Файл: Сборник по русскому языку для 7 класса упражнения, тесты.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 410

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г) приготовлю.

12.  Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

А) посадка, 
Б) заморгавший,  
В) соловушка,  
Г) складывая

13.  В каком ряду все слова родственные?
А) пригорок, горестный, взгорье;
Б) годный, годовой, наводнение;
В) водный, заводить, наводнение;
Г) гордость, горделивый, загордиться.

14.  Укажите слово с нулевым окончанием.

А) пятого, 
Б) ходить,  
В) лисий,  
Г) зарумянились.

15.  В каком слове правильно выделено окончание?

А) занижены-й, 
Б) обещани-е,  
В) обладае-шь,  
Г) предчувств-ую.

16.  В каком слове нет приставки?
А) примерка, 
Б) прищепка,  
В) принцесса,  
Г) пришелец.

17.  В каком слове верно выделена приставка?

А) подо-рожник,  
Б) подо-зревать,  
В) подо-блачный,  
Г) по-дборщик.

18.  В каком слове неправильно выделен суффикс?

А) сель-ск-ий,  
Б) парашют-ист-к-а,  
В) лепет-ал-и, 
Г) заоблач-н-ый.

19.  Укажите слово, которое состоит из корня, двух суффиксов и окончания.

А) разбушевались,  
Б) служила,  
В) водительские, 
Г) наступление.

20.  В каком слове неправильно выделен корень?

А) по-золоч-енный, 
Б) за-дрож-али,  
В) за-жгл-ась,  
Г) син-еет.

Раздел IV

"Орфоэпия"




Упражнения


Упражнение 1.

Прочитайте правильно следующие слова. Проверьте себя по орфоэпическому словарю.

 

 Свекла, яичница, депо, порядочный, диспансер, отель, горчичники, музей, патент, термос, компьютер, детектив, прачечная, термин, свитер, теннис, кофе, одноименный, никчемный, лотерея, тембр, тезис, опека, фанера, двоечник, афера, претензия, дареный, термодинамика, Одесса, брюнет, нарочно, шатен, тент, кларнет, штемпель.


*Упражнение 2.


Проанализируйте текст с точки зрения правил орфо­эпии, т. е. найдите слова, которые надо произносить не так, как они напи­саны. Укажите соответствующее правило. После этого прочитайте текст вслух.


 I. Надо всю жизнь учиться, учиться и учиться у жизни, у науки, думать и анализировать. Не успокаивайтесь на достигнутом, идите смело вперед. Помните, что жизнь и наука все время идут вперед и отставать нельзя.



В работе будьте точны, аккуратны и наблюдательны.


Нужно организовать свой труд, создать систему в работе. Каждый человек должен избрать ту профессию, ту жизненную работу, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям. Тогда он будет работать, как говорится, не за страх, а за совесть.


Но молодой специалист не может быть односторонним в своем развитии и не видеть ничего, кроме своей специальности. Это глубокая ошибка. Советский молодой специалист должен быть культурным и разносторонне образованным человеком, знающим и любящим свое дело, науку, искусство, музыку, театр, спорт.


Мне хочется пожелать молодежи, чтобы она была хорошо подготовлена к работе и не только в научном, но и в физическом отношении. Каждый должен быть закален, уметь хорошо плавать, бегать, стрелять, знать основы радиотехники.
(Акад. В. А. Обручев)


 II. Да здравствует солнце, да здравствует разум! (П.) Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо (М.). К счастью, Печорин был погружен в задумчивость и, кажется, вовсе не торопился в дорогу (Л.).


Упражнение 3.


По образцу образуйте формы глагола. Поставьте ударение. Сформулируйте закономерность постановки ударения в этих формах в виде правила.


 Образецбрать — брали, брал, брало, брала.
 Взять, занять, начать, понять.

Тест по теме «Орфоэпия»



1.  В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?
1) Эксперт; 
2) кухОнный; 
3) ходатАйство; 
4) закУпорить.

2.  В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?
1) Посадить ирИс; 
2) знамЕние; 
3) балОванный; 
4) звОнит.

3.  В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?
1) КвАртал; 
2) катАлог; 
3) укрАинский; 
4) премировАть.

4.  В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?
1) ОблЕгчить; 
2) кухОнный; 
3) икОнопись; 
4) кладовАя.

5.  В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?
1) ХристианИн; 
2) апОстроф; 
3) генЕзис; 
4) танцовщИк.

6.  Выберите правильный вариант произношения слова:
1) Конечно [чн];
2) скучно [чн]; 
3) девичник [чн]; 
4) ничто [шт].

7.  Выберите правильный вариант произношения слова:
1) Шинель [н’]; 
2) бизнес [н’]; 
3) энергия [н’];
4) бутерброд [т’].

8.  Выберите правильный вариант произношения слова:
1) Фонетика [н’];
2) кортеж [тэ]; 
3) рандеву [д’]; 
4) интервью [т’].

9.  Выберите правильный вариант произношения слова:
1) Дезинфекция [дэ];
2) свитер [т’]; 
3) кашне [н’]; 
4) патент [т’].

