Файл: Авторы И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов гл.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1891

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Развитие педагогом детского коллектива как творческого со­общества личностей представляет собой процесс организации последовательно сменяющих друг друга или сосуществующих раз­новидностей совместной деятельности детей.

В свою очередь, проектирование каждого вида совместной деятельности - это проектирование процесса решения коллектив­ным способом конкретных задач по достижению индивидуально и коллективно значимого результата.

Таким образом, можно представить жизнь и развитие детского коллектива как цепочку решения задач, требующих коллективного взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.

Успешность решения этих задач зависит в первую очередь от со­гласованности позиций во взаимодействии детей друг с другом и педагогом. Наивысшим уровнем деятельностной согласованности является сотрудничество. Признаками, свидетельствующими о том, что коллектив достиг уровня сотрудничества, выступают:

- целенаправленность (стремление к общей цели);

- мотивированность (активное, заинтересованное отношение к совместной деятельности);

- целостность (взаимосвязанность участников деятельности);

- структурированность (распределение функций, прав, обя­занностей, ответственности);

- согласованность (согласование действий участников деятель­ности, низкий уровень конфликтности);

- организованность (планомерность деятельности, способность к управлению и самоуправлению);

- результативность (способность достигать результатов).

Собственно технологический проект решения детским кол­лективом общей задачи может иметь определенную последова­тельность:

1. Совместное проектирование, замысел коллективной дея­тельности.

2. Совместное планирование достижения общей цели.

3. Совместный поиск оптимальных способов решения общей задачи («мозговая атака», «мозговой штурм»).

4. Совместное распределение ролей и исполнителей коллектив­ной деятельности.

5. Взаимная поддержка и помощь в осуществлении коллектив­ного замысла.

6. Оценка общего результата, переживание успеха и радости общих достижений.

Руководство педагога на разных этапах осуществления проекта коллективной творческой деятельности имеет свои особенности.

На первом этапе, проектируя коллективные действия, педагог стремится к созданию мотивационного резонанса - возникнове­нию у каждого ребенка желания включиться в коллективное дело.

Важно объединить детей общей целью, привлекательностью будущего результата деятельности, вызвать эмоциональный подъем, хороший деловой азарт.


Для того чтобы активизировать самостоятельность детей в вы­боре содержания коллективной деятельности, педагог моделирует ситуации творческого поиска, создает атмосферу «мозгового штурма», приводящего к накоплению «банка» коллективных идей.

Эффективным приемом, позволяющим определить подгруппы детей, стремящихся к совместной деятельности, может стать День детских интересов. В этот день дети занимаются любимыми дела­ми. Регулярность проведения таких дней и устойчивость детских выборов позволяют педагогу прогнозировать динамику развития коллективного взаимодействия.

После того как на первом этапе в группе или в классе создана психологически благоприятная атмосфера для коллективного взаимодействия, достигнута ее мотивационная обеспеченность, пе­дагог переходит к организации деятельности по совместному пла­нированию и поиску способов достижения общей цели. Для этого учитель (воспитатель) использует разнообразные методы и приемы.

Эффективным является организация обсуждения детьми содер­жания предстоящей деятельности, способов ее осуществления, про­гнозирование промежуточных и конечных результатов. Важно сти­мулировать взаимный обмен мнениями между детьми по поводу предстоящей деятельности и в итоге естественно подвести их к са­мостоятельному решению того, как лучше организовать предстоя­щее дело, определить последовательность действий и распределить роли с учетом желания и возможностей каждого. Например, приня­тие решения о подготовке спектакля или театрализованного пред­ставления дает широкую ролевую палитру для проявления детского творчества в соответствии с личными интересами: дети становятся актерами, костюмерами, художниками, гримерами и т.д.

Педагог выражает собственное мнение в равной позиции с деть­ми, что стимулирует детское творчество. Такая диалоговая позиция позволяет педагогу не навязывать, не диктовать свое мнение, а кол­лективно обсуждать и искать вместе оптимальное решение, рас­крывая и объясняя его достоинства и результативность.

