Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1873

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Предположим, говорил Л.С.Выготский, что два ребенка одного и того же возраста самостоятельно решают задачи одного и того же класса со сходным результатом. Это будет означать, что уровень их актуального развития примерно одинаков и соответствует, допус­тим, умственному возрасту 7 лет. Но давайте попробуем предло­жить им решать более сложные задачи в сотрудничестве со взрос­лым. «Перед нами, - писал далее Л.С.Выготский, - два ребенка с одинаковым умственным возрастом в 7 лет, но один из них при ма­лейшей помощи решает задачи на 9 лет, а другой - на 7 с полови­ной. Одинаково ли умственное развитие обоих этих детей? С точки зрения самостоятельной их деятельности одинаково, но с точки зре­ния ближайших возможностей развития они резко расходятся. То, что ребенок оказывается в состоянии сделать с помощью взрослого, указывает нам зону его ближайшего развития» (Выготский Л. С.).

Уровень актуального развития ребенка показывает нам, ка­кие психические процессы у него уже сложились, т.е. фактиче­ски по его актуальному развитию мы можем судить об уже за­вершенных циклах развития. Однако целью образования явля­ется перспективное развитие ребенка, поэтому развивающее образования использует не только достигнутые результаты развития, но и процессы, находящиеся в стадии становления. В детском саду и в школе учат чему-то новому, продвигая ре­бенка в его развитии, давая ему возможность постараться сде­лать немножко больше, чем то, что ему и так легко дается.

Перспективы развития у двух детей из нашего примера различ­ны, поскольку различны зоны их ближайшего развития. Поэтому развивающее обучение всегда ориентируется на зону ближайшего развития ребенка, превращая эту зону с помощью педагогики со­трудничества в актуальный уровень развития ребенка. То, что ре­бенок сегодня делает в сотрудничестве со взрослым, завтра он бу­дет делать самостоятельно.

Л.С.Выготский сделал следующие выводы: 1) обучение создает зону ближайшего развития, которая затем переходит в сферу акту­ального развития; 2) обучение двигает вперед развитие, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые еще созревают. Обучение должно идти впереди развития. И потому Л.С.Выгот­ский делает главный вывод: педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день развития (т.е. на зону ближайшего развития ребенка).


2. Концепции развивающего обучения

В последние десятилетия теоретики и практики отечественного образования все больше внимания уделяют проблемам разви­вающего обучения. Более того, одним из основных принципов реформирования российской школы провозглашен принцип раз­вивающего образования (Днепров Э.Д. Четвертая школьная ре­форма в России.-М., 1994.-С.159-160).

В российской педагогике существует ряд концепций разви­вающего обучения. Все концепции можно разделить на две груп­пы: 1) концепции, ориентированные на психическое развитие; 2) концепции, учитывающие личностное развитие. Проблему за­кономерностей и принципов обучения они трактуют по-разному. Поэтому есть смысл обратиться к анализу этих концепций.

Концепции, ориентированные на психическое развитие

Концепция Л.В.Занкова. С конца 50-х годов научный коллек­тив по руководством Л.В.Занкова начал экспериментальное ис­следование по изучению объективных закономерностей и прин­ципов обучения. Оно было предпринято с целью развития идей и положений Л.В.Выготского о соотношении обучения и общего развития школьников.

Усилия коллектива Л.В.Занкова были направлены на разра­ботки дидактической системы обучения младших школьников в целях их общего психологического развития (Обучение и разви­тие: Экспериментально-педагогическое исследование / Под. ред. Л.В.Занкова. - М., 1975; Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний. Экспериментально-педагогическое исследование / Под. ред. М.В.Зверевой. - М., 1983). Л.В.Занков поставил задачу «построить такую систему начального обучения, при которой достигалось бы гораздо более высокое развитие младших школь­ников, чем при обучении согласно канонам традиционной мето­дики» (Занков Л. В. Избр. пед. труды. - М., 1990. - С. 96). Ее пред­полагалось создавать путем организации экспериментальных ис­следований, проведение которых изменило бы существующую практику, демонстрируя эффективность использования особых программ и методов. Результаты воздействия обучения постоянно сравнивались с уровнем развития детей в обычных классах.

