Файл: Содержание предисловие переводчика введение i. Сфера индуистского тантризма.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 912

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8 может узнать, что чакр в разных системах может насчитываться и девять, и одиннадцать, и другое число, вопреки устоявшемуся на Западе мнению, что их строго семь
1
Многих почитателей индийской культуры интересует современное состояние Тантры в Индии, и Паду предлагает развернутый обзор на эту тему
2
. Что касается восприятия тантризма на Западе, то соответствующая глава носит малооригинальный характер и фактически является кратким пересказом материала из книги Хью Урбана
3
. В связи с этой главой также хотел бы сделать небольшое критическое замечание. В конце своей книги
Паду утверждает, что тантризм представляет собой сугубо индийский феномен и не может быть экспортирован
4
– в духе шпенглеровской концепции о непроницаемости границ между культурами и их неспособности понять друг друга. Для обозначения западных любителей Тантры он вводит любопытное слово tantrissants, видимо, от соединения двух слов: tantra + intéressant
5
. И в то же время исследователь ранее показывает, что индийские купцы и миссионеры распространили влияние тантризма на значительную территорию Азии, вплоть до Японии
6
. Итак, налицо противоречие. На мой взгляд, если и существует преграда в восприятии неиндийцами тантризма, то это не пресловутые «культурные различия» и «война цивилизаций», а лень, несерьезность подхода и недостаток информации. Тантра обращается к архаичным слоям, общим для самых разных народов. Поэтому мне представляется более верной точка зрения Георга Ферштайна: «Нет никаких препятствий к тому, чтобы представители Запада достигли мастерства в тантра-йоге; некоторым это удалось. Однако в каждом случае осуществление духовной самореализации предполагает неустанный труд над самим собой.
Коротких путей постижения не существует, а всплески “духовности” по выходным являются лишь симптомами заблуждения и жадности, характерными для кали-юги»
7
. Агехананда Бхарати вообще высказывал мнение, что если Тантра и имеет будущее, то лишь в западных странах, поскольку индийская общественность настроена к тантризму скорее негативно
8
. Кстати, сам он был живым примером этого: родился в Австрии
(его имя «по паспорту» Леопольд Фишер), но это не помешало ему стать
1
Ibid.: 128.
2
Ibid.: 261–280.
3
Urban 2003: 134–263.
4
Ibid.: 295.
5
Ibid.: 281.
6
Ibid.: 53, 58, 60.
7
цит. по: Ферштайн 2002: 17.
8
Padoux 2010: 286, 294.


9 тантрическим посвященным и выдающимся ученым-индологом в одном лице.
Надеюсь, что мой перевод книги Андре Паду поможет всем интересующимся темой тантризма в углублении своего знакомства с этим удивительным и крайне разнообразным феноменом. Также хочу выразить благодарность Рийе Розановой и Екатерине Романовской за помощь в подготовке книги.
Литература
Игнатьев 2018 – Игнатьев А. А. Роль женщины в индуистской Тантре //
Дупуис С. Храмы йогини в Индии. М.: Касталия, 2018. С. 149–170.
Сильберн 2018 – Сильберн Л. Кундалини – энергия глубин. Духовная практика в Кашмирском шиваизме. Пер. с англ. И. Волковой. М.: Ганга, 2018.
Ферштайн 2002 –Ферштайн Г. Тантра. Пер. с англ. Ю. Бондарева. М.:
ФАИР-ПРЕСС, 2002.
фон Штитенкрон 1999 – фон Штитенкрон Г. О правильном употреблении обманчивого термина // Древо индуизма. М.: Восточная литература, 1999. С.
246–264.
Эвола 2017 – Эвола Ю. Йога могущества. Пер. С. Жаринова. М.: Тотенбург,
2017.
Bharati 1964 – Bharati A. The Tantric Tradition. L.: Rider, 1964.
Bhattacharyya 1982 – Bhattacharyya N. N. History of the Tantric Religion. An historical, ritualistic and philosophical study. N.D.: Manohar Publisher and
Distributors, 1982.
Evola 1949 – Evola J. Lo yoga della potenza: (saggio sui tantra). Milano: Bocca, fratelli, 1949.

