Файл: Развитие исследовательской культуры студентов является одним из актуальных направлений деятельности в современном вузе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 182
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Деформированный тип. Представляет собой своеобразный социокультурный конфликт современного и традиционного, между действующими предписаниями в познании и неопределенностью, оперативностью, эффективностью, практикоориентированностью исследовательских действий. Потребность в поиске и осмыслении замещается необходимостью следования предписаниям. Проявляется вынужденность познавательной деятельности без опоры на интерес, опыт. Присвоение культурного капитала практик может иметь характер отторжения в условиях действующей директивы или формализма. Данный тип присвоения образовательных практик характеризует стратегию освоения исследовательской культуры форме «избегания» норм познания.
Стоит отметить, что выявленные в ходе социологического исследования типы освоения образовательных практик совершаются индивидуально - на уровне личности, имея тенденцию к наложению одного типа на другой.
Дифференциация субъектов и образовательного пространства может способствовать появлению социокультурных барьеров, искажающих развитие исследовательской культуры студентов: на уровне восприятия - усиление социальных установок в выборе вуза и профессии, распространение потребительски пассивного характера познавательной деятельности; на уровне экспериментирования - повышение значимости инновационных идей, проектных решений учебно-практических задач при снижении поисково-экспериментальной деятельности, недооценка «свободного экспериментирования» при доминировании предписаний в познавательной деятельности, неустойчивое освоение ценностей исследования в условиях наложения разных типов социального взаимодействия («директива», «партнерство», «формализм», «методологизм»); на уровне присвоения культуры исследования - концентрация на правилах научного познания реальности в ущерб интерпретативной деятельности, преимущественная необходимость осуществления познавательных действий в контексте конструирования знаний при утрачивающейся опоре на предшествующий познавательный опыт индивидов, сложность в реализации дифференцированного подхода к студентам по освоению ценностей исследовательской деятельности.
Таким образом, в современном вузовском пространстве культура исследовательской деятельности динамична, а ее присвоение индивидами дифференцировано. Динамика обусловлена состоянием общества, при котором социокультурные изменения в социально-экономическом секторе весьма ощутимо воздействуют на науку и образование, итогом чего становится проникновение принципов проектирования и их наложение на традиционные академические ценности.
На уровне позиций, стратегий и взаимодействий индивидов происходит своеобразное столкновение социальных, материальных, культурных капиталов, обусловливающих деформацию образовательного пространства, разнообразие представлений об исследовательской культуре, подходов к конструированию практик и осуществлению экспериментирования. Типы освоения образовательных практик («современный», «традиционный», «деформированный») обусловлены разными позициями и стратегиями студентов и преподавателей, разными типами социокультурного взаимодействия («партнерство», «директива», «формализм», «методологизм»), что непосредственным образом связано с разными стратегиями освоения культуры исследовательской деятельности («избегание», «подчинение», «принятие»).
На наш взгляд, о развитии исследовательского сознания в условиях университетского пространства стоит говорить тогда, когда личность озадачена исследовательским вопросом, появившимся в результате освоения предметной области. Это имеет значение при определении сформированное™ исследовательской культуры и возможном переходе к развитию научной культуры. К необходимым побуждающим факторам можно отнести: интерактивный подход в освоении практик; «свободная» от объективно заданных требований поисковая деятельность; ориентация в познавательной деятельности на сущностные свойства изучаемого явления. Именно проблемный вопрос является познавательной базой для развития устойчивой исследовательской позиции личности и потребности в дальнейшем расширении опыта. При этом зарождение исследовательского вопроса у студента не имеет точных прогнозов. Кто-то озадачится им уже на первом курсе, а для кого-то он раскроется ближе к окончанию вуза.
Отсюда ясно - в условиях социокультурной дифференциации образовательного пространства высшей школы исследовательскую культуру сложнее изучать в аспекте формирования массового исследовательского сознания как результата воздействия универсальной учебной технологии. Скорее исследовательская культура студентов может быть охарактеризована в контексте анализа факторов, определяющих интенцию индивидуального исследовательского сознания на современный предметный мир.
Факторы расширения познавательного опыта студентов
Исследовательская культура, предшествуя любому виду практической и познавательной деятельности
, основана на развитии исследовательского сознания личности - совокупности знаний, обеспечивающих представления о ценностях, на основе которых возникает и накапливается опыт изучения различных явлений. В современном образовании имеет значение особая субъектная логика освоения индивидом предметной области, которая начинается не с общих правил и институциональных норм познания, а с сущностных характеристик объектов в предметной области и свободно совершаемых экспериментально исследовательских действий. Она стимулирует студента на поиск проблемного поля, развивая познавательный интерес и потребность в дальнейшем расширении опыта - освоении способов изучения исследовательского вопроса.