Основу системы обучения, по Л.В.Занкову, составляют сле­дующие взаимосвязанные принципы:

- обучение на высоком уровне трудности;

- быстрый темп в изучении программного материала;

- ведущая роль теоретических знаний;

- осознание школьниками процесса учения;



- целенаправленная и систематическая работа по развитию всех учащихся, включая и наиболее слабых.

Принцип обучения на высоком уровне трудности характеризуется, по мнению Л.В.Занкова, не столько тем, что превышает «среднюю норму» трудности, а прежде всего тем, что раскрывает духовные силы ребенка, дает им простор и направление (Занков Л. В. Дидак­тика и жизнь. - М., 1968. - С. 32).

Например, в программу для III класса включена тема «Значение падежей имен существительных (приглагольных). Не­которые основные значения». Эта тема достаточно высокого уровня трудности для данного возраста, но ее изучение стиму­лирует развитие мышления школьников. До этой темы они изу­чили 1, 2 и 3-е склонения существительных и уже знакомы с окончаниями существительных, относящихся к разным типам склонения, но стоящих в одном и том же падеже. Теперь уча­щиеся должны отвлечься от различий, которые характерны для всех типов склонения, и осмыслить значение того или иного па­дежа в обобщенной форме. Так, беспредложный творительный падеж, зависящий от глагола, показывается в наиболее типич­ном для него значении орудия или средства, при помощи кото­рого производится действие (рубить топором, рисовать кистью, писать ручкой и т.п.). Такое обобщение и представляет собой более высокий уровень мышления.

С принципом обучения на высоком уровне трудности органич­но связан другой принцип: при изучении программного мате­риала нужно идти вперед быстрым темпом. Это предполагает отказ от топтания на месте, от однообразного повторения прой­денного. При этом самое важное - непрерывное обогащение школьников все новыми и новыми знаниями, когда не только обогащается ум школьника разносторонним содержанием, но и создаются благоприятные условия для глубокого осмысления получаемой информации.

Следующий принцип системы Л.В.Занкова - ведущая роль теоретических знании, которые выступают мощным средством развития школьников и основой овладения умениями и навыками. Этот принцип был выдвинут в противовес традиционным пред­ставлениям о конкретности мышления младших школьников. Об­разные представления играют значительную роль в развитии младших школьников.

Так, они способны усваивать термины, требующие не только простого заучивания. Исследования показали, что у учащихся начальных классов отвлечение и обобщение, облеченные в словес­ную форму, наблюдаются и в образовании новых понятий, и в узнавании малознакомых объектов
, и в осознании моральных ка­честв персонажей из произведений художественной литературы.

Концепция, согласно которой развитие мышления младшего школьника представляется как постепенное нарастание словесно­го отвлечения и обобщения, устарела. Еще Л.С.Выготский отме­чал, что формирование понятий в школьном возрасте идет раз­ными путями, в том числе и от абстрактного к конкретному. По­этому ограничиваться работой лишь по формированию конкрет­ного мышления у младших школьников значит тормозить их раз­витие. Теоретические знания не исчерпываются терминами и оп­ределениями.

Принцип осознания школьниками процесса учения вытекает из общепринятого дидактического принципа сознательности. Л. В. Занков, анализируя различные трактовки принципа сознательности (С.В.Иванова, М.Н.Скаткина, Н. Г. Казанского, И.И.Ганелина и др.), подчеркивал важность понимания учебного материала, уме­ния применять теоретические знания на практике, признавал не­обходимость овладения мыслительными операциями (сравнения, анализа, синтеза, обобщения), важность позитивного отношения школьников к учебному труду. Все это, по мнению Л. В. Занкова, необходимо, но недостаточно. Важным условием развития школь­ника является то обстоятельство, что процесс овладения знаниями и навыками выступает объектом его осознания. По системе Л. В. Занкова учебный процесс строится так, чтобы школьник уяс­нил себе основания расположения материала, необходимость за­учивания определенных его элементов.

