Файл: Учебное пособие Чебоксары 2007 удк 331. 45 (075) ббк 65. 247я7 м 48.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1032

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Информационное обеспечение АРМ СОТ поддерживается комплексом информационных носителей, состав и содержание которых определяется в каждом конкретном случае профессиональной целесообразностью и возможностью организовать автоматизированный сбор и оперативную передачу полных и надежных сведений. Персональные информационные системы при своем создании требуют решения двух проблем – формализации знаний по охране труда и организации взаимодействия специалиста с ПЭВМ.

Контроль состояния условий труда, поиск причин, ухудшающих их, принятие решений по повышению безопасности труда, ее нормализации - трудоемкие, длительные процедуры, сопровождающиеся тяжелыми рутинными операциями по работе с нормативной и инструктивной документацией и специализированной литературой по специфике охраны труда организации.

Информационная технология обеспечения безопасности труда состоит из нормативно-технологических процессов, информационного представления состояния безопасности труда в виде баз данных и знаний, прикладного программного обеспечения, аппаратных средств пользования, предметной области (состояния и условий формирования безопасности труда) и др.

Отличительной особенностью современных методов организации труда, в том числе обеспечения его безопасности, является тенденция широкого использования ПЭВМ в качестве средства автоматизации профессиональной деятельности специалиста (ответственного лица) по охране труда организации.

Пропаганда охраны труда в организациях становится как никогда актуальной с позиций повышения культуры производства, профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшения трудовой дисциплины.

В соответствии со ст. 210 ТК РФ одним из основных направлений государст­венной политики в области охраны труда является осуще­ствление мероприятий по пропаганде передового опыта в области охраны труда.

Пропаганда охраны труда – распространение знаний об охране труда и формирование убеждения в необходимости этой системы защиты; осуществляется (по планам работы службы охраны труда) в различных формах обучения, к которым относятся: инструктажи по охране труда, специализированные курсы, в том числе курсы повышения квалификации, постоянно действующие семинары по охране труда (проводит служба охраны труда с привлечением сторонних специалистов), ознакомление с инструкциями (и иными документами, содержащими требования охраны труда) непосредственно на рабочих местах или в кабинетах по охране труда, а также обучение с помощью наглядной агитации (лозунгов, плакатов, знаков безопасности, информационных стендов и др.).
Целью пропаганды охраны труда является побуждение работников к выполнению требований охраны труда; конечная цель – создание безопасных условий труда на рабочих местах, снижение уровня профессиональной заболеваемости, исключение несчастных случаев на производстве (Российская энциклопедия по охране труда: В 2 т. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003).

Координацию и организацию работ по пропаганде охраны труда проводят службы охраны труда или лица, уполномоченные для этих целей, а также непосредственные руководители организаций.

Методы пропаганды вопросов охраны разнообразны, но конечный результат один - воспитать у работников осознан­ную необходимость выполнения требований безопасного выполнения работ. Это достигается подбором кадров путем тестирования, всеми формами обучения и инструктажа, разбором несчастных случаев, проведением лекций, бесед, наглядной агитацией, организацией посещения выставок, экскурсий, обменом опытом, организацией соревнования, просмотром кино и видеофильмов, обязательным поощре­нием работников, не допускающих нарушений требований безопасности на специально организуемых для этой цели собраниях, с приглашением членов семей, постоянным и жестким контролем за выполнением требований инструкций по охране труда, обеспечением необходимыми защитными приспособлениями и устройствами безопасности, СИЗ, эффективной эксплуатацией средств коллективной защиты, необходимыми санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, привлечением психологов и социологов, проведением анкетирования по вопросам охраны труда и т.д.

Для постоянного осуществления мероприятий целесообразно организовать кабинет по охране труда, оснащенный техническими средствами обучения, регулярно обновляемой наглядной агитацией, макетами, необходимой справочной, методической и периодической литературой. Работа кабинетов и уголков охраны труда также является важным фактором пропаганды.

Необходимо разрабатывать квартальные и годовые планы мероприятий по охране труда, вести учет и оценивать эффективность проводимых мероприятий.

