Файл: Практические задания по дисциплине Психология безопасности Задание Составьте таблицу с краткой характеристикой всех психических процессов (ощущение, восприятие, эмоции, сознание, речь, память, воображение и др).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 660
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 9.
Составьте перечень стрессогенных факторов в различных профессиях и предложите способы их преодоления.
Ответ:
Значительная часть факторов, провоцирующих стресс, связана с выполнением профессиональных обязанностей. Способны вызвать стресс следующие факторы:
• организационные;
• организационно-личностные.
Профессиональный стресс у преподавателей:
- большие психоэмоциональные затраты;
- угроза «Не успеть»;
- эмоциональное выгорание;
- повышенные требования к качеству преподаваемой деятельности;
- повышение риска по частоте заболеваемости;
- носит накопительный характер.
Стрессогенные факторы, обусловленные управленческими причинами на производстве:
- конфликты с организацией по причине ее низкой управленческой культуры;
- неадекватная оценка администрацией профессионального труда работников;
- унижение перед коллективом (планерки, собрания);
- недоверие руководителя к возможностям и способностям работника;
- проблемы, связанные с аттестацией профессионализма работников;
- торможение профессионального роста работника (отказ, указание на прошлые ошибки).
Стрессогенные факторы, обусловленные межличностным общением с коллегами:
- оскорбления со стороны коллег;
- группировки в коллективе;
- позиция «отвергаемых» в коллективе;
- психофизиологическая несовместимость, безотчетность, неприязнь;
- негативные проявления в оценке деятельности и личностных качеств со стороны коллег по работе.
Способы преодоления стрессогенных факторов:
- глубокое дыхание; йога; спорт;
- тренинги: уверенности в себе; социальных навыков; управления временем;
- визуализация успеха; визуализация выполнения; визуализация здоровья; визуализация уверенности;
- изменение мыслей, суждений, изменения отношения к происходящему; изменения отношения к себе: любовь, вера.
- умение адекватно реагировать на ситуации; справляться со смущением; игнорировать.
Задание 10.
Сформулируйте рекомендации по оптимизации социально- психологического климата в студенческой группе. Дайте определение социально-психологического климата.
Ответ:
Студенческая группа способна существенно повысить эффективность индивидуального процесса усвоения знаний. Но для этого нужно, чтобы студенческая группа стала коллективом (командой), где каждый готов помочь каждому, где существует культ учения и знания, атмосфера научного поиска или, другими словами, чтобы в группе установился благоприятный социально-психологический климат.
Благоприятный социально-психологический климат является условием успешной учебы и удовлетворенности студентов своим коллективом.
Социально- психологический климат – это относительно устойчивое психологическое отношение членов команды, проявляемое в разных сферах работы.
Социально-психологический климат оказывает влияние на межличностные отношения членов команды, отношение служащих к собственной работе и иным сферам деятельности, чувственные отношения и групповую работу, а также личные ценностные ориентации.
С целью поддержания положительного климата, еще более крепкому сплочению группы, можно предложить комплекс тренинговых игр и мероприятий.
Игры общения. Игра используется для анализа взаимоотношений в коллективе, представляет собой аналог социометрии. Вариантом такой социометрии является «физическое» изображение отношений в группе.
Членам группы предлагают разместиться ближе к тем лицам, кому они отдают предпочтение, и дальше от тех, отношения к которым наиболее прохладны. Конкретная инструкция зависит от ситуации и проблемы, которую нужно преодолеть в группе.
Для развития доверия в группе американские психологи предлагают игру «разговор на непонятном языке».
Произнося ничего не значащие сочетания слогов, партнеры стараются интонацией выразить различные эмоциональные реакции и учатся понимать эмоциональный подтекст общения. Повышая психологическую культуру личности и развивая эмоциональное восприятие, игровое оформление общения одновременно ускоряет переход отношений в неформальные и облегчает контакты.
Для улучшения взаимоотношений и психологического климата группы как способа снятия психологических барьеров, препятствующих общению и самовыражению, широко используется метод ролевых игр. Одним из вариантов является психодрама.
Разыгрываются сцены, в которых один играет роль подчиненного, другой - своего начальника, и наоборот. Из двух конфликтующих партнеров каждый выступает сначала в образе себя, а затем в роли своего противника, высказывая от лица партнера его скрытые чувства и таким образом «вживаясь» в образ своего «врага», чтобы лучше понять, что должно способствовать разрешению конфликта. Остальные присутствующие при ролевой игре являются «зрителями». Задача зрителей: активно обсуждая действия участников или даже разыгрывая сцену, помочь разрешить конфликт или проблему.
