Файл: 1. Нормативно правовая основа экономической безопасности России.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 229
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приступив к изучению сущности социально-экономической безопасности в системе защиты государства, важно изучить понятие «безопасность». Ученые сосредоточили свое внимание на безопасности как на одной из важнейших потребностей человека, общества и государства в разные исторические периоды. Так, например, Аристотель считал, что главным аспектом управления общественными делами считается обеспечение защиты людей. Голландский философ Б. Спиноза выделял задачу гражданского состояния общества через охрану жизни общества.
С подачи Т. Рузвельта в научный лексикон был введен термин «национальная безопасность», который дополнил и расширил понятие «безопасность», дал возможность рассмотреть положение социальной структуры государства, общества и личности через призму своих личных интересов. Позднее термин «национальная безопасность» стал предметом пристального интереса ряда ученых. Считается, что важный теоретический вклад в изучение этого определения внес американский ученый Г. Моргентау. По его предложению, необходимо проанализировать и исследовать этот вопрос с учетом государственных интересов, что дало возможность совместить национальную безопасность с интересами общества и страны в целом. В том случае, если исходным направлением исследования является проблема национальной безопасности, которая анализировалась как проблема обеспечения военной безопасности, выводы Х. Моргентау представили возможность дополнить ее сущностью всех актуальных интересов государства, общества. , хозяйствующего субъекта и лица. Сформировалась социализация представленной дефиниции, определившая посылы происхождения социально-экономической безопасности. Вместе с тем сегодня наиболее необходимыми для решения задач социально-экономической безопасности и выбора направлений в ХХI веке являются идеи уроженца Беларуси, нобелевского лауреата, известного исследователя С. Кузнеца, «современный экономический рост требует принятия мер по урегулированию зарождающихся конфликтов, постоянно порождаемых изменениями в экономике и социальной структуре». В этой мысли, как нам представляется, важны две вещи: во-первых, конфликты – имманентная доля современного финансово-экономического и социального роста, а во-вторых, изменения в социальной структуре, где финансово-экономические изменения играют такую огромную роль, считаются ведущей социально-экономической проблемой мировой экономики на сегодняшний день. Этой позиции в современном мейнстриме придерживается основная масса исследователей. В своей собственной Нобелевской лекции с. Кузнец делает важный вывод: «Преемственность технологических инноваций, характеристик современного
экономического роста и социальных инноваций, способствующих необходимой адаптации, является важнейшим фактором, влияющим на экономическую и социальную структуру».
Существует множество подходов к разъяснению понятия экономической безопасности в целом и экономической безопасности государства в частности. При этом в Российской Федерации до 2017 года отсутствовало легальное определение понятия «экономическая безопасность».
Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» экономическая безопасность была определена как «состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечивается экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации».
При этом в экономической науке данному вопросу уже давно уделяется немалое внимание. Например, В.К. Сенчагов определяет экономическую безопасность как «состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов». В.Л. Тамбовцев представляет рассматриваемый феномен как совокупность свойств состояния, однако ряд авторов в противовес ему полагают, что экономическая безопасность является «определенным состоянием экономики и не может быть совокупностью условий и факторов».
1.2 Правовая основа экономической безопасности государства
Все права, закрепленные в Конституции РФ, реализуются посредством принятого Президентом Указа от 31 декабря 2015 года «О Стратегии национальной безопасности» [9]. Стратегия – это базовый документ, в котором определены национальные интересы России, цели и задачи в области внешней и внутренней политики и т.п. В этом документе содержится определение национальной безопасности: это состояние защищенности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечивается реализация конституционных прав и свобод граждан России, достойные качество и уровень жизни, суверенитет, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации.
Другие нормативно-правовые акты в сфере экономической безопасности уточняют положения Конституции РФ и федерального законодательства на уровне субъектов Российской Федерации, регламентируют работу различных ведомств и т.д. «Судебные органы осуществляют защиту конституционного строя РФ и осуществляют правосудие» [5]. Правовую основу экономической безопасности, помимо прочего, составляют Федеральный закон от 28.12.2010 №390-ФЗ (в редакцииот 05.10.2015) «О безопасности» [2], Федеральный закон от 28.06.2014 №172-ФЗ (с изм. от 03.07.2016) [3] и другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты.
