Файл: Ознакомиться с исторической справкой об организации,её организационноправовой формой собственности специализацией производства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 729

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нужно отметить, что в отличие от средств целевого финансирования, которые должны быть использованы по назначению, определенному источником финансирования или федеральным законом, целевые поступления не имеют такой четкой направленности и используются в соответствии с уставной деятельностью.

Таким образом:

  • - средства, выделенные организации на ведение уставной деятельности, независимо от источника финансирования являются целевыми поступлениями;

  • - средства, выделенные организации на осуществление определенных программ, независимо от источника финансирования являются целевым финансированием.

Основным нормативным документом по учету целевых средств является ПБУ 13/2000 Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденное Приказом Минфином России от 16.10.2000 №92н, которое применяется в отношении государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям в форме субвенций, субсидий, бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств), включая предоставление данной помощи в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), и в прочих формах. Стоимость таких активов определяется организацией исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах она обычно устанавливает стоимость таких же или аналогичных активов.

В ст. 6 БК РФ установлено, что:

субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;

субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;

бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.

При принятии бюджетных средств к бухгалтерскому учету необходимо учитывать требования п. 5 ПБУ 13/2000 о выполнении следующих условий.

  • 1. Имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т.п.

  • 2. Имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.


Таким образом, если хотя бы одно из условий не выполняется, то организация не имеет права принять к учету поступившие бюджетные средства. Однако в п. 12 ПБУ 13/2000 описывается порядок отражения в учете организации поступления бюджетных средств в случае, когда средства уже получены, а достаточная уверенность в том, что организация выполнит условия предоставления средств, отсутствует. Пункты 5 и 12 ПБУ 13/2000 явно противоречат друг другу. Более того, в п. 7 ПБУ 13/2000 предлагаются два варианта по отражению в бухгалтерском учете поступления целевых средств.


Вариант 1.

Если бюджетные средства отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам (п. 5 ПБУ 13/2000), то по мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п.

Вариант 2.

Если бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по мере фактического получения ресурсов (п. 12 ПБУ 13/2000), то с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п.

С точки зрения методологии бухгалтерского учета использование первого варианта представляется более правомерным в связи с требованием п. 6 ПБУ 1/98 Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/98 «Учетная политика организаций», утвержденное Приказом Минфина России от 09.12.1998 №60н, устанавливающим так называемое допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности. Иными словами, предполагается, что факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств. Тем не менее в соответствии с п. 8 ПБУ 1/98 предприятие вправе по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета закрепить в учетной политике один из способов, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Порядок списания бюджетных средств зависит от того, для каких целей эти средства были предоставлены: для финансирования капитальных расходов, текущих расходов или расходов, понесенных организацией в предыдущем отчетном периоде. Отдельно рассмотрим каждый из этих случаев.

В соответствии с п. 9 ПБУ 13/2000 организация, вводя объекты внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов) в эксплуатацию, списывает со счета целевого финансирования сумму бюджетных средств и учитывает их как доходы будущих периодов. Затем, по мере начисления амортизации соответствующие суммы ежемесячно списываются со счета доходов будущих периодов на внереализационные доходы.

Согласно п. 10 ПБУ 13/2000 бюджетные средства, полученные на финансирование расходов предыдущих отчетных периодов, сначала отражаются в составе задолженности по бюджетному финансированию. Затем по мере поступления эти средства списываются на внереализационные доходы.


Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить ресурсы, признанные ранее в этом же году в качестве бюджетных средств, то на основании п. 13 ПБУ 13/2000 в бухгалтерском учете производятся сторнировочные записи.

Порядок отражения в учете операций по возврату бюджетных средств, полученных в предыдущие годы, указан в п. 14 ПБУ 13/2000. Так, если бюджетные средства были направлены на финансирование капитальных расходов, то организация уменьшает целевое финансирование на сумму, подлежащую возврату, и отражает свою задолженность перед бюджетом.

  1. Отражение в учёте экономического субъекта целевого финансирования

Целевое финансирование - это денежные средства или материальные ценности, безвозмездно полученные организацией-получателем в собственность, под контроль, но с ограниченным правом распоряжения ими. Ограничение на право распоряжения выражается в том, что получатель целевого финансировать может использовать полученные средства только в соответствии с теми целями и задачами, которые определяет субъект, их выделивший.

