Файл: Практические задания по дисциплине Психология безопасности Задание Составьте таблицу с краткой характеристикой всех психических процессов (ощущение, восприятие, эмоции, сознание, речь, память, воображение и др).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 661
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Делается вывод об уровне сформированности суицидальных намерений и конкретных факторах суицидального риска.
Таблица №1
Субшкальный диагностический коэффициент | Номера суждений | Индекс |
Демонстративность | 12, 14, 20, 22, 27 | 1, 2 |
Аффективность | 1, 10, 20, 23, 28, 29 | 1, 1 |
Уникальность | 1, 12, 14, 22, 27 | 1, 2 |
Несостоятельность | 2, 3, 6, 7, 17 | 1, 5 |
Социальный пессимизм | 5, 11, 13, 15, 17, 22, 25 | 1 |
Слом культурных барьеров | 8, 9, 18 | 2, 3 |
Максимализм | 4, 16 | 3, 2 |
Временная перспектива | 2, 3, 12, 24, 26, 27 | 1, 1 |
Антисуицидальный фактор | 19, 21 | 3, 2 |
Содержание субшкальных диагностических концептов.
Демонстративность.
Желание привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания. Оцениваемое из внешней позиции порой как "шантаж", "истероидное выпячивание трудностей", демонстративное суицидальное поведение переживается изнутри как "крик о помощи". Наиболее суицидоопасно сочетание с эмоциональной регидностью, когда "диалог с миром" может зайти слишком далеко
Аффективность.
Доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуации. Готовность реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно эмоционально. В крайнем варианте - аффективная блокада интеллекта.
Уникальность.
Восприятие себя, ситуации, и, возможно, собственной жизни в целом как явления исключительного, не похожего на другие, и, следовательно, подразумевающего исключительные варианты выхода, в частности, суицид. Тесно связана с феноменом "непроницаемости" для опыта, т.е. с недостаточным умением использовать свой и чужой жизненный опыт.
Несостоятельность.
Отрицательная концепция собственной личности. Представление о своей несостоятельности, некомпетентности, ненужности, "выключенности" из мира. Данная субшкала может быть интеллектуальной, моральной, выражает интрапунитивный радикал. Формула внешнего монолога - "Я плох".
Социальный пессимизм.
Отрицательная концепция окружающего мира. Восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружающими. Социальный пессимизм тесно связан с экстрапунитивным стилем каузальной атрибуции. В отсутствие Я наблюдается экстрапунитивность недостойны меня".
Слом культурных барьеров.
Культ самоубийства. Поиск культурных ценностей и нормативов, оправдывающих суицидальное поведение или даже делающих его в какой-то мере привлекательным. Заимствование суицидальных моделей поведения из литературы и кино. В крайнем варианте - инверсия ценности смерти и жизни. В отсутствие выраженных пиков по другим шкалам это может говорить только об "экзистенции смерти". Одна из возможных внутренних причин культа смерти -доведенная до патологического самодеятельность: "Вершитель собственной судьбы сам определяет конец своего существования".
Максимализм.
Инфантильный максимализм ценностных установок. Распространение на все сферы жизни содержания локального конфликта в какой-то одной жизненной сфере. Невозможность компенсации. Аффективная фиксация на неудачах.
Временная перспектива.
Невозможность конструктивного планирования будущего. Это может быть следствием трансформацией чувства неразрешимости текущей проблемы в глобальный страх неудач и поражений в будущем.
Антисуицидальный фактор.
Даже при высокой выраженности всех остальных факторов есть фактор, который снимает глобальный суицидальный риск. Это глубокое понимание чувства ответственности за близких, чувство долга. Это представление о греховности самоубийства, антиэстетичности определенном смысле это показатель психокоррекционной работы.
2. Прогностическая таблица
риска суицида у детей и подростков (А.Н. Волкова).
