Файл: Учебнометодическое пособие для студентов специальности 108 01 01 Профессиональное обучение (по направлениям).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 651

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
78 модуля);

создание условий для развития коммуникативных навыков и навыков общения обучающихся, тесного контакта с преподавателем через индивидуаль- ный подход;

создание условий для более осознанно-мотивационного изучения про- фессионально-значимых дисциплин;

уменьшение стрессовых ситуаций в период сдачи зачетов или экзамена.
К достоинствам модульной системы обучения относят:

четкую структуру курса, упорядоченность;

возможность отслеживания связей между элементами;

наглядность, осознание перспективы;

индивидуальный подход к обучению слушателя;

гибкость предоставления информации;

развитие продуктивного мышления;

многофункциональность;

возможность самоконтроля обучения студентом и собственной деятель- ности преподавателем;

активизацию познавательной деятельности;

комплексность, ориентацию на перспективу продвижения;

накопительный принцип оценивания работы студента;

возможность самоконтроля и самооценки;

формирование самостоятельности;

тренировку в выборе, т. е. определенную свободу;

ответственность за свой выбор;

формирование субъектной позиции в учебной деятельности.
При внедрении модульного обучения развиваются навыки рефлексивной культуры, что создает условия для самооценки, самоанализа, для сопоставления своих результатов с результатами других, что способствует овладению техноло- гией рефлексии; обеспечивается мотивация, развиваются навыки самостоятельной работы с предложенной им индивидуальной учебной программой, поиска инфор- мации, что, в конечном счете, влияет на развитие творческих способностей.
Модуль, как инвариантное методологическое средство структурирования предметного содержания, обеспечивает системность деятельности учащихся при индивидуальной и групповой работе, при этом все участники учебного процесса оперируют одинаковыми понятиями. В соответствии с образовательным стандар- том дозируется содержание модуля, которое может легко меняться в зависимости от потребностей рынка труда, что служит основанием для создания новых моду- лей.
Учебный материал курса разбивается на отрезки, подлежащие усвоению в

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
79 соответствии с планом (исходя из объема темы, продолжительности семестра). С целью достижения непрерывного контроля над усвоением каждого модуля курса в начале изучения учебного элемента организуется вводный срез по теме для того, чтобы преподаватель имел представление об уровне владения обучающимися си- стемой знаний, умений и навыков. По окончании изучения учебного фрагмента проводится итоговое тестирование, с помощью которого оценивается знание и да- ется количественная характеристика результатов.
Модульное формирование курса дает возможность осуществлять перерас- пределение времени, отводимого учебным планом на его изучение, по отдельным видам учебного процесса расширяет долю практических и лабораторных занятий, а также самостоятельной работы учащихся. Возникает необходимость в новых формах лекции, при которых наряду с фундаментальной подготовкой обучаю- щийся получал бы необходимые навыки и знания в области общей методологии проектирования и эксплуатации оборудования, разработки современных прогрес- сивных технологий.
При комплексном рассмотрении содержания обучающих модулей исключа- ется дублирование в изучении предмета, появляется возможность обоснованного введения в учебный процесс элементов научных исследований и проведения научно-исследовательских лабораторных работ.
Взаимосвязь различных форм обучения при модульной организации учеб- ного процесса позволяет целенаправленно управлять научно-методической рабо- той преподавателя и определять узкие места методического или программного обеспечения, лабораторной базы. Кроме того, наглядность структуры курса «про- являет» перспективные направления их совершенствования и позволяет научно обоснованно планировать работу всего педагогического коллектива.
Модульный подход в обучении позволит более полно удовлетворить по- требности творческой личности в образовательной деятельности, поскольку по- явится осознанная заинтересованность в получении тех или иных знаний; воз- можность изменять специализацию или получать несколько специализаций; уменьшать или продлевать срок изучения в целом при известной конечной цели; быстро реагировать на потребности рынка, индивидуализировать процесс обуче- ния, осуществлять сотворчество с преподавателем, снизить фактор неудовлетво- ренности индивида в образовании.
Введение новой системы автоматически отменит традиционные зачетные недели и экзамены, поскольку обучающийся будет работать по индивидуальному графику и у него появится возможность соединения информации по принципи- ально новой системе, в которой будут объединены базовые, специальные, про- фессиональные знания и навыки, при этом исчезнет необоснованная перегрузка дисциплинами.


