Файл: Развитие исследовательской культуры студентов является одним из актуальных направлений деятельности в современном вузе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 181

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Развитие исследовательской культуры студентов является одним из актуальных направлений деятельности в современном вузе. Оно предполагает обеспечение познавательной активности индивидов, качества профессиональной подготовки, воспроизводства системы академических ценностей. Потенциал исследовательской культуры на уровне личности и группы используется для формирования общепрофессиональных компетенций - критического мышления, нестандартного подхода к решению учебных и социально значимых практических проблем.

В современном обществе знание меняет темп и образ жизни человека, влияет на новый тип мышления, характеризующегося гибкостью, оперативностью, креативностью, инновационностью. Способы взаимодействия личности с предметным миром становятся более разнообразными и динамичными, обусловливают индивидуализацию познания. Спектр исследовательских действий расширяется, усиливается их востребованность на уровне быстрого включения индивида в непрерывно изменяющуюся реальность, оптимизируются его способности к оценке перспектив применения знания с точки зрения экономической эффективности, практической значимости.

В профессиональном мире ценится умение специалиста подвергать сомнению текущий порядок вещей, искать способы улучшения процессов, умение рассматривать проблемы с разных сторон, слушать и слышать разные точки зрения. Исследовательская культура в данном контексте обладает значимым для современных студентов потенциалом в накоплении познавательного опыта, воспроизводимого в образовательном пространстве вуза и позволяющего в будущем успешно функционировать в разных сферах жизнедеятельности. Однако современная студенческая молодежь, выбирая высшее образование, в большей степени руководствуется такими возможностями, которые способствуют достижению необходимого социально-экономического положения в обществе, что в перечне ценностей доминирует над потребностями в познавательной деятельности и интеллектуальном развитии. Несмотря на преобладающий прагматизм, студенты с интересом относятся к вузу, образовательное пространство которого привлекает их неизвестными знаниями, интересными персонами преподавателей, новым опытом теоретического анализа, практической реализации профессиональных идей. Этот культурный капитал является основой многообразных практик, освоение которых связано с культурой новой для них познавательной деятельности. Однако при наличии и совершенствовании в вузе разнообразных подходов к развитию исследовательской культуры студенты практически не используют данный опыт в учебной и последующей профессиональной деятельности. Следует отметить крайне низкий уровень самостоятельности студентов в написании курсовых,
дипломных проектов и других видов работ, большие сложности в выборе темы, формулировании гипотезы, цели и задач исследования, в осуществлении эмпирической части работы.

Массовый и предписанный характер культуры познания в вузе является своеобразным барьером по отношению к общей социокультурной тенденции - индивидуализации познания и смещения потребностей современных студентов в сторону конвертации полученных знаний в практике, что, по сути, является предпосылкой дифференциации освоения исследовательской культуры в социальной группе.

Особую актуальность в этом контексте приобретает анализ особенностей освоения студентами вузовских практик, определяющих уровень познания и степень присвоенности институционально закрепленных способов интеллектуально-поисковой деятельности.

Формирование исследовательской культуры уже давно рассматривается в научном педагогическом и психологическом сообществах. Однако изучение данного вопроса в рамках этих наук сконцентрировано на реализации способов, приемов, различных технологий, ориентированных на развитие способности студентов решать исследовательские задачи и умение следовать этапам познавательного процесса, что, на наш взгляд, недостаточно. Следует отметить ряд противоречий между:

  • • дифференциацией исследовательской культуры студентов в современном образовательном пространстве и стандартизированным подходом к ее развитию;

  • • накопленными знаниями об исследовательской культуре как технологии организации познавательной деятельности и недостаточным анализом исследовательской культуры как социокультурного феномена;

  • • потребностью современных студентов в освоении предлагаемых вузом образовательных практик в рамках индивидуальной познавательной стратегии, имеющей прагматичный избирательный характер, и организацией подобных практик в контексте традиционной системы предписаний в осуществлении познавательной деятельности.

Исследовательская культура как способность личности реагировать на изменения, ориентироваться в динамично меняющейся социокультурной реальности не может объясняться только рамками следования общим правилам познания окружающей действительности, в анализе ее развития необходимо учитывать изменения, происходящие на уровне общества, образования, личности, определяющие особенности ее освоения.

В данной работе предлагается социологический анализ исследовательской культуры как особого социокультурного феномена, отличающейся от научной культуры. Социологический подход позволяет выделить группу социокультурных факторов, обусловливающих отношение студентов к исследовательской культуре. Среди них - привлекательность высшего образования и профессии, модели поведения современных преподавателей, характер их взаимодействия со студентами, значимость образовательных практик. Данный подход позволяет рассматривать исследовательскую культуру не только в привычном ракурсе - как систему общих требований к ее освоению, но в аспекте анализа потребностей студентов в использовании данного «символического капитала» в учебной и будущей профессиональной деятельности.



В подготовке материалов были использованы данные следующих исследований: контент-анализ студенческих научных сообществ российских вузов - групп в социальной сети «Вконтакте», 2013 г. (95 сообществ); визуальный анализ спровоцированных документов (ролики об участии в конференциях и олимпиадах, подготовленные студентами разных вузов и факультетов) за период с 2007 по 2013 г. (40 материалов); опрос экспертов методом интервью, 2012-2013 гг. (20 интервью, целевой отбор); опрос студентов вузов г. Екатеринбурга разных направлений подготовки методом фокус-группового интервью, 2012-2013 гг. (три группы, 30 респондентов); вторичный анализ данных международного социологического исследования по широкому спектру проблем качества высшего образования в вузах Екатеринбурга и Израиля методом анкетного опроса студентов и интервью преподавателей, 2012 г. (757 студентов г. Ариэля и г. Иерусалима, 398 студентов г. Екатеринбурга, 20 преподавателей).

