Файл: Развитие исследовательской культуры студентов является одним из актуальных направлений деятельности в современном вузе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 186

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
[10]. Она является следствием исследовательского рефлекса - базисного свойства психики, реакции на изменение среды. Развитие индивидуального сознания и познавательного опыта связано со степенью освоенности личности в пространстве. Ее готовность к исследовательской деятельности определяется ценностно-смысловой позицией в социокультурном пространстве.

Индивидуальное сознание воспроизводит врожденные особенности восприятия реальности (реагирование на новизну и изменчивость), влияет на стихийность исследовательской активности в форме «бескорыстной любознательности» к новому в окружающей среде[11] [12]. Вследствие этого у человека возникает потребность в манипулировании предметами окружающей действительности, в извлечении полезных свойств с целью выживания, адаптации, жизнедеятельности. Восприятие нового связано с имеющимся познавательным опытом и является основой его дальнейшего развития". Однако не всегда побуждение к познанию основано на необходимости удовлетворения базовых потребностей. Так, например, исследовательская активность у животных связывается со стремлением «передвигаться, осматривать окружающую среду, даже когда они не испытывают ни голода, ни холода, ни полового возбуждения»[13].

Учеными доказано, что исследовательская активность животных проявляется при следующих условиях[14]:

  • • новизна предмета или изменение пространства. Предметы и пространство становятся внешними раздражителями, когда несут свойства новизны и изменчивости. Особенностью предмета как раздражающего фактора является степень его значимости, необходимости для познающего. Ориентировочная реакция зависит от того, насколько освоено пространство, имеется ли представление о значимости предмета. Продолжительное нахождение в неизменных условиях снижает силу исследовательской активности животного, но при внешних изменениях накопленный опыт обращения с предметом и освоенного пространства стимулируют к поисковому поведению. Кроме этого, в некоторых ситуациях наступают пределы восприятия нового. Они связаны с тем, насколько взаимодействие с предметным миром комфортно и приводит к положительным эмоциям. Если внешние изменения происходят постоянно, то у особи может проявиться реакция в поведении, напоминающем избегание и отторжение раздражающего фактора;

  • • возрастные, половые и иные факторы. Считается, что в животном мире у более молодых особей наиболее часто проявляется исследовательская активность, чем у старших. Кроме того, повышенное поисковое поведение наблюдается у особей мужского пола;

  • • другие виды активности и побуждений. Зачастую, удовлетворение базовых потребностей в пище, питье могут вступать в конфликт с исследовательским поведением. Чем сильнее изменчивость среды, тем сильнее проявляется исследовательская активность. При этом снижается потребность в удовлетворении голода или жажды.


Исследовательская активность человека отличается от активности животного способностью концентрироваться на предмете познания в содержательном и функциональном аспекте (пробовать, познавать полезные свойства), открытостью миру (выход за грани влечений), способностью отличать сущность от наличного бытия (предпочитать одну ценность другой)[15].

Процесс исследования предполагает ориентировочную реакцию (деятельностное восприятие возникающих проблем), исследовательское поведение (передвижение в пространстве), исследовательские действия (манипулирование с окружающей средой, с предметами)[16]. Потребности в выживании, пище, тепле и т.д. могут возникнуть как результат исследовательской активности. Биологическая обусловленность исследовательского поведения человека является необходимым условием дальнейшего личностного и социального развития на уровне бессознательного и сознательного отношения к миру. С развитием общества у человека развиваются новые потребности, связанные не только с выживанием, но и с возможностями реализации собственных способностей. Тем самым познавательная потребность индивида как стремление к неизвестному и объяснению непонятного становится неотъемлемой составляющей, первоосновой любой потребности (в пище, питье, безопасности, в любви, уважении, самоактуализации и пр.). Универсальный культурообразующий характер поисковой деятельности обусловлен эволюцией экспериментирования - опыта извлечения полезных свойств предмета, их последующего использования в практической деятельности. Экспериментирование как особый вид исследовательских действий характеризуется тем, что индивид, осознавая проблемность в окружающей действительности, осуществляет манипуляционные действия по отношению к изучаемому объекту. Потребность в экспериментировании обусловлена синтезом субъективных и объективных факторов, поскольку опытность в выборе способов познания требует тренировки и обучения. Развитие исследовательского навыка, следовательно, вплетено в процесс социализации личности. Ценностный аспект в исследовательской культуре заключается в тех действиях, которые позволяют организовать опыт[17]. В поисковой деятельности человека таким образом формируется система способов познания, выработанных в соответствии с социокультурными нормами того или иного социального института и применяемых в проблемных ситуациях. Поисковые действия и способы познания реальности образуют процесс исследования

, который является базовым средством познавательной деятельности. Они накапливаются, когда «реальность воспроизводится людьми в процессах ее интерпретации и формулировки знаний о ней»[18].

Таким образом, жизнедеятельность индивида детерминирует не врожденная мыслительная деятельность, а культура мыслительной деятельности как «технология рационального и эффективного ее осуществления»[19] на определенном этапе развития общества. Поэтому «человек в своем приспособлении к внешним условиям руководствуется не непосредственной реакцией, а действует в соответствии с привычной культурной моделью поведения и традиционными социальными нормами»[20]. Эта модель включает в себя такие культурные нормы, как этапы, методы, принципы научного познания.