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
80
Модульной структурой обусловлено усиление мотивации обучения, по- скольку обучающийся заинтересован в получении информации, посещении лек- ций и лабораторно-практических занятий. Он сам решает вопрос поэтапного кон- троля, более того, заинтересован в нем как в определенной ступени на пути про- движения к конечной цели. Оценка знаний при этом обычно рейтинговая по ин- дивидуальному интегральному индексу. В результате подобной оценки знаний повышается заинтересованность учащихся в обучении, обучение становится ин- дивидуализированным.
Технология модульного обучения обеспечивает достаточно высокий уро- вень результативности учебно-воспитательного процесса. Модульная система ор- ганизации учебно-воспитательного процесса снижает на треть многопредмет- ность, экономит силы и ресурсы здоровья учащихся и преподавателей, ставит преподавателя и обучающегося в условия выбора и повышения ответственности за результативность совместной деятельности. Внеурочная деятельность в рамках технологии модульного обучения выступает как продолжение и завершение учеб- ной деятельности учащихся. Учащиеся глубже осознают учебное содержание за счет включения в активную и эффективную учебно-познавательную деятель- ность. При модульном обучении каждый обучающийся работает с разделѐнной по содержанию и объему помощи программой, идет индивидуализация контроля, коррекции, консультирования. Важно, что учащийся имеет возможность в боль- шей степени самореализоваться, что способствует мотивации учения. Система га- рантирует каждому в группе освоение стандарта образования и создает возмож- ность для продвижения на более высокий уровень обучения.
4.7
Недостатки и ограничения модульного обучения
К недостаткам модульной организации учебного материала можно отнести большую трудоемкость при конструировании модулей. Требуется проанализиро- вать весь курс предмета, что весьма трудоемко. Именно поэтому разработка мо- дульных учебных программ требует высокой педагогической и методической квалификации, специальных учебников и учебных пособий. Кроме этого, уровень проблемных модулей часто невелик, что не способствует развитию творческого потенциала обучающихся, особенно высокоодаренных. В условиях модульного обучения часто остаются практически не реализованными диалоговые функции обучения, сотрудничество обучающихся, их взаимопомощь. Это в большей сте- пени зависит от активности самих учащихся, но контроль таких взаимодействий со стороны педагога все же отсутствует.
Хотя модуль и считается изменяющейся единицей, но его модернизация весьма трудоемка (в связи с его размерами и концентрированностью). Если к каж-


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
81 дому новому занятию педагог имеет возможность обновлять содержание учебно- го материала, пополнять и расширять его, то «модуль» остается как бы «застыв- шей» формой подачи учебного материала, его изменение требует значительных усилий.
Кроме этого не все предметные области можно представить в виде модулей.
Некоторые слишком малы или имеют настолько сложные межпредметные связи, что их реализация в модуль будет подобна попытке сжать целый курс лекций до одного учебного занятия.
Бесспорно, внедрение модульного обучения потребует определенной органи- зационной перестройки учебного процесса. Она будет касаться планирования рабо- ты преподавателей, подготовки лабораторной базы к фронтальному проведению работ, формирования контингента учащихся с учетом пропускной способности ла- бораторий, разработки соответствующего методического обеспечения, организа- ции контрольных проверок знаний. Но возникновение этих проблем не должно сдерживать внедрение новой формы обучения в учреждениях образования.
Разработка модульных учебных программ требует высокой педагогической и методической квалификации, специальных учебников и учебных пособий.
Уровень проблемных модулей часто невелик, что не способствует развитию творческого потенциала обучающихся, особенно высокоодаренных.
В условиях модульного обучения часто остаются практически не реализо- ванными диалоговые функции обучения, сотрудничество обучающихся, их взаи- мопомощь.
Если к каждому новому уроку, занятию педагог не имеет возможность об- новлять содержание учебного материала, пополнять и расширять его, то модуль остается как бы «застывшей» формой подачи учебного материала, его модерниза- ция требует значительных усилий.
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   21

Выводы по теме
Изменения в современном обществе требуют новых продуктивных подходов к подготовке квалифицированных работников. Преподавание сегодня следует рас- сматривать как помощь каждому обучающемуся в организации и рациональном, эффективном осуществлении активной, самостоятельной и результативной позна- вательной деятельности. В связи с этим педагоги испытывают особую потребность в надежных педагогических технологиях, способных сделать образование гибким, комбинированным, направленным на активизацию и повышение качества обуче- ния. Возможности модульной технологии велики, так как раскрывают новые воз- можности и для учащегося и для педагога. Благодаря этой технологии центральное место в системе «педагог– учащийся» занимает учащийся, который выполняет за- дание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запомина-