Потребность в расширении познавательного опыта напрямую связана с возможностью расширения образовательного пространства - участием современных студентов в конструировании образовательных практик, социальных взаимодействий, реализации устойчивой исследовательской стратегии посредством сознательного пополнения освоенных знаний, методов изучения реальности. Это процесс закрепления интересов в предметной области, расширения его теоретической и практической сторон.
Потенциал образовательного пространства в данном аспекте можно рассматривать как современную методологическую базу погружения индивида в предметную область. Ценность данного подхода заключается не столько в целенаправленной организации разнообразных и новых практик, сколько в стимулировании «субъектной степени свободы» (В.Н. Ярская) студентов и преподавателей в качественном теоретическом, а также практическом освоении объекта. Актуализируется индивидуальная и групповая работа с учебно-исследовательскими материалами (их анализ, аргументация, обсуждение, интерпретация и т.п.), рефлексия собственного познавательного опыта и опыта других.
Обеспечение данного процесса включает ряд принципов:
Иными словами, расширение познавательного опыта связано с обеспечением личностно ориентированной логики познания реальности, при которой проблемный вопрос, возникший в сознании студента, обретает динамичный характер, раскрываясь в разных гранях освоенных знаний: «...кружок своего рода «песочница», в которой мы будем осваивать технологии и учиться правильно строить веб-системы. В рамках кружка мы будем полученные знания применять на настоящих серьезных проектах»[1].
Таким образом, развитие учебной, научной, практической деятельности студентов и преподавателей предполагает их интеграцию, проблематиза- цию, усложнение в процессе расширения жизнедеятельного пространства личности - осмысления новых знаний, в том числе междисциплинарных, с опорой на непрерывное развитие исследовательского вопроса.
Рассмотрим факторы, обусловливающие расширение познавательного опыта.
Социологический анализ групп «студенческие научные сообщества» в социальной сети «Вконтакте» показал, что положительный опыт присвоения образовательных практик способствует развитию потребности в их усложнении и совершенствовании. Более того, данный этап индивидуален, и в современном вузе одни студенты испытывают потребность в нем уже на первом курсе, другие в процессе обучения или на старших курсах. В вузе действует ряд особенностей, ускоряющих этот процесс: социальное взаимодействие в разных образовательных условиях, возможность выбора образовательной траектории, мобильность образовательного пространства.
Стоит отметить, что выявленные в ходе социологического исследования типы освоения образовательных практик совершаются индивидуально - на уровне личности, имея тенденцию к наложению одного типа на другой.
Дифференциация субъектов и образовательного пространства может способствовать появлению социокультурных барьеров, искажающих развитие исследовательской культуры студентов: на уровне восприятия - усиление социальных установок в выборе вуза и профессии, распространение потребительски пассивного характера познавательной деятельности; на уровне экспериментирования - повышение значимости инновационных идей, проектных решений учебно-практических задач при снижении поисково-экспериментальной деятельности, недооценка «свободного экспериментирования» при доминировании предписаний в познавательной деятельности, неустойчивое освоение ценностей исследования в условиях наложения разных типов социального взаимодействия («директива», «партнерство», «формализм», «методологизм»); на уровне присвоения культуры исследования - концентрация на правилах научного познания реальности в ущерб интерпретативной деятельности, преимущественная необходимость осуществления познавательных действий в контексте конструирования знаний при утрачивающейся опоре на предшествующий познавательный опыт индивидов, сложность в реализации дифференцированного подхода к студентам по освоению ценностей исследовательской деятельности.
Таким образом, в современном вузовском пространстве культура исследовательской деятельности динамична, а ее присвоение индивидами дифференцировано. Динамика обусловлена состоянием общества, при котором социокультурные изменения в социально-экономическом секторе весьма ощутимо воздействуют на науку и образование, итогом чего становится проникновение принципов проектирования и их наложение на традиционные академические ценности.
На уровне позиций, стратегий и взаимодействий индивидов происходит своеобразное столкновение социальных, материальных, культурных капиталов, обусловливающих деформацию образовательного пространства, разнообразие представлений об исследовательской культуре, подходов к конструированию практик и осуществлению экспериментирования. Типы освоения образовательных практик («современный», «традиционный», «деформированный») обусловлены разными позициями и стратегиями студентов и преподавателей, разными типами социокультурного взаимодействия («партнерство», «директива», «формализм», «методологизм»), что непосредственным образом связано с разными стратегиями освоения культуры исследовательской деятельности («избегание», «подчинение», «принятие»).