10.  Выберите правильный вариант произношения слова:
1) Сервиз [сэ]; 
2) компресс [р’]; 
3) зефир [зэ]; 
4) реквием [р’].

11.  Подберите существительное к прилагательному подвижнОй:
1) Состав;
2) человек; 
3) ребенок; 
4) танец.

12.  Подберите существительное к прилагательному развИтые:
1) Страны; 
2) локоны; 
3) дети; 
4) игры.

13.  Подберите существительное к прилагательному языковАя:
1) Колбаса; 
2) система;
3) начинка; 

4) нарезка.

14.  Подберите существительное к прилагательному переноснОй:
1) Смысл; 
2) телевизор.

 

Раздел V

«Синтаксис и пунктуация»





Упражнения
Упражнение 1.

Проверьте себя, умеете ли вы применять правила пунктуации: расставьте недостающие знаки препинания в следующих предложениях.

1) Он не просит ничего, помогает в деле: только глянешь на него, вспомнишь день недели

2) Ах, не трогай меня Обожгу и без огня

3) В слове альфа заменяем ф на б, прибавим трос, сразу птицу получаем Что за птица Вот вопрос

4) Ловит рыбку старичок, а на чем висит крючок

5) Тает снежок, ожил лужок, день прибывает Когда это бывает

Вы уже отгадали загадки? Попробуйте вспомнить другие загадки или сочинить свои.


Упражнение 2.

Какие правила пунктуации вы можете привести, чтобы объяснить остальные знаки препинания, встретившиеся в текстах загадок из предыдущего упражнения? Укажите в этих правилах опознавательные признаки пунктограммы и нормы употребления знаков препинания.


Упражнение 3.

Из данных слов составьте предложения, запишите их.

1)    Середина, была, марта. Весна, дружная, в, году, этом, выдалась. Изредка, короткие, дожди, выпадали.
2)    Березовые, набухли, почки. Барашки, пожелтели, на, вербах. Вылетели, из, пчелы, ульев, за, взятком, первым.
3)    Весной, ищет, корм, свой, скворец, на, земле. Истребляет, в, садах, и. он, огородах, насекомых, вредных.



Упражнение 4.

Прочитайте. Определите границы каждого предложения. Спишите текст. Предложения разберите по членам.

1)    Устлана земля сухими разноцветными листьями слышны осторожные прыжки зайца и белки.
2)    Синицы приблизились к человеческому жилью их звонкий свист часто слышится снегири также выбрались из лесной чащи из кустов доносится их скрипучее пение. 
3)    Падающий снег белым плащом одевал землю радостно смотрели люди на пушистые снежинки.



                                                                                    (По С.Аксакову)


Упражнение 5.

Прочитайте. Из данных предложений составьте связный текст.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться. Я увидел молодого воробья. Собака бежала впереди меня. Он упал из гнезда и сидел неподвижно.

                                                                                (По И.Тургеневу)

Упражнение 6.

Прочитайте. Пользуясь текстом, опишите барсука. Напишите, что произошло с барсуком.

Мы расположились в лесу. День и ночь у нас горел костер. Однажды вечером у костра начал сопеть какой-то зверь. Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с черными пронзительными глазками.
Из зарослей вылез маленький барсук. На сковородке жарилась и шипела картошка. Барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос. Запахло паленой кожей. Барсук отчаянно взвизгнул и с воплем бросился обратно в траву. Он бежал  и голосил на весь лес от боли.
 (По К.Паустовскому)


Выпишите из текста словосочетания с выделенными глаголами в роли главного слова.


Упражнение 7.


Спишите, правильно расставив знаки препинания в предложенном вам тексте.

У леса на опушк_
Жила Зима в избушк_
Она снежки солила
В берёзовой кадушк_ 
Она сучила пряжу
Она тк_ла х_лсты
К_вала ледяные 
Над реками мосты.
Ходила на охоту
Гр_нила серебро
С_жала тонкий м_сяц
В хрустальное в_дро
Деревьям шубы шила
Торила санный путь    
А после в лес спешила
В избушке отдохнуть.
                (В.Островой)



Упражнение 8.

Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните все грамматические основы.

Проехав несколько верст по большой дороге Хаджи-Мурат сдержал своего тяжело дышавшего и посеревшего от поту белого коня и остановился. Вправо от дороги виднелись сакли и минарет аула, налево были поля, и в конце их виднелась река. Несмотря на то, что путь в горы лежал направо, Хаджи-Мурат повернул в противо­положную сторону влево рассчитывая на то, что погоня бросится за ним именно влево. Он же и без дороги переправясь через реку Алазань выедет на большую дорогу проедет по ней до леса и тогда уже вновь переехав через реку лесом проберётся в горы. Решив это он повернул влево. Но доехать до реки оказалось невозможным. Рисовое поле как это всегда делается весной было только что залито водой и превратилось в трясину. Хаджи-Мурат и его товарищи брали направо налево надеясь найти более сухое место, но то поле, на которое они попали, было всё равномерно залито и теперь пропитано водою. Лошади с звуком хлопанья пробки вытаскивали утопающие в вязкой грязи ноги и пройдя несколько шагов тяжело дыша останавливались.