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
82 ния, которая соответствует его индивидуальным возможностям.
Таким образом, модульное обучение – одна из молодых альтернативных технологий, которая в последнее время получает широкомасштабное использова- ние. Под модульной технологией обучения следует понимать реализацию процес- са обучения путем разделения его на системы «функциональных узлов» – профес- сионально значимых действий и операций, которые выполняются обучаемым бо- лее или менее однозначно, что позволяет достигать запланированных результатов обучения.
Модульное построение учебно-методических комплексов дает ряд значи- тельных преимуществ и является одним из эффективных путей интенсификации учебного процесса, особенно в условиях целевой интенсивной подготовки специ- алистов.
К числу преимуществ данного метода обучения можно отнести:

обеспечение методически обоснованного согласования всех видов учебного процесса внутри каждого модуля и между ними;

системный подход к построению комплекса и определению его содер- жания;

гибкость структуры модульного построения комплекса;

эффективный контроль за усвоением знаний студентами;

выявление перспективных направлений научно-методической работы преподавателя;

быстрая дифференциация студентов: различаются «усредненные» груп- пы отличников, успевающих и слабых студентов, вместо которых появляются первый, второй, десятый, сотый и т.д. студенты курса;

резко упрощается отбор кандидатов в магистратуру (аспирантуру), ис- ключается продвижение не очень способных, но активных студентов;

при значительном сокращении времени лекций и поиске новых форм занятий преподаватель успевает дать студентам необходимые знания, навыки и умения в своей предметной области.
Модульное формирование курса дает возможность осуществлять перераспре- деление времени, отводимого учебным планом на его изучение, по отдельным вида- ми учебного процесса расширяет долю практических и лабораторных занятий, а также самостоятельной работы студентов. Возникает необходимость в новых фор- мах лекции, при которых наряду с фундаментальной подготовкой студент получал бы необходимые навыки и знания в области общей методологии проектирования и эксплуатации оборудования, разработки современных прогрессивных технологий.
Вопросы для самоконтроля
1
История зарождения модульного обучения.


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
83 2
Особенности модульного обучения.
3
Какова главная цель модульного обучения?
4
Технология модульного обучения.
5
Теория модульного обучения.
6
Понятие «Обучающий модуль».
7
Перечислите материалы, составляющие модуль.
8
Принципы модульного обучения.
9
Основными целями введения модульно-рейтинговой системы оценки знаний по дисциплине.
10
Организация модульно-рейтинговой системы обучения.
11
Достоинства модульного обучения.
12
Недостатки и ограничения модульного обучения.

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
84
ЛЕКЦИЯ 5 ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СОЗДАНИЕ УЧЕБНЫХ
ЭЛЕКТРОННЫХ ПОСОБИЙ
1.
Некоторые подходы в трактовке понятия электронного документа для образовательных целей.
2.
Электронные издания.
3.
Электронные средства обучения.
4.
Виды электронных средств обучения.
5.
Преимущества использования электронных средств в обучении.
6.
Учебно-методические комплексы в образовании
7.
Этапы разработки УМК
8.
Электронный УМК
9.
Технологии и средства разработки ЭУМК
Выводы по теме.
Методическое обеспечение:
Презентация:

Электронные образовательные ресурсы
Видеофрагменты:

Методика создания электронного учебного пособия

Электронные учебники

Опыт использования электронных средств обучения
Вопросы для самоконтроля.
5.1
Некоторые подходы в трактовке понятия электронного
документа для образовательных целей
Использование информационно-коммуникационных технологий и элек- тронных средств обучения в образовательном процессе направлены на повыше- ние эффективности и качества обучения учащихся.
Информатизация образования предполагает наличие электронных учебных изданий по изучаемым дисциплинам. При этом у авторов ЭУИ имеются в распо- ряжении различные программные средства для создания учебных электронных пособий. При этом различаю различные подходы в трактовке понятия электрон- ного документа для образовательных целей.
Электронный учебник – это специальное устройство либо программное обеспечение
, используемое в образовательном процессе и заменяющее собой тра- диционный бумажный учебник
. В настоящее время трактовка словосочетания
«электронный учебник» очень широка: в некоторых случаях под ним подразуме-