Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1856

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- моделирование педагогом предстоящего общения с учащи­мися при подготовке к взаимодействию (постановка педагогиче­ской задачи, выбор способов и методов ее решения, отделение коммуникативной задачи, собственно моделирование общения);

- организация непосредственного общения с учащимися;

- управление общением в ходе педагогического взаимодействия;

- анализ результатов общения и моделирование новой педаго­гической задачи.

Названные стадии коммуникации характеризуют поэтапное развертывание процесса педагогического взаимодействия.

1. Моделирование. На этом этапе осуществляется своеобразное планирование коммуникативной структуры взаимодействия, со­ответствующего педагогическим задачам, сложившейся ситуации, индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и класса в целом.

Необходимым элементом моделирования предстоящего взаи­модействия является предвидение возможной психологической атмосферы, например на уроке, выбор средств достижения эмо­ционального отклика взаимодействующих субъектов. Это, в свою очередь, определяет собственно педагогические аспекты взаимо­действия, позволяет педагогу представить свое коммуникативное поведение и эмоциональное состояние.

2. Организация непосредственного общения, во время которого педагог берет на себя инициативу, позволяющую ему иметь неко­торое преимущество в управлении общением. Этот этап предпола­гает умение ориентироваться в условиях предстоящего общения: продумать стиль общения с учащимися; мысленно восстановить опыт общения с данным классом; уточнить особенности общения в новых коммуникативных условиях.

Здесь конкретизируется и объект общения. Обычно в качестве объекта общения выступает класс в целом. Однако в зависимости от конкретных педагогических задач коммуникативное внимание педагога может сосредоточиваться на группе детей или на от­дельном ученике.

Важным моментом этого этапа является привлечение педаго­гом внимания учащихся, поскольку эффективное общение с клас­сом возможно только в том случае, если внимание учащихся сконцентрировано на педагоге.

3. Управление общением, которое складывается из уточнения усло­вий и структуры общения, поддержания непосредственного общения.

4. Анализ результатов осуществленного взаимодействия. Эта стадия чаще всего называется стадией обратной связи в общении, которая может быть содержательной и эмоциональной.
Содер­жательная обратная связь дает информацию о степени усвоения преподаваемого материала. Она осуществляется с помощью во­просов, экспресс-опросов, фронтальных опросов и т.д.

Представленная логика педагогического взаимодействия в ре­альной педагогической деятельности может быть не всегда такой. Некоторые этапы могут быть свернутыми или недостаточно четко проявленными.

Коммуникативная культура педагога. Успешность педагогиче­ского взаимодействия зависит от уровня коммуникативной куль­туры педагога, формирование которой является одной из важных задач профессионального становления педагога и особенно его саморазвития и самовоспитания.

Стихийное формирование коммуникативной культуры педа­гога приводит нередко к авторитарному стилю общения, воз­никновению частых межличностных конфликтов, напряженно­сти в отношениях между учителем и учениками (группой или целым классом), к падению дисциплины, снижению успеваемо­сти, нежеланию учиться, психическим травмам и невосполни­мым потерям в нравственном воспитании и, как следствие этого, в ряде случаев к отклоняющемуся от социальных норм поведе­нию школьников (Левитан К. М., 1994).

Основу коммуникативной культуры педагога составляет об­щительность - устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Наличие у педагога общи­тельности является показателем достаточно высокого коммуни­кативного потенциала.

Общительность как свойство личности включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как коммуника­бельность - способность испытывать удовольствие от процесса общения; социальное родство - желание находиться в обществе, среди других людей; альтруистические тенденции - эмпатию как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификацию как умение переносить себя в мир другого человека.

Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Поэтому педагоги с неразвитой коммуникабельно­стью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовле­творения от своей деятельности в целом.

В коммуникативной культуре педагога проявляется уровень его нравственной воспитанности. Ученики прежде всего высоко ценят интеллигентность и деликатность учителя, т.е. его умение быть вежливым, корректным, щадить самолюбие учеников, сочув­ствовать им, быть искренним, незлопамятным. Педагогический этикет предполагает договоренность о том, что считать принятым в поведении и деятельности, а что - непринятым. Ученики достаточ­но быстро научаются оценивать, деликатен ли учитель, насколько его требовательность и принципиальность соблюдаются им самим в общении со своими коллегами, родителями, учениками.



С.Л.Рубинштейн (1946), предлагая стратегию успеха общения, отмечал, что наше отношение к другому человеку должно обезо­ружить его дурные намерения, демобилизовать их, поставить его в такие моральные условия, при которых лишаются почвы, моти­ва его дурные поступки.

Коммуникативная культура педагога предполагает овладение им коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей. Имеются в виду умения устанавливать эмоцио­нальный контакт, завоевывать инициативу в общении, управлять своими эмоциями, а также наблюдательность и переключаемость внимания, социальная перцепция, т.е. понимание психологиче­ского состояния ученика по внешним признакам, умение «подавать себя» в общении с учащимися, речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и др. В своей совокупности такие умения и способности составляют технику педагогического общения или характеризуют технологическую сторону коммуникативной культуры педагога.

Все коммуникативные умения можно объединить в четыре группы:

- умения быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения;

- умения правильно планировать свою речь, т. е. содержание акта общения;

- умения находить адекватные средства для передачи этого со­держания (верный тон, нужные слова и т.д.);

- умения обеспечивать обратную связь.

Различают вербальные и невербальные способы педагогиче­ского взаимодействия. На долю вербальной (словесной) коммуни­кации падает основная часть профессионально значимой и необ­ходимой нагрузки.