Если дети затрудняются в самостоятельном планировании дея­тельности, педагог может использовать вопросительный стиль общения с подгруппой или классом. Верно составленная система вопросов позволяет детскому коллективу самостоятельно опреде­лить перспективы предстоящей деятельности, «не замечая» помо­щи учителя или воспитателя.



Активизация коллективного поиска путей и способов испол­нения задуманного обеспечивается создаваемыми педагогом проблемными ситуациями, не имеющими однозначного решения (как лучше и интереснее провести День именинника, день от­крытых дверей для родителей, вечер сюрпризов для малышей). Проводя своеобразные тренинги решения разных задач, педагог тем самым готовит детей к последующей самостоятельной со­вместной деятельности, сотрудничеству, сотворчеству.

Следующим этапом в коллективном взаимодействии является распределение ролей предстоящей деятельности между детьми. Для того чтобы участие в общем деле помогло каждому ребенку раскрыться со стороны лучших качеств, педагогу важно выявить индивидуальные способности и склонности каждого участника. При этом его задача не просто изучить ребенка, а «преподнести» проявления его индивидуальной неповторимости и помочь уви­деть его лучшие черты всем детям. С этой целью возможна орга­низация выставок личных достижений, смотров талантов и спо­собностей, акцентирование педагогом внимания детей на поступ­ках и деятельности того или иного ребенка. Выявление индивиду­альных особенностей детей позволяет педагогу наметить перспек­тиву развития коллективного творчества.

Организуя коллективную деятельность, педагог может по-разному объединять детей для достижения общего результата, с учетом опыта их коллективного взаимодействия.

Самым простым является объединение детей общей целью и общим результатом. При этом планирование и совершение дей­ствий каждым участником деятельности происходит автономно. Например, приняв общую цель - сделать пригласительные биле­ты на концерт для родителей, каждый ребенок разрабатывает и осуществляет свой вариант оформления такого билета. В ре­зультате все родители получают приглашения на праздник, а детский коллектив испытывает чувство радости от полученного результата.

Другой вариант организации сотрудничества детей заключается в том, что общая цель деятельности выполняется несколькими под­группами и итоговый результат зависит от качества работы каждой подгруппы. При такой организации между детьми возникают более тесные отношения сотрудничества, понимание важности совмест­ных усилий для достижения общего результата, что способствует укреплению дружеских взаимоотношений между детьми.

Деятельность такого типа вызывает чувство удовлетворения у каждого ее участника, у ребенка возникает ощущение полезности и личного вклада в общее дело, что придает ему уверенность в своих силах. Например, младшие школьники с удовольствием участвуют в оформлении панно на стене классной комнаты «Волшебная стра­на Детства». Разделившись по собственному желанию на подгруп­пы, дети самостоятельно решают вопросы о том, какой сюжет бу­дет отражен их группой на общем изобразительном поле.


При организации коллективных дел важно правильно объеди­нить детей для выполнения совместных действий с учетом их по­веденческих особенностей. Исследователи выделяют несколько типов детей в зависимости от их способности к доброжелательному общению и взаимодействию. Это общительно-дружелюбные, об­щительно-враждебные, необщительно-дружелюбные и необщи­тельно-враждебные дети. Необходимо учитывать эти особенности при организации совместной деятельности. Так, общительно-дру­желюбных детей можно объединить с детьми, принадлежащими другим типам. Общительно-враждебных нельзя объединять друг с другом и с необщительно-враждебными, а необщительно-враж­дебных, кроме того, нецелесообразно объединять друг с другом. Если же возникает необходимость работы в группе общительно- и необщительно-враждебных детей, она обязательно должна быть «усилена» 2-3 общительно-дружелюбными детьми.