Задачами пропаганды в области охраны труда являются:

- ознакомление работников с положительными мероприятиями, которые проводят федеральные законодательные и исполнительные органы и органы управления регионов для улучшения условий и охраны труда;



- пропаганда профессиональных знаний в области охраны труда;

- сообщение и распространение передового опыта, достижений науки и техники в области охраны труда.

Решение задач пропаганды в области охраны труда достигается путем:

  • демонстрации кинофильмов и видеофильмов;

  • проведение лекций, докладов, бесед, семинаров;

  • информирования об издании новых книг и плакатов;

  • организация переносных выставок;

  • использование местного радиовещания, многотиражек и стенных газет, стендов охраны труда.

Пропаганда в области охраны труда должна способствовать:

  • доведению до сознания каждого работника значения создания благоприятных условий труда, необходимости безусловного выполнения всех норм и правил техники безопасности, соблюдению технологической и трудовой дисциплины, проведения мероприятий по профилактике травматизма и профессиональной заболеваемости;

  • быстрейшему внедрению современных средств техники безопасности и санитарно-гигиенических устройств;

  • повышению профессиональных и технических знаний.


4. ВРЕДНЫЕ И ОПАСНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ
4.1. Классификация вредных и опасных производственных факторов.

Гигиенические критерии оценки условий труда
В статье 209 Трудового кодекса РФ даны следующие понятия:

вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;

опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Классификация вредных и опасных производственных факторов регламентирована Руководством Р 2.2.2006-05 Минздравсоцразвития России “Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда, ГОСТ 12.003-74 ССБТ “Опасные и вредные производственные факторы. Классификация”, ГОСТ 12.1.007-76 ССБТ “Вредные вещества. Классификация и общие требования”.

В соответствии с «Руководством по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» Р 2.2.2006-05 Минздрава России вредными производственными факторами
являются:

физические факторы:

- температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение;

- неионизирующие электромагнитные поля (ЭМП) и излучения - электростатическое поле; постоянное магнитное поле (в т.ч. гипогеомагнитное);

- электрические и магнитные поля промышленной частоты (50 Гц);

- широкополосные ЭМП, создаваемые ПЭВМ;

- электромагнитные излучения радиочастотного диапазона;

- широкополосные электромагнитные импульсы;

- электромагнитные излучения оптического диапазона (в т.ч. лазерное и ультрафиолетовое);

- ионизирующие излучения; производственный шум, ультразвук, инфразвук; вибрация (локальная, общая);

- аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия;

- освещение - естественное (отсутствие или недостаточность), искусственное (недостаточная освещенность, пульсация освещенности, избыточная яркость, высокая неравномерность распределения яркости, прямая и отраженная слепящая блесткость);

- электрически заряженные частицы воздуха

- аэроионы;

химические факторы:

- химические вещества, смеси, в т.ч. некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа;

биологические факторы

- микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы - возбудители инфекционных заболеваний;

факторы трудового процесса:

- тяжесть, напряженность труда.

Тяжесть труда - характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклона корпуса, перемещениями в пространстве.


Напряженность труда - характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.

Опасныйпроизводственный фактор – фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти. В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельные вредные производственные факторы могут стать опасными. Наряду с указанным определением в последние годы с целью оценки травмобезопасности рабочих мест при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда используется понятие «травмоопасный фактор».

Результаты гигиенической оценки условий труда и оценки условий труда по факторам травмобезопасности оформляются протоколами лабораторных измерений и заносятся в карты аттестации рабочих мест по условиям труда.

4.2. Классификация условий труда
В соответствии с «Руководством по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» Р 2.2.2006-05 Минздрава России условия труда подразделяются на 4 класса:

оптимальные условия труда (1 класс);

допустимые условия труда (2 класс);

вредные условия труда (3 класс, при превышении гигиенических нормативов со степенями вредности 3.1, 3.2, 3.3, 3.4);

опасные (экстремальные) условия труда (4 класс, при создании угрозы для жизни).

Оптимальные условия труда (1 класс) - условия, при которых сохраняется здоровье работника и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы факторов рабочей среды установлены для микроклиматических параметров и факторов трудовой нагрузки. Для других факторов за оптимальные условно принимают такие условия труда, при которых вредные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.

Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.