Feuerstein 1998 – Feuerstein G. Tantra: the path of ecstasy. Boston: Shambhala
Publications, 1998.
Goudriaan 1981 – Goudriaan T., Gupta S. Hindu Tantric and Shakta Literature.
Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1981.
Gupta 1979 – Gupta S., Hoens D. J., Goudriaan G. Hindu Tantrism. Leiden,
1979.
Padoux 2010 – Padoux A. Comprendre le tantrisme. Les sources hindoues. Paris:
Albin Michel, 2010.
Padoux 2011 – Padoux A., Portillo M. El Tantra: la tradición hindú. Barcelona:
Kairós, 2011.
Padoux 2012 – Padoux A. Tantra – tradiţia hinduistă. Bucuresti Editura Herald,
2012.
Padoux 2017 – Padoux A. The Hindu Tantric world: an overview. Chicago – L.:
The University of Chicago Press, 2017.
Urban 2003 – Urban H. B. Tantra. Sex, Secrecy, Politics, and Power in the Study of Religion. Berkeley, Los Angeles, L.: University of California Press, 2003.

10
The road of excess leads to the palace of wisdom
1
Уильям Блейк
2
. «Бракосочетание рая и ада»
ВВЕДЕНИЕ
Невозможно представить религиозную жизнь Индии, как, впрочем, и ее философскую мысль такими, как они развивались на протяжении более тысячелетия и как они существуют еще и в наши дни, не уделяя внимания феномену тантризма. В самом деле, тантризм является во многих отношениях их существенно важным аспектом. Не переставая быть совершенно индийским, этот феномен принес новое и глубоко повлиял на индуизм и буддизм в процессе их исторического развития, как и в том, чем они являются еще и сегодня. Без того, что он вызвал к жизни в рамках этих двух религиозных систем, они были бы совершенно другими. Но поскольку данный феномен возник в Индии и развивался вместе с ней и в ней на протяжении столетий, тантрическое мировоззрение и образ жизни трудно выявить и описать.
Попытаться сделать это в книге объемом около 350 страниц представляет собой рискованное предприятие. Однако попытка может быть интересной и полезной. Интересной, потому что она относится не только к некоторым и зачастую самым любопытным аспектам Тантры, но также и прежде всего ко многим существенно важным чертам древнего и современного индуизма. Полезной, поскольку на Западе ходят неоправданные слухи об экстравагантности и чрезмерности всего того, что является тантрическим, поскольку о тантрических учениях и практиках часто составляются неверные представления, питаемые литературой, которая стремится скорее соблазнить читателя, чем дать ему достоверные знания. А значит, я хотел бы здесь опровергнуть неверные мнения и прежде всего показать богатство тантризма и интерес, что может представлять даже для наших современников множество явлений и понятий, присущих этой сфере.
К нему принадлежит также большей частью буддизм Большой колесницы, махаяны: нам случится ссылаться на него в ходе повествования этой книги, но специально рассматривать мы его не будем. Включение тантрического буддизма потребовало бы работы не только ощутимо более объемной, но и также имеющей другую структуру, так как буддийская проблематика
1
«Путь излишеств в чертоги мудрости ведет» (англ.)
2
Уильям Блейк (1757–1827) – английский поэт и художник. Для поэзии Блейка, как и для его иллюстраций к собственным книгам характерны романтическая фантастика, философская аллегория. – Прим. пер.