Теоретической основой исследования послужили работы:
- Павлова В.И., раскрывающего сущность проблем и противоречий
реализации Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года;
- Савкина В.Е., анализирующего теоретические аспекты и методологию научного анализа экономической безопасности государства;
- Бухвальда Е.М., исследующего правовые и институциональные
проблемы интеграции требований экономической безопасности в систему стратегического планирования;
- Васильевой Н.И., обосновывающей нормативно-правовую базу обеспечения экономической безопасности России, и др.
Целью работы является формирование подходов к дальнейшему совершенствованию правовой основы экономической безопасности на основе системно-теоретического анализа, исторического опыта правового обеспечения безопасности России, современного состояния российского законодательства в данной сфере.
К официальным документам, которые косвенно регулируют отношения в сфере обеспечения экономической безопасности, относятся такие документы, как Стратегия национальной безопасности, Военная доктрина [11], Климатическая доктрина, Продовольственная доктрина [7], Доктрина по информационной безопасности [6] и многие другие подобные документы. Эти документы не имеют конкретных указаний и не являются нормативно-правовыми актами, однако они имеют большое значение, так как в них сформулированы общие положения, концепции развития в сфере безопасности.
На рисунке 1 приведена иерархия правовых актов, которые регламентируют экономическую безопасность.
Рисунок 1. Иерархия правовых актов в сфере экономической безопасности
Источник: составлено автором.
Ежегодно на цели обеспечения национальной обороны выделяются денежные средства, которые приведены в таблице 1.
Таблица 1
Затраты на национальную оборону в Российской Федерации
в период с 2011 по 2020 г.
№ п/п | Год | Федеральный закон (на соответствующий год) | Раздел классификации расходов федерального бюджета | |
Национальная оборона (млрд руб./% к ВВП) | Национальная безопасность и правоохранительная деятельность (млрд руб./% к ВВП) | |||
1 | 2011 | Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» от 13.12.2010 № 357-ФЗ | 1516,0 / 2,5 | 1259,8 / 2,1 |
2 | 2012 | Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» от 30.11.2011 № 371-ФЗ | 1812,3 / 2,7 | 1843,0 / 2,7 |
3 | 2013 | Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» от 03.12.2012 № 216-ФЗ | 2103,6 / 2,9 | 2061,6 / 2,8 |
4 | 2014 | Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» от 02.12.2013 № 349-ФЗ | 2479,1/ 3,1 | 2086,2/ 2,6 |
5 | 2015 | Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» от 01.12.2014 № 384-ФЗ | 1261,0/ 1,5 | 251,7/ 0,3 |
6 | 2017 | Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» от 19.12.2016 № 415-ФЗ (последняя редакция) | 2 872, 3/ 3,1 | 1 977, 2/ 2,0 |
8 | 2018 | Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» от 05.12.2017 № 362-ФЗ (последняя редакция) | 2 729, 2*/ 2,8 2 790,7/ 2,7 | 1 876, 2*/ 1,8 2 095,2/ 1,7 |
9 | 2019 | Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» от 29.11.2018 № 459-ФЗ (последняя редакция) | 2 815, 8*/ 2,7 2 914,2**/ 2,6 2 999,4/ - | 1 889, 7*/ 1,7 2 095, 2**/ 1,6 2 203,4/ - |
10 | 2020 | Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» от 02.12.2019 № 380-ФЗ (ред. от 18.03.2020) | 2 808, 0*/ - 2 844,6**/ - 3 100,8/ - | 2 140, 7* /- 2 153,4**/ - 2 458,2/ - |
* Принято первоначально в Федеральном бюджете от 19.12.2016 № 415-ФЗ.
** Принято в Федеральном бюджете от 05.12.2017 № 362-ФЗ
Источник: сформирована автором по материалам Министерства финансов Российской Федерации. https://www.minfin.ru/ru/
Анализ данных, приведенных в таблице 1, показывает, что при сокращении доли расходов на национальную оборону в ВВП за последние три года с 3,1% до 2,5% в суммарном выражении расходы существенно не увеличились.
