Файл: Редакционноиздательским советом Томского политехнического университета Издательство Томского политехнического университета 2009.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 996
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
в) Почему данную кривую называют не только кривой производственных возможностей, но и кривой трансформации? Дайте экономическое объяснение конфигурации данной кривой.
-
Изобразите на модели кривой производственных возможностей изменения в экономике нашей страны в некоторые переломные моменты ее социально-экономического развития (все товары разделить на две категории - продукция тяжелой промышленности и потребительские товары):
а) изменения в экономике СССР с 1940 по 1943 гг.;
б) изменения в экономике России по состоянию на 1995 г.;
в) изменения в экономике России, которых следует добиваться в ближайшие годы.
-
Задачи и ситуации
-
В экономике производятся сахар и мука. 1 кг сахара производится из 10 кг свеклы, а 1 кг муки - из 2 кг зерна. Имеется 600 кг свеклы и 40 кг зерна.
Найти:
а) границу производственных возможностей;
б) производственную возможность, отвечающую полной занятости ресурсов.
-
Граница производственных возможностей задается формулой: у = 19 - х2. Найти вмененные издержки продукта при его выпуске = 10. -
В экономике производится 200 тыс. т молока и 300 тыс. т пшеницы. Альтернативные издержки производства молока = 5. Найти максимально возможный выпуск пшеницы после увеличения выпуска молока на 10%. -
В стране А максимально возможный выпуск кофе = 30, а пшеницы - 10. В стране В максимально возможный выпуск кофе = 25, а пшеницы - 5. множество производственных возможностей в обеих странах - треугольники. Найти сравнительные преимущества каждой страны, коэффициенты обмена и построить границы торговых возможностей. -
Для каждого из трех вариантов производства указаны выпуски двух продуктов и расходы двух ресурсов. Найти оптимальные по Парето варианта производства.
| Продукты | Ресурсы | ||
А | 20 | 30 | 4 | 5 |
В | 15 | 25 | 2 | 6 |
С | 18 | 30 | 1 | 5 |
-
Объясните в чем смысл фразы: «Завтрашнее изобилие требует сегодняшних жертв». -
В 1996 г. поэт В. Малынщук написал следующие строки:
Везет соседу Колесову Ваньке.
А у меня уже пятнадцать лет Проценты не растут в швейцарском банке. Наверно, потому, что вкладов нет.
Чему равны альтернативные издержки в данной ситуации?
-
Объясните, как каждый из перечисленных факторов влияет на положение кривой производственных возможностей:
а) средние экзаменационные оценки студентов вузов и учеников старших классов школ снижаются;
б) доля безработных снизилась с 9 до 6% численности рабочей силы;
в) расходы на оборону сокращаются, что позволяет государству тратить больше средств на здравоохранение;
г) новая технология повышает эффективность извлечения меди из руды.
-
Контрольные вопросы
-
Какие делаются допущения (абстракции) при построении модели кривой производственных возможностей (КПВ)? -
Что показывает кривая производственных возможностей? -
Сравните точки внутри и за пределами КПВ? -
Почему КПВ называют еще кривой трансформации? -
Всякие ли затраты, которые имеют место при производстве благ, являются альтернативными? -
Дайте графическое и теоретическое объяснение роста альтернативных издержек. -
Может ли общество выйти за пределы данной КПВ? -
Если экономика эффективна, то действует ли закон убывающей отдачи (закон возрастающих альтернативных издержек)? -
Какие факторы экономического роста могут сдвинуть КПВ вправо? -
Может ли КПВ сдвинуться влево и что это означает? -
Что означают принципы минимума и максимума по отношению к эффективному использованию ресурсов? -
Что означает Парето-оптимальность по отношению к эффективному использованию ресурсов? -
Что означает сравнительное преимущество? -
Какие абсолютные преимущества имеет наша страна? -
Какими относительными сравнительными преимуществами обладает наша страна? -
Эффективно ли, на ваш взгляд, используются наши сравнительные преимущества?
