Файл: Детский сад комбинированного вида 184 Формирование культурногигиенических навыков у старших дошкольников в условиях доу.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 224

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

18
И. п.: стоя, руки вдоль туловища. Приподняться на носки, руки через стороны вверх.
2. «Заинька, повернись, серенький, повернись»
И. п.: стоя, руки на поясе. Повороты туловища вправо-влево, затем в и. п.
3. «Заинька, попляши, серенький, попляши»
И. п.: то же. Мягкая пружинка.
4. «Заинька, поклонись, серенький, поклонись»
И. п.: то же. Наклоны туловища вперед.
5. «Заинька, походи, серенький, походи»
И. п.: то же. Ходьба на месте.
6. «Пошел зайка по мосточку»
Ходьба по ребристой доске.
7. «Да по кочкам, да по кочкам»
Ходьба по резиновым коврикам.
Комплекс № 1. (Медвежата)
Проснись дружок, и улыбнись.
С боку на бок повернись
И в медвежонка превратись
(поворачиваются направо, затем налево).
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили!
Вот так. Вот так
Головой своей крутили
(повороты головой).
Вот мишутка наш идет,
Никогда не упадет.
Топ-топ, топ-топ,
Топ-топ, топ-топ.
(имитация ходьбы).
Мед медведь в лесу нашел –
Мало меду, много пчел
(махи руками).
Мишка по лесу гулял,
Музыканта повстречал.
И теперь в лесу густом
Он поет под кустом.
Дыхательная гимнастика.
Глубокий вдох,

19
На выдох: «М-М-М».
Были медвежатами,
Станьте же ребятами.
Комплекс № 2. (Я на солнышке лежу) все включено
Солнышко проснулось
И нам всем улыбнулось
(дети улыбаются).
Вспомним солнечное лето,
Вспомним вольную пору.
Вспомним речку голубую
И песок на берегу
(Взрослый говорит: «Повернитесь на живот, пусть ваши спинки погреются на солнышке»).
Я на солнышке лежу,
Я на солнышко гляжу.
Только я все лежу,
И на солнышко гляжу
(лежа на животе, движения ногами).
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно
(движения руками).
Вышли на берег крутой,
И отправились домой
(имитация ходьбы).
Дыхательная гимнастика:
«Гребля на лодке» (сидя, ноги врозь) вдох – живот втянуть (руки вперед), выдох – живот выпятить (руки в стороны). (5-6 раз).
А теперь гуськом, гуськом
К умывальнику бегом.
Комплекс №5
Проснись дружок, и улыбнись.
С боку на бок повернись
И в зайчишку превратись
(поворачиваются направо, затем налево).
Чтобы прыгнуть дальше всех,
Зайка лапки поднял вверх.
Потянулся и …. прыжок
(тянутся, лежа на спине, опускают руки вниз).
На спине лежат зайчишки,
Все зайчишки шалунишки:
Ножки дружно все сгибают,
По коленкам ударяют.
Вот увидел он лисичку,

20
Испугался и затих
(прижать руки к груди, затаить дыхание).
Мы лисичку обхитрим,
На носочках побежим
(лежа на спине, движение ногами, имитирующие бег).
Были вы зайчишками,
Станьте ребятишками.
В результате такого подхода к гимнастике пробуждения вы увидите, что пробуждение проходит безболезненно для вашего ребенка, он легко включается в игровые упражнения, получает положительный эмоциональный настрой, легко переходит к игровой деятельности.
Все родители хотят видеть своих детей крепкими и здоровыми, и именно гимнастика пробуждения, кроме закаливающего, оздоровительного эффекта, имеет еще одно замечательное преимущество. В процессе повторения движений детки запоминают слова, что тренирует и развивает их память.
Консультация «Гимнастика после дневного сна»
Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий, облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.
Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Сразу после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у ребёнка снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности, существенно понижена скорость реакций. Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в течение нескольких десятков минут или даже нескольких часов. Это в большой степени зависит от качества сна и от степени общего утомления организма. Столь длительный переход от состояния сна к состоянию бодрствования не только не удобен, но и вреден для здоровья детского организма, которому после пробуждения предъявляются психические и интеллектуальные нагрузки, когда нервная система еще не готова их воспринять. Поэтому чрезвычайно важны мероприятия, помогающие облегчить протекание процессов перехода к состоянию бодрствования после дневного сна. На скорость перехода от состояния покоя к состоянию активного бодрствования можно в существенной мере повлиять.
Чтобы облегчить протекание процессов перехода от состояния покоя после пробуждения к состоянию активного бодрствования, можно включить музыку, раздвинуть шторы, для поступления солнечного света
– открыть форточку, обеспечив доступ в помещение холодного воздуха, выполнить комплекс физических упражнений на основные мышечные группы