Познавательная деятельность в социокультурном аспекте означает переход от стихийности к целенаправленности, от бессознательного к сознательному отношению к миру, к отдельным предметам, другим людям и к самому себе. Индивидуально выработанное экспериментирование с предметами сопровождается совершенствованием средств познания - от метода проб и ошибок к методам рационального познания, имеющим нормативный, регламентирующий характер. При действиях, связанных с манипуляцией предметами, индивид начинает осознавать возможности собственного развития. К. Манхейм, изучая особенности человеческого мышления, отмечал, что «любой акт познания есть часть экзистенциального отношения между субъектом и объектом»[21]. В процессе познания предметного мира раскрывается внутренний духовный потенциал человека, формируются ценности искомых и апробируемых способов изучения свойств объектов окружающей действительности. Изменения личности, обусловленные взаимодействием с предметным миром и его познанием, способствуют выработке универсальных способов изучения реальности. Выявление полезных свойств предмета в процессе познавательной деятельности влияет на развитие субъектности и осознание ценности как самого предмета, так и тех способов, которые применялись для его изучения.

Исследовательская культура, таким образом, является ценностнонормативной основой познавательной деятельности, которая обретается личностью в результате следования ряду этапов поисковой деятельности. К ним относятся: восприятие реальности (реагирование на изменения среды), экспериментирование (воздействие на предмет с целью узнавания нового, поиска полезных свойств), присвоение способов познания и изученных значений реальности (результат понимания, осмысления). В основе развития исследовательской культуры заложен механизм индивидуального накопления познавательного опыта. Посредством экспериментирования складывается культурная модель поведения - совокупность способов поиска неизвестного, обусловливающая развитие исследовательского сознания («культура выступает сферой производства сознания»
[22]) и вероятность присвоения полученных знаний.

Универсальные требования к познанию сложились благодаря науке как системе общепризнанных норм и правил опережающего отражения действительности. Совокупность процедур, научных методов, этапов познания определили предписанный характер опытно-поисковой деятельности. Он выразился в том, что познание действительности стало основываться на принципах системности, критичности, теоретичности, воспроизводимости, объективности, фальсификации, верификации, рациональности. В данном аспекте процесс присвоения смещается от индивидуально выработанных способов познания к объективно заданным нормам поисковой деятельности.

Рассмотрим особенности институционализации культуры исследовательской деятельности в контексте социологической теории познания (П. Бергер, Т. Лукман). Культура исследовательской деятельности как средство познания реальности обладает специфическими социокультурными характеристиками и затрагивает аспект, связанный с предрасположенностью индивида к конструированию реальности. В процессе совершения однотипных исследовательских действий происходит их опривы- чивание и формирование системы правил познания, предполагающей сокращение этапа проб и ошибок в пользу системы методов научного познания и исследования, а также принципов опережающей проблема- тизации реальности. Индивид во взаимодействии с предметным миром постепенно совершает отбор определенных способов познания - формируется типизация исследовательского процесса. Это комплекс методов и этапов исследования, характерный для той или иной предметной области. Институционализация культуры исследовательской деятельности, таким образом, основана на потребности индивида в адаптации к окружающей действительности и последующем ее преобразовании, на базовом познавательном интересе и способности к конструированию способов изучения предметного, знаково-символического, социального и природного миров. Процесс исследования как результат институционализации обрел универсальный, всеобщий характер, выходящий за рамки индивидуальных способов познания. Институционализация усилила значимость научных норм познания и правила следования им.

Сформировалась совокупность последовательных этапов научного познания, среди которых[23]:

  • • ориентировка (выделение предметной области);

  • • проблематизация (выявление и осознание проблемы, постановка цели);

  • • определение средств (подбор и обоснование методов и методик исследования);

  • • планирование (распределение последовательности действий исследовательского поиска);

  • • эмпирия (сбор эмпирического материала, постановка и проведение эксперимента, первичная систематизация полученных данных);

  • • рефлексия (соотнесение собственных выводов с полученными результатами, с существующими ранее знаниями);

  • • представление результатов (формирование текста, презентация выводов).


Этапы научного познания определили логику исследования действительности и соответствующие им действия, наделенные рациональным характером - методы познания. Освоение человеком предметного мира стало связано с движением познания от внешних свойств объекта к внутренним[24]. Это комплекс исследовательских действий, направленных изначально на познание сущности объекта посредством поисковоэкспериментального изучения, а в дальнейшем - теоретического обоснования. При этом интуитивно-чувственный характер экспериментальных действий стал подчиняться научно обоснованным методам исследования.

От природы человек мог определять только внешние свойства предметов, а научно выработанные методы позволили изучать внутренние свойства предмета. В процессе легитимации сформировался научный подход к воспроизведению правил познания реальности. Произошло закрепление научно объективной функции познания - поиск, выработка и систематизация новых знаний о действительности. Благодаря науке сформировались предметные области знания с присущими им законами конструирования реальности, что повлияло на развитие особой культуры научного мышления (технической, естественнонаучной, гуманитарной, социальной). Она предполагает следование образцам теоретической и практической деятельности, нормам их восприятия и речевой коммуникации[25]. Научное мышление отличается рациональными рефлексивными установками по отношению к изучаемым объектам, определяющими особый рациональный опыт. Таким образом, культура исследовательской деятельности в процессе институционализации преобразовалась в систему научных требований и предписаний к познанию.

С точки зрения уровней конструирования реальности культура исследовательской деятельности представляет собой не только универсальные нормы познания, но и служит источником дифференциации научного знания - появления динамично развивающихся предметных областей (естественнонаучных, гуманитарных, технических, социальных). Предметная реальность с позиции той или иной области знания приобретает множественность значений и подходов к интерпретации. Институционализация и легитимация повлияли на формирование уровней (теоретического и эмпирического) и видов (фундаментального и прикладного) исследования. Между собой они связаны культурой восприятия, экспериментирования и присвоения способов изучаемых объектов, что позволяет говорить о системе научного познания реальности.