Файл: Административная ответственность за.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 737

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ст.

14.5 КоАП РФ «Продажа товаров, выполнение работ, либо оказание услуг при

отсутствии установленной информации либо без применения контрольно- кассовых машин») 106;

  • нарушения, связанные с продажей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (например, ст. 14.16 КоАП РФ «Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продук- ции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе»)107;

  • нарушения, выражающиеся в непосредственном воспрепятствовании де- ятельности налоговых органов (например, ст. 19.7 КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)»)108; и другие составы правонарушений.

На наш взгляд, подобные классификации несколько расширительно расс- матривают отношения, складывающиеся в области налогов и сборов, и регули- руемые законодательством о налогах и сборах. Такие классификации включают помимо собственно административных правонарушений в области налогов и сборов, посягающих на общественные отношения, регулируемые законодатель- ством о налогах и сборах, также еще и административные правонарушения, по- сягающие на общественные отношения, регулируемые иными нормативно- правовыми актами, которые возлагают на налоговые органы обязанность осу- ществления государственного контроля в данных областях.

Следует отметить, что указанные составы правонарушений, действитель- но, непосредственно или опосредованно связаны с деятельностью налоговых органов, осуществляющих функции контроля, возложенные на них законодате- льством о налогах и сборах и иными правовыми актами.

Следует подчеркнуть, что налоговые органы составляют единую централи- зованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сбо- рах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (пе-





106См., например: Хохлова Т.Н. Производство об административных правонарушениях в фе- деральных органах налоговой полиции. Автореф. дисс. …канд. юрид. наук. М.: Академия налоговой полиции ФСНП России, 2002. - С.18.

107 См., напр.: Шекшин В.В. Административная ответственность за правонарушения в обла- сти налогов и сборов. Дисс. ….канд. юрид. наук. М.: 2006. -С.68-70.

108 См., напр.: Кучеров И.И., Шереметьев И.И. Административная ответственность за нару- шения законодательства о налогах и сборах. М.: ИД «Юриспруденция», 2006. - С.27.

речисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисле- ния) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных плате- жей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его тер- риториальные органы (ст.30 НК РФ)

Подп. 2 п.1 ст. 32 НК РФ возлагает на налоговые органы обязанность осу- ществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а та- кже принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актов.

В Налоговом Кодексе РФ содержится определение понятия «налоговыйконтроль», под которым понимается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, уста- новленном настоящим Кодексом.

Из приведенного определения следует, что налоговый контроль представ- ляет собой вид деятельности уполномоченных налоговых органов, реализуе- мый в различных формах с целью получения информации о соблюдении норм налогового законодательства и проверки полноты и своевременности исполне- ния налоговых обязательств налогоплательщиками и иными обязанными лица-

ми. 109

Закон РФ от 21.03.1991 г. N 943-1 «О налоговых органах Российской Феде- рации» при определении налоговых органов воспроизводит приведенную в ст. 30 НК РФ дефиницию, и добавляет, что налоговые органы осуществляют:

  • контроль и надзор за производством и оборотом этилового спирта, спиртосо- держащей, алкогольной и табачной продукции;






109См.: Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, частям пе- рвой и второй / под ред. Ю.Ф.Кваши. -10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издатель- ство Юрайт, 2012. С. 210-211.

  • контроль за соблюдением валютного законодательства Российской Федера- ции в пределах компетенции налоговых органов.

Кроме названных задач в настоящее время Федеральная налоговая служ- ба России и ее территориальные подразделения осуществляют и ряд иных фун- кций, не имеющих отношения к налоговой сфере, но возложенных на налого- вые органы законами и подзаконными нормативными актами. В частности, ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти:

    • осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, фи- зических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (п.1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. N 506);

    • обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Рос- сийской Федерации по денежным обязательствам (п. 2 Постановления Прави- тельства РФ от 29 мая 2004 г. N 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве»; п.1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвер- жденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. N 506);


Кроме того, налоговым органам предоставлено право:

- осуществлять контроль за соблюдением требований к контрольно- кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, которые определяются законодательством Российской Федерации о применении кон- трольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, (ст.7 Закона РФ от 21.03.1991г. 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»).

Необходимо отметить, что общественные отношения, связанные с осуще- ствлением налоговыми органами контроля в указанных сферах, законодательс-

твом о налогах и сборах не регулируются, а регулируется иными нормативно- правовыми актами. Таким образом, указанные виды контроля, осуществляемые налоговыми органами в рамках полномочий, предоставленных им законом, не являются налоговым контролем, исходя из определения налогового контроля, данного в ст. 82 НК РФ.

Данный факт никоим образом не умаляет значимости указанных форм контрольной деятельности для обеспечения законности в налоговой сфере, пос- кольку совершение правонарушений в вышеперечисленных сферах способству- ет, в том числе, уклонению от уплаты налогов, либо совершению иных наруше- ний законодательства о налогах и сборах.

Таким образом, не все вышеотмеченные правонарушения выражаются в непосредственном нарушении законодательства о налогах и сборах, однако «их антифискальная направленность представляется очевидной».110

Налоговому контролю, который является составной частью финансового и одним из видов государственного контроля111, присущи признаки, характеризу- ющие государственный финансовый контроль, наряду с этим налоговый конт- роль обладает, в том числе, своим собственным
объектом.

Принимая во внимание содержание ст. 2 НК РФ, объект налогового конт- роля следует определить как разновидность денежных отношений публичного характера, возникающих в процессе взимания налогов и сборов112 и привлече- ния нарушителей налогового законодательства к ответственности.113

С учетом изложенного, полагаем, что административные правонаруше- ния, связанные с осуществлением налоговыми органами иных форм государст- венного контроля, не относящихся к налоговому, не следует относить к адми-




110 Кучеров И.И., Шереметьев И.И. Административная ответственность за нарушения зако- нодательства о налогах и сборах. М.: ИД «Юриспруденция», 2006. - C. 28.

111. Налоговое право: учебник / Ю.А. Крохина. – 5–е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2011.- С.186.

112 См.: Налоговый процесс / Под ред. А.Н. Козырина. М.: ЦППИ, 2007. - С.107. 113См.: Кучеров И. И., Судаков О. Ю., Орешкин И. А. Налоговый контроль и ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах / Под ред. И. И. Кучерова. М., 2001. - С. 20.

нистративным правонарушениям в области налогов и сборов, включенным в главу 15 КоАП РФ. Указанные административные правонарушения представля- ется возможным рассматривать в комплексе с административными правонару- шениями в области налогов и сборов, сосредоточенными в главе 15 КоАП РФ, скорее ввиду тождества органа, осуществляющего государственный контроль в указанных областях, чем ввиду тождества предмета правового регулирования.

Кроме того, Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 18 от 24 октяб- ря 2006 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Осо- бенной части Кодекса Российской Федерации об административных правона- рушениях» закреплено, что административная ответственность в области нало- гов и сборов предусмотрена статьями 15.3 – 15.9, 15.11 КоАП РФ. Данный пе- речень составов административно-наказуемых нарушений законодательства о