Файл: Учебнометодическое пособие для студентов специальности 108 01 01 Профессиональное обучение (по направлениям).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 643

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
121 ния, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические зна- ния усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в трениро- вочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков до- стигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях [50] (рисунок
6.5);
Рисунок 6.5 – Формы организации дистанционного обучения

телеприсутствие. набор технологий
, позволяющий пользователю, напри- мер с помощью специальных устройств (телеуправляемых роботов)
, получить впечатле- ние того, что он находится и/или воздействует на место, отличное от его физиче- ского местоположения. Для обеспечения полного телеприсутствия необходимо, чтобы пользователь получал те же ощущения, как если бы находился в другом месте. Также пользователь может иметь возможность воздействовать на удален- ное место. В этом случае перемещения, действия, голос и т. д. пользователя должны быть считаны, переданы и воспроизведены в удаленной локации [51].
6.8
Пути оптимизации управления самостоятельной работой
студентов в условиях дистанционного обучения
Как уже говорилось выше, вузам принадлежит ведущая роль в подготовке специалистов высшей квалификации, обладающих глубокими теоретическими и практическими профессиональными знаниями. Поэтому одной из первостепенных задач является развитие системы высшего образования, повышения качества пре- подавания и его эффективности.
Важнейшее условие повышения эффективности обучения – психологиче-

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
122 ская, теоретическая и практическая готовность студентов к самостоятельной ра- боте. В то же время известно, что уровень довузовской подготовки студентов очень низкий. Поэтому от преподавателей высшей школы требуется доучивание их методам самостоятельной работы путем формирования культуры учебного труда, что позволит будущему специалисту не только адаптироваться к вузовским условиям обучения, но и создаст предпосылки постоянного профессионального роста в течение всей трудовой деятельности. Сложность решения этой задачи требует постоянного совершенствования учебного процесса и, в частности, по- становки самостоятельной работы студентов (СРС) на научную основу.
Организация СРС может идти одновременно по нескольким направлениям:

разработка частных алгоритмов решения типовых задач;

разработка эвристических предписаний нетипичных задач;

разработка обучающих программ, как более высокая ступень алгорит- мизации;

индивидуализация самостоятельных работ;

специализация самостоятельной работы с учетом практических задач специальности;

разработка систем рефератов по отдельным разделам лекционных кур- сов;

разработка специальных методов обучения;

обеспечение специальной и справочной литературой, применение пер- сонального компьютера.
Такой подход к организации СРС требует четкого управления ею, что пред- полагает:

формализацию;

организацию;

контроль выполнения;

определение эффективности.
Формализация СРС должна проводится в несколько этапов: отработка но- менклатуры СРС, распределение времени между юнитами в семестре и в рамках одного юнита, календарное планирование.
Успех в организации и управлении СРС невозможен без четкой системы контроля над ней. При этом контроль в виде приема выполненных работ в конце изучения юниты неэффективен, так как не организует планомерную работу сту- дента в течение всего семестра, а преподавателю не обеспечивает обратной связи.
Наиболее эффективно календарное планирование контроля поэтапного выполне- ния СРС [52].
Действенным средством управления СРС служат обучающие программы
(ОП), включающие элементы теории, алгоритмы решения типовых задач, демон-


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
123 страционные примеры, тесты. Особенно эффективно применение ОП студентами вечернего отделения, где по сравнению с дневным отделением сохранен необхо- димый объем изучаемого материала, а количество учебных часов сокращено.
Положительными качествами обучения по ОП, выявленными на основе практического внедрения ряда ОП в учебный процесс, явились:

четкая организация практических занятий;

устранение временного разрыва между ознакомлением с новым матери- алом и контролем достигнутых знаний;

дифференцированность массового обучения;

целенаправленное обучение приемам самостоятельной работы.
Результаты внедрения ОП в учебный процесс позволили сделать выводы, что работу по внедрению ОП необходимо продолжать, так как общий план по- строения ОП полностью соответствует психологической модели обучения на эта- пе изучения основ теории и методов решения типовых задач, т. е. самостоятель- ного построения фундамента логико-максимальных структур. Студент «под руко- водством обучающих» знакомится с целями изучения, структурой и объемом зна- ний, изучает основы теории, знакомится с рациональными приемами решения за- дач, осуществляет контрольные решения, сопоставляя свои успехи с поставлен- ными целями, планирует время и интенсивность своей деятельности. Таким обра- зом, внедрение ОП является одним из путей оптимизации управления самостоя- тельной работой студентов [53].
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   21

6.9
Специфика дистанционного обучения в техническом
университете
Наиболее трудоемкой и, более того, пока еще не очень ясной остается зада- ча реализации лабораторного практикума в системе дистанционного обучения.
Это особенно важно для технических университетов.
Возможными решениями, кроме тривиального – исключения лабораторного практикума, могут быть:

применение имитационного моделирования, заменяющего натурный эксперимент;

реализация удаленного доступа к результатам эксперимента;

реализация удаленного доступа к проведению эксперимента.
Имитационное моделирование позволяет с минимальными затратами на ап- паратное обеспечение смоделировать практически любой лабораторный экспери- мент. Может даже оказаться, что компьютерная реализация исследуемого на ла- бораторном стенде процесса в методическом смысле будет наиболее удачной и полной.

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
124
Однако при всем богатстве возможностей имитационного моделирования, кроме психологического ощущения нереальности происходящего, остаются экс- перименты, которые невозможно заменить моделями просто потому, что их ре- зультаты принципиально не просчитываются заранее.
В этих случаях должен быть обеспечен доступ к реальному эксперименту.
Наиболее простой вариант – удаленный доступ к результатам эксперимента. Ис- ходя из этого варианта, лабораторная работа проводится обычным (очным) обра- зом, а экспериментальные данные передаются в Интернет на соответствующую
Web-страницу, содержащую подробный теоретический материал, описание лабо- раторного стенда, контрольные вопросы, литературу и т. п.
Подобное участие в лабораторном практикуме можно назвать режимом
«наблюдения». Для наиболее активного участия в эксперименте должна быть обеспечена возможность удаленного управления экспериментом.
6.10
Достоинства и недостатки дистанционного обучения
Достоинства дистанционного обучения:

низкие затраты по сравнению с традиционной методикой проведения одно- и двухнедельных курсов повышения квалификации, для которых требуется непосредственное присутствие всех участников семинара в одном месте;

высокий уровень преподавания, достижение учащимися глубокого уровня знаний и навыков, что обусловлено варьированием продолжительности преподавания курса, активным вовлечением участников курса в обсуждения и дискуссии, серьезной и вдумчивой работой самих учащихся;

гибкость графика обучения: учащиеся могут проходить обучение не в строго определенные дни и часы, а в любом удобном для себя режиме, без отры- ва от производства;

широкий охват аудитории, отсутствие необходимости собираться в определенном месте в определенное время, возможность привлечь к работе с курсом самых высококлассных специалистов вне зависимости от того, в каком городе или стране они в данный момент находятся [54].
Недостатками дистанционного обучения:

отсутствие прямого очного общения между обучающимися и препода- вателем;

необходимость в персональном компьютере и доступе в интернет;

аунтефикация пользователя при проверке знаний;

недостаток практических занятий;

отсутствует постоянный контроль над обучающимися;

высокая стоимость построения системы дистанционного обучения;


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
125

высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения.
Выводы по теме
Говоря о дистанционной форме образования, следует говорить о создании единого информационно-образовательного пространства учебного заведения, ку- да следует включить всевозможные электронные источники информации (вклю- чая сетевые): виртуальные библиотеки, базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия и т. д. Когда речь идет о дистанционном обучении, следует понимать наличие в системе преподавателя, учебника и ученика. Это вза- имодействие учителя и учащихся. Отсюда следует, что главным при организации дистанционной формы обучения является создание электронных курсов, разра- ботка дидактических основ дистанционного обучения, подготовка педагогов- координаторов. Не следует отождествлять дистанционную форму с заочной фор- мой обучения, ибо здесь предусматривается постоянный контакт с преподавате- лем, с другими учащимися киберкласса, имитация всех видов очного обучения, но специфичными формами. Следовательно, требуются теоретические проработки, экспериментальные проверки, серьезные научно-исследовательские работы. К сожалению, то, что мы сегодня видим в Интернете и в большинстве своем на компакт-дисках, никак не отвечает элементарным педагогическим требованиям.
Отсюда значимость проблемы, связанной с разработкой самих курсов дистанци- онного обучения и методикой их использования для различных целей базового, углубленного, дополнительного образования.
Следовательно, дистанционное обучение является новой формой обучения, наряду с очной, заочной, экстерном.
Факторы и примеры, приведенные выше, показывают необходимость созда- ния и расширения дистанционной формы обучения в Республике Беларусь. Это необходимо для развития квалифицированного, интеллектуального, высоко про- фессионального общества
Вопросы для самоконтроля
1
Понятие «Дистанционное обучение».
2
Понятие «Дистанционное образование».
3
Цели дистанционного обучения.
4
Задачи дистанционного обучения.
5
Особенности дистанционного обучения.
6
Дидактические принципы дистанционного обучения.
7
Модели дистанционного обучения.
8
Какие компоненты должен включать курс ДО?
9
Организация контроля в системе дистанционного обучения.


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
126 10
Современные формы организации дистанционного обучения.
11
Пути оптимизации управления самостоятельной работой студентов в условиях дистанционного обучения.
12
Положительными качествами обучения по обучающим программам.
13
Специфика дистанционного обучения в техническом университете.
14
Достоинства дистанционного обучения.
15
Недостатки дистанционного обучения.
16
Организационно-технологические модели дистанционного обучения.
17
Формы организации дистанционного обучения.
18
Пути оптимизации управления самостоятельной работой студентов в услови- ях дистанционного обучения.

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
127
ЛЕКЦИЯ 7 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
1.
Сущность инноваций.
2.
Педагогические инновации. Сущность, классификация и направления педагогических инноваций.
3.
Технологии и условия осуществления инновационных процессов.
4.
Содержания инновационных технологий обучения.
5.
Облачные технологии в образовании.
6.
Взаимодействие педагога с учащимися в условиях применения иннова- ционных педагогических технологий
7.
Инновационные образовательные учреждения.
Выводы по теме.
Методическое обеспечение:
Презентация:
-
Проектирование инновационных технологий обучения.
Видеофрагменты:
-
Топ инновационных технологий
-
Основы проектирования и управление знаниями
-
Технологии, которые изменили мир
-
Облачные технологии в образовании
-
Что такое облачные технологии?
Вопросы для самоконтроля.
7.1
Сущность инноваций
Понятие «инновация» впервые появилось в научных исследованиях культуро- логов еще в XIX в. И означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Обычно, речь шла об инфильтрации европейских обычаев и способов орга- низации в традиционные азиатские и африканские общества. И только в начале ХХ столетия стали изучаться закономерности технических нововведений [55].
Под инновацией (англ. innovation – нововведение, новшество, новаторство) понимается «инвестицию в новацию».
Новация (лат. innovation – изменение, обновление) представляет собой ка- кое-то новшество, которого не было раньше. В соответствии с гражданским пра- вом новация означает соглашение сторон о замене одного заключенного ими обя- зательства другим, т. е. этот результат есть новация.
Инновация представляет собой материализованный результат, полученный