Файл: Учебнометодическое пособие для студентов специальности 108 01 01 Профессиональное обучение (по направлениям).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 650

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
71
Пути решения этих проблем раскрывают педагогические правила, реализа- ция принципа разносторонности методического консультирования:

учебный материал следует представлять в модулях с использованием личных объяснительных методов, облегчающих усвоение информации;

должны быть предложены различные методы и пути усвоения содержа- ния обучения, которые обучающийся может выбирать свободно, либо, опираясь на них или личный опыт, создавать собственный оригинальный метод учения;

необходимо осуществлять методическое консультирование педагога по организации процесса обучения. В качестве альтернативных решений могут вы- ступить различные методы и организационные схемы обучения, которые, по мнению педагогов-экспертов, наиболее подходят для усвоения пропорции кон- кретного содержания.

педагог может свободно выбирать предложенные методы и организаци- онные цели обучения или работать по своим, оригинальным методам и организа- ционным схемам в тех случаях, когда преподаватель сам строит модуль, жела- тельно в его содержание включить используемые им методы обучения, так как это создает условия для обмена опытом между педагогами, преподающими схо- жие курсы или предметы.
Принцип паритетности в обучении, предлагающий субъек-субъектные от- ношения, определяющие условия для совместного выбора педагогом и обучаю- щимся оптимального пути обучения и обеспечивающие возможность самостоя- тельного усвоения знаний обучающимся до определенного уровня.
Принцип паритетности в модульном обучении требует соблюдения следу- ющих педагогических проблем:

модульная программа обеспечивает возможность самостоятельного усвоения знаний обучающимися до определенного уровня;

она призвана освобождать педагога от выполнения чисто информаци- онной функции и создавать условия для более яркого проявления консультатив- но-координирующей функции;

модули должны создавать условия для совместного выбора педагогом и обучающимся оптимального пути обучения;

в процессе модульного обучения преподаватель передает некоторые функции управления модульной программе, в которой они изменяются в само- управление.
Вышеизложенные принципы модульного обучения взаимосвязаны. Они
(кроме принципа паритетности) отражают особенности построения содержания обучения, а принцип паритетности характеризует взаимодействие педагога и обу- чаемого в новых условиях, складывающихся в ходе реализации модульного под- хода в процессе обучения.


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
72
4.4
Особенности организации педагогического контроля при
модульном обучении
Для оценки знаний при модульном обучении используется прогрессивная система, которая состоит в замене традиционного контроля на непрерывно наби- раемый в период обучения и на этапах промежуточного контроля рейтинг. Такая система оценки знаний называется рейтинговой.
Рейтинг представляет собой количественную оценку какого-то качества че- ловека. Следовательно, рейтинг учащегося – это количественная оценка результа- тов педагогического воздействия на человека. Дадим следующее определение рейтинга:
Рейтингэто сумма баллов, набранная обучающимся в течение некоторого промежутка времени, рассчитанная по определенным формулам, не изменявшим- ся в течение этого промежутка.
В ряде систем показатель рейтинга совпадает с оценкой знаний учащегося при проведении контрольных мероприятий. В этом случае цена модуля рассчита- на заранее. В других же показатель определяется по довольно сложным формулам с учетом стартового оценочного показателя знаний обучающегося, ожидаемой оценки качества выполнения испытания и других величин.
Этапы обучения определяют вид контроля и, как следствие – вид рейтинга.
По этапу контроля предусматривают следующие виды контроля:

входной;

текущий;

промежуточный;

итоговый.
Все результаты, достигнутые обучающимся на каждом этапе текущего, промежуточного и итогового контроля, оцениваются в очках или баллах. Все набранные баллы суммируются и составляют индивидуальный индекс. Цель сту- дента – набрать максимальное число баллов. При рейтинговой системе резко воз- растает роль текущего и промежуточного контроля, поскольку это возможно, именно здесь. Текущий контроль дает до 30-35 % общей максимальной оценки в баллах, промежуточный – 20-25 %, практические занятия и курсовая работа – до
25 %. Доля баллов, полученных на экзамене, обычно не превышает 20 % от общей оценки учебного труда обучающегося. Такая система стимулирует повседневную систематическую работу учащихся, значительно повышает состязательность в учебе, исключает случайности при сдаче экзаменов.
По целям контроля рейтинг подразделяется на стартовый, технический, тео- ретический, творческий и синтезированный.
Стартовый рейтинг предназначен для оценки знаний в начале цикла, про-