Таким образом, «обеспечение безопасности дело очень затратное, но при этом в законах о бюджетах расходы по статье «экономическая безопасность» отдельной строкой не выделено».
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
2.1 Анализ основных социально-экономической показателей развития экономики
Для того, чтобы выявить основные тенденции, различия, проблемы и проследить динамику основных макроэкономических показателей в социально - экономическом развитии регионов России, необходимо выявить те критерии, по которым будет проводиться анализ. К таким показателям можно отнести:
1. Среднедушевой уровень доходов населения
2. Обеспеченность учреждениями здравоохранения, культуры, спорта и образования
3. ВРП
Для объективности и простоты сравнения оценка, сравнение и анализ будет проводиться не по всем 83 субъектам РФ, по федеральным округам РФ. А именно:
1. Центральный ФО (гл. центр - Москва)
2. Северо - Западный ФО (гл. центр - С.-Петербург)
3. Северо - Кавказский ФО (гл. центр - Пятигорск)
4. Южный ФО (гл. центр - Ростов-на-Дону)
5. Приволжский ФО (гл. центр - Нижний Новгород)
6. Уральский ФО (гл. центр - Екатеринбург)
7. Сибирский ФО (гл. центр - Новосибирск)
8. Дальневосточный ФО (гл. центр - Хабаровск)
Но для начала оценим данные показатели для страны в целом.
Динамику среднедушевого дохода в РФ можно проследить по таблице ?
Если брать в расчет абсолютные показатели (среднедушевой доход в рублях), то можно заметить, что с 2022 по 2022 года он увеличился с 12603 рублей в 2022 году до 20712 рублей в 2022 году???. Увеличение составило 8109 рублей. Увеличение среднедушевого дохода населения по годам составило в 2019 году - 2345 рублей по сравнению с 2022 годом, в 2020 году - 2061 рубль (по сравнению с 2019 годом), в 2021 году - 1872 рубля (по сравнению с 2020 годом), в 2022 году - 1831 рубль (по сравнению с 20220 годом).
Таблица 2.1 - Среднедушевой доход населения за период 2022-2022 года, рубли[19]
Показатель | Годы | ||||
| 2022 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 |
рублей в месяц | 12603 | 14948 | 17009 | 18881 | 20712 |
Однако если проследить динамику изменения среднедушевого дохода населения в процентном соотношении по отношению к предыдущему периоду, можно отметить тенденцию к снижению уровня среднедушевого дохода населения.
Увеличение среднедушевого дохода населения неуклонно становится все меньше на протяжении всего рассматриваемого периода. Причинами данного явления может являться кризис 2019-2020 годов, который стал причиной спада производства, сокращения уровня заработной платы, массового сокращения рабочих мест, как следствие резкое увеличение числа безработных. Самое большое снижение уровня среднедушевого дохода населения приходится на кризисный и после кризисный периоды с 2019 по 2020 года. Начиная с 2021 года начинается выравнивание изменения данного показателя.
Обеспечение высоких показателей продолжительности жизни, высокого уровня образования, культурной жизни являются важными показателями, характеризующими социально - экономическое положение и развитие страны в целом и ее субъектов. Для поддержания стабильного уровня данных показателей необходимо наличие достаточного числа учреждений здравоохранения, культуры, образования и спорта. Для этого проследим динамику изменения количества учреждений культуры, спорта образования и здравоохранения (таблица 2.2).
Таблица 2.2 - Количество учреждений образования, культуры, здравоохранения и спорта за период с 2019 по 2022 года, штук[20]
Показатель | Годы | |||
| 2019 | 2020 | 2021 | 2022 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Учреждения образования | 103312 | 101481 | 98629 | 96668 |
Учреждения спорта | 10626 | 11324 | 5575 | 6819 |
Учреждения культуры | 37345 | 35721 | 34562 | 27590 |
Учреждения здравоохранения | 8342 | 7482 | 7440 | 6533 |
Итого | 159624 | 156008 | 115100 | 137610 |