21 и в заключение принять водные процедуры с использованием либо холодной воды, либо чередуя холодную и теплую воду.
Основные задачи, решаемые с помощью комплекса гимнастики после сна:
• устранить некоторые последствия сна (вялость, сонливость и др.);
• увеличить тонус нервной системы;
• усилить работу основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других);
• профилактика простудных заболеваний и повышение устойчивости организма к природным воздействиям.
Гимнастика после сна проводится воспитателем ежедневно после дневного сна. Достичь максимальной двигательной и эмоциональной активности позволяют комплексы, строящиеся на игровом сюжете и включающие элементы импровизации. Дошкольники охотно перевоплощаются в разных животных, изображая их движения и повадки, с удовольствием выполняют упражнения и с предметами, и без. Например, с поролоновым мячом, который на время превращается в снежок, или со звездами, вырезанными из упаковочной бумаги.
Воспитатель сопровождает показ упражнений объяснением. Количество повторений каждого движения зависит от желания и физического состояния детей. Комплекс проводится в течение 5-7 минут.
ПОТЯГИВАНИЕ
Исходное положение: лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища.
Потянутся, вытягивая позвоночник.
Тихо-тихо колокольчик позвени,
Всех мальчишек и девчонок разбуди.
Все проснулись, потянулись
И друг другу улыбнулись.
НАРИСУЙ РАДУГУ
Исходное положение: лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища.
Поднять правую ногу, нарисовать полукруг в воздухе слева направо и справа налево. Повторить то же левой ногой. Ноги в коленях не сгибать.
Что за чудо-красота,
Расписные ворота!
В небе радуга повисла,
Как цветное коромысло!
ГРОМ
Исходное положение: лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища.
Подтянуть ноги к груди, обхватить руками. Перейти в исходное положение.
По дорожкам пыль летит!
Гром грохочет, гром гремит!
Спрячемся от грома,
Громкого такого!
КОРАБЛИКИ

22
Исходное положение: лежа на животе, ноги вместе, руки под подбородком.
Приподняться, прогнуть спину. Вытянуть прямые руки перед собой и покачаться.
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка
Веселый ручеек.
Запустим мы кораблики,
Бумажные кораблики,
И путь их так далек.
КИСОНЬКА-МУРЫСОНЬКА
Педагог произносит слова, дети выполняют движения.
На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка.
Дети изображают кошку, свернувшуюся калачиком.
Киска, глазки открывай!
День зарядкой начинай!
Перекатываются с одного бока на другой. Лежа на спине, поднимают голову, затем поворачивают ее вправо-влево.
Захотела наша кошка
Когти поточить немножко.
Лежа на спине, поджимают согнутые ноги, подтягивая колени к животу.
Подняв рук вверх, делают пальцами царапающие движения.
Потянула кошка лапки,
Убедилась: все в порядке.
Стоя на коленях и опираясь на ладони, дети поочередно поднимают выпрямленные ноги.
Кошка хвостиком махнет,
Поворачивают голову вправо-влево.
Спинку плавно разогнет.
Прогибают и выгибают спину.
После разминки – надо подкрепиться,
Молока из блюдечка следует напиться.
Дети изображают, как кошка лакает молоко: стоя на четвереньках, сгибают руки и опускают голову и плечи.
Кошка умывается, лапкой утирается.
Сидят, скрестив ноги «по-турецки», и имитируют движения умывающейся кошки.
Чешется за ухом.
Может, это муха?
Муху надо бы поймать.
Не мешает пусть играть.
Приподнимаясь на коленях, выполняют хватательные движения руками, сначала медленно и плавно, затем более активно.
Со скамейки кошка – прыг!