№ | Проблема | Балл |
1 | Утрата обоих родителей | 5 |
2 | Утрата одного из родителей или развод в семье | 4 |
3 | Тяжелая психологическая атмосфера в семье | 4 |
4 | Изоляция в детском коллективе | 4 |
5 | Несправедливые методы воспитания, подавление | 4 |
6 | Тяжелые соматические болезни, инвалидность | 3 |
7 | Отсутствие опоры на любящего взрослого | 3 |
8 | Неудачи в учебе, низкие школьные успехи | 3 |
9 | Акцентуации личности | 3 |
10 | Употребление алкоголя и наркотиков | 2 |
11 | Нарушение контроля, импульсивность | 2 |
12 | Низкая самооценка | 1 |
13 | Тяжело протекающий пубертат | 1 |
14 | Пассивность, робость, несамостоятельность | 1 |
Дети, набравшие более 25 баллов, могут быть учтены в группе риска суицида.
Методы работы с суицидальными рисками.
Чрезвычайно серьезной проблемой при депрессии являются суицидальные желания пациента. Чтобы выбрать правильные и эффективные техники для работы с данной проблемой, терапевту прежде всего необходимо выяснить, почему пациент совершает или обдумывает возможность совершения столь страшного шага.
О наличии суицидальных намерений можно судить по поведению и высказываниям человека. Повышенная скрытность или внезапное составление завещания должны насторожить близких пациента.
Решение о совершении самоубийства может сопровождаться периодом умиротворения. Спокойствие, внезапно охватывающее ранее тревожного пациента, является опасным знаком, хотя окружающие нередко трактуют его как признак выздоровления. Это неверное понимание приводит к снижению бдительности и в конечном счете облегчает совершение суицида.
Силу суицидального намерения или степень его выраженности можно рассматривать как точку континуума. Один полюс данного континуума - это твердое намерение покончить с жизнью, другой - представлен твердым намерением продолжать жить.
В качестве объяснения названы причины:
- желанием повлиять на окружающих и/или изменить неблагоприятную ситуацию;
- "бегства от жизни" и "избавления";
- манипулятивными мотивы.
Методы работы:
1. Терапевт должен уметь "вжиться" во внутренний мир пациента, должен уметь "прочувствовать" его отчаяние и безысходность;
2. Терапевт должен понять и принять логику суицидальных причинно-следственных связей. И только после этого он вместе с пациентом может начать работу по поиску ошибок в посылках и умозаключениях, лежащих в основе суицидального импульса;
3. Задача терапевта сводится к тому, чтобы "оттянуть время" и дождаться окончания опасного периода;
4. Необходимо постоянно пробуждать и поддерживать у пациента интерес к терапии, важно соблюдать принцип непрерывности терапии;
5. Побудить пациента к объективному анализу своих суицидальных желаний и подвести его к осознанию того, что эти желания могут оказаться безосновательными;
6. Взвесив все "за" и "против" суицида, терапевт просит перечислить доводы в пользу жизни и доводы в пользу смерти;
7. Приведенные пациентом доводы в пользу смерти должны быть восприняты терапевтом всерьез; он не имеет права отмахиваться от них, даже если они кажутся тривиальными или иррациональными. Недопустимы также заявления типа "Если вам так хочется, давайте, убейте себя". Подобного рода "уловки" могут иметь самые печальные последствия;
8. Суицидальная склонность должна быть основной мишенью терапии. Один из многообещающих терапевтических подходов состоит в том, чтобы научить пациента а) думать об иных способах решения проблемы и б) отвлекаться от суицидальных желаний, используя различные техники отвлечения внимания;
9. Метод когнитивной репетиции:
- представить себя в безвыходной ситуации;
- прочувствовать отчаяние и суицидальные импульсы;
- попытаться выработать возможные решения проблемы, несмотря на давление суицидальных желаний;
- готовить пациента к будущим кризисным ситуациям:
Терапевт представляет пациенту гипотетическую, но абсолютно реалистическую ситуацию, способную спровоцировать кризис, ситуацию, схожую с теми, в которых пациент оказывался в прошлом, и затем они детально исследуют, какую линию поведения следует избрать в данной ситуации.17
Задание 12.
