Файл: Редакционноиздательским советом Томского политехнического университета Издательство Томского политехнического университета 2009.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 996

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


в) Почему данную кривую называют не только кривой производст­венных возможностей, но и кривой трансформации? Дайте эконо­мическое объяснение конфигурации данной кривой.

  1. Изобразите на модели кривой производственных возможностей из­менения в экономике нашей страны в некоторые переломные момен­ты ее социально-экономического развития (все товары разделить на две категории - продукция тяжелой промышленности и потреби­тельские товары):

а) изменения в экономике СССР с 1940 по 1943 гг.;

б) изменения в экономике России по состоянию на 1995 г.;

в) изменения в экономике России, которых следует добиваться в ближайшие годы.

    1. Задачи и ситуации

  1. В экономике производятся сахар и мука. 1 кг сахара производит­ся из 10 кг свеклы, а 1 кг муки - из 2 кг зерна. Имеется 600 кг свеклы и 40 кг зерна.

Найти:

а) границу производственных возможностей;

б) производственную возможность, отвечающую полной занятости ресурсов.

  1. Граница производственных возможностей задается формулой: у = 19 - х2. Найти вмененные издержки продукта при его выпуске = 10.

  2. В экономике производится 200 тыс. т молока и 300 тыс. т пше­ницы. Альтернативные издержки производства молока = 5. Найти мак­симально возможный выпуск пшеницы после увеличения выпуска мо­лока на 10%.

  3. В стране А максимально возможный выпуск кофе = 30, а пшени­цы - 10. В стране В максимально возможный выпуск кофе = 25, а пше­ницы - 5. множество производственных возможностей в обеих странах - треугольники. Найти сравнительные преимущества каждой страны, коэффициенты обмена и построить границы торговых возможностей.

  4. Для каждого из трех вариантов производства указаны выпуски двух продуктов и расходы двух ресурсов. Найти оптимальные по Паре­то варианта производства.




Продукты

Ресурсы

А

20

30

4

5

В

15

25

2

6

С

18

30

1

5




  1. Объясните в чем смысл фразы: «Завтрашнее изобилие требует сегодняшних жертв».

  2. В 1996 г. поэт В. Малынщук написал следующие строки:

Везет соседу Колесову Ваньке.

А у меня уже пятнадцать лет Проценты не растут в швейцарском банке. Наверно, потому, что вкладов нет.

Чему равны альтернативные издержки в данной ситуации?

  1. Объясните, как каждый из перечисленных факторов влияет на положение кривой производственных возможностей:

а) средние экзаменационные оценки студентов вузов и учеников старших классов школ снижаются;

б) доля безработных снизилась с 9 до 6% численности рабочей си­лы;

в) расходы на оборону сокращаются, что позволяет государству тратить больше средств на здравоохранение;

г) новая технология повышает эффективность извлечения меди из руды.

    1. Контрольные вопросы

  1. Какие делаются допущения (абстракции) при построении модели кривой производственных возможностей (КПВ)?

  2. Что показывает кривая производственных возможностей?

  3. Сравните точки внутри и за пределами КПВ?

  4. Почему КПВ называют еще кривой трансформации?

  5. Всякие ли затраты, которые имеют место при производстве благ, яв­ляются альтернативными?

  6. Дайте графическое и теоретическое объяснение роста альтернатив­ных издержек.

  7. Может ли общество выйти за пределы данной КПВ?

  8. Если экономика эффективна, то действует ли закон убывающей от­дачи (закон возрастающих альтернативных издержек)?

  9. Какие факторы экономического роста могут сдвинуть КПВ вправо?

  10. Может ли КПВ сдвинуться влево и что это означает?

  11. Что означают принципы минимума и максимума по отношению к эффективному использованию ресурсов?

  12. Что означает Парето-оптимальность по отношению к эффективному использованию ресурсов?

  13. Что означает сравнительное преимущество?

  14. Какие абсолютные преимущества имеет наша страна?

  15. Какими относительными сравнительными преимуществами обладает наша страна?

  16. Эффективно ли, на ваш взгляд, используются наши сравнительные преимущества?


    1. Рекомендуемая литература

  1. Долан Э. Микроэкономика. - СПб., 1994. Гл. 3.

  2. Емцов Р.Г. Микроэкономика. - М., 1997. Гл. 4.

