Файл: Учебное пособие Чебоксары 2007 удк 331. 45 (075) ббк 65. 247я7 м 48.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1062
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников;
• осуществление контроля за своевременным сообщением руководителем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда;
• участие в организации первой (доврачебной) помощи пострадавшему от несчастного случая на производстве;
• по поручению профсоюзного или иного представительного органа трудового коллектива участие в расследовании несчастных случаев на производстве с целью защиты законных прав и интересов застрахованных в соответствии с Федеральным законом “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”.
• информирование работников подразделения, в котором они являются уполномоченными, о выявленных нарушениях требований безопасности при ведении работ, состояний условий и охраны труда в организации (в своих подразделениях), проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе по вопросам охраны труда.
Для выполнения задач, возложенных на уполномоченных, им должно быть предоставлено право:
• контролировать соблюдение в подразделении, в котором они являются уполномоченными, законодательных и других государственных нормативных правовых актов по охране труда;
• проверять выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, результатами расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
• принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию средств труда;
• получать информацию от руководителей и иных должностных лиц своих подразделений о состоянии условий и охраны труда, происшедших несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
• предъявлять требования к должностным лицам о приостановлении работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
• выдавать руководителям подразделения обязательные к рассмотрению представления об устранении выявленных нарушений законодательных или иных государственных нормативных правовых актов по охране труда;
• ообращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении государственных нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;
• ппринимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда;
• защищать интересы пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при рассмотрении дел у страховщика, в суде и других государственных органа;
• принимать участие в составлении планов улучшения условий и охраны труда организации, в переговорах по заключению коллективных договоров и соглашений по охране труда.
Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств организации.
Для выполнения возложенных на них функций уполномоченным рекомендуется предоставлять необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, определяемых коллективным договором или совместным решением работодателя и профсоюзов или иных представительных органов работников.
Для вновь избранных уполномоченных рекомендуется организовать обучение по специальной программе на курсах обучения и проверки знаний по охране труда.
Уполномоченным выдается соответствующее удостоверение о проверке знаний по охране труда.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" уполномоченному профсоюзного комитета по охране труда установлены следующие социальные гарантии:
- уполномоченный по охране труда, не освобожденный от основной работы, не может быть подвергнут дисциплинарному взысканию, переведен на другую работу по инициативе работодателя и не может быть уволен без предварительного согласия профсоюзного комитета;
- не может быть уволен в течение двух лет после его переизбрания.
За активную добросовестную работу по улучшению условий труда уполномоченный по охране труда может быть материально и морально поощрен из средств организации или профсоюзного комитета.
3.6. Организация административно-общественного
трехступенчатого контроля по охране труда
Административно-общественный контроль в системе управления охраной труда является основной формой контроля представителями работодателя и трудового коллектива за состоянием условий и безопасности труда на рабочих местах, производственных участках и цехах, а также соблюдением всеми службами, должностными лицами и работниками требований трудового законодательства. Он является важным фактором в системе мероприятий по оздоровлению условий труда и повышению культуры трудовой деятельности, дальнейшему снижению производственного травматизма и заболеваемости, обеспечивает коллективную ответственность за состояние охраны труда всех работников - от рядового работника до руководителя организации, т.е. - контроль снизу доверху.
Данный контроль не исключает проведение административного контроля в соответствии с должностными обязанностями руководителей и инженерно-технических работников предприятия, а также общественного контроля в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
Административно-общественный контроль по охране труда является совместным контролем администрации и выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.
В целях систематического контроля законодательства по охране труда организуется, как правило, трехступенчатая система контроля.
I ступень контроля осуществляют на уровне участка, отдела, бригады руководителем работ совместно с уполномоченным лицом по охране труда профсоюза ежедневнодо начала работы. На первой ступени проверяются: состояние рабочих мест, проходов, переходов; исправность оборудования и инструментов. При обнаружении отклонений от правил и норм охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности, электробезопасности, недостатки, которые могут быть устранены сразу, устраняются немедленно, остальные записываются в журнал административно-общественного контроля.
