Файл: Административная ответственность за.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 710

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ческой ответственности как развитие следующих стадий: выявление правона- рушения и отражение всех обстоятельств, связанных с правонарушением в про- токоле; рассмотрение дела и вынесение постановления; обжалование постанов- ления; исполнение решения.176

Несколько по-иному рассматривают развитие правоотношения ответствен- ности В.М. Горшенев и В.А.Кучинский: стадия общего состояния ответствен- ности (статутная ответственность); стадия привлечения к ответственности; ста- дия установления ответственности; стадия ее реализации.177

При всем многообразии и различиях приведенных выше классификаций стадий (этапов) юридической ответственности в отраслевых исследованиях178 они укладываются в следующую схему:

  • стадия возникновения налоговой ответственности;

  • стадия конкретизации налоговой ответственности;

  • стадия реализации налоговой ответственности.






174 См.: Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т. 2. Свердловск, 1973. - С. 330

– 332.

175 См.: Базылев Б.Т. Юридическая ответственность. Красноярск, 1985. - С.94- 95; Шиндяпина М.Д. Стадии юридической ответственности: Автореф. дисс. ...

канд. юрид. наук. М., 1996. - С. 7-8; Налоговое право: учебник/ Ю.А.Крохина. – 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2011. С.314.

176 См.: Студеникина М.С. Что такое административная ответственность? М., 1982. -С. 79; Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. М., 1978. - С. 85 – 86.

177 См.: Горшенев В.М. Способы и организационные нормы правового регули- рования в социалистическом обществе. М., 1972. С. 108; Кучинский В.А. Лич- ность. Свобода. Право. М., 1973. - С. 196.

178 См.: Налоговое право: учебник/ Ю.А.Крохина. 5-е изд.,
перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2011. – С.314.

Возникновение и развитие налоговой ответственности происходит на ос- новании положений НК РФ и выражается в последовательных действиях ком- петентных государственных органов по выполнению процедуры и применению санкции охранительной нормы к правонарушителю.

Стадия возникновения налоговой ответственности начинается с момента совершения нарушения законодательства о налогах и сборах и длится до его обнаружения органами налогового контроля, иными компетентными органами государства или добровольного пресечения со стороны виновного лица. Однако с момента совершения налогового правонарушения и до его обнаружения пра- воотношение налоговой ответственности уже существует в качестве идеальной, формальной связи между государством и правонарушителем и позволяет про- гнозировать модель их будущего поведения.179

Юридическая ответственность возникает объективно, а вовсе не по воле тех или иных государственных органов180, что в полной мере применимо и к налоговой ответственности.

Действительно, факт совершения налогового правонарушения является основанием налоговой ответственности и одновременно самим моментом воз- никновения правоотношения налоговой ответственности. Правоотношение ответственности возникает независимо от обнаружения налогового правонару- шения компетентными органами.

Следовательно, момент совершения налогового правонарушения и мо- мент его обнаружения не совпадают по времени до тех пор, пока не последуют активные действия со стороны государства или самого правонарушителя, на- правленные на выявление или пресечение нарушения законодательства о нало- гах и сборах.

Стадия конкретизации налоговой ответственности посредством дока- зывания наличия элементов состава правонарушения начинается с обнаружения налогового правонарушения и заканчивается вступлением в законную силу акта






179 Там же.

180 Базылев Б. Т. Юридическая ответственность. Красноярск, 1985. - С. 90.

применения права, признающего факт нарушения законодательства о налогах и сборах, совершенного конкретным лицом. Вторая стадия налоговой ответст- венности начинает развиваться в результате активных действий государства в лице налоговых органов или самого правонарушителя. Обнаружение налогово- го правонарушения означает фиксацию его признаков, которое осуществляется налоговыми органами путем налогового контроля.181

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых орга- нов посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплатель- щиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и от- четности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения до- хода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ (абз.2 п.1 ст. 82 НК РФ). Налоговая проверка это основная форма налогового контро- ля, представляющая собой комплекс процессуальных действий уполномочен- ных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Судебная практика по вопросу, что считать днемобнаруженияналоговогоправонарушения,не является единообразной, что является источником для раз-

ного рода противоречий при применении норм ответственности.

