты в определенной мере связаны с тем, в каком объеме муниципалитет реально сможет оказывать финансовую и имущественную поддержку предприятиям МСП, в том числе, образующим инфраструктуру поддержки. На показатели результатов поддержки оказали влияние настораживающие данные государственной статистики об отрицательной динамике числа малых и средних предприятий в городе в течение 2011 года. В отсутствие полной и абсолютно достоверной информации о причинах этого явления, на первом этапе реализации Стратегии заложен невысокий темп роста количества субъектов МСП на 1000 населения. Основной задачей на этом этапе явится преломление отрицательной динамики и, лишь после этого возможен абсолютный прирост числа субъектов малого и среднего бизнеса. На последующие этапы закладываются возрастающие темпы роста количества субъектов МСП на 1000 населения. При этом на втором этапе ожидается наибольшая активизация этого процесса, некий «всплеск» процесса создания новых организаций, обусловленный совокупностью увеличения мер и форм оказания поддержки предпринимательства. На третьем этапе ожидается продолжение существенного роста числа субъектов МСП, но темп их прироста несколько замедлится.
Доля среднесписочной численности сотрудников МСП в общей численности занятых в городе Твери задается из предположения, что повышение стабильности внешних условий, улучшение инвестиционного климата и инновационный характер деятельности приведет к развитию действующих предприятий и увеличению у них числа постоянных сотрудников.
Такое развитие ситуации естественным образом определяет динамику таких показателей результатов реализации Стратегии, как оборот МСП в общем обороте всех предприятий города и объем налоговых поступлений от субъектов МСП в бюджет города
Стратегия ориентирует на то, что развитие бизнеса именно в выбранных приоритетных видах экономической деятельности является наиболее эффективным с точки зрения удовлетворения интересов общества и органов местного самоуправления. Каждое из приоритетных направлений обладает мультипликативным эффектом, что повышает заинтересованность в развитии бизнеса именно в этих сферах. В связи с этим в Стратегии заложены довольно высокие темпы роста числа МСП в приоритетных видах экономической деятельности.
1. Елисеев В. С., Веленто И. И. Теория экономического права. Теория отраслей права, обеспечивающих экономические отношения. Учебное пособие. М.: Проспект. 2020. 416 с.
2. Отчет Госкомстата Тверской области за 2019 год /http://tverstat.gks.ru
4. Заключение
Развитие предпринимательства в большей степени зависит от формирования благоприятного делового климата. Речь идет, прежде всего, об открытости и прозрачности экономики; о политике и роли государства; о развитии финансовой системы; об эффективности промышленной и социальной инфраструктуры; о степени инновационности технологического развития; об уровне квалификации и производительности труда; о развитии судебной системы и других правовых институтов, определяющих характер государственной политики. Самое главное-не потерять существующие МСП и мотивировать их всеми средствами, от их развития, отношения общества и страны к этой сфере экономики зависит развитие России в целом. МСП имеют свои преимущества и недостатки. Эти экономические характеристики делают его перспективным в одних отраслях, например, в высокотехнологичных и требующих высококвалифицированной рабочей силы (это такие отрасли, как прецизионное машиностроение, радиоэлектроника, приборостроение, микробиология, медицинская промышленность, промышленность строительных материалов, деревообрабатывающая и полиграфическая промышленность, пищевая промышленность) и бесперспективным в других (топливно-энергетический комплекс, потому что в этой отрасли он просто выгоднее монополии)., что необходимо учитывать при разработке стратегии его развития. Главный вывод, который следует сделать в этой работе, заключается в том, что большая часть всех трудностей, с которыми сталкиваются МСП в России, заключается в сфере отношений с государством. Важнейшая проблема предприятий-плохо продуманная государственная политика,
невнимательность властей к негативной ситуации, которая складывается вокруг МСП. Поэтому именно государственная власть должна активно действовать для устранения барьеров, которые она создала ранее. Именно государственные органы должны немедленно начать действовать по решению проблем МСП.
5. Список используемой литературы
1. Указ Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ, 15.10.2007, № 42.
2. Закон Тверской области от 06.06.2008 № 67-ЗО «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Тверской области» // Сборник законодательства Тверской области, 10.07.20, № 3.
3. Колычев А. М., Рассолов И. М. Правовое обеспечение экономики. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт. 2019. 430 с.
4. Елисеев В. С., Веленто И. И. Теория экономического права. Теория отраслей права, обеспечивающих экономические отношения. Учебное пособие. М.: Проспект. 2020. 416 с.
5. Казначевская Г. Б. Основы экономической теории. Учебное пособие. М.: Феникс. 2020. 384 с.
6. Овчаренко Н. А. Основы экономики, менеджмента и маркетинга. Учебник для бакалавров. М.: Дашков и Ко. 2020. 162 с.
7. Отчет Госкомстата Тверской области за 2019 год /http://tverstat.gks.ru
8. Регионы России, статистический сборник / Госкомстат РФ, Москва, 2018
9. Стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации / Под ред.: Зайцевой Т.Н // Сб. научн. тр.: Всероссийская научн.-практ. конф. 27-28 июня 2010 г. - М.: СОПС, 2010.
10. Сценарий развития Тверской области 2016-2020 гг. // Центр стратегических разработок «Северо-Запад», 2016.