Автор выражает глубокую признательность рецензентам профессору Л.Я. Рубиной, доценту Е.В. Прямиковой; коллективу студентов и преподавателей факультета социологии и политологии УрГПУ, принявших участие в исследованиях и обсуждении работы.

Исследовательская культура личности в современном обществе

Динамичное развитие общества и знаний с точки зрения социологии может рассматриваться в качестве фактора дифференциации способов познания и стратегий ориентации личности в социокультурном пространстве. Информационные технологии инициируют появление новых ценностей, средств производства знания и стратегий познания. Об этом свидетельствует усиливающаяся специализация предметных областей, разделение труда, развитие «информационного капитализма» (М. Кас- тельс). Современность такова, отмечает 3. Бауман, что «предметные области как мысленно ограниченные контексты реальной действительности, подвергаются непрерывным операциям познания и конструирования в виду динамичности общественных процессов»[1]. В соответствии с этим «меняются способы взаимодействия личности с пространством предметного мира и, тем самым, меняется модальность человеческого общежития»[2]. Скорость производства и передачи знаний, интенсивность информационных потоков и способов социального взаимодействия вносит новое ценностное содержание в процесс познания реальности, усиливается его прагматичность, креативность, инновационность, непрерывность, эффективность. На уровне социальных институтов (в частности образования) изменяется роль исследовательской функции в формировании личности. Становится более значимым развитие способности к самоорганизации в познавательной деятельности и апробации полученных знаний на практике.


Исследовательская культура как стратегия познания и присвоения значений реальности свойственна каждому человеку. Она выражается в индивидуально выработанной системе представлений о разнообразии предметного, знаково-символического, социального, природного миров, определяющей особое социокультурное ориентирование личности в пространстве.

Исследовательская культура является объектом изучения антропологии, культурологии, педагогики, психологии. Она имеет общий (деятельностный) и конкретный аспекты анализа. В первом случае рассматривается совокупность способов, процедур последовательного и целенаправленного изучения объектов реальности, опирающегося на исторически сложившуюся логику научно-исследовательского процесса. Данная культура предполагает направленность действий на решение задач, для которых характерно отсутствие у субъекта способа решения[3]. Во втором случае при анализе данной культуры определяются условия раскрытия сущностных сил человека, его субъективации в пространстве знаний (антропологический подход)[4]. Изучается ее потенциал в развитии личности, взаимообусловленности познания мира, себя и бытия себя в мире (психологический подход)[5]. Ее анализ осуществляется через призму культурных норм и признанных культурных ценностей исследовательского процесса (культурологический подход)[6]. Кроме этого, исследовательская культура рассматривается как технология формирования компетенций в будущей профессиональной деятельности (педагогический подход)[7].

В данных подходах изучение исследовательской культуры сконцентрировано на аспектах, раскрывающих совокупность условий, обеспечивающих формирование готовности индивида к использованию научных способов познания реальности в собственной познавательной деятельности. Вместе с этим появляются вопросы, связанные с динамикой и разнообразием источников обретения культурно-познавательного опыта в современном обществе, трансформациями в сфере науки, образования, рынка труда, изменениями на уровне познавательных потребностей индивидов. Культурный, общественный, личностный аспекты функционирования исследовательской культуры обращают внимание на методологические вопросы о ее социокультурной сущности, об особенностях развития на уровне личности в конкретном социальном институте, ее современной роли в обеспечении жизнедеятельности социального субъекта, а также специфике воспроизводства в современном обществе и системе образования. В связи с этим возрастает актуальность социологического анализа сущности и развития исследовательской культуры.


Социологический подход в изучении исследовательской культуры заключается в выявлении социокультурной специфики развития познавательного опыта личности, определении факторов, влияющих на характер присвоения норм познания. Для того чтобы раскрыть особенности функционирования рассматриваемого феномена, нужно определить сущность исследовательской деятельности, ее культурный аспект и причины динамики в современном обществе.

Этимологическое значение дефиниции «исследование» подразумевает под собой воспроизведение по косвенным признакам заданного изначально природой порядка в конкретных предметах и явлениях окружающей действительности. На уровне личности она проявляется в совокупности действий, направленных на необходимость получения информации о неизвестном и устранение этой неизвестности. В онтологическом аспекте исследование трактуется как один из видов познавательной деятельности человека[8], реализуемый с целью извлечения свойств предмета без каких-либо последующих его изменений. В основе феномена исследования заложена мыслительная деятельность - форма сознательного отношения человека к окружающему миру и себе. К элементам, образующим процесс исследования, относятся субъект как носитель индивидуального сознания и опыта, предмет познания и способы его изучения. Предметом познания могут выступать объекты природного и социокультурного миров. Динамичность последнего создает проблемность в познании и выступает фактором, влияющим на выработку индивидом разных способов изучения предметной реальности или же подавляющим эту потребность. Познавательная деятельность обусловлена социально, «любое познание связано с социальным опытом и наполняющими его духовными реальностями не только в период своего возникновения, но и продолжает жить, усваиваемое несколькими поколениями, изменяя сам характер жизнедеятельности»[9]. Процесс исследования довольно изменчив и это обусловлено, с одной стороны, динамикой социокультурной реальности, с другой стороны, возможностями индивида в ее познании. Рассмотрим эти факторы подробнее.

Сознание человека в силу биологически заданных характеристик обусловливает неосознанное формирование познавательного опыта как результата взаимодействия личности с социокультурной реальностью и природным миром, «тайна» которых пробуждает в индивиде потребность к познанию. «Человек, реагируя на внешние условия, способен проявить ориентировочно-пробовательную реакцию»