23
И поймала муху вмиг!
ПРОСЫПАЛОЧКА-ЗАРЯЖАЛОЧКА
Педагог произносит слова, дети выполняют движения.
Глазки открываются,
Реснички поднимаются,
Дети просыпаются,
Друг другу улыбаются.
Дышим ровно, глубоко
И свободно, и легко
Легкий массаж лица
Поворачивают голову вправо-влево
Делают глубокий вдох и выдох, надувая и втягивая живот
Что за чудная зарядка –
Как она нам помогает,
Настроенье улучшает
И здоровье укрепляет.
Крепко кулачки сжимает,
Руки выше поднимаем.
Растирают ладонями грудную клетку и предплечья
Медленно поднимают руки вверх, быстро сжимая и разжимая кулаки.
Сильно-сильно потянись.
Солнцу шире улыбнись!
Потянулись! Улыбнулись!
Наконец-то мы проснулись!
Добрый день!
Пора вставать!
Заправлять свою кровать
Вытягивают руки, потягиваются.
Встают с кровати
Рекомендации родителям на тему:
«Гимнастика-побудка после дневного сна»
Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Комплекс гимнастики после дневного сна длится
10
–15 минут, после чего дети переходят к водным процедурам. Комплекс состоит из нескольких частей: разминочные упражнения в постели, выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика, выполнение общеразвивающих упражнений у кроваток (дыхательная гимнастика, ходьба по «тропе здоровья» (ходьба по массажным, ребристым, солевым или мокрым дорожкам, игра в подвижные игры в помещении с контрастной температурой воздуха, выполнение упражнений с тренажерами.
Заканчиваться гимнастика может обтиранием холодной водой или контрастным обливанием (рук или ног). В любой вариант комплекса следует включать корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. Большинство вариантов комплексов рассчитаны на

24 большую самостоятельность, дети должны помнить упражнения, их последовательность и осознанно выполнять комплекс.
Гимнастика после сна
«Забавные котята»
Под негромкую музыку воспитатель будит детей, дети потягиваются, воспитатель предлагает «разбудить руки».
Дети хлопают в ладоши, потирают друг о друга руки (моются, снимают и надевают колечки, браслеты, часы, застегивают замочки и браслеты на часах.
Руки будят лицо: дети потирают глаза, брови, нос и уши. Лицо развеселилось
- дети гримасничают языком, губами. Руки будят ноги; поглаживают их, похлопывают. Руки приглашают ноги на праздник. Ноги радостно делают
«велосипед» в воздухе, затем встают и отправляются в дорогу.
Темп побудки медленный, спокойный, комфортный.
1)
«Котята просыпаются». И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. В.: поднимают правую руку, затем левую, потягиваются, в и. п. (потянули
передние лапки).
2)
«Потянули задние лапки». И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. В.: приподнять и потянуть правую ногу, затем левую, плавно попеременно опустить.
3)
«Ищут маму-кошку». И. п.: лежа на животе. В.: приподнять голову, поворот головой влево-вправо, в и. п.
4) а) «Котенок сердитый» И. п.: стоя на четвереньках. В.: приподняться, выгнуть спину “дугой”, голову вниз «фыр-фыр». б) «Котенок ласковый». И. п.: стоя на четвереньках. В.: голову вверх, спину прогнуть, повилять хвостом.
(индивидуальные мешочки с набором предметов для выполнения коррекционных упражнений)
1. Лежа на спине, руки за голову - оттянуть носки, на себя (иголочка,
утюжок) поочередно и одновременно.
2.
«Велосипед в обратную сторону» - руки вдоль туловища, правый носок на себя, согнуть правую ногу в тазобедренном суставе, затем в коленном и вернуться в и. п., то же с левой ноги.
3. Сидя на полу- пальцами одной ноги захватить карандаш и нарисовать на полу геометрическую фигуру.
4.
Одновременно и поочередно катаем ступнями деревянный цилиндр.
5. Сидя на стуле – собираем пальцами ног платочек поочередно и одновременно.
6. Перекладываем пальцами ног мелкое игрушки.
7. Массажный мяч между ступнями, с надавливанием выполняем массаж данной области.
8. То же, одна нога на мяч, круговые движения стопой, затем смена положения ног.
9. Складываем мягкие пазлы пальцами ног.