Рассмотрим в качестве примера, что является днем обнаружения правона- рушения в виде непредставления налоговой декларации, предусмотренного ст. 119 НК РФ. Ряд судов указывают, что поскольку налоговым законодательством установлены конкретные сроки для представления налогоплательщиком декла- раций, факт их несвоевременного представления очевиден для налогового ор-
гана на следующий день после истечения установленного законом срокадляпредставления. В связи с этим именно этот день является днем обнаружения правонарушения, ответственность за которые предусмотрена НК РФ. В данном





181Налоговое право: учебник/ Ю.А.Крохина. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Из- дательство Юрайт, 2011. – С.315.
.

случае момент совершения налогового правонарушения и момент его обнару- жения совпадают.182

Другиесуды отмечают, что моментом обнаружения правонарушения в виде непредставления налогоплательщиком в установленный законодатель- ством о налогах и сборах срок налоговой декларации, следует считать деньфактической подачи в налоговый орган налоговой декларации и регистрации вналоговоморганепредставленногоспросрочкойдокумента183,так как именно в данный момент налоговый орган узнает о совершенном правонарушении. По мнению судов, в более ранние сроки налоговый орган не может узнать о со- вершенном правонарушении.

Вышеизложенные противоречия характерны и судебной практике, скла- дывающейся по вопросу обнаружения аналогичных составов административ- ных правонарушений.

По мнению некоторых судов, административные правонарушения в обла- сти налогов и сборов не являются длящимися. Вместе с этим, ряд судов при- знают указанные административные правонарушения длящимися, а моментом их выявления считают дату фактического представления декларации в налого- вый орган либо составление акта выездной налоговой проверки и протокола по делу об административном правонарушении.

Трудно согласиться с мнением, что факт несвоевременного представле- ния очевиден для налогового органа на следующий день после истечения уста- новленного законом
срока для представления, а факта истечения срока, уста-





182 Подобные выводы изложены, в частности, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 25.05.2006г. № Ф08-1609/2006-915А по делу № А32-16638/2004-19/425; постанов- лении ФАС Северо-Кавказского округа от 27.06.2006г. № Ф08-2649/2006-1225A по делу № А53-34489/2005-С6-23 и др.// СПС «Консультант Плюс».

183 Подобные выводы изложены, в частности, в постановлении ФАС Поволжского округа от 03.07.2007 года по делу А55-19573/06; постановлении ФАС Поволжского округа от 18.01.2005 года по делу № А55-7726/04-44; постановлении ФАС Московского округа от 08.07.2005г., 07.07.2005 г. №КА-А40/6173-05; постановлении ФАС Северо-Западного округа от 17.06.2004г. А42-10162/03-17; постановлении ФАС Центрального округа от 24.04.2006г. по делу № А64-10763/05-22; Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 04.05.2005 N Ф04-1277/2005(9407-А70-7); Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.10.2005 по делу N А33-2810/2005-Ф02-5200/05-С1 и др.// СПС «Консультант Плюс».

новленного законом для представления налоговой декларации, достаточно на- логовому органу для осуществления процесса применения норм ответственнос- ти.

В обоснование заметим, что в определенных обстоятельствах налоговый орган не может с достаточной степенью уверенности судить о возникновении у налогоплательщика соответствующей обязанности, поскольку возникновение последней может быть связано с наличием ряда обстоятельств, например, осу- ществление налогоплательщиком в налоговом периоде операций, признавае- мых объектом налогообложения184; превышение суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), влекущей иные сроки подачи декларации; иные обстоя- тельства, о существовании которых налоговый орган может узнать лишь при предоставлении налогоплательщиком налоговой декларации и проведении ее камеральной проверки, либо в рамках выездной налоговой проверки налогоп- лательщика, если такая обязанность не была исполнена.

Следует