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
73 верки остаточного уровня знаний и умений. Он «настраивает» обучаемого на ра- боту с первых дней цикла.
Технический рейтинг – складывается из оценок текущих работ (от 2 до 4 в цикле) и оценок решения типовых задач. Он служит для проверки технических умений и навыков учащихся при решении типовых стандартных задач.
Теоретический рейтинг есть на этапах промежуточного контроля, и служит для оценки уровня усвоения теоретического материала.
Творческий рейтинг используется для оценки уровня творческого потенци- ала обучающегося, его умения самостоятельно получать доказательства теории по аналогии с приведенными в лекциях, для приобретения навыков в решении не- стандартных задач теоретического и прикладного характера, связанных с профи- лем будущей специальности. К выполнению задач творческого рейтинга допус- каются только те учащиеся, суммарный рейтинг которых позволяет им претендо- вать на хорошую и отличную оценку. Аналогичным способом набрать баллы тео- ретического рейтинга могут только обучающиеся, имеющие минимум баллов по техническому рейтингу.
4.5
Модульно-рейтинговая система оценки знаний студентов
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   21

по дисциплине в БНТУ
Модульно-рейтинговая система включает непрерывный мониторинг учеб- ной деятельности студентов, дифференциацию оценки успеваемости по различ- ным видам деятельности в рамках конкретной дисциплины, график контрольных мероприятий, рейтинговую оценку знаний по дисциплине.
Основными целями введения модульно-рейтинговой системы оценки зна- ний по дисциплине являются:

стимулирование повседневной систематической работы студентов и по- сещаемости занятий;

повышение уровня знаний студентов;

равномерное распределение учебной нагрузки студентов и преподава- телей в течение семестра.
За основу текущей оценки знаний принята десятибалльная шкала.
4.5.1 Организация модульно-рейтинговой системы обучения
Переход на модульно-рейтинговую систему обучения следует начинать с первого курса, осуществляя подготовительные мероприятия, повторяющиеся пе- ред началом каждого учебного семестра.

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
74
Деканат факультета:

утверждает график контрольных мероприятий по дисциплинам учебно- го плана, согласованный в начале семестра с заведующими кафедрами, и доводит до всех студентов дневной формы получения образования путем размещения на стенде факультета. График предполагает равномерное распределение контроль- ных мероприятий в семестре;

подготавливает ведомости текущей и итоговой успеваемости;

осуществляет контроль своевременности и полноты внесения кафедра- ми всех необходимых данных в ведомости текущей успеваемости;

собирает, обрабатывает и анализирует информацию о результатах рей- тингового контроля успеваемости студентов факультета;

организует обобщение и обмен опытом работы кафедр по модульно- рейтинговой системе с целью активного внедрения инновационных подходов к учебному процессу.
Кафедра, участвующая в реализации модульно-рейтинговой системы:

планирует до начала семестра применение модульно-рейтинговой си- стемы обучения в разрезе учебного процесса;

устанавливает и утверждает весовые коэффициенты, определяющие вклад текущего и итогового контроля в общую оценку по дисциплине. По усмот- рению кафедры могут устанавливаться поощрительные, а также штрафные баллы за выполнение дополнительных видов самостоятельной работы;

устанавливает дополнительные сроки отчетности для студентов, пропу- стивших контрольное мероприятие по уважительной причине, подтвержденной документально;

осуществляет контроль качества применения модульно-рейтинговой си- стемы обучения по дисциплинам кафедры (ход учебного процесса, текущая рабо- та студентов, результаты);

осуществляет контроль за соблюдением преподавателями кафедры по- ложения о модульно-рейтинговой системе обучения и рейтинговом учете дея- тельности студентов.
Вид, форма проведения и количество этапов текущего контроля знаний сту- дентов устанавливается кафедрой, ответственной за преподавание данной учеб- ной дисциплины, фиксируется в рабочей учебной программе дисциплины. При разработке контрольных мероприятий учитываются особенности дисциплины и педагогические принципы ее преподавания.
Преподаватель


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
75
Преподаватели учебных дисциплин должны выполнить следующее:

разработать календарно-производственные планы дисциплин, с указа- нием сроков текущего контроля;

разделить содержание учебной рабочей программы на необходимое ко- личество модулей (не менее двух), составить график сдачи модулей и эти данные согласовать на кафедре и сообщить в деканат;

разработать формы текущего контроля и заданий по оценке знаний сту- дентов при сдаче ими отдельных модулей (в виде письменных работ, тестов, ре- фератов, в форме коллоквиумов, устных фронтальных опросов и др.);

подготовить необходимую учебно-программную документацию (рабо- чую учебную программу, учебно-методическое обеспечение и др.);

на первом занятии ознакомить студентов с условиями и правилами изу- чения данной дисциплины по использованию модульно-рейтинговой системы обучения;