Бухгалтерский учёт у организации-получателя целевого финансирования

По пункту 7 ПБУ 9/99 "Доходы организации" активы, полученные безвозмездно, являются прочими доходами.

Средств целевого финансирования у организации-получателя учитываются по следующим ценам:

  • · при поступлении денежные средств - по их сумме, на основании входящего платёжного поручения;

  • · при поступлении товаров, работ или услуг - по цене без НДС на основании акта приёма-передачи или акта приёмки работ, услуг.

Для учета средств целевого назначения применяют пассивный счет 86 "Целевое финансирование". Поступление средств отражают по кредиту данного счета, а расходование - по дебету. Аналитический учет по счету 86 ведут по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления.

Получение средств целевого финансирования учитывается двумя способами, представленными в таблице 1.

целевое финансирование бухгалтерский налоговый учет

Таблица 1. Два способа отражения полученных средств целевого финансирования.







Первый способ

Второй способ

Момент выделения средств и момент их фактической передачи




Не совпадают

Совпадают

Отражение в бухгалтерском учёте организации-получателя целевого финансирования




В учёте отражаются:

Отражается фактическое поступление ресурсов по мере их поступления:

1. Выделение средств целевого финансирования:

Д51 (50, 51, 08, 10, 41 или иное) К86 на сумму фактически поступивших средств целевого финансирования.

Д60.01 К86 на сумму выделенных или обещанных средств целевого финансирования.




2. Возникновение задолженности по этим средствам:




Д51 (50, 51, 08, 10, 41 или иное) К60.01 на сумму фактически поступивших средств целевого финансирования.





Использование средств целевого финансирования отражается по дебету счёта 86 "Целевое финансирования". Рассмотрим на примерах следующие варианты использования данных средств: финансирование капитальных вложений и финансирование текущих расходов.

  • 1. Финансирование капитальных вложений.

  • а) Если в качестве целевого финансирования переданы денежные средства на приобретение ОС:

Д60.01 К86 1000000 руб. Выделены средства целевого финансирования.

Д51 К60.01 1000000 руб. Получены средства целевого финансирования.

Д08.04 К60.01 1500000 руб. Приобретено ОС.

Д01.01 К08.04 1500000 руб. Ввод ОС в эксплуатацию и одновременно:

Д86 К98.02 1000000 руб. признание дохода будущего периода в сумме целевого финансирования.

Можно было бы признать всю сумму целевого финансирования в качестве дохода текущего периода, однако это приведёт к значительному увеличению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Также бухгалтер в своей работе должен придерживаться принципа непрерывности деятельности предприятия (по ПБУ 1/98 "Учётная политика") и принципа соответствия полученных доходов и произведенных расходов. Поэтому признание доходов производится в момент начисления амортизации на основное средство, приобретённое за счёт целевого финансирования.

Д20 К02.01 12500 руб. Начисление ежемесячной амортизации ОС и одновременно:

Д98.02 К91.01 12500 руб. Признание прочих доходов текущих периодов.

б) Если в качестве целевого финансирования передано ОС:

Д08.04 К86 1000000 руб. Получено ОС в качестве целевого финансирования.

Д01.01 К08.04 1000000 руб. Ввод ОС в эксплуатацию и одновременно:

Д86 К98.02 1000000 руб. признание дохода будущего периода в сумме целевого финансирования.

Д20 К02.01 8333 руб. Начисление ежемесячной амортизации ОС и одновременно:

Д98.02 К91.01 8333 руб. признание прочего дохода текущего периода.

  • 2. Финансирование текущих расходов.

  • а) Если в качестве целевого финансирования переданы денежные средства на осуществление текущих расходов:

Д60.01 К86 500000 руб. Выделены средства целевого финансирования.

Д51 К60.01 500000 руб. Получены средства целевого финансирования.

Д10 К60.01 200000 руб. Приобретены МПЗ и одновременно:

Д86 К98.02 200000 руб. признание дохода будущего периода.

Д20 К10.01 150000 руб. Отпуск материалов в производство и одновременно:

Д98.02 К91.01 150000 руб. признание прочего дохода текущего периода.

Д20 К70 150000 руб. Начислена заработная плата и одновременно:

Д20 К69 39000 руб. начислены страховые взносы, и