Файл: Детский сад комбинированного вида 184 Формирование культурногигиенических навыков у старших дошкольников в условиях доу.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 192

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар
«Детский сад комбинированного вида № 184»
Формирование культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников в условиях ДОУ
Методическое пособие
Составители:
Карич Маргарита Анатольевна, воспитатель
Семенова Вера Ивановна, воспитатель
Чернышева Лариса Николаевна, воспитатель

2
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………3 1. Понятие, значение и задачи формирования культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников…………………………..5 2. Возрастные особенности культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста…………………………….6.
3. Педагогические условия формирования культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников…………………………..8 3.1. Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников……………………10 4. Сотрудничество с родителями по вопросу формирования культурно-гигиенических навыков…………………………..14
Словарь терминов………………………………………………………..15
Литература………………………………………………………………..16
Приложения………………………………………………………………17

3
Пояснительная записка
В современном обществе проблема воспитания культурно- гигиенических навыков становится на первое место, так как правильное гигиеническое воспитание - залог здоровой жизни. В данном случае речь идёт об установлении целого комплекса медико-гигиенических и социально- психических характеристик жизни людей: физическое здоровье, уровень развития интеллектуальных способностей, психофизиологический комфорт жизни, механизмы воспроизводства интеллектуального потенциала общества.
Одним из основных путей решения этой проблемы является наличие целенаправленного воспитания в детях разумного отношения к своему здоровью. Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Большую роль в развитии гигиены детей сыграли учёные В.И.
Молчанов, Г.Н. Сперанский, М.С. Маслов, Н.М. Щелованов, Е.М.
Белостоцкая, Т.Ф. Виноградова, А.А. Лихачёва, В.И. Глотова и другие.
Труды этих ученых взяты за основу воспитания культурно – гигиенических навыков у дошкольников. В каждой возрастной группе эта работа ведётся в соответствии с возрастными особенностями детей и образовательной программой ДОУ. Усвоение того или иного навыка детьми требует времени, поэтому задача его формирования может относиться не к одному, а к нескольким годам жизни ребёнка.
Общеизвестно, что здоровье человека начинает закладываться в раннем детстве. Детский организм очень пластичен и гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого, поэтому от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что одно из первостепенных значений в охране и укреплении здоровья ребенка старшего дошкольного возраста принадлежит именно его гигиеническому обучению и воспитанию.
Гигиеническое воспитание является частью общего воспитания, а гигиенические навыки - неотъемлемой частью культурного поведения.
Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения.
Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.
Кроме того, воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль не только в охране их здоровья, но и способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.


4
Отечественные педагоги, в частности, В.Г. Нечаева, Ф.С. Левин-
Щирина, В.А. Горбачева, психологи Е.В. Субботский, В.С. Мухина, С.Г.
Якобсон доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений.
Однако, при этом, действует фактор специфики возраста, который ограничивает и объем правил, и норм, и глубину их осознания.
Для того, чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в условиях ДОУ, необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу.
В работе нашего дошкольного учреждения, МБДОУ МО г. Краснодар
«Детский сад № 184», большое внимание уделяется воспитанию культурно- гигиенических навыков.
Значительно повышают качество работы по формированию культурно- гигиенических навыков использование разнообразных форм, методов и особенно игровых приемов. Именно их выбор представляет трудность для молодых специалистов, так как необходимо ориентироваться на личность ребенка, его интересы и возможности.
Цель пособия – оказание методической помощи молодым педагогам в организации работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Методическое пособие «Формирование культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников в условиях ДОУ» создано на основе книги
«Гигиенические основы воспитания детей 3-7 лет» Е.М. Белостоцкой, Т.Ф.
Виноградовой, Л.Я. Каневской, В.И. Теленчи.
Большое внимание в нашем МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 184» уделяется согласованному взаимодействию воспитателей с родителями.
Этот вопрос имеет едва ли не первостепенное значение. Так как именно родители являются авторитетом для своих детей (делаю как мама).
Пособие содержит материалы по формированию культурно- гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста и рекомендации для работы с родителями.
Данное методическое пособие адресовано педагогам и специалистам дошкольных образовательных организаций и родителям детей дошкольного возраста.
Приложения включают методические рекомендация родителям
(приложение 1), алгоритмы выполнения действий по их отработке культурно- гигиенических навыков (приложение 2), буклеты для родителей (приложение
3), потешки, пословицы, загадки, используемые при формировании культурно-гигиенических навыков (приложение 4), картотека дидактических игр по формированию культурно-гигиенических навыков (приложение 5).
Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье.
Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психологического благополучия.