По ходу коллективной деятельности педагог оказывает детям эмоциональную поддержку, положительное подкрепление, под­черкивает значимость промежуточных результатов для успешного осуществления общего замысла.

Заключительные этапы коллективного взаимодействия связа­ны с достижением, осознанием и оценкой значимости полученного результата. При этом педагог акцентирует внимание детей на лич­ном вкладе каждого в общее дело, подчеркивает, что без совмест­ных усилий реализация коллективного замысла была бы невозмож­на. Хорошо, когда успешность коллективной деятельности оцени­вается не только самими детьми, но и людьми, мнением которых они дорожат, - родителями, учителями, учащимися других классов.

Важно поддержать у детей и продлить переживание совмест­ной радости от удачно выполненной деятельности. С той целью можно вести «летопись» событий жизни класса, в которой отра­жаются коллективные и индивидуальные достижения детей.

В зависимости от степени развитости коллективных взаимоот­ношений педагог занимает разные позиции во взаимодействии с детьми: организатора, участника, консультанта.

Так, на стадии становления коллектива педагог выступает в роли организатора детской совместной деятельности. Он изучает детей, регулирует их взаимоотношения; планирует содержание и предлагает задачи для совместного коллективного творчества.

Учитель (воспитатель) демонстрирует детям способы планиро­вания и организации совместных действий, создает проблемные ситуации, требующие коллективного сотрудничества, проводит тренинги, развивающие у детей умения совместной деятельности.


По мере развития детского коллектива педагог переходит на по­зицию равноправного участника совместной деятельности детей. Партнерская позиция учителя (воспитателя) позволяет ему обсуж­дать и находить вместе с детьми варианты решения проблемы. Об­щение на равных помогает педагогу вовлечь в коллективную дея­тельность «изолированных» детей, выявить их достоинства, при­влечь к ним внимание сверстников.

В коллективе детей, достигнувшим высокого уровня сотрудни­чества, педагог преимущественно занимает позицию консультанта, советника. Предоставляя возможность для детского самоуправления, педагог помогает в разрешении спорных вопросов и стимулирует стремление детского сообщества к сотрудничеству и сотворчеству.

Таким образом, современная гибкая педагогическая техноло­гия организации детского коллектива позволяет реализовать гу­манистические идеи сотрудничества, сотворчества, совместной развивающейся деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, возможностью личностного самовыражения и самореализации.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое «детский коллектив»? Какое содержание вы вкладываете в это понятие?

2. Докажите, что деятельность и общение - источники коллективных от­ношений. Обоснуйте, почему сотрудничество и сотворчество необходимы для полноценного развития личности.

3. Раскройте, как изменились педагогические взгляды на роль коллектива в воспитании личности. Проанализируйте приведенные ниже высказывания о коллективе и выразите свое отношение к ним.

«Мы хотим воспитать человека, который жил бы общественной жизнью го­раздо больше, чем личными интересами. Человек должен мыслить как "мы", стать живым полезным соответствующим органом, частью этого "мы"».

А. В. Луначарский

«У каждого воспитанника есть сильные и слабые стороны... Влиять на че­ловека через коллектив нужно тонко и незаметно».

В. А. Сухомлинский

«Идеи педагогического взаимодействия в современной школе можно выразить формулой: мир ребенка + мотивация деятельности, творчество + кооперация и сотрудничество + открытый мир = успех каждого!»

Е. С. Заир-Бек

4. Коллектив - это развивающийся социальный организм. Перечислите факторы, которые обеспечивают или тормозят этот процесс.

5. Составьте список личностных качеств, которые, по вашему мнению, необходимы учителю (воспитателю) для эффективного взаимодействия с учащимися и организации детского коллектива. Сравните ваш список со списками других учащихся в группе. Выделите 5-6 качеств, на важность которых указывает большинство. Обсудите полученные результаты, ар­гументируйте, почему указанные качества учителя являются значимыми в организации детского коллектива.