Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1889

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В связи с этим при отборе и построении содержания программ нужно руководствоваться мировоззренческим подходом. В со­держании отдельных предметов должна отражаться их ведущая идея. Например, идея эволюции в биологии, идея функциональ­ных зависимостей в математике и т.п.

Кроме того, нужно предоставить ученикам возможность ис­пользовать приобретенные в школе знания для решения задач практического характера, связанных с преобразованием доступ­ных им аспектов природной, общественной, культурной и техни­ческой действительности. Реализация этого требования, однако, зависит от содержания и методов, которые бы содействовали раз­витию способностей, познавательных интересов учащихся и пре­жде всего самостоятельности мышления и деятельности, побуж­дали бы их к самообразованию.

В этой теории отмечается единство как требований, предъяв­ляемых к образованию обществом, так и индивидуальных запро­сов учащихся.

Теория операциональной структуризации. В середине 50-х годов в связи с появлением программированного обучения была разра­ботана теория операциональной структуризации содержания обра­зования. Эта теория представляет собой попытку ответить не столько на вопрос, чему учить, сколько на вопрос, каким образом учить. Ее сторонники считают необходимым проводить тщатель­ный анализ знаний, составляющих содержание учебного предме­та, и связей между ними.

Такой анализ предполагает четкое и конкретное определение целей программируемого текста. Прежде всего устанавливается содержание тех действий, которыми учащиеся должны овладеть после проработки текста. Затем определяются рациональные способы преобразования «исходных знаний» учащихся, с кото­рыми они приступают к изучению темы, приобретенные знания и умения. При этом программируемый материал делится на свя­занные содержательно и логически между собой действия и ре­зультаты.

В учебном материале, который учащиеся должны изучить, вы­деляются принципиальные вопросы (основные понятия, законы, теоремы, принципы, правила и т.п.), а также тщательно анализи­руются логические и содержательные связи, существующие между ними. После этого для каждого из выделенных вопросов подби­раются типичные примеры. Учащимся предоставляется возмож­ность привести свой пример. В этом случае преподаватель сразу же проверяет их, не допуская закрепления возможных ошибок.

Каждый новый термин, закон, принцип и т.п. излагается не­сколько раз в
различных контекстах, чтобы учащиеся сумели лучше понять их содержание и прочно усвоить их. Так, установлено, что для прочного и операционального овладения словами или выраже­ниями иностранного языка требуется от 7 до 23 повторений. При изучении других предметов их число может быть другим. Однако всегда необходимо по крайней мере двух-трехкратное подкрепле­ние каждого нового понятия, закона, принципа, правила и т. п.

При характеристике какого-либо предмета (явления, процесса или события) определяется класс, элементом которого является этот предмет, и только потом называются его признаки. С учетом характерных особенностей отдельных тем используется как дедуктивный, так и индуктивный метод изложения материала, при­чем предпочтение не отдается ни одному из них.

Все действия типа «ответ», выполняемые учащимися в ходе изучения программированного текста, наблюдаемы, так как для рационального управления процессом обучения они должны быть проконтролированы учителем или соответствующим дидактиче­ским средством.

Рассмотренные теории содержания образования позволяют сделать выводы о том, что программы обучения должны содер­жать материал, учитывающий общественные и индивидуальные потребности учащихся и имеющий развивающую воспитательную и познавательную ценность.

С целью освобождения программ обучения от излишних под­робностей и дублирования необходимо сочетать принцип система­тичности с отбором и упорядочением содержания обучения, ком­плексно-проблемным и даже экземпляристским способом пред­ставления учебного материала. Содержание учебных программ должно позволять учителю индивидуализировать учебную работу с учетом интересов и способностей учащихся.

Важным является вывод и о том, что оптимальные програм­мы обучения, позволяя учащимся познавать и понимать про­шлое и настоящее, воспитывают их для будущего, готовят их к жизни в непрерывно меняющемся мире. Этой цели можно дос­тичь в том случае, если программы будут ориентированы не только на то, что ученик должен уметь, но и на то, каким мы хо­тим его вырастить. Только единство предметного и субъектного критериев отбора содержания образования позволит ученикам познать природу и общество, понять действующие в ней законы, сделать свою жизнь содержательно богатой и в полной мере развить свои духовные силы.

3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования



В педагогической теории и практике при отборе содержания об­разования принято ориентироваться на следующие принципы:

1. Принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности. Он предполагает включение в содержание общего образования как традиционно необходимых знаний, умений и навыков, так и тех, которые отра­жают современный уровень развития социума, научного знания, культурной жизни и возможности личностного роста.

2. Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения. Он предполагает учет особенностей конкретного учеб­ного процесса. Это означает, что при отборе содержания образо­вания необходимо учитывать принципы и технологии передачи материала, уровни его усвоения и связанные с этим действия.

3. Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, лич­ность учащегося.

4. Принцип гуманизации содержания общего образования связан прежде всего с созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культу­ры. Академик Д.С.Лихачев отмечает, что XXI в. - «век развития гу­манитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей, заклады­вающей свободу выбора профессии и применения творческих сил».

Это говорит о том, что современное содержание общего об­разования должно быть направлено на формирование гумани­тарной культуры личности, характеризующей ее внутреннее бо­гатство, уровень развития духовных потребностей и способно­стей и уровень интенсивности их проявления в созидательной практической деятельности. Гуманитарная культура - это преж­де всего гармония культуры знания, культуры чувств, общения и творческого действия.

5. Принцип фундаментализации содержания образования тре­бует осознания учащимися сущности познавательной и практи­ческой преобразующей деятельности. Обучение в этой связи предстает не только как способ получения знания и формирова­ния умений и навыков, но и как средство вооружения школьни­ков методами добывания новых знаний, самостоятельного при­обретения умений и навыков.

6. Принципы гуманизации и фундаментализации содержания общего образования вызвали к жизни становление и такого прин­ципа, как соответствие основных компонентов содержания общего образования структуре базовой культуры личности.
Эти компонен­ты представлены как когнитивный опыт личности, опыт практиче­ской деятельности, опыт творчества и опыт отношений личности.

4. Государственный образовательный стандарт

Одной из современных тенденций развития содержания образо­вания является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоя­тельствами. Прежде всего необходимостью создания единого в стране педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого мо­лодыми людьми в разных типах образовательных учреждений.

Понятие «стандарт» происходит от английского слова standart, означающего норму, образец, мерило. Основное назначение стан­дартов состоит в такой организации и регулировании отношений и деятельности людей, которая направлена на производство продук­ции с определенными свойствами и качествами, удовлетворяющи­ми потребности общества.

Под стандартом образования понимается система основных па­раметров, принимаемых в качестве государственной нормы образо­ванности, отражающей общественный идеал и учитывающей воз­можности реальной личности и системы образования по достиже­нии этого идеала.

Стандартизация образования в развитых странах мира осуще­ствляется давно посредством разработки учебных планов и про­грамм, установления определенного уровня образования и т.д. Однако сам термин «стандарт» в отношении образования стал использоваться сравнительно недавно.

В нашей стране стандарт образования является основным нор­мативным документом, несущим толкование определенной части Закона РФ «Об образовании». Он развивает и конкретизирует такие характеристики образования, как содержание, уровень и форма предъявления, указывает методы и способы измерения и интерпретации результатов обучения.

Важным показателем системы образования является степень де­мократичности его стандарта, которая прежде всего характеризует­ся соотношением доли образования, централизованно нормируе­мой органами власти, с долей образования, самостоятельно опре­деляемой учебными заведениями.

В Законе РФ «Об образовании» предусмотрено, что государст­венными органами власти нормируется лишь минимально необхо­димый уровень образованности. Определение же содержания обра­зования сверх этой нормы находится в компетенции регионов и об­разовательных учреждений. Вот почему в государственном стан­дарте общего среднего образования выделяются три уровня: феде­ральный, национально-региональный и школьный.


Федеральный уровень определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой куль­туры.

Национально-региональный уровень содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искус­ства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования.

Школьный уровень определяет само образовательное учрежде­ние. Однако в стандарте указан объем содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного образова­тельного учреждения.

Федеральный и национально-региональный уровни стандарта образования включают:

- описание содержания образования на каждой из его ступе­ней, которое государство предоставляет обучаемому в объеме не­обходимой общеобразовательной подготовки;

-требования к минимально необходимой такой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;

- максимально допустимый объем учебной нагрузки школьни­ков по годам обучения.

Четкое определение минимальных требований к общеобразо­вательной подготовке учащихся открывает возможности для дифференциации обучения. Таким образом создаются предпо­сылки для разрешения противоречия между правами и обязанно­стями ученика: школьник обязан выполнять государственные требования к уровню общего образования и имеет право при на­личии соответствующего желания двигаться в овладении содер­жанием образования дальше.

Право ограничиться при изучении трудного или нелюбимого предмета минимальными требованиями освобождает ученика от непосильной суммарной учебной нагрузки и позволяет ему реали­зовать свои интересы и склонности. При этом открытая инфор­мация о стандартах дает возможность школьнику осознанно из­бирать индивидуальную траекторию своего развития.

Такой подход к содержанию общего образования в значи­тельной степени снимает неоправданное эмоциональное и пси­хологическое напряжение учащихся, позволяет каждому обу­чаться на максимально посильном ему уровне, формирует по­ложительные мотивы учения и создает условия для полноценно­го развития школьника.

Таким образом, реализация основных функций стандарта об­щего образования способствует обеспечению единства образова­тельного пространства в условиях разнообразия типов школ, на­циональных и региональных моделей образования; формирова­нию у учащихся положительной мотивации учения благодаря по­вышению доступности учебного материала, нормализации учеб­ной нагрузки, знанию предъявляемых требований к уровню обра­зования и критериям его оценки; переходу к оценке результатов труда учителя на основе соответствия учебных достижений школьников стандарту образования; принятию обоснованных управленческих решений; гарантированному выделению в учеб­ном плане времени для занятий по выбору учащихся в соответст­вии с их способностями, интересами и склонностями.