Особое место в системе Л. В. Занкова занимает принцип целена­правленной и систематической работы по развитию всех учащихся, в том числе и наиболее слабых. Л.В.Занков объясняет это тем, что на слабых учеников обрушивается лавина тренировочных уп­ражнений. Согласно традиционной методике эта мера необхо­дима для преодоления неуспеваемости школьников.

Опыт Л. В. Занкова показал обратное: перегрузка неуспеваю­щих тренировочными заданиями не способствует их развитию, а напротив, увеличивает их отставание. Неуспевающие не меньше, а больше других учеников нуждаются в том, чтобы велась системати­ческая работа по их развитию. Эксперименты показали, что именно такая работа приводит к большим сдвигам в развитии слабых уче­ников, а следовательно, и к лучшим результатам в усвоении зна­ний и навыков.

Предложенная Л. В. Занковым дидактическая система оказалась эффективной для всех этапов организации процесса обучения. Од­нако, несмотря на ее продуктивность в развитии психических функ­ций школьника, она остается до настоящего времени нереализо­ванной. В 60-70-е годы попытки ее внедрения в массовую школь­ную практику не увенчались успехом, так как учителя оказались не способными оснастить новые программы соответствующими педа­гогическими технологиями.


Ориентация школы в конце 80-х - начале 90-х годов на личностно-развивающее образование привела к возрождению этой кон­цепции. Но, как показывает практика, предложенные Л. В. Занко­вым дидактические принципы на деле учитываются частично и поверхностно. Глубинный смысл концепции остается для многих нераскрытым.

Концепция З. И. Калмыковой. Согласно этой концепции разви­вающим является обучение, формирующее продуктивное или творческое мышление. Основными показателями такого мышле­ния являются:

- оригинальность мысли, возможность получения ответов, да­леко отклоняющихся от привычных;

- быстрота и плавность возникновения необычных ассоциа­тивных связей;

- восприимчивость к проблеме, ее непривычное решение;

- беглость мысли - количество ассоциаций, идей, возникаю­щих в единицу времени, в соответствии с некоторым требованием;

- способность найти новые непривычные функции объекта или его части (Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М., 1981. - С.241).

Продуктивное мышление характеризуется высокой новизной своего продукта, своеобразием процесса его получения и сущест­венным влиянием на умственное развитие. Оно предполагает не только широкое использование усвоенных знаний, но и преодоле­ние барьера прошлого опыта, отход от привычного течения мыс­ли, разрешение противоречий между накопленными знаниями и требованиями проблемной ситуации и т.д. Продуктивность мышления чаще всего обозначают как гибкость ума. Внешне выраженной особенностью продуктивного мышления, по мне­нию З.И.Калмыковой, является самостоятельность при приобре­тении и оперировании новыми знаниями.

Продуктивное мышление чрезвычайно сложно. Процесс поис­ка новых знаний протекает скачкообразно. В нем используются как алгоритмические, так и эвристические приемы, он не может осуществляться без опоры на ранее имеющиеся знания и предпо­лагает выход за их пределы.

З.И. Калмыкова утверждает, что развивающее обучение может быть осуществлено при ориентации на следующие дидактические принципы: проблемность обучения; индивидуализация и диффе­ренциация обучения; гармоничное развитие различных компо­нентов мышления (конкретного и абстрактно-теоретического);

формирование приемов умственной деятельности; специальная организация мнемической деятельности (запоминания).

Нисколько не умаляя значения других принципов, остановимся на характеристике двух последних, поскольку они являются спе­цифичными для концепции 3. И. Калмыковой.