Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1921

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 13 СИСТЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ШКОЛЕ

В настоящее время в школе представлены три системы началь­ного образования, базирующиеся на традиционной системе обу­чения, а также на теориях, разработанных отечественными уче­ными Л.С. Выготским, Л.В. Занковым, Д.Б. Элькониным, В.В. Да­выдовым. Все системы направлены на интеллектуальное и нравст­венное развитие учащихся.

В последние годы внимание общественности все чаще при­влекают идеи развивающего обучения, с которыми связывается возможность принципиальных изменений в школе. Еще в на­чале 30-х годов выдающийся отечественный психолог-гуманист Л.С. Выготский обосновал возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребенка. По его убе­ждению, «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Обучение хоро­шо только тогда, когда оно идет впереди развития».

Одна из первых попыток практически реализовать идеи разви­вающего обучения была предпринята Л.В. Занковым и его сорат­никами в 50-60-х годах.

Другая группа ученых, основываясь на результатах ряда иссле­дований, осуществленных в 60-80-е годы под общим руково­дством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, разработала другой ва­риант системы развивающего обучения, используя несколько иной подход.

Начиная с 80-х годов работы по созданию обеих систем были развернуты в полную силу. На сегодняшний день каждая группа в тесном контакте с педагогами создала полный комплект учебни­ков для начальной школы. Обе системы обучения признаны госу­дарственными. Вместе с традиционным обучением они составля­ют три равноправные и самодостаточные системы обучения, ис­пользуемые в начальной школе.

1. Система Л.В. Занкова

Исходные положения системы. В конце 50-х годов Л.В. Занков попытался раскрыть характер связи между построением процесса обучения и развитием учащихся. Его интересовал вопрос о меха­низмах развития, о подлинных причинах достижения ребенком того или иного уровня развития. Всесильно ли обучение? Влияют ли и внутренние факторы на ход развития? Вот на какие вопросы он пытался найти ответы.

При проведении эксперимента Л.В. Занков широко использо­вал методы психологического изучения учащихся. Это позволило проводить тщательное изучение эффективности осуществлявших­ся педагогических нововведений.


На основе проведенных под руководством Л. В. Занкова иссле­дований были получены следующие результаты:

-доказано положение о ведущей роли обучения в развитии: изменение построения обучения влечет за собой изменения пси­хического облика школьников;

- выявлено, что обучение действует не прямолинейно, а пре­ломляясь через внутренние особенности ребенка, через его внут­ренний мир, в результате чего каждый ребенок под влиянием одной и той же формы обучения достигает своих ступеней раз­вития;

- введено понятие «общее развитие» как общая цель и пока­затель эффективности начального обучения; раскрыты линии и способы изучения общего развития школьников; показано, что до сих пор в практике не использовались огромные резервы раз­вития ребенка.

Важнейшим результатом этой работы явилось описание ди­дактических особенностей системы обучения, эффективной для общего развития школьников, и создание практических руко­водств для школы: программ, учебников, методических пособий.

Дидактическая характеристика системы Л.В. Занкова. Задача обучения. Во главу угла в системе Занкова выдвигается задача об­щего психического развития, которое понимается как развитие ума, воли, чувств детей и рассматривается как надежная основа усвоения знаний, умений,навыков.

Учитель должен переориентироваться в видении ученика, вос­принимать его не только как способного или малоспособного к ус­воению школьной программы, но и как человека со всеми его пе­реживаниями, желаниями, интересами, человека, пришедшего в школу не только для того, чтобы получить знания, но и для того, чтобы счастливо, полноценно прожить эти годы.

Приведем замечательные слова учительницы С.А.Гусевой (г.Рыбинск): «Анализируя свой опыт работы и задавая себе во­прос, почему так хорошо, именно так, как мне хотелось, идет раз­витие у моих учеников интереса и приязни к учебе, к моим уро­кам, ко мне как учительнице, я даю себе такой ответ. Причина лежит в том, что мне удалось перестроиться во взглядах на учени­ка, понять и принять задачу общего развития школьников, а не только их научения. Если бы я по-старому руководствовалась только последней задачей, то, например, Сережа оказался бы вне моих особых забот - читать он умеет, пересказывать тоже, пишет грамотно, значит, все в порядке. Наоборот, Лену я стала бы тре­нировать дополнительными упражнениями, чтобы продвинуть ее в навыках. Но теперь я знаю - не менее, а, может быть, более важ­но не дать заглохнуть живому чувству ребенка, его удовлетворен­ности. А поэтому как не спросить того же Сережу на уроке о про­читанном им «Кавказском пленнике», хотя рассказ и далек от программного материала. Без этого я не предоставлю ему воз­можности для самовыражения, не обеспечу его движения вперед в соответствии с его возможностями»

(Гусева С. А. Содружество ученого и учителя. -М.: - 1991. -С.210).

Содержание образования. Для занковской системы характерно богатое содержание начального образования. «Начальное обуче­ние, - указывал Л. В. Занков, - должно дать учащимся общую кар­тину мира на основе ценностей науки, литературы, искусства». Это положение можно рассматривать как принцип отбора содер­жания образования. Добавим к этому еще и такую основу созда­ния общей картины мира, как получение детьми непосредственных знаний об окружающем мире. Иначе говоря, в содержание образования включаются и теоретические, и эмпирические зна­ния. Мир в красках, формах, звуках вливается в сознание, в ду­ховный мир ребенка.

Богатство содержания образования достигается, во-первых, за счет включения в учебный план (при обычной часовой нагрузке) в качестве отдельных предметов естествознания (с I класса), гео­графии (со II класса); во-вторых, за счет обогащения содержания обычных, общепринятых в начальных классах предметов - рус­ского языка, чтения, математики, трудового обучения, предметов эстетического цикла; в-третьих, за счет изменения соотношения значимости так называемых главных и неглавных предметов (музыки, изобразительного искусства, уроков труда). С точки зре­ния общего развития нет главных и неглавных предметов. И не меньшее значение, чем продвижение учащихся в овладении орфо­графическими навыками, счетом, чтением имеет овладение изобра­зительной деятельностью, приобщение к произведениям искусства, развитие ручных умений, умений наблюдать окружающий мир -всем этим подчас питается процесс овладения навыками; в-четвертых, за счет увеличения удельного веса знаний, получаемых детьми под руководством учителя вне стен школы, во время раз­личного рода экскурсий; в-пятых, за счет привнесения в ход урока самостоятельных, личных, житейских наблюдений детей (ученикам предоставляется возможность делиться такими наблюдениями с товарищами, это обогащает урок и благотворно влияет на само­ощущение детей в школе); в-шестых, важным элементом содержа­ния образования в занковских классах выступает собственное «Я» ребенка, познание, осознание ребенком самого себя.

Такой подход к отбору содержания образования обеспечивает многообразие видов деятельности детей в процессе обучения. Ка­ждому предоставляется возможность пережить успех не в одном, так в другом виде деятельности.


В ходе экспериментально-педагогического исследования про­блемы обучения и развития были сформулированы новые дидак­тические принципы системы:

- обучение на высоком уровне трудности (с соблюдением меры трудности);

- ведущая роль теоретических знаний;

- изучение программного материала быстрым темпом;

- осознание школьниками процесса учения;

- общее развитие всех учащихся, в том числе и наиболее силь­ных, и наиболее слабых.

Эти принципы определяют собой иной подход к отбору содер­жания образования, иную методику обучения.

Методика обучения. Одно из свойств методики Л.В.Занкова -ее многогранность: в сферу учения вовлекаются не только интел­лект школьника, но и эмоции, стремления, волевые качества и другие стороны личности.

Далее Занков выделяет такое свойство, как процессуалъностъ по­знания. Изучение каждого отрезка учебного курса входит в качестве элемента в изучение другого отрезка, каждый элемент знания всту­пает во все более и более широкие связи с другими элементами.

Следующее свойство - направленность методики на разрешение коллизий, т. е. встречающихся в ходе изучения материала столкно­вений знаний, их противоречивости. Самостоятельное, конечно, при направляющей роли учителя, разрешение детьми коллизий служит возбуждению интенсивной учебной деятельности, а следо­вательно, и развитию мышления.

Методике присуще свойство вариантности. Оно предполага­ет возможность изменения стиля работы учителя в зависимости от конкретных условий (возможностей) класса. Это может ка­саться логики изложения материала (развертывание материала и от общего к частному, и от частного к общему), темпа продви­жения в освоении программы. Границы изменений определяют­ся вышеназванными дидактическими принципами.

Свойство вариантности проявляется и в отношении к учащимся. Задания и вопросы учителя как на уроке, так и в домашнем задании формулируются так, что они требуют не однозначного ответа и действия, а, наоборот, способствуют формулированию разных то­чек зрения, разных оценок, отношений к изучаемому материалу.

Особенности организационных форм в системе Занкова заклю­чаются в том, что они более динамичны, гибки. Сами формы остаются те же, но их содержание меняется. Урок, оставаясь ве­дущей формой организации обучения, приобретает другой ха­рактер. Структура урока отходит от стандартных частей - оп­рос, объяснение нового, закрепление, задание на дом. Урок в соответствии с принципом обучения на высоком уровне трудно­сти может начаться с совершенно нового для учащихся вопроса, связь которого с прежним опытом учащиеся осознают самостоя­тельно или с помощью учителя (при соблюдении меры трудно­сти). Развертываться урок может в виде постепенного углубле­ния в тему, чему способствует привлечение материала как из пройденных тем (чем одновременно обеспечивается и их повто­рение), так и из непройденных.


На уроке меняется соотношение удельного веса речи учителя и учащихся. При традиционном обучении нередко можно наблю­дать такую картину, когда львиная доля времени заполнена речью учителя - повторы вопросов, повторы ответов учеников, подсказывающее начало ответа (учителю не удается выдерживать паузу, ждать, когда ученик соберется с мыслью), различного рода, как правило, ненужные слова, побуждающие учащихся к активности («думайте, думайте», «быстрее, быстрее» и т.п.), объяснения, вы­воды, делаемые самим учителем. Этого не должно быть у учителя, работающего по системе Занкова. От него требуется большое ис­кусство: сохранив свою ведущую роль, обеспечить свободу само­реализации ребенка, создать такие условия, чтобы с первых шагов пребывания на уроке ребенок не боялся высказывать свои, пусть еще незрелые, мысли, свои наблюдения, познания. Для этого очень важно научиться задавать детям вопросы, требующие именно вариантных, а не однозначных ответов. Тогда каждый ученик может найти возможность высказать свои соображения.

Меняется отношение к понятию «дисциплина на уроке». При пробужденной активности детей возможен и рабочий шум, и воз­гласы, и смех, и шутка. И это никогда не перейдет в хаос, если все увлечены познанием, настоящим общением.

Исключительно важной организационной формой являются экскурсии. Нельзя считать, что учитель реализует систему Занко­ва, если он недооценивает роль выхода за стены школы. Экскур­сии способствуют убеждению детей в том, что источником позна­ния являются не только книга, слово учителя, но и окружающая действительность - природа, материальная культура, социальное окружение.

Домашние задания рассматриваются также как важная органи­зационная форма обучения. Но они должны быть очень разнооб­разными, т.е. включать в себя не только тренировку в письме, чтении, решении задач, но и наблюдение за разными объектами, выяснение каких-то вопросов у взрослых, практические поделки и т.п. В силу их разнообразия домашние задания не становятся ис­точником перегрузки.

Исключительно важно учесть такую особенность системы Зан­кова, как иной подход к выявлению результатов обучения.

В массовой школе основным признано достижение высокой ус­певаемости. Задача развития остается лишь декларацией. Для са­мореализации, для выражения каких-то индивидуальных взглядов, оценок, без чего невозможно развитие, просто не остается времени.