5
«Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живём.
«Здоровье детей – богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена».
Программы воспитания и обучения в детском саду сориентированы на создание в детском саду обстановки, которая способствует формированию культурно-гигиенических навыков.
Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья.
Культурно-гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша.
Формирование у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.
Умения – это сформированная у ребенка способность совершать определенные действия на основе полученных знаний.
Навык – это автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений.
Навыки закрепляются в результате многократного выполнения действия, в результате упражнений в правильном его выполнении.
Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определённых одинаковых или сходных условиях. Привычки в отличие от навыков создают не только возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его осуществления. Привычки, приобретённые ребёнком, сохраняются длительное время и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию.
«Как ни важны навыки не следует забывать, что, одно только овладение ими ещё не обеспечивает правильного поведения. Взрослые должны подавать пример во всём и требуя от ребёнка выполнения определённых правил, сами всегда их соблюдали, были аккуратны, опрятны внешне и т.п.»
Актуальность формирования у дошкольников культурно-гигиенических навыков заключается в том, что период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психическом


6 благополучии. Воспитание здорового поколения – важнейшая задача, требующая серьезного и масштабного подхода к ее решению.
Деятельность нашего дошкольного образовательного учреждения,
МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 184», базируется на понимании здоровья как целостной категории, включающей в себя физическую, интеллектуальную, эмоциональную, личностную, социальную стороны его проявления.
Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в условиях пребывания его в дошкольном образовательном учреждении стоит на первом месте. Это обусловлено многими причинами, одна из которых негативные тенденции в здоровье детской популяции, проявляющиеся значительном снижении числа абсолютно здоровых детей, росте функциональных нарушений и хронических заболеваний, уменьшение числа гармонически физически развитых и физиологически зрелых детей.
Одним из ведущих методов, повышающим защитные механизмы организма является, формирование культурно – гигиенических навыков у детей дошкольного возраста. Конечно, формирование только культурно- гигиенических навыков никоим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней: если в детском саду началась ветрянка, могут заболеть все дети, но, тем не менее, формирование культурно-гигиенических навыков, особенно умение содержать руки в чистоте, позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений. Главное, о чем знает всегда и помнит педагог, что ребенок нуждается в формировании культурно-гигиенических навыков, в естественном, гармоничном образе жизни.
Возрастные особенности культурно-гигиенических навыков детей старшего дошкольного возраста
Дети старшего дошкольного возраста более осознанно должны относиться к выполнению правил личной гигиены: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте.
Формирование навыков личной гигиены предполагает умение детей быть всегда опрятным, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.
Культурно-гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Дети старшего дошкольного возраста должны правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что перед тем,


7 как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно вымыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.
В старшем дошкольном возрасте все более глубокими и осознанными становятся высшие чувства: нравственные, интеллектуальные. Поэтому в нашем ДОУ мы построили процесс гигиенического воспитания, который включает в себя:
-
Во-первых, актуализацию всех источников нравственно-интеллектуального опыта дошкольников.
Такими источниками являются: деятельность
(
образовательная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.
-
Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на данном возрастном этапе.
-
В-третьих, включение критериев воспитанности в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников.
В соответствии с этим, на первый план выступает задача воспитания у воспитанников нашего ДОУ потребности в гигиене как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, к
«самосозиданию» и созиданию вокруг себя здоровой среды обитания - формированию валеологической культуры личности как части ее общей культуры.
Ребенка к старшему дошкольному возрасту необходимо научить содержать в чистоте свое тело, помещение и вещи, которыми он пользуется в повседневной жизни. Он должен уметь самостоятельно умываться, чистить зубы, одеваться, поддерживать порядок. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь.
При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих. В дошкольном учреждении, где старшие не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и для ребенка это становится законом.
Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим ребенка к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Будет радоваться не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный.
Если культурно-гигиеническое воспитание проходит успешно, старший дошкольник должен освоить следующие знания, умения и навыки, касающиеся проблем гигиены и охраны здоровья:
✓ знать названия основных частей тела и внутренних органов, их распо- ложение и роль в жизнедеятельности организма человека;
✓ понимать значение здорового образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия;