Файл: Учебнометодическое пособие для студентов специальности 108 01 01 Профессиональное обучение (по направлениям).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 644

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
128 от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы органи- зации производства, труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методы планирования, приемы анализа и т. п.
Инновацию можно назвать также инновационным продуктом. С понятием
«инновация» тесно связаны понятия «изобретение» и «открытие». Под изобрете- нием понимают новые приборы, механизмы, инструменты, другие приспособле- ния, созданные человеком.
В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, вопло- щающийся в новых продуктах и технологиях.
В исследованиях отечественных экономистов термин «инновация» стал ши- роко применяться с переходом экономики к рыночным отношениям. До этого в отечественной экономической литературе проблематика нововведений широко освещалась в рамках исследований научно-технического прогресса (НТП), разви- тия науки и техники.
Инновация как экономическая категория отражает наиболее общие свой- ства, признаки, связи и отношения производства и реализации нововведений.
Сущность инновации проявляется в ее функциях. Функции инновации отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе
Можно сказать, что инновация выполняет следующие три функции:

воспроизводственную;

инвестиционную;

стимулирующую.
Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл вос- производственной функции состоит в получении прибыли от инновации и ис- пользовании ее в качестве источника финансовых ресурсов.
Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.
Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации пря- мо соответствует основной цели любой коммерческой организации. Прибыль служит стимулом для предпринимателя для внедрения новых инноваций; побужда- ет его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой де- ятельности, применять современные методы управления финансами. Все вместе это составляет содержание стимулирующей функции инновации.


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
129
Потребность в инновациях возникает под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. К внешним относятся: конкурентная борьба, задачи завое- вания новых рынков, изменение политической, демографической, правовой ситу- ации и пр.; к внутренним: неблагоприятные условия труда, рост производствен- ных затрат.
Поскольку новшествами, как правило, нельзя воспользоваться без специ- альных знаний, важную роль в деле их реализации играют «ноу-хау» – информа- ция, необходимая для их практического применения (технологические и кон- структорские секреты производства, конфиденциальные сведения коммерческого, управленческого и организационного характера). Она специально опускается в описании, ибо в большинстве случаев не охраняется патентами. Основными при- знаками «ноу-хау» считаются промышленная и коммерческая ценность и закры- тость.
Любая инновация (новшество) имеет свой жизненный цикл, который состо- ит из трех основных элементов:
– периода от начала разработки до выхода на рынок (при этом новшество может устареть, а само нововведение еще не начаться);
– периода от выхода на рынок до снятия с производства;
– периода устаревания от снятия с производства до прекращения эксплуата- ции у потребителей.
Таким образом, полный жизненный цикл новшества имеет две основные стадии – его создания и использования. Последняя, в свою очередь, состоит из двух подстадий: производства, сбыта и послепродажного обслуживания.
Инновации вызывают к жизни некоторые весьма серьезные проблемы. Они ведут к досрочному моральному устареванию элементов производственной си- стемы при сохранении их нормального физического состояния, требуют осу- ществления нововведений в смежных областях, что нарушает стабильность и установившееся «статус-кво».
7.2
Педагогические инновации. Сущность, классификация
и направления педагогических инноваций
Научные инновации, продвигающие вперед прогресс, охватывают все обла- сти человеческих знаний. Различают социально-экономические, организационно- управленческие, технико-технологические инновации. Одной из разновидностей социальных инноваций являются педагогические инновации.
Педагогическая инновация – это нововведение в области педагогики, це- ленаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
130 ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.
Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет при- влечения дополнительных мощностей (инвестиций) – новых средств, оборудова- ния, технологий, капитальных вложений и т. п. (экстенсивный путь развития).
Соединение интенсивного и экстенсивного путей развития педагогических систем позволяет осуществлять так называемые «интегрированные инновации», которые строятся на стыке разноплановых, разноуровневых педагогических под- систем и их компонентов. Интегрированные инновации, как правило, не выглядят надуманными, чисто внешними мероприятиями, но являются осознанными пре- образованиями, происходящими из глубинных потребностей и знания системы.
Подкрепив узкие места новейшими технологиями, можно повысить общую эф- фективность педагогической системы.
Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в педагогике являются:

разработка концепций и стратегий развития образования и образова- тельных учреждений;

обновление содержания образования; изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания;

совершенствование управления образовательными учреждениями и си- стемой образования в целом;

улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квали- фикации;

проектирование новых моделей образовательного процесса;

обеспечение психологической, экологической безопасности учащихся, разработка здоровье сберегающих технологий обучения;

обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образова- тельного процесса и развития учащихся;

разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др.
Инновации могут осуществляться на различных уровнях. К высшему уров- ню относятся инновации, затрагивающие всю педагогическую систему.
7.3
Технологии и условия осуществления инновационных процессов
Педагогические инновации осуществляются по определенному алгоритму.
П. И. Пидкасистый [58] выделяет десять этапов разработки и реализации педаго- гических нововведений:
Разработка критериального аппарата и измерителей состояния педагогиче- ской системы, подлежащей реформированию. На этом этапе нужно выявить по-


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
131 требность в нововведениях.
Всесторонняя проверка и оценка качества педагогической системы для определения необходимости ее реформирования с помощью специального ин- струментария.
Экспертизе должны подвергаться все компоненты педагогической системы.
В итоге должно быть точно установлено, что необходимо реформировать как устаревшее, неэффективное, нерациональное.
Поиски образцов педагогических решений, которые носят опережающий характер и могут быть использованы для моделирования нововведений. На основе анализа банка передовых педагогических технологий нужно отыскать материал, из которого можно создать новые педагогические конструкции.
Всесторонний анализ научных разработок, содержащих творческое решение актуальных педагогических проблем.
Проектирование инновационной модели педагогической системы в целом или ее отдельных частей. Создается проект нововведения с конкретными задан- ными свойствами, отличающимися от традиционных вариантов.
Исполнительская интеграция реформы. На этом этапе необходимо персона- лизировать задачи, определить ответственных, средства решения задач, устано- вить формы контроля.
Проработка практического осуществления известного закона перемены тру- да. Перед внедрением в практику нововведения необходимо точно рассчитать его практическую значимость и эффективность.
Построение алгоритма внедрения в практику новшеств. В педагогике разра- ботаны подобные обобщенные алгоритмы. В них имеются такие действия, как анализ практики для поиска участков, подлежащих обновлению или замене, мо- делирование нововведения на основе анализа опыта и данных науки, разработка программы эксперимента, мониторинг его результатов, внедрение необходимых корректив, итоговый контроль.
Введение в профессиональную лексику новых понятий или переосмысление прежнего профессионального словаря. При отработке терминологии для ее внед- рения в практику руководствуются принципами диалектической логики, теории отражения и др.
Защита педагогической инновации от псевдоноваторов. При этом необхо- димо придерживаться принципа целесообразности и оправданности нововведе- ний. История свидетельствует, что иногда затрачиваются огромные усилия, мате- риальные средства, социальные и интеллектуальные силы на ненужные и даже вредные преобразования. Ущерб от этого бывает невосполнимым, поэтому нельзя допускать ложного педагогического новаторства. В качестве лжеинноваций, ко- торые только имитируют инновационную деятельность, можно привести следу-


Э.М. Кравченя. Информационные и компьютерные технологии в образовании
132 ющие примеры: формальная смена вывесок образовательных учреждений; пре- поднесение подновленного старого как принципиально нового; превращение в аб- солют и копирование творческого метода какого–либо педагога–новатора без его творческой переработки и т. д.
Однако для инновационных процессов существуют реальные барьеры.
В. И. Андреев [56] выделяет следующие из них:

консерватизм определенной части педагогов (особенно опасен консер- ватизм администрации образовательных учреждений и органов образования);

слепое следование традиции по типу: «У нас и так все хорошо»;

отсутствие необходимых педагогических кадров и финансовых средств для поддержания и стимулирования педагогических инноваций, особенно для педагогов–экспериментаторов;

неблагоприятные социально-психологические условия конкретного об- разовательного учреждения и др.
При организации инновационной деятельности следует помнить, что:

в педагогике передается не опыт (технология), а мысль, выведенная из опыта;

«чужой» опыт педагог должен «пропускать через себя» (через свою психику, сложившиеся взгляды, способы деятельности и т. д.) и вырабатывать свой метод, в наибольшей степени соответствующий уровню своего личностного и профессионального развития;

инновационные идеи должны быть четкими, убедительными и адекват- ными реальным образовательным потребностям человека и общества, они долж- ны быть трансформированы в конкретные цели, задачи и технологии;

инновация должна овладеть умами и средствами всех (или большин- ства) членов педагогического коллектива;

инновационная деятельность должна морально и материально стимули- роваться, необходимо правовое обеспечение инновационной деятельности;

в педагогической деятельности важны не только результаты, но и спо- собы, средства, методы их достижения.
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   21