Файл: Административная ответственность за.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 726

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения не свидетельствует о невозможности привлечения к административной ответст- венности за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета должност- ного лица этого налогоплательщика.

Применяя норму ст. 15.11 КоАП РФ, также необходимо учитывать, что не всякое грубое нарушение с точки зрения ст. 120 НК РФ может быть квалифи- цировано по ст.15.11 КоАП РФ. Так, систематическое несвоевременное или не- правильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйст- венных операций, таким не является. Но если подобное нарушение, даже одно- кратное, приведет к искажению начисленных сумм налогов либо статьи (стро- ки) формы бухгалтерской отчетности на десять процентов и более, то примене- ние административной ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ будет правомер- ным.128

Следует акцентировать внимание на наличие противоречий между форму- лировкой статьи 15.11 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за гру- бое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгал-





127 Панкова О.В. Административная ответственность за налоговые преступления: проблемы и судебная практика применения КоАП РФ// Журнал российского права. 2004, 1. С.60.

128 Панкова О.В. Административная ответственность за налоговые преступления: проблемы и судебная практика применения КоАП РФ// Журнал российского права. 2004, 1. - С.60.

терской отчетности и примечанием к указанной статье, содержащим расшиф- ровку понятия «грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности».

В юридической литературе129 высказываются мнения, что формулировка ст. 15.11 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетно-
сти, подразумевает, что нарушение должно быть непосредственно связано с об- ластью бухгалтерского учета и отчетности.

Объектом рассматриваемого административного нарушения являются правила ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, по- рядок составления и представления сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организации, доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности, установленные Федеральным зако- ном «О бухгалтерском учете», Налоговым кодексом РФ, и иными нормативны- ми актами.

Вместе с тем, исходя из примечания к ст. 15.11 КоАП РФ, правонаруше- ние будет иметь место в случае наличия искажения сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов, несмотря на то нарушены ли нормы, регламентирующие порядок ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, либо нет.

Требует анализа вопрос - достаточно ли для привлечения к администра- тивной ответственности установить лишь факт искажения сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов, либо правоприменителю по- требуется установить, что искажение сумм начисленных налогов и сборов про- изошло вследствие нарушения установленных законом правил ведения бухгал- терского учета, а также определить какие конкретно нормы, регламентирую-




129 См.: Дыбов А.И. Возможно ли применение административной ответственности, преду- смотренной ст. 15.11 КоАП РФ, в отношении должностных лиц организации, применяющей УСН, допустивших ошибку, приведшую к занижению суммы единого налога?// URL: http://www.zonazakona.ru/law/consult_fin/1177/; Нечипоренко В.Г. Некоторые вопросы приме- нения ст. 15.11 КоАП России //Административное право и процесс, 2010, №2. - С.14.

щие порядок ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской от-

четности, были нарушены.

Представляется, что если в ходе налоговой проверки выявлены ошибки в ведении бухгалтерского учета, данный факт является основанием для примене- ния к виновному должностному лицу мер административной ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ.

В то же время, соблюдение правил именно бухгалтерского учета не входит в перечень обязанностей налогоплательщика-организации, установленных На- логовым Кодексом РФ. Квалификация деяния по ст. 120 НК РФ «Грубое нару- шение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» возмож- на только в том случае, если грубое нарушение правил бухгалтерского учета повлекло невозможность учета или неполный учет доходов, расходов и объек- тов налогообложения. 130

Следует признать, что правильное ведение налогоплательщиками бухгал- терского учета оказывает непосредственное влияние на представляемые ими налоговые декларации, поскольку ошибки, допущенные в ведении бухгалтер- ского учета, могут быть перенесены налогоплательщиками и в налоговые де- кларации, представляемые в налоговые органы.

В юридической литературе высказываются различные мнения по вопросу о правомерности применения административной ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ в случае искажения начисленных сумм налога в налоговой деклара- ции, представленной в налоговый орган.