На наш взгляд, о развитии исследовательского сознания в условиях университетского пространства стоит говорить тогда, когда личность озадачена исследовательским вопросом, появившимся в результате освоения предметной области. Это имеет значение при определении сформированное™ исследовательской культуры и возможном переходе к развитию научной культуры. К необходимым побуждающим факторам можно отнести: интерактивный подход в освоении практик; «свободная» от объективно заданных требований поисковая деятельность; ориентация в познавательной деятельности на сущностные свойства изучаемого явления. Именно проблемный вопрос является познавательной базой для развития устойчивой исследовательской позиции личности и потребности в дальнейшем расширении опыта. При этом зарождение исследовательского вопроса у студента не имеет точных прогнозов. Кто-то озадачится им уже на первом курсе, а для кого-то он раскроется ближе к окончанию вуза.
Отсюда ясно - в условиях социокультурной дифференциации образовательного пространства высшей школы исследовательскую культуру сложнее изучать в аспекте формирования массового исследовательского сознания как результата воздействия универсальной учебной технологии. Скорее исследовательская культура студентов может быть охарактеризована в контексте анализа факторов, определяющих интенцию индивидуального исследовательского сознания на современный предметный мир.
Факторы расширения познавательного опыта студентов
Исследовательская культура, предшествуя любому виду практической и познавательной деятельности
, основана на развитии исследовательского сознания личности - совокупности знаний, обеспечивающих представления о ценностях, на основе которых возникает и накапливается опыт изучения различных явлений. В современном образовании имеет значение особая субъектная логика освоения индивидом предметной области, которая начинается не с общих правил и институциональных норм познания, а с сущностных характеристик объектов в предметной области и свободно совершаемых экспериментально исследовательских действий. Она стимулирует студента на поиск проблемного поля, развивая познавательный интерес и потребность в дальнейшем расширении опыта - освоении способов изучения исследовательского вопроса.
Потребность в расширении познавательного опыта напрямую связана с возможностью расширения образовательного пространства - участием современных студентов в конструировании образовательных практик, социальных взаимодействий, реализации устойчивой исследовательской стратегии посредством сознательного пополнения освоенных знаний, методов изучения реальности. Это процесс закрепления интересов в предметной области, расширения его теоретической и практической сторон.
Потенциал образовательного пространства в данном аспекте можно рассматривать как современную методологическую базу погружения индивида в предметную область. Ценность данного подхода заключается не столько в целенаправленной организации разнообразных и новых практик, сколько в стимулировании «субъектной степени свободы» (В.Н. Ярская) студентов и преподавателей в качественном теоретическом, а также практическом освоении объекта. Актуализируется индивидуальная и групповая работа с учебно-исследовательскими материалами (их анализ, аргументация, обсуждение, интерпретация и т.п.), рефлексия собственного познавательного опыта и опыта других.
Обеспечение данного процесса включает ряд принципов:
-
• адаптация исследовательских действий к продуктам профессиональной деятельности; -
• опора на потребность индивида в раскрытии исследовательского вопроса; -
• анализ различных явлений и процессов в предметной области с точки зрения их теоретического контекста и практической актуальности; -
• погружение в изучаемое проблемное поле посредством интерпретативной деятельности; -
• опора на субъектность в осуществлении исследовательской стратегии; -
• раскрытие специфики анализируемого продукта профессионального характера с позиции смежных дисциплин (междисциплинарные связи); -
• предоставление возможности личности совершать исследовательские действия интуитивно-чувственного характера и актуализация их соотнесения с методами научного исследования.
Иными словами, расширение познавательного опыта связано с обеспечением личностно ориентированной логики познания реальности, при которой проблемный вопрос, возникший в сознании студента, обретает динамичный характер, раскрываясь в разных гранях освоенных знаний: «...кружок своего рода «песочница», в которой мы будем осваивать технологии и учиться правильно строить веб-системы. В рамках кружка мы будем полученные знания применять на настоящих серьезных проектах»[1].
Таким образом, развитие учебной, научной, практической деятельности студентов и преподавателей предполагает их интеграцию, проблематиза- цию, усложнение в процессе расширения жизнедеятельного пространства личности - осмысления новых знаний, в том числе междисциплинарных, с опорой на непрерывное развитие исследовательского вопроса.
Рассмотрим факторы, обусловливающие расширение познавательного опыта.
Социологический анализ групп «студенческие научные сообщества» в социальной сети «Вконтакте» показал, что положительный опыт присвоения образовательных практик способствует развитию потребности в их усложнении и совершенствовании. Более того, данный этап индивидуален, и в современном вузе одни студенты испытывают потребность в нем уже на первом курсе, другие в процессе обучения или на старших курсах. В вузе действует ряд особенностей, ускоряющих этот процесс: социальное взаимодействие в разных образовательных условиях, возможность выбора образовательной траектории, мобильность образовательного пространства.