-
Рекомендуемая литература
-
Долан Э. Микроэкономика. - СПб., 1994. Гл. 3. -
Емцов Р.Г. Микроэкономика. - М., 1997. Гл. 4. -
Зайдель Х., Теммен Р. Основы учения об экономике. - М., 1994. Гл. 4.4. -
Ивашковский С.Н. Микроэкономика. - М., 1998. Гл. 4,5. -
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М., 1994. -
Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х тт. - М., 1992. -
Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Микроэкономика. Промежуточный курс. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005.
Тема 3. Рыночное хозяйство как форма существования эконо-
мики
-
Основные вопросы темы
-
Проблемы координации (согласования) в различных экономических системах (патриархальных, командных, рыночных, смешанных). -
Разделение труда и его значение для возникновения обмена, виды и формы разделения труда и кооперации. -
Экономическая обособленность субъектов как условие рыночного обмена. Собственность и обособление. Собственность и редкость благ. Собственность и право собственности. Противоречия собственности. Формы собственности и типы общественных систем: патриархальные, рыночные, командно-административные: характерные признаки, формы организации и использования ресурсов, преимущества и недостатки. Смешанная экономика, ее особенности и преимущества. -
Проблемы становления рыночного хозяйства в экономике России. -
Виды и структура рынков. -
Основные категории рыночного хозяйства: товар, деньги, спрос, предложение, цена.
-
Место и значение темы
Что, как и для кого производить решались человеком всегда, даже в тех обществах, которые мы называем сейчас патриархальными. Люди всегда искали способы и механизмы, с помощью которых эти проблемы решались бы наиболее эффективно. Рынок как механизм эффективной координации связей прошел очень длительный путь своего становления и развития, который далеко не закончен. И в этой теме основным предметом изучения является рынок и рыночные отношения, возникающие между людьми в процессе его функционирования.
Прежде всего, необходимо выяснить факторы возникновения и развития рыночного хозяйства. И если разделение и кооперация труда особых проблем у студентов не вызывает, то проблема собственности традиционно является довольно сложной. Поэтому необходимо не только выяснить различие и связь между правовым и экономическим пониманием сути собственности, но и понять, как она связана с рынком и с эффективностью, знать «пучок прав» Р. Коуза и значение этих прав для функционирования рынка. Использование рыночных механизмов связано с определенными затратами, которые получили название трансакционных издержек, что требует их рассмотрения.
Дальнейший анализ в теме идет от общего к частному: то есть дается первоначальное понимание рынка, а затем и категорий, связанных с его функционированием: классификация рынков по различным критериям, рассмотрение таких категорий как товар, стоимость, потребительная стоимость, полезность, цена, деньги. Здесь необходим не только логический, но и исторический подходы к анализу этих категорий.
-
Основные термины и понятия
1. Экономический субъект
-
Домохозяйство -
Государство -
Фирма -
Экономическая система -
Патриархальная (традиционная) экономика -
Командная (централизованная) экономика -
Рыночная экономика -
Смешанная экономика -
Экономический кругооборот -
Деньги -
Экономические цели -
Экономическая свобода (обособленность) -
Собственность -
Товар -
Разделение труда
-
Графический анализ
-
Покажите разницу в модели кругооборота между рынком ресурсов и рынком продуктов. Каким образом домохозяйства и фирмы выполняют в этой модели функции и покупателя, и продавца? Какие потоки имеются в данной модели?
2. На рис. 3.1 изображена схема кругооборота ресурсов, денег, товаров и услуг.
- Схема кругооборота ресурсов
Рисунок 3.1
Фирмы
а) Определите соответствие цифр на выносках понятий, приведенных в списке ниже.
Цифры на выносках | Соответствие | Список понятий |
1 | |
|
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
6 | | |
7 | | |
8 | | |
9 | | |
10 | | |
11 | |
б) Такая же схема используется и в макроэкономике для обозначения взаимосвязей между макроэкономическими субъектами. В чем заключается различие микроэкономического и макроэкономического подходов применительно к данной схеме?