Файл: Административная ответственность за.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 712

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
учитывать, что налоговая декларация может быть направлена налогоплательщиком в виде почтового отправления с описью вложения, а днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. Таким образом, в случае если указанная декларация сдана налого- плательщиком оператору почтовой связи в последний день установленного срока, c учетом сроков доставки корреспонденции, приходим к выводу, что на следующий день после истечения срока представления налоговой декларации у налогового органа отсутствует реальная возможность установить факт совер- шения административного правонарушения в виде нарушения срока представ- ления налоговой декларации в установленный срок.

Возбуждение дела об административном правонарушении без полного и всестороннего выяснения факта совершения правонарушения, установления личности правонарушителя, вины и иных обстоятельств, подлежащих выясне- нию по делу об административном правонарушения, в конечном итоге может





184 См.: постановление ФАС Московского округа от 02.09.2009 года КА-А40/8680-09 по делу А40-3792/09-143-13// СПС «Консультант Плюс».

привести к тому, что начатое производство по делу будет подлежать прекраще- нию.

На наш взгляд, непринятие во внимание перечисленных факторов ведет к необоснованным временным и финансовым затратам налоговых органов, свя- занным с обеспечением процедуры привлечения к административной ответ- ственности лиц без точного установления самого факта совершения админи- стративного правонарушения и учета всех его обстоятельств.

В-третьих, процедура возбуждения дела об административном правонару- шении, а также гарантии защиты прав лиц, в отношении которых
возбуждено дело об административном правонарушении, строго прописаны в КоАП РФ, четкое следование которым со стороны уполномоченных органов является не- обходимым условием для реализации принципа законности.

В частности, в протоколе об административном правонарушении должны быть указаны сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об ад- министративном правонарушении, однако, установить виновное лицо, на кото- рое возложены обязанности по представлению налоговых деклараций либо све- дений, необходимых для осуществления налогового контроля, без исследова- ния приказов, должностных инструкций, иных локальных документов органи- зации представляется практически невозможным.

Исследование указанных документов позволяет установить ряд важнейших для дела обстоятельств, к примеру, таких как: смена главного бухгалтера, от- ветственного за представление указанных сведений, перераспределение ранее возложенных обязанностей, иные обстоятельства, установление которых явля- ется необходимым условием для возбуждения дела об административном пра- вонарушении, а также полного и всестороннего исследования обстоятельств его совершения.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об адми- нистративном правонарушении (ч.4 ст. 28.2 КоАП РФ).

Кроме того, составление протокола в отсутствие лица, в отношении кото- рого ведется производство по делу об административном правонарушении, возможно в случае неявки данного лица при условии надлежащего извещения его в установленном порядке. Таким образом, извещение лица в данном случае является существенным условием для привлечения его к административной от- ветственности.

Подчеркнем, что нарушение положений, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонару- шении, может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности

в силу части 2 статьи 206 АПК РФ либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ), при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позво- ляют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

С учетом указанных соображений представляется наиболее правильным, что днем обнаружения правонарушения в случае, если проверка налогоплате- льщика с составлением акта по ее результатам не проводилась, является день, когда правонарушение фактически обнаружено, а не момент, когда нарушение предположительно могло быть обнаружено. Подобные выводы подтверждают- ся и судебной практикой.185

Мы склонны полагать, что административные правонарушения в обла- сти налогов и сборов носят длящийся характер и могут быть обнаружены в ре- зультате действий самого правонарушителя, путем фактического исполнения соответствующей обязанности с нарушением срока, так и пресечены налоговы- ми органами при проведении налоговой проверки.


Заключительная стадия - стадия реализации налоговой ответственностихарактеризуется приобретением правонарушителем специального правового статуса. Налоговая ответственность начинает реализовываться с момента всту-

185 См., например: постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.04.2004 г. по делу N Ф08-672/2004-271А; постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.10.2005 года по делу N А33-2810/05-Ф02-5200/05-С1.// СПС «Консультант плюс».

пления в законную силу правоприменительного акта, констатирующего факт совершения определенным лицом налогового правонарушения. Заканчивается стадия реализации налоговой ответственности добровольным исполнением ре- шения налогового органа либо принудительным исполнением решения суда о взыскании санкции с нарушителя налогового законодательства.
186

Подводя итог, полагаем, что применительно к административным право- нарушениям в области налогов и сборов, заключающимся в неисполнении обя- занностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, более по- следовательной и обоснованной с правовой точки зрения является следующая позиция:

    • День совершения и день обнаружения указанных правонарушений не совпадают. Днем совершения правонарушения является день, следующий за по- следним днем срока, установленного законодательством о налогах и сборах для исполнения соответствующей обязанности. Днем обнаружения правонаруше-ния является день, когда правонарушение прекращено самим правонарушите- лем в виде исполнения соответствующей обязанности, предусмотренной зако- нодательством о налогах и сборах, либо пресечено налоговым органом в ре- зультате проведения налоговой проверки: камеральной либо выездной, а пра- вонарушение, предусмотренное ст. 15.11 КоАП РФ, – только в результате выез- дной налоговой проверки. День обнаружения правонарушения совпадает с днем составления уполномоченным лицом протокола по делу об администрати- вном правонарушении.

    • Возникновение и развитие правоотношения ответственности происхо- дит последовательно, этап за этапом. Правоотношение ответственности возни- кает с момента совершения правонарушения, получает свою конкретизацию с момента обнаружения правонарушения и реализуется с момента вступления в законную силу правоприменительного акта, констатирующего факт соверше- ния определенным лицом правонарушения.





186 См.: Налоговое право: учебник/ Ю.А.Крохина. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2011. – С.318.

В случае, когда обязанность в соответствии с законодательством о нало- гах и сборах должна быть выполнена к определенному сроку, с момента исте- чения такого срока правонарушение является оконченным, однако противопра- вное деяние, заключающееся в невыполнении указанной обязанности, продол- жает
длиться до его прекращения.

В этой связи, одного факта совершения правонарушения, недостаточно налоговому органу для осуществления процесса применения норм ответствен- ности за длящиеся правонарушения, поскольку право привлечения к ответст- венности получает свою конкретизацию в момент обнаружения правонаруше- ния, что возможно как вследствие прекращения правонарушения самим право- нарушителем, так и пресечения правонарушения налоговыми органами в ре- зультате проведения налоговых проверок.