Дискуссии, вербальные контакты, обсуждения
- наиболее оптимальные способы по выявлению проблем. При их организации руководствуются следующими принципами:
- обсуждение проводится в демократической атмосфере, с обязательной обратной связью, когда выслушивается каждый и опрашиваются все присутствующие, при условии позитивного восприятия каждого мнения ведущим собрание и всеми участниками;
- поступающие предложения и мнения делают доступными всеобщему обозрению, вывешивая их на стенах на листах бумаги.
Наибольшую популярность в настоящее время получил вид дискуссии:
- Аквариум. Присутствующие делятся на участников и наблюдателей. Участники образуют внутренний круг, наблюдатели - внешний. Участники ведут дискуссию, через каждые 20 минут прекращая свое обсуждение. В паузе (5мин.) наблюдатели оценивают эффективность помощи участников друг другу и высказывают собственные предложения. Таким образом, устраивают дискуссию для достижения решения какой-то проблемы, обмениваются информацией, если нужно довести ее до широкого круга лиц.15
Задание 11.
Подберите и опишите диагностический материал для выявления суицидальных намерений. Опишите методы работы с людьми склонных к суицидальным намерениям.
Ответ:16
ПАКЕТ МЕТОДИК ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ РИСКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1. Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой).
2. Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков
(А.Н. Волкова).
3. Методика «Карта риска суицида» (модификация для подростков
Л.Б. Шнейдер).
4. Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королёва).
5. Шкала безнадёжности (Hopelessness Scale, Beck et al. 1974).
6. Диагностика враждебности (по шкале Кука – Медлей).
7. Методика диагностики уровня субъективного ощущения.
одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона.
8. «Одиночество» опросник С.Г. Корчагиной.
9. Диагностика суицидального поведения подростков.
(Модификация опросника Г. Айзенка «Самооценка психических.
состояний личности» для подросткового возраста).
10. Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П.
Костюкевич).
-
Опросник суицидального риска
(модификация Т.Н. Разуваевой)
Цель: экспресс-диагностика суицидального риска; выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства.
Предназначена для учащихся 8-11 класса. Возможно индивидуальное и групповое тестирование.
Инструкция:
В бланке для ответов ставить в случае согласия с утверждением "+", в случае несогласия с утверждением "-".
1 Вы все чувствуете острее, чем большинство людей.
2 Вас часто одолевают мрачные мысли.
3 Теперь Вы уже не надеетесь добиться желаемого положения в жизни.
4 В случае неудачи Вам трудно начать новое дело.
5 Вам определенно не везет в жизни.
6 Учиться Вам стало труднее, чем раньше.
7 Большинство людей довольны жизнью больше, чем Вы.
8 Вы считаете, что смерть является искуплением грехов.
9 Только зрелый человек может принять решение уйти из жизни.
10 Временами у Вас бывают приступы неудержимого смеха или плача.
11 Обычно Вы осторожны с людьми, которые относятся к Вам дружелюбнее, чем Вы
ожидали.
12 Вы считаете себя обреченным человеком.
13 Мало кто искренне пытается помочь другим, если это связано с неудобствами.
14 У Вас такое впечатление, что Вас никто не понимает.
15 Человек, который вводит других в соблазн, оставляя без присмотра ценное имущество,
виноват примерно столько же, сколько и тот, кто это имущество похищает.
16 В Вашей жизни не было таких неудач, когда казалось, что все кончено.
17 Обычно Вы удовлетворены своей судьбой.
18 Вы считаете, что всегда нужно вовремя поставить точку.
19 В Вашей жизни есть люди, привязанность к которым может очень повлиять на Ваши
решения и даже изменить их.
20 Когда Вас обижают, Вы стремитесь во что бы то ни стало доказать обидчику, что он
поступил несправедливо.
21 Часто Вы так переживаете, что это мешает Вам говорить.
22 Вам часто кажется, что обстоятельства, в которых Вы оказались, отличаются особой
несправедливостью.
23 Иногда Вам кажется, что Вы вдруг сделали что-то скверное или даже хуже.
24 Будущее представляется Вам довольно беспросветным.
25 Большинство людей способны добиваться выгоды не совсем честным путем.
26 Будущее слишком расплывчато, чтобы строить серьезные планы.
27 Мало кому в жизни пришлось испытать то, что пережили недавно Вы.
28 Вы склонны так остро переживать неприятности, что не можете выкинуть мысли об
этом из головы.
29 Часто Вы действуете необдуманно, повинуясь первому порыву.
Обработка результатов
По каждому субшкальному диагностическому концепту подсчитывается сумма положительных ответов. Полученный балл уравнивается в значениях с учетом индекса (см. Таблицу №1).