Файл: Методические указания по организации практических занятий и самостоятельной работы по мдк. 02. 01 Технология разработки программного обеспечения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 499

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методика выполнения

Построение диаграммы Деятельности

В качестве примера рассматривается моделирование системы продажи товаров по каталогу.

  1. Запустите MS Visio.

  2. Откройте файл, созданный в предыдущей работе и содержащий диаграмму классов.

  3. В проводнике по моделям должны отображаться все классы и диаграммы, созданные ранее.


Опишем с помощью диаграммы деятельности процесс формирования заказа и выдачу товара. В бизнес-процессе участвуют 3 действующих лица: клиент, продавец и система оплаты. Следовательно, необходимо добавить 3 дорожки для распределения ответственности между этими лицами.

Для этого, в файле с диаграммой классов, созданной в практическом занятии 8, необходимо проделать следующие действия:

  1. Щелкнуть правой кнопкой мыши по классу Заказ.

  2. В контекстном меню выбрать пункт Схемы.

  3. Нажать кнопку Создать и выбрать Деятельность.

  4. Переименовать созданный лист в Деятельность-Заказ.

  5. Построить диаграмму деятельности для класса Заказ. Для это выполните действия, описанные ниже.

    1. Добавить 3 элемента Дорожка и изменить их названия на Клиент, Продавец и Система оплаты соответственно.

    2. Добавить элементы Начальное состояние, Конечное состояние, Состояние действия, Решение, Переход (объединение), изменить их названия и задать расположение.


Построение диаграммы Последовательности

  1. В проводнике по моделям должны отображаться все классы и диаграммы, созданные ранее.


Построим диаграмму последовательности для варианта использования «Обеспечить покупателя информацией». Для этого добавим на диаграмму последовательности линии жизни и соотнесем объекты с актерами, инициирующими вариант использования «Обеспечить покупателя информацией», и с необходимыми классами.

Для добавления диаграммы последовательности в проект MS Visio выполните следующие действия:


  1. В проводнике по моделям найдите ветку «Основной пакет».

  2. Нажмите по ней правой кнопкой мыши > Создать …

  3. В контекстном меню выберите пункт «Схема последовательностей».


Добавим сообщения, которыми обмениваются объекты для исполнения варианта использования.

Если объект имеет операцию (посмотреть в практическом занятии №8 «Диаграммы классов» наличие операции у класса, которому принадлежит объект).

  1. Из группы фигур «Последовательности UML» добавить три фигуры типа «Линия жизни объекта». Для изменения названия необходимо дважды щелкнуть левой кнопкой мыши по фигуре. Откроется окно свойств объекта и, если в данном файле нет ранее созданных классов, окно создания нового класса. В данном примере необходимо создать три класса «Товар», «Каталог товаров» и «Заказ» и соответственно три объекта с такими же названиями.

  2. С помощью поиска фигур найти фигуру «Актер» и добавить ее в рабочую область. Двойным щелчком левой кнопки мыши задать имя «Клиент».

  3. Добавить фигуру «Линия жизни» и соедините ее начало с фигурой «Клиент».

  4. Протянуть все линии жизни вниз листа.

  5. Добавить фигуры «Сообщение» и соединить, руководствуясь следующими принципами:

    1. Соединить фигурой «Сообщение» линию жизни клиента с линией жизни объекта товар. Двойным щелчком по сообщению открыть окно свойств и выбрать операцию запросить товар.

    2. Соединить фигурой «Сообщение» линию жизни клиента с линией жизни объекта заказ. Двойным щелчком по сообщению открыть окно свойств и выбрать операцию сформировать заказ.

    3. Соединить фигурой «Сообщение» линию жизни объекта товар с линией жизни объекта каталог товаров. Двойным щелчком по сообщению открыть окно свойств и выбрать операцию проверить наличие.

    4. Соединить фигурой «Сообщение (возврат)» линию жизни объекта товар и линию жизни клиента. Двойным щелчком по сообщению открыть окно свойств и задать текст сообщения «Предоставить информацию».

  6. Добавить фигуры «Активация» и расположить их на диаграмме.


При построении диаграмм последовательностей можно вносить коррективы в диаграмму классов. Если объект класса получает новую операцию, то она добавляется в соответствующий класс на диаграмме классов как метод.

Построим диаграмму последовательности для варианта использования «Согласовать условия оплаты». Действия по построению диаграммы аналогичны построению диаграммы последовательности для варианта использования «Обеспечить покупателя информацией».





Построим диаграмму последовательности для варианта использования «Заказать товар со склада». Действия по построению диаграммы аналогичны построению предыдущих диаграмм последовательностей.



Построим диаграмму последовательности для системы продажи товаров по каталогу.