11 отлична от той, которую мы обнаруживаем в индуизме, вопреки факту, что на то, что называется мантраяной, оказал сильное влияние шиваизм. Но даже если мы ограничиваемся индуизмом, описание феномена тантризма, одновременно древнего и современного, остается сложной задачей.
Это означает не только исследовать совокупность фактов, относящихся к религиозной жизни, но и заниматься проблемой: проблемой природы этого феномена и того, как его понимали в Индии, где он существует до сих пор, как и на Западе, который стал открывать (и отчасти придумывать) этот феномен начиная с XIX в.
Вначале мы увидим, каким образом данный феномен воспринимался и иногда определялся извне западными людьми и также, разумеется, изнутри, в индийской традиции. Затем мы постараемся рассмотреть его появление и распространение в Индии, а после вместе с буддизмом распространение по всей Азии. Эта экспансия не обошлась без трансформаций, которые также ставят проблемы. Но тантризм (если необходимо воспользоваться этим термином) обладает значительной текстовой, преимущественно санскритской базой, однако с ней равным образом связаны вопросы, так как необходимо еще ее дальнейшее изучение и понимание. Принимая во внимание главные черты теологических и метафизических концепций – понятия и верования, если угодно – основных школ индуистского тантризма, мы увидим содержание, оригинальность и разнообразие тантрического взгляда на мир и человеческое существо.
Вторая часть этой книги в меньшей степени создает трудности, поскольку, будучи менее дескриптивной, она затрагивает осязаемую реальность тантризма: как его существенно важные понятия, так и бесчисленные практики, при этом первые неотделимы от вторых. Вначале мы рассмотрим то, как тантрики представляли себе тело, а эта тема имеет фундаментальное значение, так как, если не считать воображения теоретиков, существует лишь тантризм, проживаемый в неразрывной совокупности духа и тела. Именно отталкиваясь от этой телесной основы, мы затем займемся темами слова и секса в тантризме, а после аскезы и спиритуальности. Далее мы перейдем к тому, что можно назвать пространством или местами тантризма: храмами, паломничеством и иконографией. Наблюдая нынешнюю «индийскую сцену», мы увидим то, что в ней осталось от присутствия тантризма, присутствия одновременно постоянного, рассеянного и в значительной мере неизвестного; мы снова столкнемся с проблемой того, что является тантрическим и того, что не принадлежит к тантризму. Наконец, мы познакомимся с некоторыми аспектами того, во что Запад пожелал превратить тантризм, заново изобретая его на свой манер, чтобы он соответствовал его нуждам; хотя это
«изобретение заново» оказывается чаще всего спорным и мало серьезным, оно интересно во многих отношениях.
Наконец, я добавлю, что я осознаю личную и произвольную сторону любого описания и это в особенности, когда речь идет о малоизвестных


12 исторических элементах и зачастую тонких понятиях и сложных явлениях религиозной жизни, а значит, трудных для понимания и уточнений. То, что я представляю здесь, это лишь моя точка зрения на тантризм, но очевидно, что можно было бы взглянуть на него и по-другому.

13
I.
СФЕРА ИНДУИСТСКОГО ТАНТРИЗМА
1.
ЧТО ТАКОЕ ТАНТРИЗМ?
Если я утверждаю, то я спрашиваю себя еще раз
Жак Риго
1
Даже по своей природе, распространенности и продолжительности существования феномен тантризма представляет проблему, ибо каким образом объяснить появление и мало-помалу повсеместное проникновение в индийские религии – индуизм, буддизм и даже джайнизм – в Индии и в значительной части Азии практик и представлений, которые, не переставая сохранять разнообразие, имеют, однако, достаточно общих черт в практике и в идеологии, так чтобы можно было разглядеть в них специфический, опознаваемый и, возможно, поддающийся определению феномен. Как это происходит, что об определенных действиях или представлениях можно говорить: «Это тантризм»? Как можно выделить, читая тексты (какие категории текстов, к тому же?) и наблюдая ритуальные действия, а также мнения и представления, которые эти действия сопровождают или истолковывают a posteriori
2
, достаточно общие и показательные точки, чтобы сложилось впечатление, что за этими разнообразными аспектами скрывается единый феномен? Или же мы являемся жертвами оптической иллюзии?
Может, мы видим глобальный феномен, в то время как в действительности имеются лишь более или менее сходные вещи, имеющие, как говорят,
«фамильное родство», но ничто не позволяет объединить их под общей рубрикой – феномен, заметим, который, появившись в Индии, вышел за ее границы (в особенности с буддизмом махаяны), чтобы распространиться сконцентрированным или разбавленным образом почти по всей Азии: в
Центральной Азии, на Тибете, в Монголии, в Юго-Восточной Азии (в
Индокитае, Индонезии – на Бали еще до сих пор) и даже на Дальнем Востоке.
В том, чтобы ощущать здесь общий феномен, возможно, находит свое проявление западная, внешняя манера смотреть на вещи. Ведь именно европейские ориенталисты первыми обнаружили или посчитали, что они распознали в том, что им было известно как индийские религии – в индуизме, как говорят, и в буддизме – черты, окрещенные ими
«тантрическими». Вначале они полагали, что эти черты ограничены
1
Жак Риго (1898–1929) – французский писатель и поэт-сюрреалист. – Прим. пер.
2
a posteriori – «из последующего» (лат.), знание, получаемое из опыта. – Прим. пер.