Файл: Детский сад комбинированного вида 184 Формирование культурногигиенических навыков у старших дошкольников в условиях доу.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 195

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

38 6. «Ёлочка нарядная»
И.п.: стоя, руки вдоль туловища, кисти в стороны. Вдох - приподняться на носки, немного развести руки в стороны; выдох - поворот туловища в сторону, полуприсед, руки в и.п., сказать: «Ах!». Повторить 3-4 раза в каждую сторону.
7. «Хлопушка»
И.п.: стоя на коленях, руки вдоль туловища. Вдох - развести руки в стороны, выдох - опустить вниз, хлопнуть в ладоши, сказать: «Хлоп!». Повторить 6-7 раз.
8. «Дует Дед Мороз»
И.п.: сидя на корточках, ладони сложить «трубочкой» вокруг рта. Вдох - и.п.; на выдохе протяжно сказать: «У-у-у-у-у». Повторить 6-8 раз.
Приложение 6. Обширное умывание
Ребёнок должен:
- открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ей от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
-
Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».
Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».
Намочить обе ладошки и умыть лицо.
Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.
Примечание.
Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а также шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая
«раз, два» и т.д.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар
«Детский сад комбинированного вида № 184»
«СЕМЬЯ»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ - ЛЭПБУК
Разработали:
Гедугошева Ирина Юрьевна, воспитатель
Головко Ирина Ильинична, воспитатель
Семенова Вера Ивановна, воспитатель

2
Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие.
В системе дошкольного образования семейное воспитание является его началом, стержнем и венцом. Знания, и умения, заложенные домашним воспитанием, являются первыми ступеньками к вершинам высокого уровня культуры детей. И здесь важная роль отводится дошкольному учреждению, требуется поиск новых взаимоотношений семьи и ДОУ, а именно – сотрудничества, взаимодействия, доверительности. Кроме этого, именно в дошкольном возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и педагогом, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи. Так как воспитание, развитие и здоровье ребенка напрямую зависит от того, в каких условиях он живет, растёт, развивается, какие люди его окружают и как организован процесс его воспитания.
К сожалению, в современном мире институт семьи постепенно утрачивает свои позиции. Понятие семьи, ее важность, к сожалению, уже не так значимы. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.
В дошкольном возрасте происходит формирование культурно- ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Большое значение для решения этих задач имеет семья. Ведь именно семейные ценности - это те принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Именно в семье у ребенка формируется чувство любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи», о родословной семьи, слабо сформированы представления о профессиях родителей, значимости этих профессий в обществе. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Родители также недооценивают значимость семейных традиций в воспитании своих детей.
Учитывая вышеперечисленные факторы, мы, педагоги МАДОУ МО г.
Краснодар «Детский сад № 184» создали методическое пособие-лэпбук
«Семья».


3
Пояснительная записка
Актуальность данного пособия заключается в том, что в современном образовательном процессе немаловажным является воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств любви и уважения к родным и близким. Ребенку необходимо помочь узнать как можно больше о своей семье. Сплочения семьи, сближения взрослых и детей невозможно без участия ребенка и родителей как двух полноправных и равновеликих сторон.
Именно поэтому, сегодня необходимо создавать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, семьи. Дети должны научиться, не только брать, но отдавать: заботиться о близких людях с детства, быть внимательными друг к другу, членам своей семьи.
1   2   3   4   5   6

Цель: закрепление знаний детей о своей семье, увлечениях, семейных традициях и ценностях, взаимоотношениях между членами семьи.
Задачи:
Образовательные:
• Создать педагогические условия, направленные на формирование у детей образа семьи;
• Формировать представление детей о доме, предметах домашнего обихода;
• Научить соблюдать определенные правила поведения дома.
Развивающие:
• Развивать диалогическую речь, вводить в активный словарь понятия:
«дом, семья, родные и близкие»;
• Развивать у детей понимание того, что дети должны относиться к родным, близким людям, знакомым, педагогам с уважением, быть всегда вежливым.
Обращать внимание на то, что доброта и отзывчивость всегда вознаграждается.
• Развивать связную речь.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;
• Воспитывать любовь к родному дому.
Методическое пособие - лэпбук «Семья» представляет собой самодельную пластиковую папку-раскладушку, на страницах которой имеются разного размера кармашки. В них собрана информация, задания, материалы, игры по теме «Семья».
Ребенок может доставать, перекладывать, складывать их по своему усмотрению. Все кармашки доступны в обращении и пользовании.
Данное методическое пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и является средством развивающего обучения. Оно помогает определить у ребенка уровень развития представлений о своей семье.
Это отличный способ для повторения и закрепления пройденного материала.
Дети вместе со взрослыми участвовали в сборе материалов: анализировали, сортировали информацию.
Информация и задания в методическом пособии - лэпбуке «Семья» подразумевают интеграцию образовательных областей: познавательное