Что говорят нам мимика и жесты? Выберите наиболее правильные, с вашей точки зрения, варианты для следующих утверждений.
Ответ:
1. Вы считаете, что мимика и жесты это - … а) спонтанное выражение
душевного состояния человека в данный конкретный момент; б) дополнение к речи; в) предательское проявление нашего самосознания; г) отпечаток культуры и происхождения, который трудно скрыть; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
2. У женщин по сравнению с мужчинами язык мимики и жестов: а) более выразителен; б) менее выразителен; в) более сложен; г) более многозначен; д) более индивидуален; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.
3. Какая мимика и какие жесты во всём мире значат одно и то же: а) качание головой из стороны в сторону; б) кивок головы вверх-вниз; в) когда морщат нос; г) когда поднимают вверх указательный палец; д) когда хмурят лоб; е) когда подмигивают; ж) когда улыбаются; з) все ответы верны; и) все ответы неверны.
4. Какая часть тела «выразительнее» всего: а) ноги; б) руки; в) пальцы; г) плечи; д) кисти рук; е) ступни; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.
5. Какая часть человеческого лица наиболее «информативна»: а) лоб; б) глаза; в) губы; г) брови; д) нос; е) уголки рта; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.
6. Когда люди видят человека в первый раз, то они обращают внимание в первую очередь на: а) одежду; б) походку; в) внешность; г) осанку; д) манеры; е) речь; ж) деятельность; з) все ответы верны; и) все ответы неверны.
7. Если собеседник, говоря с вами, отводит глаза, то вы делаете вывод о его: а) нечестности
; б) неуверенности в себе; в) комплексе неполноценности; г) сосредоточенности; д) шизоидной акцентуации; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.
8. Преступника всегда легко узнать по внешнему виду, так как у него: а) злой взгляд; б) взгляд исподлобья; в) низкий лоб; г) бегающие глаза; д) циничная ухмылка; е) шишковатый череп; ж) руки с наколками; з) бритая голова; и) все ответы верны; к) все ответы неверны.
9. Большинство используемых жестов и поз: а) передаются из поколения в поколение; б) заучены с детства от родителей; в) подсмотрены у других и заучены; г) заложены в человеке от природы; д) имеют национально-культурную специфику; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.
Задание 13.
Запишите признаки трёх вариантов посттравматического стрессового расстройства (острого, хронического, с отсроченным началом).
Дайте подробную характеристику стратегиям преодоления стресса при экстремальной ситуации (понятие совладания, копинг – стратегии, концепция преодоления, избегание).
Ответ:
Острое18 посттравматическое стрессовое расстройство – развивается в течение одного месяца после травматической ситуации. Быстро проходящее расстройство значительной степени тяжести у людей без психических отклонений в ответ на психологический или физиологический стресс.
Признаки:
-
Симптомы вторжения — человек постоянно вспоминает или ему снится травмирующее событие; -
Негативное настроение — человек может испытывать негативные мысли, грусть и плохое настроение; -
Диссоциативные симптомы— включают в себя измененное чувство реальности, недостаточную осведомленность об окружающей среде и неспособность запомнить детали травмирующего события; -
Симптомы избегания — люди с этими симптомами намеренно избегают мыслей, чувств, людей или мест, которые они связывают с травмирующим событием; -
Симптомы возбуждения — могут включать бессонницу и другие нарушения сна, трудности с концентрацией внимания и раздражительность или агрессию, которые могут быть как словесными, так и физическими. Человек также может чувствовать себя напряженным или настороженным и очень легко пугается.
Возможна и ответная реакция организма в виде головокружения, тошноты, рвоты, отсутствия аппетита. Пик переживаний может продолжаться от нескольких дней до нескольких месяцев – так проявляется острый синдром ПТСР.