по окончании учебного года при необходимости вносить коррективы в содержание и методику преподавания дисциплины.
Студенты
Знакомятся с содержанием учебного плана, рабочих учебных программ изу- чаемых дисциплин, с содержанием модулей, сроков текущего контроля с целью организации своей учебной (в т.ч. самостоятельной) работы по изучению дисци- плины.
Выполняют все виды учебной работы, включая самостоятельную, в течение семестра и отчитываются об их выполнении в сроки, установленные в соответ- ствующих документах.
4.5.2 Порядок оценки знаний студентов
Необходимым элементом модульного обучения выступает рейтинговая си- стема оценки освоения студентами учебной дисциплины. Рейтинг − индивиду- альная кумулятивная (накопительная) оценка учебных достижений студента.
Рейтинговая технология оценивания результатов обучения студентов осно- вана на учете и суммировании баллов за выполнение учебных поручений и кон- трольных заданий по освоенному материалу каждого модуля дисциплины.
При выставлении оценок по десятибалльной системе следует руководство- ваться общепринятыми критериями.
4.5.3 Проведение текущего контроля, выставление оценок
Применение модульно-рейтинговой системы обучения позволяет препода-

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
76 вателям организовать текущий контроль либо в одной форме, либо в разных, но с единой системой зачета результатов. На каждом этапе текущего контроля могут оцениваться знания студентов, как по теоретическим основам дисциплины, так и практические навыки решения основных типов (классов, видов) задач, своевре- менность и качество выполнения лабораторных работ.
Текущий контроль может осуществляться преподавателем по разработан- ным и утвержденным на кафедрах формам. Текущий контроль проводится в тече- ние семестра два или более раз в зависимости от объема изучаемой дисциплины.
Разработанные тестовые задания любого типа по каждому модулю, реализу- емые с помощью персонального компьютера (ПК), позволяют сократить до ми- нимума аудиторную нагрузку на преподавателя и дать возможность оперативно выставить текущую оценки по модулю изучаемого курса. Фрагменты тестовых заданий могут быть использованы при защите студентами лабораторных и прак- тических заданий с использованием ПК.
Ведомости с результатами текущего контроля должны быть представлены в деканат и доведены студентам с обязательным указанием рейтингового места каждого студента, а также разбором наиболее частых допущенных (допускаемых) ошибок.
Студент, получивший неудовлетворительную оценку (ниже 4 баллов) по одному из модулей текущего контроля или желающий улучшить свой рейтинг
(при расхождении оценок текущего контроля на два и более баллов), по решению кафедры (преподавателя) может быть допущен (не более одного раза) к повтор- ному прохождению контроля по данному модулю.
Студент допускается к последующим контрольным мероприятиям незави- симо от результатов предыдущих.
4.5.4 Выставления итоговой оценки
Итоговая оценка по результатам изучения дисциплины выставляется на ос- новании данных о текущем и завершающем (итоговом) контроле (экзамен, зачет) с учетом утвержденных кафедрой весовых коэффициентов этих оценок:
А
итог
=∑А
текущ

текущ
+ А
заверш

заверш
;
где А – оценки полученные студентом при текущем и завершающем контроле; β – весо- вые коэффициенты оценок.
Величина ∑β
текущ не должна превышать 0,5 для всех этапов текущего кон- троля.
Для студентов, которые не прошли отдельные этапы контроля величина β
за-
верш увеличивается на величину весовых коэффициентов несданных этапов.


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
77
Для студентов, которые не смогли сдать один или несколько модулей в установленные сроки по болезни или иным уважительным причинам, преподава- тель, по согласованию с деканатом, устанавливает индивидуальные сроки про- хождения контроля.
В случае получения итоговой оценки без округления ниже 4-х баллов по всем видам контроля студент по решению кафедры не допускается к экзамену
(зачету) до ликвидации задолженностей. После чего он обязан сдать экзамен (за- чет) без учета результатов текущего контроля.
При несогласии студента с итоговой оценкой по дисциплине студент может сдавать экзамен по всей дисциплине во время экзаменационной сессии. Получен- ная оценка является окончательной и может быть выше или ниже итоговой рей- тинговой оценки.
При явке на текущий или завершающий контроль, зачет и экзамен студенты обязаны иметь зачетную книжку. Неявка на контрольное мероприятие отражается в ведомости текущей успеваемости, зачетно-экзаменационной ведомости словами
«не явился». Если эта неявка была без уважительной причины, деканом факульте- та в ведомость ставится неудовлетворительная оценка.
4.6
Достоинства модульного обучения
Внедрение модульного обучения существенно повышает качество обуче- ния, расширяет возможности индивидуального обучения.
Модульная учебная программа позволит сократить затраты на обучение, обеспечить гибкость организации учебного процесса, повысить мастерство педаго- га-консультанта, снизить зависимость качества обучения от уровня квалификации преподавателя, сократить затраты на разработку программ и учебных пособий.
К числу преимуществ данного метода обучения относятся:

обеспечение методически обоснованного согласования всех видов учебного процесса внутри каждого модуля и между ними;

системный подход к построению курса и определению его содержания;

гибкость структуры модульного построения курса;

эффективный контроль за усвоением знаний обучающимися;

выявление перспективных направлений научно-методической работы преподавателя;

быстрое определение уровня знаний учащихся;

при значительном сокращении времени лекций и поиске новых форм занятий преподаватель успевает дать обучающимся необходимые знания, навыки и умения в своей предметной области;

возможность многоуровневой подготовки (что определено структурой