Файл: Сборник по русскому языку для 7 класса упражнения, тесты.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 412

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 Согласование   

 Управление   

 Примыкание

 

 

 

      
Здание эл..ватора, легкое пр..к..сновение, к..сательная к окружности, ..десь не курят, качественное прил..гательное, ра..пространенное пр..дл..жение, пр..гласить на танец, пр..дл..гать помощь, пр..спустить флаг, оди(н, нн)надцатая ост..новка, наш пр..подаватель, пр..клонный возр..ст, пр..клонить к..лена, пр..имущество в игре, пр..ехал пр..смотреться, не(за)чем беспокоит(?)ся, пр..одолеть пр..пятствия, его сб..режения, бежал не огляд..ваясь.

*Упражнение 10.

Выпишите предложения с цельными словосочетаниями, подчеркните, каким членом предложения они являются.

1) Сотни маленьких речушек родятся в глухих местах нашей области. (В. Бианки.) 2) Большие паруса только сильный ветер может надуть. (Пословица.) 3) Передо мной стоял старик с белыми волосами, любезной улыбкой и прекрасными голубыми глазами. (И. Тургенев.) 4) Трое парнишек в куртках ремесленного училища сражались в домино с сухим белобородым стариком. (Ю. Яковлев.) 5) Дубовый листок оторвался от ветки родимой. (М. Лермонтов.) 6) А то вдруг налетит порыв ветра, и закружится в лесу шуршащая золотая метель. (В. Солоухин.) 7) Ко мне вошел молодой офицер, с лицом смуглым и некрасивым. (А. Пушкин.) 8) Когда залаяла собака, в одном из домов зажегся свет. 9) Нам с братом в гостинец привезли с рынка шоколадных конфет.

Упражнение 11.

Выпишите из предложений все возможные словосочетания, укажите вид связи.

Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. (А.Н. Толстой.) Зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы и до нивы гонит ветер прихотливый золотые переливы. (Ф. Тютчев.)

Упражнение 12.

Укажите способы подчинительной связи и главные слова в словосочетаниях.

Вековые дубы; настойчиво повторять; искоса поглядывая; капельки росы; выпорхнула из клетки; яркими красками; показался издалека; шел, раскачиваясь; падал на снег; солнечный луч; поздоровалась со мной; прилетают до заката; освещенное огнем; (прорвавшись) поравнялся со школой; сердито хмуриться; рано проснулся; сочная зелень; небольшой муравейничек; ягоды земляники; мелькнули в траве.

*Упражнение 13.

Сделайте синтаксический разбор выделенных словосочетаний. Выпишите из предложений другие примеры словосочетаний с разными видами связи.


Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием — самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности (В. Виноградов).

Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении и т. п. — всему этому учит нас грамматика. Но никакая грамматика не в силах заранее определить, какие именно слова должен выбрать человек и в каком порядке и соподчинении он должен расположить их для того, чтобы речь его была красочной, веской, убедительной, точной. Это в каждом отдельном случае он должен решить сам, и только сам (M. Исаковский).

Упражнение 14.

1) Спишите словосочетания, укажите какие они — именные или глагольные?

Рассчитать конструкцию; вагоноремонтный завод; ткацкий станок; работать по-новому; преодолеть препятствие; неизгладимое впечатление; претворять в жизнь; произвести расчет; составить расписание.

Упражнение 15.


Прочитайте текст. Выпишите из него словосочетания. Разберите их синтаксически.


                                                                   О книгах

Книга прочитана, а ты как будто живёшь в окружении героев, радуешься и печалишься вмёсте с ними.
Книги раздвигают границы времени и доносят до нас рассказы о труде и героизме отцов и дедов наших...

Упражнение 16.

 Образуйте словосочетания разных видов связи с:

1) наречиями                                       
2) глаголами
3) прилагательными
4) существительными
Тест по теме «Словосочетание»

                                                                                               
1. Какое словосочетание построено по модели «прил. +  сущ (гл сл)»?

1) вьющиеся растения
2) любой человек,
3) изумительной красоты
4) в третьем классе
                                                                                   
2. Какое словосочетание построено по модели «глаг (гл сл)+ наречие»?



1) иди гулять
2) сделать случайно
3) ушел не попрощавшись
4) выбегая навстречу
                                                                                    
3. Какое словосочетание построено по модели «прил (гл сл) + наречие»?

1) крайне недовольный
2) практически не выполнимо
3) огорченно прошептал
4) (на улице) по-весеннему тепло

4. В каком словосочетании выражаются определительные отношения?

1) разговор по душам
2) прийти поговорить
3) близко от нас
4) руководить театром

5. В каком словосочетании выражаются обстоятельственные отношения?

1) яйца всмятку
2) вернуться к полуночи
3) приказал отступать
4) окончание школы

6. В каком словосочетании выражаются объектные отношения (действие и предмет, на который направлено действие)?

1) рисовать красиво
2) желание уехать
3) идти по бульвару
4) думать о друге

7. В каком словосочетании вид связи — согласование?