С одной стороны, ряд авторов131, отвечают на данный вопрос положитель- но, полагая, что под грубым нарушением применительно к этой статье КоАП РФ следует понимать отражение заведомо неправильных, недостоверных дан- ных не только в бухгалтерской, но и в налоговой отчетности.





130 См.: Налоговое право: учебник/ Ю.А.Крохина. – 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издатель- ство Юрайт, 2011. - С.241; Никитин В. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения// Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово- хозяйственной деятельности", 2007, 1. - С.7.

131 См.: Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М.
Козлова. М., 2002. - С. 626.

В противовес данной точке, другие авторы132 полагают, что по точному смыслу ст.15.11 КоАП РФ привлечение к административной ответственности за указанное правонарушение будет правомерным, если искажение начисленных сумм налогов и сборов возникло в результате нарушения правил ведения бух- галтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.

В указанных обстоятельствах более правильной нам представляется сле- дующая позиция: состав правонарушения, предусмотренный пунктом 2 приме- чания к ст. 15.11 КоАП РФ, образует искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов. Поскольку налоговая декларация в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" формой бухгалтерской отчетности не является, то с учетом буквального содер- жания п.2 примечания в случае искажения статьи (строки) налоговой деклара- ции, привлечение к ответственности по ст. 15.11 является неправомерным. В то же время, искажение статьи (строки) налоговой декларации не менее чем на 10 процентов при наличии искажения сумм начисленных налогов и сборов не ме- нее чем на 10 процентов, служат законным основанием для привлечения к ответственности по ст.15.11 КоАП РФ.

Из содержания диспозиции пункта 1 примечания ст. 15.11 КоАП РФ, сле- дует, что под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета пони- мается искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 про- центов. Такую формулировку указанной нормы трудно признать вполне корре- ктной. Однако заметим, что законодатель признает обязательным лишь факт искажения сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов, и не устанавливает исчерпывающего перечня оснований возникновения такого искажения, будь то нарушение правил ведения бухгалтерского учета; ошибоч-






132 См.: Панкова О.В. Административная ответственность за налоговые преступления: про- блемы и судебная практика применения КоАП РФ// Журнал российского права. 2004, №1. - C.60; Головин А.Ю. Проблемы соотношения ответственности, предусмотренной Налоговым Кодексом РФ для налогоплательщиков-юридических лиц, и административной ответствен- ности их должностных лиц и органов управления за нарушения правил ведения бухгалтер- ского учета.// Финансовое право, 2004, №3. - С.51.

ное перенесение его данных в налоговую декларацию; либо иные обстоятельст- ва.

Судебная практика, сложившаяся по указанному вопросу, отличается неоднозначностью. По мнению некоторых судов, основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ служит лишь нали- чие факта искажения сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов, вне зависимости от того явилось ли искажение следствием наруше- ния правил ведения бухгалтерского учета. Наряду с этим, ряд судов приходят к выводу, что объективная сторона административного правонарушения, преду- смотренного ст. 15.11 КоАП РФ, представляет собой действия лица, выразив- шиеся в нарушении правил ведения бухгалтерского учета, приведшие к иска- жению сумм начисленных налогов. Кроме того, отсутствие в протоколе по делу об административном правонарушении, возбужденном по ст. 15.11 КоАП РФ, сведений о том, какие конкретно правила ведения бухгалтерского учета были нарушены, служит основанием для возвращения протокола должностному ли- цу, возбудившему дело.

Тем не менее, исходя из системного анализа содержания нормы ст. 15.11 КоАП РФ в совокупности с примечанием, полагаем необходимым выработать единый подход для квалификации данных деяний. Мы придерживаемся пози- ции, что при обнаружении факта искажения сумм начисленных налогов и сбо- ров не менее чем на 10 процентов, в целях правильной квалификации данного деяния требуется детально проанализировать, какие именно правила ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности были наруше- ны, со ссылками на соответствующие нормы законодательства о бухгалтерском