Файл: Административная ответственность за.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 705

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



В настоящей работе проведено комплексное исследование важнейших ка- тегорий административной ответственности за правонарушения в области нало- гов и сборов в соотношении с нормами законодательства о налогах и сборах Российской Федерации, выявлены противоречия, сформировавшиеся в правоп- рименительной практике, и предложены возможные пути их устранения.

Исследование вопросов административной ответственности в области на- логов и сборов позволяет сформулировать ряд теоретических выводов и прак- тических рекомендаций:

  1. По результатам проведенного исследования можно констатировать, что административная ответственность за правонарушения в области налогов и сборов обладает всеми признаками юридической ответственности и является важнейшим средством в системе правовой охраны регулятивных отношений, складывающихся в области налогов и сборов. Эффективное нормативное регу- лирование указанных правоотношений является важнейшим фактором, обеспе- чивающим функционирование налоговой системы РФ.

Сущность административной ответственности за правонарушения в облас- ти налогов и сборов заключается в назначении виновным в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах РФ административных наказаний, которые влекут для этих лиц обременительные последствия имущественного и материального характе- ра.

Понятие «административная ответственность за правонарушения в облас- ти налогов и сборов» можно сформулировать как «применение судьями в по- рядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах их компетенции, административных наказаний к виновным в совершении административных правонарушений в области налогов и сборов лицам, выраженных в обязанности правонарушителя претерпеть нега- тивные для него последствия, преследующие установленные законом цели на-

казания, а также охраны общественных отношений в области
налогов и сбо- ров».

В качестве признаков административной ответственности за правонаруше- ния в области налогов и сборов выделены следующие:

    • основанием является административное правонарушение в области нало- гов и сборов, т.е. общественно опасное, противоправное, виновное действие (бездействие) лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность;

    • заключается в применении к виновным лицам административных нака- заний, выраженных в обязанности правонарушителя претерпеть негативные для него последствия, преследующих установленные законом цели наказания, а та- кже охраны общественных отношений в области налогов и сборов»

    • осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Феде- рации об административных правонарушениях.

    • реализуется судьями в пределах их компетенции;

  1. Следует отметить, что административная ответственность и налоговая ответственность обладают единой правовой природой. Налоговая ответствен- ность является разновидностью административной ответственности за право- нарушения в области налогов и сборов.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за административное правонарушение в области нало- гов и сборов, поскольку только оно содержит итоговую юридическую оценку противоправного деяния нарушителя.

Наиболее оптимальным представляется сохранение нынешней правовой фиксации норм, регламентирующих ответственность и производство по де- лам о налоговых и административных правонарушениях, в рамках двух но- рмативных актов (КоАП РФ и НК РФ), что является важнейшим условием обеспечения их эффективного функционирования.

Отмечается, что при оспаривании решений налогового органа о привлече-

нии к налоговой ответственности в целях обеспечения конституционно значи-

мого баланса публичных и частных интересов процессуальные права налогоп- лательщиков по представлению в вышестоящий налоговый орган или суд но- вых доказательств представляется необходимым уравновесить адекватными правами налоговых органов.

Нуждаются в законодательном закреплении положения о том, что если на- логоплательщиком в установленный законом срок не представлены возражения с приложением обосновывающих их документов, следовательно, налогоплате- льщик не может ссылаться на наличие таких документов в вышестоящем нало- говом органе или суде, за исключением случаев, когда он докажет невозмож- ность их своевременного представления налоговому органу, вынесшему реше- ние, по уважительным причинам.

Одновременно с этим, представляется необходимым наделить налоговые органы правом на представление в суд новых доказательств, подтверждающих факт правонарушений, лежащих в основе оспариваемого решения, истребован- ных налоговым органом в ходе налоговой проверки, но полученных по незави- сящим от него причинам после ее окончания.

В случае представления сторонами в суд новых доказательств, не лежащих в основе оспариваемого решения налогового органа, представляется необходи- мым распределить бремя доказывания между сторонами, каждая из которых должна будет доказать те обстоятельства, на которые она ссылается.

  1. На основе изучения правового регулирования административно- деликтными законодательствами Российской Федерации, Беларуси и Республи- ки Казахстан ответственности за правонарушения в области налогов и сборов представляется необходимым расширить перечень административных правона- рушений в области налогов и сборов, предусмотренный отечественным законо- дательством.

В целях усиления ответственности за соблюдение законодательства о на- логах и сборов Российской Федерации и эффективности реализации налоговы-
ми органами полномочий, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, предлагается дополнить КоАП РФ следующими составами правона-

рушений: неуплата или неполная уплата суммы налога (сбора); неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисле- ние) в установленный срок суммы налога, подлежащего удержанию и перечис- лению налоговым агентом; невыполнение законных требований налоговых ор- ганов и их должностных лиц.

Наряду с этим, существует настоятельная необходимость предусмотреть административную ответственность должностных лиц налоговых органов за нарушение прав субъектов, подлежащих налоговому контролю, что позволит усилить их правовую защищенность и обеспечить реальные гарантии на непре- двзятый и обоснованный контроль за их деятельностью со стороны налоговых органов Российской Федерации.

Сотрудничество государств – участников СНГ в области гармонизации национальных законодательств должно быть направлено на разработку Моде- льного Кодекса об административных правонарушениях для стран СНГ и обе- спечение единообразия подходов государств в установлении норм, предусмат- ривающих ответственность за административные правонарушения в области налогов и сборов.

  1. С учетом специфических особенностей, связанных со сферой регули- руемых отношений в области налогов и сборов, административное правонару- шение в области налогов и сборов представлено как: «общественно опасное, противоправное, виновное действие (бездействие), посягающее на обществен- ные отношения в области налогов и сборов, выражающееся в нарушении уста- новленного государством порядка исчисления и уплаты налогов и сборов, и осуществления налогового контроля, за которое законодательством об админи- стративных правонарушениях установлена административная ответствен- ность».

Административные правонарушения в области налогов и сборов следует характеризовать как общественно опасные
деяния, представляющие серьез- ную угрозу для безопасности государства, личности и общества. В силу их масштабности, массовости, а также учитывая пренебрежительное отношение

участниками налоговых отношений к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством о налогах и сборах, указанные правонарушения обладают признаком общественной опасности и оказывают громадное влияние на полное и своевременное формирование доходной части бюджетов всех уровней, что, в свою очередь, отражается на надлежащем функ- ционировании государства и общества.

Учитывая особую важность охраняемых законом интересов в области налогов и сборов, представляется важным законодательно закрепить специаль- ные критерии, свидетельствующие о малозначительности административного правонарушения в области налогов и сборов. Малозначительным предлагается признать совершенное административное правонарушение в области налогов и сборов в том случае, если санкция, предусмотренная соответствующей статьей КоАП РФ, превышает размер причиненного таким административным право- нарушением вреда.

Следует отметить, что главным и основным итогом оценки малозначи- тельности совершенного правонарушения должна быть надлежащая реализация принципов юридической ответственности и достижение целей административ- ного наказания.

С учетом видов контрольных функций, реализуемых налоговыми органа- ми, административные правонарушения в области налогов и сборов, представ- ляется необходимым разделить на следующие группы:

    • административные правонарушения, заключающиеся в неисполнении обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

    • административные правонарушения, заключающиеся в неисполнении банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сбо- рах.

В целях оптимизации правоприменения требует изменений конструкция главы 15 КоАП РФ «Административные правонарушения в области финансов,