4 развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально
- коммуникативное развитие.
Пособие добавляется, пополняется новыми материалами, используется как в самостоятельной деятельности детей, так и в образовательной деятельности.
В методическом пособии-лэпбуке «Семья» собрано сразу несколько дидактических игр и упражнений, которые направлены на решение разных задач: на развитие внимания, речи (обогащение словаря, связной речи, мышления, а самое главное на развитие познавательного интереса к деятельности).
-
Пословицы про семью.
-
Загадки про семью.
-
Дидактические игры:
✓ «Наши семейные традиции».
✓ «Составь свою семью».
✓ «Домашние дела»;
✓ «Составь рассказ по теме».
-
Пальчиковый театр «Семья».
-
Сюжетные картинки:
✓ «Семейные традиции»;
✓ «Моя семья».
Дидактическая игра «Наши семейные традиции»
Цель: закреплять представление детей о семейных традициях, воспитывать уважение к ним, развивать речь детей. Игра представляет собой набор сюжетных картинок.
Описание игры: ребенок выбирает картинку, показывает участникам игры.
Дети называют, что это за семейная традиция и рассказывают у кого в семье она сохранена.
Дидактическая игра «Составь свою семью».
Цель: закрепление знаний о себе, о своем генеалогическом древе, родословной, расширение представления о семье, закрепление умений ориентироваться в родственных отношениях.
Описание игры: игра представляет собой изображение генеалогического древа, набор фигурок членов семьи разного пола и возраста. Из них можно выложить свою семью, рассказать о них. Можно посчитать, сколько людей в вашей семье, кого больше – мужчин или женщин, а также упорядочить членов семьи по возрасту и т. п.
Дидактическая игра «Домашние дела».
Цель: закрепить понимание детей, что в семье у каждого члена есть свои обязанности, которые зависят от возраста, интересов и необходимости,


5 формировать представления об увлечениях, хобби и домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков.
Правила проведения дидактической игры: количество участников от 2-х до 6- ти детей. Картинки отбираются каждым игроком поочередно. Выбор картинки сопровождается объяснением, почему именно этот член семьи должен выполнять те или иные обязанности. За один ход ребенок может взять только одну картинку.
Описание игры: распределить картинки с изображением членов семьи между игроками. Детям предлагается подобрать каждому члену семьи орудия труда, объяснить, что с ними можно делать, с какой целью: кто еще может выполнять данную работу. Каждый, кто подобрал больше картинок и дал содержательное объяснение - выиграл.
Дидактическая игра «Составь рассказ по схеме».
Цель: развивать внимание, мышление, расширять словарный запас ребенка и его кругозор.
Описание игры: в конверте находятся сюжетные картинки по теме
«Семья». Дети берут схемы рассказа-описания и составляют рассказы по ним.
Пальчиковый театр «Семья».
Он представляет собой набор фигурок членов семьи разного пола и возраста. Из них можно выложить свою семью, рассказать о них. Можно посчитать, сколько людей в вашей семье, кого больше – мужчин или женщин, а также упорядочить членов семьи по возрасту и т. п. С помощью пальчиковых кукол дети могут разыгрывать диалоги поведения из жизни семьи.
Сюжетные картинки:
«Семейные традиции». Работа с сюжетными картинками направлена на развитие связной речи детей. В кармашке находятся картинки с сюжетами из жизни семьи, по которым можно составить рассказы.
«Моя семья». Работа с сюжетными картинками направлена на развитие связной речи детей. В кармашке находятся картинки с изображением членов семьи, по которым можно составить рассказы.

6

7

8

9
В результате использования нами, педагогами МАДОУ МО г. Краснодар
«Детский сад № 184», методического пособия-лэпбука «Семья»:

Дети больше узнали о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.

Они умеют поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.

Между педагогами и родителями налажено успешное взаимодействие, которое позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии и воспитании ребёнка.

Родители активно принимают участие в совместных с детьми и педагогами мероприятиях, организуемых в группе и детском саду.
Положительным аспектом данного методического пособия является:
- индивидуальность в работе;
- одновременный охват детей от одного до пяти детей;
- возможность использования в разных видах деятельности;
- мобильность;
- методическое пособие-лэпбук «Семья» является ярким атрибутом в развивающей предметно-пространственной среде группы.