25 10. Ходьба по массажному коврику.
Гимнастика после сна
(лежа в постели)
1. И. П. лежа на спине (без подушки) руки вдоль туловища. Спокойно сделать глубокий вдох- выдох (произвольное кол-во раз)
2. И. П. лежа на спине, руки вдоль туловища. Потянуться руками вверх (2
раза)
3. И. П. лежа на спине, руки вдоль туловища. Прогнуться, руки за голову (2
раза)
4. И. П. лежа на спине. Повернуться на правый бок, затем на левый бок.
Руки вверх (2 раза).
5. И. П. лежа на спине, руки под голову. Потянуть правую (левую) ногу пяткой вперед, носок на себя. (по 4 раза)
6. И. П. лежа на спине, руки вверх. Опустить руки вдоль туловища вернуться в И. П. (5 раз)
7. И. П. лежа на спине, руки вдоль туловища. Обхватить руками согнутое колено. Вернуться в И. П. Повторить другой ногой. (по 3 раза)
8. И. П. лежа на спине, руки вдоль туловища. Обхватить руками согнутые в коленях ноги, подбородком коснуться колен. Сделать несколько покачиваний – «Орешек» (4 раза)
9. И. П. лежа на спине, руки вдоль туловища. Спокойный вдох-выдох (3
раза)
Литература.
1.
Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового ребёнка», Москва, 1993.
2
. Картушина М.Ю. Зелёный огонёк здоровья. - С-Петербург: Детство- пресс,
2005.
3
. Козырева О.А. Лечебная физкультура для дошкольников. - Москва:
Просвещение, 2006.
4
.Тульчинская В.Д. Здоровый ребёнок. - Москва: АНМИ, 1998.
5
. Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна. - Дошкольное воспитание. 2007.
6.
Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников, Санкт-Петербург,
ДЕТСТВО-ПРЕСС 2021.

26
Приложения
(Приложение 1)
Комплексы гимнастик пробуждения после дневного сна
Комплекс № 1 «Медвежата»
Проснись дружок, и улыбнись.
С боку на бок повернись
И в медвежонка превратись
(поворачиваются направо, затем налево).
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили!
Вот так. Вот так
Головой своей крутили
(повороты головой).
Вот мишутка наш идет,
Никогда не упадет.
Топ-топ, топ-топ,
Топ-топ, топ-топ.
(имитация ходьбы).
Мед медведь в лесу нашел –
Мало меду, много пчел
(махи руками).
Мишка по лесу гулял,
Музыканта повстречал.
И теперь в лесу густом
Он поет под кустом.
Дыхательная гимнастика.
Глубокий вдох,
На выдох: «М-М-М».
Были медвежатами,
Станьте же ребятами.
Комплекс № 2 «Я на солнышке лежу»
Солнышко проснулось
И нам всем улыбнулось
(дети улыбаются).
Вспомним солнечное лето,
Вспомним вольную пору.
Вспомним речку голубую
И песок на берегу


27
(Воспитатель говорит: «Повернитесь на живот, пусть ваши спинки погреются на солнышке»).
Я на солнышке лежу,
Я на солнышко гляжу.
Только я все лежу,
И на солнышко гляжу
(лежа на животе, движения ногами).
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно
(движения руками).
Вышли на берег крутой,
И отправились домой
(имитация ходьбы).
Дыхательная гимнастика:
«Гребля на лодке» (сидя, ноги врозь) вдох – живот втянуть (руки вперед), выдох – живот выпятить (руки в стороны). (5-6 раз).
А теперь гуськом, гуськом
К умывальнику бегом.
Комплекс № 3 «Дождь»

1   2   3   4   5   6