  3. Зайдель Х., Теммен Р. Основы учения об экономике. - М., 1994. Гл. 4.4.

  4. Ивашковский С.Н. Микроэкономика. - М., 1998. Гл. 4,5.

  5. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М., 1994.

  6. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х тт. - М., 1992.

  7. Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Микроэкономика. Промежуточный курс. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005.

Тема 3. Рыночное хозяйство как форма существования эконо-
мики


  1. Основные вопросы темы

  1. Проблемы координации (согласования) в различных экономических системах (патриархальных, командных, рыночных, смешанных).

  2. Разделение труда и его значение для возникновения обмена, виды и формы разделения труда и кооперации.

  3. Экономическая обособленность субъектов как условие рыночного обмена. Собственность и обособление. Собственность и редкость благ. Собственность и право собственности. Противоречия собст­венности. Формы собственности и типы общественных систем: пат­риархальные, рыночные, командно-административные: характерные признаки, формы организации и использования ресурсов, преимуще­ства и недостатки. Смешанная экономика, ее особенности и пре­имущества.

  4. Проблемы становления рыночного хозяйства в экономике России.

  5. Виды и структура рынков.

  6. Основные категории рыночного хозяйства: товар, деньги, спрос, предложение, цена.

  1. Место и значение темы

Что, как и для кого производить решались человеком всегда, даже в тех обществах, которые мы называем сейчас патриархальными. Люди всегда искали способы и механизмы, с помощью которых эти проблемы решались бы наиболее эффективно. Рынок как механизм эффективной координации связей прошел очень длительный путь своего становления и развития, который далеко не закончен. И в этой теме основным пред­метом изучения является рынок и рыночные отношения, возникающие между людьми в процессе его функционирования.


Прежде всего, необходимо выяснить факторы возникновения и развития рыночного хозяйства. И если разделение и кооперация труда особых проблем у студентов не вызывает, то проблема собственности традиционно является довольно сложной. Поэтому необходимо не толь­ко выяснить различие и связь между правовым и экономическим пони­манием сути собственности, но и понять, как она связана с рынком и с эффективностью, знать «пучок прав» Р. Коуза и значение этих прав для функционирования рынка. Использование рыночных механизмов связа­но с определенными затратами, которые получили название трансакци­онных издержек, что требует их рассмотрения.

Дальнейший анализ в теме идет от общего к частному: то есть да­ется первоначальное понимание рынка, а затем и категорий, связанных с его функционированием: классификация рынков по различным крите­риям, рассмотрение таких категорий как товар, стоимость, потребитель­ная стоимость, полезность, цена, деньги. Здесь необходим не только ло­гический, но и исторический подходы к анализу этих категорий.

  1. Основные термины и понятия

1. Экономический субъект

  1. Домохозяйство

  2. Государство

  3. Фирма

  4. Экономическая система

  5. Патриархальная (традиционная) экономика

  6. Командная (централизованная) экономика

  7. Рыночная экономика

  8. Смешанная экономика

  9. Экономический кругооборот

  10. Деньги

  11. Экономические цели

  12. Экономическая свобода (обособленность)

  13. Собственность

  14. Товар

  15. Разделение труда

  1. Графический анализ

  1. Покажите разницу в модели кругооборота между рынком ресурсов и рынком продуктов. Каким образом домохозяйства и фирмы выпол­няют в этой модели функции и покупателя, и продавца? Какие пото­ки имеются в данной модели?

2. На рис. 3.1 изображена схема кругооборота ресурсов, денег, товаров и услуг.






- Схема кругооборота ресурсов

Рисунок 3.1

Фирмы






а) Определите соответствие цифр на выносках понятий, приведен­ных в списке ниже.

Цифры на

выносках

Соответствие

Список понятий

1




  1. Конкуренты

  2. Государство

  3. Покупатели

  4. Рынок ресурсов

  5. Рынок товаров и услуг

  6. Налоговая инспекция

  7. Домохозяйства

  8. Ресурсы

  9. Факторы производства

  10. Товары и услуги

  11. Экономические блага

  12. Цены

  13. Запасы

  14. Потоки

  15. Деньги

  16. Руководство

2




3




4




5




6




7




8




9




10




11




б) Такая же схема используется и в макроэкономике для обозначения взаимосвязей между макроэкономическими субъектами. В чем за­ключается различие микроэкономического и макроэкономическо­го подходов применительно к данной схеме?