Однако эффективность педагогического взаимодействия зави­сит и от того, насколько учитель владеет невербальной коммуникацией. Если у учителя сформирована наблюдательность, то от его взгляда не ускользнет погрустневшее лицо обычно веселого уче­ника, стремление ряда учеников избежать встречи со взглядом учителя, «отсутствующее» выражение на лице, невнимательность к тому, что происходит на уроке.

Общение педагога с учащимися может быть эффективным в том случае, если оно хорошо продумано с точки зрения приме­няемых психологических способов и механизмов воздействия. Например, эффективными являются воздействие через авторитет учителя и сохранение «интимности» общения, позволяющей вза­имно согласовывать его по типу направленности и социальной техники. Большое значение имеет умение подать себя, или само­презентация учителя. Это помогает учащимся создать образ учи­теля, смоделировать адекватное взаимодействие.


Высокий уровень развития коммуникативной культуры педагога предполагает наличие у него экспрессивных (выразительность речи, жестов, мимики, внешнего облика) и перцептивных (умение понять состояние ученика, установить с ним контакт, составить его адек­ватный образ и т.д.) способностей.

Овладеть технологической стороной коммуникативной куль­туры (техникой общения) можно с помощью специальных упраж­нений. Наиболее эффективны упражнения, составляющие часть коммуникативного тренинга педагога.

5. Межличностные отношения как результат педагогического взаимодействия

Виды межличностных отношений педагогов с учащимися. Педа­гогическое взаимодействие осуществляется не только с отдельны­ми учащимися, но и с целым классом, являющимся той общно­стью, в которой происходит непосредственное общение, порож­дающее систему межличностных отношений. Именно эти отно­шения образуют личностно-развивающую среду. Функции учите­ля, реализуемые в процессе педагогического взаимодействия, иные, чем функции учащихся. Для него они прежде всего органи­заторские, направленные на управление развитием класса и каж­дого ученика в нем. В задачи учителя входит трансформация со­циальных норм и правил в личные требования, которые должны стать нормами поведения учащихся. Поэтому так важно устано­вить доброжелательные, приязненные, теплые взаимоотношения с учащимися. Без этого учитель не сможет выполнить свою миссию транслятора социальных ценностей.

Однако взаимоотношения, складывающиеся в процессе педа­гогического взаимодействия, не должны быть стихийными и са­мостановящимися. Положительные, заботливые, доброжелатель­ные, чуткие, доверительные взаимоотношения между учителями и учениками сказываются на успешности педагогической деятель­ности, психологической атмосфере, авторитете учителя, а также на самооценке учащихся, их удовлетворенности вхождением в школьный и классный коллективы.

Характер отношений учителя к детям во многом определяет и систему взаимоотношений среди детей. Причем это относится не только к детям раннего возраста, но и к подросткам, и к стар­шим школьникам. В педагогической практике наиболее часто встречаются следующие виды взаимоотношений педагогов с учащимися:

- устойчиво-положительные;

- неустойчиво-положительные;

- пассивно-положительные;


- пассивно-отрицательные;

- негативные.

Устойчиво-положительное отношение характеризуется посто­янным вниманием к работе всего класса и отдельных учащихся, на­личием деловых контактов, принятием всех учащихся, спокойной и положительной эмоциональной тональностью. Учителя с таким отношением реализуют в процессе педагогического взаимодействия свою положительную направленность, характеризующуюся такими личностными параметрами, как заинтересованность успехами учебной деятельности учащихся, стремление авансировать детей, поощрить их достижения, ориентация на продвижение учащихся, умение подчеркнуть их уникальные особенности и др.

Неустойчиво-положительное отношение проявляется тогда, когда имеют место элементы и положительного, и отрицатель­ного отношения, но с преобладанием положительного. Чаще всего это ситуативные отношения, обусловленные сменой на­строения, результатами деятельности, поведением учащихся. При этом в поведении учителя могут быть замкнутость, сухость, категоричность, педантизм, эмоциональная нестабильность, вспыльчивость, непоследовательность, чередование требова­тельности и либерализма, дружелюбия и враждебности.

Пассивно-положительное отношение - это индифферентное от­ношение. Оно обнаруживается тогда, когда положительное отно­шение скрыто или трудно определяется. При этом возникают дис­танция между учителем и учащимися, безразличие, отсутствие взаимной тяги и стремления к взаимодействию.

Открыто-отрицательное отношение возникает тогда, когда учитель или ученики демонстративно подчеркивают неприязнь, неприятие друг друга, раздражительность, несовместимость. Такое отношение встречается реже и, как правило, проявляется в ситуаци­ях конфликта и взаимной агрессии. Его характеризует явная эмо­ционально-негативная направленность - резкость, акцентирование внимания на недостатках, повторяющиеся замечания и наказания.

Пассивно-отрицательное отношение характеризуется недемон­стративным отрицанием детей, эмоциональной вялостью, безуча­стностью, скрытой неприязнью, сухостью, отчужденностью в об­щении с учениками, равнодушием к их успехам и неудачам, фор­мализмом в работе.

Усвоение опыта негативных отношений порождает такие чер­ты характера, как неуживчивость, крикливость, нетерпимость к чужому мнению или оценке другого, фрустрированность, агрес­сивность, склочность, злобивость и др.

Учитель с устойчиво-положительным отношением к учащимся быстрее завоевывает авторитет, вызывает симпатию и даже любовь со стороны учеников,