Файл: Детский сад комбинированного вида 184 Формирование культурногигиенических навыков у старших дошкольников в условиях доу.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 223
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8
✓ знать и соблюдать правила личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;
✓ уметь правильно строить режим дня и выполнять его.
Основными формами воспитания гигиены можно считать практические занятия.
Занятия можно проводить вместе с родителями. Некоторые задания могут быть рекомендованы для домашней работы.
1. Чистые руки:
– показать, как правильно мыть руки;
– доказать, почему нужно держать руки в чистоте, когда обязательно следует их мыть.
2. Здоровые зубы:
– показать на рисунке последовательность чистки зубов;
– почистить зубы щеткой и пастой;
– доказать, почему нужно чистить зубы, когда и какими пастами (детские
«Чебурашка», «Я сам», «Мое солнышко», «Дракоша» и др.);
– составить памятки «Что любят наши зубы», «Вредно для зубов».
3. Красивые ногти:
– показать на рисунке (нарисовать), как следует стричь ногти на руках и ногах;
– правильно подстричь ногти на руках;
– порассуждать, почему маленьким девочкам не следует отращивать длинные ногти, красить их лаком, носить на пальцах множество колечек.
4. Внешний вид:
– выбрать на рисунках (нарисовать) варианты одежды, обуви и прически для посещения ДОУ, посещения театра, праздника, для дома и т.д.;
– показать, как следует чистить одежду и обувь, пришивать пуговицы;
– доказать, что всегда необходимо иметь при себе носовой платок, и пояснить, для чего.
5. Я и мое здоровье.
Таким образом, можно сделать вывод, что спектр гигиенических навыков, сформированных к старшему дошкольному возрасту, должен быть довольно обширен.
Педагогические условия формирования культурно – гигиенических навыков у старших дошкольников
К числу основных условий успешного формирования культурно – гигиенических навыков в нашем ДОУ относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.
Исходя из возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и динамику развития психических процессов, можно выделить ряд условий, обеспечивающих эффективное развитие культурно-гигиенических навыков в нашем ДОУ:
9 1) организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и так далее.);
2) разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов;
3) многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, формы - разные;
4) индивидуальная работа с каждым ребёнком, учёт уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;
5) организация ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий;
6) безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.
Рационально организованная обстановка в нашем ДОУ – наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).
Для формирования культурно-гигиенических навыков мы выработали общие критерии в оценке отдельных действий, четко определили место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для дошкольников особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи.
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и тоже время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно-гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности.
Формирование культурно - гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателей. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.
Методы и приёмы формирования культурно – гигиенических навыков у старших дошкольников
Среди многих классификаций методов, в дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе
10 обучения. К таким формам относятся наглядно – действенное и наглядно – образное мышление.
В связи с этим главными методами, применяемыми нами в процессе формирования культурно – гигиенических навыков у старших дошкольников, являются наглядные, словесные, игровые и практические методы.
Основные приемы формирования у детей старшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков, применяемые в нашем ДОУ:
- личный пример взрослых
- показ
- объяснение
- пояснение
- поощрение
- беседы
- упражнения в действиях
- дидактические игры
- потешки, стихотворения, пословицы, поговорки
- игровые приемы
- викторины, развлечения
- прием повторения действий.
В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых.
Мы используем как прямой («делай, как я!»), так и косвенный (использование различных форм, вызывающих интерес у детей, привлекают их внимание). Внешний вид взрослых, их поведение служат образцом для детей; их указания не должны идти вразрез с собственным поведением, так как ничто не проходит мимо внимательных детских глаз. «Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте и от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе не трудная и позорная работа» - советовал
А.С. Макаренко. Об этом всегда должны помнить и воспитатели детского сада, и родители. «Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь, или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, — все это имеет для ребенка большое значение», говорил А.С. Макаренко
Для детей старшего дошкольного возраста большое значение имеет осознание значения культурно-гигиенических навыков, им нужно расширить элементарные знания о рациональных правилах личной гигиены, её значение для каждого и для окружающих, воспитывать соответствующее отношение к гигиеническим процедурам. Всё это способствует прочности и гибкости навыков, а это очень важно для создания стойких привычек. С этой целью мы используем вариативные задания, необычные ситуации во время игры,
11 занятия, прогулки и т. п. Предварительно предлагаем детям подумать и рассказать, что и как они будут делать. Затем следим за действиями детей и опять возвращаемся к их совместному обсуждению, оценке.
Показ сопровождаем пояснением. Постепенно мы предоставляем ребенку большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат. При формировании навыков ребенок учится удерживать цель деятельности, не отвлекаться. Также мы обращаем внимание детей на рациональность тех или иных способов действия. У старших дошкольников показ действий и попытки детей выполнить их самостоятельно мы сопровождаем не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребёнка на необходимость действовать определённым образом.
Это помогает ему быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так. Напоминание мы используем косвенные (мы заранее выражаем желание в том, что дети правильно выполняют задание и вскользь напоминаем требование) и прямые.
Среди приёмов, способствующих формированию культурно - гигиенических навыков у детей дошкольного возраста, на первом месте мы ставим прямое обучение - показ, указание, напоминание, совместная деятельность с ребёнком. Для этого используем игровые приёмы, дидактические игры, которые привлекают внимание детей к последовательности действий, способствуют поддержанию самостоятельности в самообслуживании.