II ступень контроля осуществляют на уровне структурного подразделения (цех, управление, производственный участок) руководителем структурного подразделения совместно с представителями службы охраны труда, представителями первичной профсоюзной организации
, руководителей ремонтно-технических служб, медицинских работников (цеховых врачей или фельдшеров) еженедельно. В ходе второй ступени проводится проверка состояния охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности, электробезопасности во всех помещениях структурного подразделения, а также предоставление работникам льгот и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, обучение и инструктажи по охране труда, медицинское обследование работников и т.д. Принимают меры к устранению выявленных недостатков. Недостатки, устранение которых требует определенного времени и затрат, записывают в журнал второй ступени административно-общественного контроля с указанием сроков выполнения, исполнителей. О результатах сообщают руководителю организации.
III ступень контроля осуществляется на уровне всей организации. Для проведения третьей ступени создается комиссия во главе руководителя организации или заместителя, курирующего вопросы охраны труда. В комиссию включаются руководители всех структурных подразделений, службы охраны труда, представитель первичной профсоюзной организации. Третья ступень проводится один раз в месяц. В ходе ее проведения изучаются материалы второй ступени административно-общественного контроля, на основании результатов анализа проводят проверку состояния охраны труда, заслушивают на совместных заседаниях комиссии ответственных лиц за выполнение соглашения по охране труда, планов, приказов, предписаний, проводят анализ происшедших несчастных случаев. На основании проверки и обсуждения вопросов о состоянии охраны труда составляется акт и издается приказ руководителя организации.
Целесообразно проведение третьей ступени контроля совмещать с "Днем охраны труда", проводимым в организации. Акт проверки состояния охраны труда на III ступени контроля идентичен акту проверки результатов проведения "Дня охраны труда".
Проведение "Дня охраны труда" должно способствовать улучшению общего состояния условий труда, техники безопасности, производственной санитарии, пожарной и электробезопасности; усилению контроля со стороны руководителей и работников за соблюдением требований нормативных правовых актов по охране труда.
Проведение "Дня охраны труда" является дополнительным мероприятием к повседневной работе по охране труда в организации.
Целью проведения "Дня охраны труда" является выявление нарушений и отклонений от требований стандартов, правил, норм, инструкций и других нормативных документов по охране труда и принятие мер по их доведению до норм.
Проведение "Дня охраны труда" решает задачи предупреждения производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, улучшения условий труда, повышения культуры трудовой деятельности и оперативной ликвидации выявленных недостатков.
Примерная форма журнала I и II ступеней
контроля состояния охраны труда
_________________________________________________________________
(наименование цеха, участка)
Дата проведения контроля | Ф.И.О. мастера и уполномо-ченного лица по охране труда (I ступень) | Состав комиссии, проводившей контроль (ф.и.о., должность) (II ступень) | Выявленные недостатки и нарушения по охране труда | Мероприятия по устранению недостатков и нарушений | Ответственные за исполнение | Срок исполнения | Отметка о выполнении (дата, подпись ответственного за исполнение и уполномоченного (доверенного) лица по охране труда) |
| | | | | | | |
АКТ
проверки результатов проведения "Дня охраны труда"
______________________
(организация)
в__________________________________ от "___"_________200__ г.
(наименование подразделения (участка)
Акт составлен комиссией под председательством________________
_________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, должность)
и членов комиссии:_________________________________________
_________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, должность)
в том, что "____"_________200__ г. произведена проверка выполнения требований нормативных правовых актов по охране труда, состояния условий и охраны труда на рабочих местах, соблюдения правил пожарной и электробезопасности, эксплуатации оборудования, организации и производства работ повышенной опасности.
Комиссия отмечает, что не выполнены в срок следующие мероприятия, намеченные по предыдущему "Дню охраны труда":
№ п/п | Наименование невыполненных мероприятий | Ответственный исполнитель | Причины невыполнения мероприятия | Новый срок исполнения |
| | | | |