Задание практической работы

По образцу построить диаграмму состояний.
Задание самостоятельной работы

В соответствии с индивидуальным вариантом, построить диаграмму состояний.

Перечень индивидуальных вариантов приведен в приложении А.

Отчет по практическому занятию выполняется в формате MS Word, который содержит экранные формы моделей согласно заданию.
Контрольные вопросы

  1. Дайте определение понятию «диаграмма деятельности».

  2. Опишите назначение диаграммы деятельности.

  3. Дайте определение понятиям «состояние деятельности» и «состояние действия». Графическое изображение состояния.

  4. Приведите пример ветвления и параллельных потоков управления процессами на диаграмме деятельности.

  5. Какие переходы используются на диаграмме деятельности?

  6. Что представляет собой дорожка на диаграмме деятельности?

  7. Как графически изображаются объекты на диаграмме деятельности?




Практическая работа №7


Разработка тестового сценария. Оценка необходимого количества тестов
Цель: усвоить знание о видах тестирования; освоить способы обнаружения и фиксирования ошибок. Научиться оценивать необходимое количество тестов.
Форма отчета:

−выполнить задание;

−показать преподавателю;

−ответить на вопросы преподавателя.
Теоретические сведения

Разработка тестового сценария

Software Configuration Management или Конфигурационное управление подразумевает под собой комплекс методов, направленных на то, чтобы систематизировать изменения, вносимые разработчиками в программный продукт в процессе его разработки и сопровождения, сохранить целостность системы после изменений, предотвратить нежелательные и непредсказуемые эффекты, а также сделать процесс внесения изменений более формальным.

К процедурам можно отнести создание резервных копий, контроль исходного кода, требований проекта, документации и т. д. Степень формальности выполнения данных процедур зависит от размеров проекта, и при правильной ее оценке данная концепция может быть очень полезна. Конфигурационное управление требует выполнения множества трудоемких рутинных операций. На практике, в большинстве случаев, для конфигурационного управления применяются специальные системы контроля версий исходного кода программ. В качестве примера рассмотрим информационную систему Subversion. Это бесплатная система управления версиями с открытым исходным кодом.

Subversion позволяет управлять файлами и каталогами, а так же сделанными в них изменениями во времени. Это позволяет восстановить более ранние версии данных, предоставляет возможность изучить историю всех изменений.

Заповеди по отладки программного средства, предложенные Г. Майерсом.

Заповедь 1. Считайте тестирование ключевой задачей разработки ПС, поручайте его самым квалифицированным и одаренным программистам, нежелательно тестировать свою собственную программу.

Заповедь 2. Хорош тот тест, для которого высока вероятность обнаружить ошибку, а не тот, который демонстрирует правильную работу программы.


Заповедь 3. Готовьте тесты как для правильных, так и для неправильных данных.

Заповедь 4. Документируйте пропуск тестов через компьютер, детально изучайте результаты каждого теста, избегайте тестов, пропуск которых нельзя повторить.

Заповедь 5. Каждый модуль подключайте к программе только один раз, никогда не изменяйте программу, чтобы облегчить ее тестирование.

Заповедь 6. Пропускайте заново все тесты, связанные с проверкой работы какой-либо программы ПС или ее взаимодействия с другими программами, если в нее были внесены изменения (например, в результате устранения ошибки).
Оценка необходимого количества тестов

Сколько тестов понадобится, чтобы обнаружить ошибки?

Для ответа на этот вопрос предлагается следующая модель. Утверждается, что вероятность успешности очередного теста зависит от процента оставшихся ошибок. Последние ошибки обнаружить сложнее. (Заметим, что данное утверждение вполне соответствует опыту.)

Пусть Tn — среднее количество тестов, необходимых для обнаружения n ошибок, N — число ошибок в программе. Для оценки Tn предлагается следующая формула:



Здесь α — некий коэффициент, значение которого надо определять экспериментально. Но мы заниматься этим не будем, поскольку формула для вычисления Tn будет интересовать нас не сама по себе, а лишь как база для последующих рассуждений.

Мы хотим оценить количество тестов, которое потребуется для нахождения всех N ошибок. Посчитать напрямую Tn мы не можем, поскольку не знаем коэффициента α. Чтобы исключить его из вычислений, перейдем от абсолютных величин к относительным. Попробуем оценить, какую часть от всех необходимых тестов придется выполнить для того, чтобы найти первые n ошибок



Теперь осталось подставить в формулу для P конкретные значения N и n. Результаты — очень интересные — представлены в таблицах. В первой таблице N изменяется от 10 до 100, во второй таблице — от 1 до 10. Последняя таблица построена специально для новичков,