1) наши шефы
2) быстро доехать
3) прогулка верхом
4) выглянуло из-за туч

8. В каком словосочетании вид связи — управление?


1) немного странно
2) забыл рассказать
3) таять во мгле
4) рубашка навыпуск

9. В каком словосочетании вид связи — примыкание?

1) бутылка из-под молока 
2) говорить по-французски
3) тринадцатая глава
4) глядеть по сторонам

10. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения.

11. Из предложений 4-7 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

 (4) Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. (5) Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие. (6) Утраты в природе до известных пределов восстановимы. (7) Иное дело - ценности нравственные.

12. Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Впервые вижу его днем.

13. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики - вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.

14. Сколько простых словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ входите состав предложения?

Переполненный радостью, я вскочил на дворец, превратив его снова в груду песка.


15. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Три года тому назад я уехал из Москвы и через Эстонию приехал в Германию, а оттуда во Францию.

16. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Для России такой путь заказан.

17. Назовите тип подчинительной связи, который использован в словосочетании СТЫДНО ПЕРЕД НИМИ из предложения

Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.
Раздел XIV

«Служебные части речи»

Упражнения



Задание 1. Слитное или раздельное написание слов. Выпишите в тетрадь предложения, в которых слова пишутся раздельно. Укажите части речи. 


1. Дорого, за(то) мило.
 
2. Берись за(то), к чему ты способен.
 
3. Один рассказывал небылицы, другой повторял то(же).
 
4. Солнце спряталось за(то) облако.
 
5. При(чем) здесь старший брат?
 
6. За(чем) ты его обидел?
 
7. При(том) же доме находился сад.
 
8. От(чего) вы отказываетесь от приглашения?
 
9. От(того) дома до этого десять шагов.
 
10. Я закрыла глаза, что(бы) уснуть.
 
11. Ему вдруг стало досадно на самого себя, за(чем) он так распространился перед этим барином.
 
12. Из-за тумана и от(того), что печь давно уже не топилась, в трубе не было тяги.
 
13. Снегу было мало, снежных буранов то(же).
 
14. На нем было то(же) серое пальто, что и вчера.
 
15. Охотники промокли (и)так устали, что решились на ночлег.
 
16. Что(бы) ему ни предлагали, он не соглашался.
 
17. Мы преодолели невзгоды, по(тому) что любили друг друга.
 
18. Вы не должны меня судить по(тому), что я делаю.
 
19. От(чего) зависит погода ?
 
20. Тест выполнен быстро, при(чем) качественно.
 
21. Он отказался от(того), что ему предложили.
 
22. Не за(то) волка бьют, что сер, а за(то), что овцу съел.
 
23. Бранил Гомера, Феокрита, за(то) читал Адама Смита и был глубокий эконом.
 
24. И(так), все кончено.


 

*Задание 2.
 Буквы Е или И. Выпишите предложения со словами, в которых пишется Е. Укажите значение частиц.


1. Ну как н_ порадоваться успехам друга!
 
2. Как бы то н_ было, осень мне нравится.
 
3. С вашим состоянием как н_ жениться!
 
4. Кто н_ совершал экскурсию на пароходе, обязательно сделайте это.
 
5. Кто н_ совершал экскурсию на пароходе, всем нравилось.
 
6. Это было н_ что иное, как ошибка инструктора.
 
7. Н_ музы, н_ труды, н_ радости досуга ... не заменят друга.
 
8. Где бы он н_ появлялся, ему всегда рады.
 
9. Я н_ мог не прийти.
 
10. Он н_ раз говорил о тебе.
 

 

Задание 3. Буквы Е или И. Выпишите словосочетания и предложения со словами, в которых пишется Е.


1. наподоби_ куба
 
2. В продолжени_ сериала мы вновь встретились с любимыми героями.
 
3. В течени_ горных рек много порогов.
 
4. в продолжени_ длительного времени
 
5. В следстви_ по делу участвовало много свидетелей.
 
6. веледстви _ засухи
 
7. в течени_ всего года
 
8. В заключени_ экспертов были неожиданные выводы.
 
9. впоследстви_ все прояснилось
 
10. на протяжени_ недели
 
11. в сравнени_ с ним
 
12. в соответстви_ с инструкцией
 

 

Задание 4. Слитное или раздельное написание слов. Выпишите номера предложений, в которых слова пишутся раздельно.


1. (В)продолжение дня не раз говорили о несчастье.
 
2. (В)продолжении повести появились новые герои.
 
3. Я бросился (на)встречу брату.
 
4. Мы ездили (на)встречу выпускников.
 
5. Птица (в)роде цапли.
 
6. (В)роде нашем нет музыкантов.
 
7. Охотник внимательно всматривался (в)след зверя.
 
8. Решение задач (на)подобие треугольников.
 
9. У входа стоит автомат (в)место контролера.
 
10. Я с трудом добрался (в)место, обозначенное на карте.
 
11. (В)след за тем наступило потепление.
 
12. (В)виду недостатка времени документы не будут подготовлены.