Методические приёмы, активно используемые нами, меняются, а условия остаются постоянными. В этой каждодневной деятельности совершаются культурно - гигиенические навыки, формируются привычки. В работе со старшими дошкольниками мы постепенно предоставляет им всё больше самостоятельности. Мы переходим от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам: убеждению, разъяснению смысла правил. Только благодаря тому, что мы учитываем постоянно возрастающий опыт детей, совершенствование их навыков, умение всё более самостоятельно выполнять установленные правила, у наших воспитанников формируются устойчивые привычки, не разрушающиеся при переходе в новые условия. Если бы мы этого не учитывали, то у детей вырабатывались, лишь умения подчиняться нашему требованию.
Обычно качество и правильная последовательность действий находится вне нашего внимания. При этом часто считается неважным следить за тем, перешел ли навык в привычку. Подобная ситуация приводит к тому, что даже у семилетних детей встречается необходимость выполнять культурно – гигиенические навыки исходя только из требований взрослого. Это может привести к потере, казалось бы, уже сформированного навыка. Поэтому в старшем дошкольном возрасте мы проводим повторное обучение навыкам на иной, чем в раннем детстве, основе. Мы помогаем ребенку осознать приемы и условия выполнения культурно-гигиенических навыков, а также их
12 необходимость, опираясь на расширение и усложнение его практического опыта. А для этого мы создаем специально организованную деятельность дошкольника под нашим руководством и тогда детям становится понятна целесообразность наших требований (руки мыть чисто, не лить воду на пол и т. д.).
Упражнение и контроль. Без него ни один навык не может быть сформирован, так как, только в активной деятельности каждого ребёнка создаются и закрепляются динамические стереотипы. Контроль очень важен на начальной стадии формирования навыков. Следует проверять, как выполнены отдельные действия или задания в целом. Отсутствие контроля ведёт к формированию у детей лишь отдельных навыков.
Для закрепления правил и их усвоения, в старшем дошкольном возрасте мы проводим беседы о гигиене. Они строятся так, чтобы дети не только называли, перечисляли действия и их порядок, но и делали обобщения, которые помогают понять целесообразность действий, убеждают детей в их необходимости.
Важно, чтобы старшие дошкольники самостоятельно пользовались культурно - гигиеническими навыками. Поэтому в своей работе мы переходим от прямых указаний к косвенным, например, вместо напоминания «дети идите мыть руки» говорим: «Начинаем готовиться к обеду» и т. п. Также мы привлекаем детей к обсуждению и выбору рационального способа организации того или иного бытового процесса, посылаем отдельных детей в младшие группы для оказания помощи во время умывания, одевания.
Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменения системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате. Однако для их реализации требуется достаточно длительное время. В труде по самообслуживанию ребёнка мы учим доводить начатое до конца, выполнять работу качественно. Например, учим не только снимать одежду, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать её.
Во всех возрастных группах активно используем приём поощрения.
Важно вовремя похвалить ребёнка, но нужно этим не злоупотреблять, чтобы он не ждал похвалы постоянно. Выполнение требований взрослых должно стать нормой поведения, потребностью ребёнка. Поощрение иногда делается нами в такой форме, чтобы напомнить правила выполнения. В некоторых случаях мы используем порицание, но это делаем в косвенной форме, не называя имён детей.
Одним из ведущих приёмов, используемых нами во всех возрастных группах, является повторение действий, упражнение, без этого навык не может быть сформирован. На первых порах формирования навыка мы проверяем, как выполнены отдельные действия или задание в целом, например, просим перед мытьём: «Покажите, как вы засучили рукава» или после мытья смотрим, насколько чисто и сухо вытерты руки.
13
Особое внимание мы уделяем игровому методу, потому что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, посредством игры ребенок лучше запоминает и устанавливает причинно - следственные связи. Игра позволяет ребёнку глубже понять окружающий мир.
Особая роль в формировании культурно – гигиенических навыков отводится нами игровым приемам. Используя их, мы закрепляем у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Видное место отводим при этом дидактическим играм («Уложи куклу спать», «Оденем куклу на прогулку», «Накорми куклу обедом» и т.п.).
Мы считаем очень важным создание условий для игр: подбираем соответствующий дидактический материал, дидактические игрушки, игры.
Продумываем, как можно разместить, дидактический материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечить место для игр.
Заботимся о постоянном обогащении игрового опыта детей. Для этого проводим обучение игровым действиям с дидактическими игрушками, выполняя эти действия вместе с ребенком, организовываем ситуации взаимообучения детей. С помощью игры ребенок приобретает и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, он получает много новой для себя информации. Так же мы считаем, что важно постепенно вносить новые дидактические игры, а по мере их освоения вводить усложненные варианты (изменение игровой задачи, включение новых персонажей, дополнительных правил, игровых действий).
В нашем поле зрения всегда стоят задачи развития у детей самостоятельности, навыков самоорганизации, творческого отношения к игре. Мы поддерживаем интерес ребенка к игре, одобряя удачные, умелые игровые действия, выразительность исполнения роли, проявления взаимопомощи и взаимовыручки. Большой интерес у наших воспитанников вызывают настольно-печатные игры.
Например, игра-лото «Как мы одеваемся?» помогает отработать навыки детей в самообслуживании и культуре внешнего вида. Так же мы продолжаем использовать игры-упражнения на развитие мелкой моторики для упражнения в застегивании, шнуровании, завязывании. В процессе использования нами дидактических игр, дети решают познавательные задачи, вначале под нашим руководством, а затем и в самостоятельной игре, обогащают чувственный опыт ребенка, развивают его умственные способности (умение сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения), развивают усидчивость.
Дидактические игры в процессе формирования культурно-гигиенических навыков у старших дошкольников мы используем как для индивидуальной, так и для совместной деятельности детей.
Широко используем в своей работе настольно-печатные(«Что такое хорошо, что такое плохо», «Что чем едят») и словесные игры («Кто больше знает приветствий») и т.д.